Яндекс.Метрика

Концепция государственного мониторинга продовольственной безопасности с использованием цифровых технологий

Цифровые технологии становятся неотъемлемым элементом не только глобальной, но и национальной стратегии обеспечения продовольственной безопасности. Формирование цифровых платформ в АПК и их интеграция с аналогичными платформами в других сферах экономики позволяет значительно увеличить эффективность и качество управления аграрным сектором и повысить экономическую эффективность его функционирования. Представленный материал не претендует на глубину проработки каждого из затронутых вопросов, однако затрагивает наиболее значимые из них. Аналитические и экспертные обзоры, касающиеся этих вопросов, носят выборочный и субъективный характер. Целью данной статьи является обсуждение концептуальных положений по организации государственного мониторинга продовольственной безопасности с использованием цифровых технологий, которые в перспективе могли бы стать основой проекта. В данной работе исследуются ключевые аспекты внедрения цифровых технологий в систему государственного мониторинга продовольственной безопасности. Основное внимание уделяется компонентам, функциям и цифровым технологиям, которые можно применять как при организации государственного мониторинга продовольственной безопасности, так и при формировании реализации новой парадигмы экономических отношений в АПК, включая государственную поддержку, льготное кредитование, налогообложение, ценообразование и другие. Значимость предложенных преобразований заключается в их способности укреплять продовольственную безопасность на национальном, региональном и поселенческом уровнях. Использование предложенных цифровых технологий позволит не только увеличить уровень самообеспеченности, но и принять меры для снижения зависимости от внешних геополитических факторов, повысит эффективность государственной поддержки, позволит принимать оперативные управленческие решения в режиме реального времени.

Возможности повышения продовольственной безопасности России за счет развития программ импортозамещения

В статье поднимаются вопросы необходимости корректировки модели импортозамещения, реализуемой на современном этапе развития АПК России, что неизбежно влечет за собой расширение программ импортозамещения сельскохозяйственной и продовольственной продукции. На основе статистических данных за 2015-2021 гг. проведена оценка уровня самообеспечения страны основными продуктами питания, проанализирована динамика посевных площадей, а также дана оценка эффективности реализации основных видов сельскохозяйственной продукции в России. По результатам проведенного анализа выявлены слабые стороны в реализации программ импортозамещения в АПК на современном этапе, основными из которых являются высокая зависимость от импортного фонда семян; отсутствие высокопродуктивного отечественного генетического материала для отраслей животноводства; ограничение импорта передовой сельскохозяйственной техники и технологий и др. Природа сдерживающих факторов кроется в модели, реализуемой в настоящее время в АПК, в основе которой лежит приоритетное развитие (а значит, и государственная поддержка) производства отечественного продовольствия в наиболее конкурентоспособных кластерах. Это, в свою очередь, не позволяет воссоздать единую цепочку производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. Однако, в целом, несмотря на сохраняющиеся проблемы, следует говорить об эффективности и высокой результативности импортозамещения в АПК России, что определяется опережающими темпами роста экспорта сельскохозяйственной продукции по сравнению с темпами роста импорта. В этой связи отдельные структурные элементы реализуемой модели импортозамещения в АПК в рамках проводимой политики импортозамещения и снижения импортной зависимости в российской экономике могут быть имплантированы и в другие отрасли. В своем исследовании авторы исходят из идеи (и это составляет его научную новизну) о необходимости реализации в перспективе неоиндустриальной модели импортозамещения в АПК, которая предполагает воссоздание в национальной экономике всех цепочек формирования добавленной стоимости: от селекции и генной инженерии до производства конкурентоспособных технологий как основополагающем факторе в повышении продовольственной безопасности России в условиях усиления внешних шоков. Для реализации представленной модели критически важным в ближайшей перспективе становится разработка и внедрение дополнительных мер государственной поддержки, направленных на увеличение производства молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции; создание отечественной семеноводческой базы, племенного поголовья птицы и скота, а также протекционистских мер для производителей сельскохозяйственной техники.

Стимулирование спроса на отечественные инновационные продукты и технологии в АПК: инструменты и механизмы

Необходимость увеличения объемов производства отечественной сельскохозяйственной продукции актуализирует задачу создания механизмов поддержки и стимулирования спроса на инновационную продукцию АПК. Цель исследования: разработка инструментария и механизмов поддержки и стимулирования спроса на отечественные инновационные продукты в АПК. В процессе исследования применялись монографический, абстрактно-логический, аналитический, экономико-статистический методы исследования. Исследованы инструменты и механизмы государственной поддержки и стимулирования спроса на отечественные инновационные продукты. Осуществлен анализ селекционного развития отечественного аграрного производства в рамках ФНТП, исследованы формы поддержки стимулирования спроса на новые сорта и посадочный материал, новую технику, технологии производства кормов, технологии для мясного и молочного скотоводства. Разработаны методические подходы по реструктуризации государственной поддержки регионов в направлении увеличения субсидий с учетом достигнутого уровня инновационности аграрного производства. На основе предложенных подходов рассчитан возможный прирост сельскохозяйственного производства в регионах Приволжского федерального округа. Разработаны направления поддержки и стимулирования спроса на отечественные инновационные продукты на основе адаптации концепций стратегического маркетинга к агропромышленному производству. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования при разработке механизмов государственной поддержки спроса на инновационные продукты и цифровые технологии в агропромышленном комплексе.

Земельный контроль в стратегии повышения эффективности использования земельных угодий

Целью исследования являлся анализ изменений в организации земельного контроля и определение направлений его совершенствования в современных условиях хозяйствования. Рассмотрены особенности формирования нормативно-правовой базы в ходе становления института земельного контроля за период от начала земельной реформы 90-х годов по настоящее время. Сделан вывод о наличии на федеральном и региональном уровнях необходимой системы конкретных правил, органов управления, их функций и взаимодействий в решении задач повышения ответственности участников земельных отношений за несоблюдение требований земельного законодательства. С использованием данных Росреестра, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Россельхознадзора дана оценка изменения динамики контрольно-надзорных мероприятий в сфере землепользования в целом по стране и более детально в регионах Северо-Западного федерального округа. Сформулированы предложения по повышению эффективности механизма контроля над охраной и использованием земель сельскохозяйственного назначения как важнейшего элемента реализации государственной земельной политики.

Зеленый аграрный кластер Волго–Донского междуречья

Научные подходы в развитии сельского хозяйства обосновывают формирование таких организационно-правовых форм, как отраслевые и региональные кластеры. Зеленые кластеры для российской экономики явление новое, но весьма перспективное, поскольку их деятельность направлена на насыщение рынков органической продукцией, применение в производстве природосберегающих (зеленых) технологий. Волго-Донское междуречье является одной из равнин европейской части России с интенсивным сельскохозяйственным производством. Целью исследования стало изучение условий создания в зоне Волго-Донского междуречья зеленого аграрного (садоводческого) кластера. В числе задач было изучение международной и российской практики развития зеленых кластеров, привлечения частных инвестиций, создания условий для интенсификации сельскохозяйственного производства. Объектом исследования стали агроландшафты Волго- Донского междуречья и предпринимательская деятельность в агропромышленном комплексе. Исследования показали, что междуречье является перспективной площадкой для развития зеленого садоводческого кластера на основе интенсификации предпринимательской деятельности с синергетическим эффектом, формирования экологически устойчивых агроландшафтов. Развитие зеленых аграрных кластеров в области промышленного садоводства, с запланированным выходом продукции с единицы площади зеленых насаждений, требует многофакторного подхода с созданием условий для внедрения инноваций. Экономико-математическое моделирование позволило определить диапазон положительных значений для функционирования зеленого садоводческого кластера, а построение типовой модели, выделить сильные стороны, обеспечивающие интенсификацию садоводства, и слабые, указывающие на недостаточное финансирование и должное логистическое сопровождение. Формирование на региональном уровне зеленых аграрных кластеров будет способствовать реализации государственной политики в обеспечении Продовольственной безопасности, экспортной направленности сельскохозяйственного производства и выполнения целей устойчивого развития.

Возможности научно-технического прогресса и инновационного развития в сельском хозяйстве

Используя теоретические положения экономической науки, обоснована связь между соотношением затрат живого и овеществлённого труда, простого и сложного труда и возможностями научно-технического прогресса и инновационного развития в сельском хозяйстве. Показана разная степень этих возможностей применительно к крупным предприятиям и агрохолдингам, средним производствам и малым формам хозяйствования. Одной из особенностей аграрного производства является объективно оправданное неравномерное распространение достижений научно-технического прогресса и инноваций среди разных групп хозяйствующих субъектов. Особенности живого и овеществлённого, простого и сложного труда обусловливают характер и возможности научно-технического прогресса в различных секторах сельскохозяйственного производства. Сделан вывод о необходимости дифференцированного подхода к разработке программ по технологическому и инновационному развитию для различных групп хозяйствующих субъектов в аграрном производстве.

Резильентность агропроизводственных систем

Устойчивое функционирование национальной агропроизводственной системы (АПС) имеет важное значение для любого государства. Деятельность АПС обеспечивает продовольственную безопасность страны, что является основой ее экономической независимости. Однако в условиях нестабильной внешней среды функционирование агропроизводственной системы подвержено влиянию различных негативных факторов. Чтобы сохранить свою устойчивость, АПС должна иметь способность противостоять потрясениям, адаптироваться к новым условиям и возвращаться в исходное состояние. Следовательно, АПС должна обладать резильентностью. Для восстановления после потрясений необходимы ресурсы, время и условия. Скорость восстановления зависит от силы и длительности воздействия. Однако для дальнейшего успешного функционирования недостаточно возвращения в исходное состояние. За период восстановления возможны изменения во внешней среде. В результате, АПС может оказаться неспособной противостоять новым вызовам. Поэтому ей необходимо опережающее развитие. Это поможет справиться со следующими волнами потрясений. После адаптации к новым условиям АПС необходимо трансформироваться для дальнейшего роста и развития. Как показывает практика, более успешные хозяйствующие субъекты являются достаточно гибкими и устойчивыми. Они в короткие сроки способны преодолевать трудности и сохранять способность к развитию. Следовательно, устойчивость и резильентность взаимосвязаны. Резильентность является ресурсом экономического развития. Поэтому резильентность АПС следует рассматривать с позиции оперативной способности к восстановлению. Устойчивость развития агропроизводственной системы тесно связана с социальной, экономической, экологической резильентностью территорий размещения производств. В экономически успешных регионах АПС также демонстрирует более высокие темпы развития. Это обусловлено тем, что экономика региона обладает резильентностью, она способна поглощать потрясения и восстанавливаться после них. Поэтому важна государственная антикризисная поддержка АПС.

Факторы рентабельности производства в условиях холдингизации сельского хозяйства Алтайского края

Цель исследования - определение значимости и влияния цен по основным видам сельскохозяйственной продукции на рентабельность производства в сельскохозяйственных организациях Алтайского края, который является одним из развитых аграрных регионов России. Для более детальной оценки исследуемых процессов на примере молока, которое в 2016-2023 гг. формировало 11,77-19,03% доходов сельскохозяйственных организаций Алтайского края, была проверена и опровергнута (в условиях анализируемого периода, региона, продукции) гипотеза о том, что в юридически самостоятельных сельскохозяйственных организациях и хозяйствующих субъектах под управлением холдинговых формирований ценовой механизм формирует существенные различия в финансовых результатах. В статье определены основные тенденции изменения рентабельности сельскохозяйственного производства в Алтайском крае, выявлено низкое влияние структурных факторов и высокое влияние ценовых факторов: в период 2018-2021 годов ценовая конъюнктура на аграрных рынках была благоприятной и уровень рентабельности повышался; в 2022-2023 годах ценовая конъюнктура на аграрных рынках была неблагоприятной и уровень рентабельности снижался, установился длительный «диспаритет цен». На примере производства молока была сопоставлена рентабельность производства в холдингах и юридически самостоятельных организациях. Обосновано, что холдинговые формирования, осуществляющие деятельность в Алтайском крае, в рамках трансфертного ценообразования не повышали цены по контролируемым сделкам, используя другие инструменты финансового управления для поддержания финансового состояния сельскохозяйственных организаций, в том числе внутрихолдинговое кредитование. Более высокая рентабельность производства молока в холдингах, низкая продуктивность коров и оплата труда работников связана с недостаточной распространенностью вертикальной интеграции в молочном скотоводстве. Перспективы повышения эффективности молочного скотоводства региона связаны с реализацией крупных инвестиционных проектов холдингами федерального и регионального масштаба.

Оценка финансового положения сельскохозяйственных организаций в России

Сельское хозяйство - важный сектор экономики страны, который обеспечивает свое население продовольственной безопасностью, а также является источником экспортных доходов. Проблемой для сельскохозяйственного сектора в России является изменение климата, который существенно влияет на производство животноводческой продукции, урожайность различных сельскохозяйственных культур. По данным Росстата валовая продукция сельского хозяйства в 2020 году увеличилась на 3,3% по сравнению с предыдущим годом. Общий объем сельскохозяйственного производства в России составил около 6,4 трлн рублей (примерно 87 млрд долларов США). Объем продукции в сельском хозяйстве по итогам 2023 года составил 8,34 трлн руб., что на 0,3% меньше, чем в 2022 году, на это повлиял фактор инфляции в размере - 7,4%. Сельское хозяйство в России развивается, это видно по обеспеченности сельхозпродукцией населения и ее экспортом за рубеж. Проблема недостаточности инвестиционных собственных средств для модернизации основных средств, приобретения инновационных, современных технологий для обработки и выращивания сельхозяйственных культур, и меньшее выделение инвестиционных средств из бюджетов различных уровней может влиять на дальнейшее развитие сектора сельского хозяйства.

Оценка эколого-экономических и социальных эффектов низкоуглеродной трансформации региональных агропродовольственных систем

Принятие Стратегии низкоуглеродного развития России актуализирует задачу по низкоуглеродной трансформации сельского хозяйства нашей страны. Выбор траекторий развития при снижении эмиссии парниковых газов должен происходить на основе системного подхода. Для решения таких многомерных и многокритериальных задач в мире используются методы математического моделирования, позволяющие учитывать различные компромиссы при выборе допустимых социально-экономических и экологических последствий. Целью данной работы является исследование методом модельных экспериментов потенциала декарбонизации региональных агропродовольственных систем России при различных сценарных условиях и получение прогнозных оценок эколого-экономических и социальных эффектов от снижения эмиссии парниковых газов. В качестве инструмента используется разработанная информационно-аналитическая система ДЕКАРБОН_СХ, которая позволяет оценить параметры процесса декарбонизации сельского хозяйства, его вариации на множестве регионов, структурные сдвиги показателей, определяющих состояния региональных агропродовольственных систем России. Результаты расчетов, выполненные в данной работе с использованием ДЕКАРБОН_СХ, позволяют утверждать, что низкоуглеродная трансформация приведет к широкомасштабным структурным сдвигам в региональных агропродовольственных системах. Углеродная нагрузка на животноводство приведет к смещению отраслевой структуры в сторону поголовья сельскохозяйственных животных с низкими удельными выбросами парниковых газов и к уменьшению поголовья молочных коров. В случае малых углеродных нагрузок в большинстве регионов улучшается самообеспеченность населения по основным видам продовольствия. В варианте «жесткой» карбоновой стратегии наблюдается снижение самообеспеченности населения регионов в разных сочетаниях по видам продовольствия. Виртуальные выгоды от реализации углеродных единиц в масштабах Российской Федерации не окупают потерь сельского хозяйства в случае реализации им «жесткой» стратегии декарбонизации.