В современных условиях необходимо задействовать факторы производства, которые не требуют значительных издержек, но являются почти повсеместно доступным и эффективным средством для устойчивого ведения сельского хозяйства. Среди них пространственное развитие отрасли во многом способно обеспечить ее устойчивое развитие почти в каждом регионе страны. Оно наиболее эффективно, когда производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции сориентировано на максимальное соответствие природных условий биологическим требованиям и особенностям возделывания каждой сельскохозяйственной культуры и выращивания определенного вида скота и подкрепляется использованием эффективной системы аграрного страхования с государственной поддержкой. При этом важно обеспечить баланс экономических интересов между немногочисленными страховыми организациями и сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет совершенствования законодательного и научного сопровождения аграрного страхования с государственной поддержкой. Это позволит достигнуть определенного равновесия между экономическими потерями сельскохозяйственных товаропроизводителей и размерами их компенсации государством вне зависимости от степени воздействия негативных погодно- климатических аномалий на ведение сельского хозяйства и его отдельных подотраслей.
Статья посвящена анализу механизмов государственного регулирования развития агропромышленного комплекса в условиях санкций за последние три года. В статье рассматриваются последствия санкционного давления негативного характера, связанные с ограничением импорта, переориентацией рынков сбыта, и позитивные аспекты постсанкционого государственного регулирования в сторону усиления стимулирования импортозамещения, развития собственного производства, инноваций, модернизации производства. Выявлены особенности государственного регулирования в современных условиях, направленных на смягчение негативного воздействия санкций, стимулирование устойчивого сбалансированного развития всех отраслей сельского хозяйства и обеспечение продовольственной безопасности страны. Отмечается эффективность адаптивного подхода принятия и реализации антисанкционных мер государственной поддержки в период наиболее жесткого проявления санкций. Предлагается необходимость дальнейшей корректировки и совершенствования механизмов государственного регулирования деятельности субъектов аграрного бизнеса, использования модифицированных механизмов государственной поддержки в виде субсидий, льготного кредитования, финансирования обновления кадрового состава, развитие малых форм хозяйствования, стимулирования инноваций и модернизации предприятий АПК.
Актуальность темы исследования определяется важностью разработки налоговых инструментов в обеспечении приоритетных задач в агропромышленном комплексе в краткосрочной перспективе. Статья посвящена анализу взаимосвязи экономической эффективности сельскохозяйственной деятельности в России и отдельных странах с осуществляемой в Российской Федерации налоговой политикой. По результатам исследования распределения налоговой нагрузки между различными группами сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях применения общего режима налогообложения, специального режима налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и упрощенной системы налогообложения предложены меры по формированию сбалансированной налоговой среды для российских сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях создания благоприятных условий для инвестиций, роста уровня продовольственной безопасности России в условиях экономических санкций.
Льготное кредитование сельскохозяйственных производителей выступает одной из значимых форм государственной поддержки. Однако в последнее время, в связи с ростом ключевой ставки, проценты для фермеров выросли, государство перешло к системе плавающих процентов. Также пересмотрены в сторону увеличения проценты по уже взятым кредитам за период с 2017 по 2022 годы. Одновременно вырастает эффективность вложений в инструменты финансового рынка. В этих условиях деятельность в рамках сельского хозяйства становится не выгодной, а система поддержки льготного кредитования не столь действенной. В работе проведен анализ деятельности банков по льготному кредитованию сельскохозяйственных производителей, выявлено снижение объемов выдаваемых кредитов. Предложен подход к повышению эффективности механизма поддержки сельскохозяйственных организаций в рамках льготного кредитования. Для решения проблемы предложено создание инвестиционных фондов, которые будут аккумулировать средства господдержки и приумножать их в условиях роста доходности финансовых инструментов.
Изменение климата является одним из наиболее значимых глобальных вызовов, оказывающих непосредственное влияние на агропродовольственный комплекс и связанные с ним отрасли. Усиление экстремальных погодных явлений, сдвиги агроклиматических зон и прочие последствия требуют разработки системных мер адаптации. Актуальность исследования обусловлена необходимостью применения научно обоснованных подходов к управлению климатическими рисками, особенно в условиях высокой неопределенности и региональной специфики. Статья посвящена методологическим аспектам адаптации агропродовольственного комплекса к изменению климата. В исследовании обобщены основные принципы управления климатическими рисками на основе системного и междисциплинарного подходов. Разработана модель поэтапного адаптационного процесса, включающая сбор данных, анализ уязвимости, оценку рисков, формирование стратегий, их реализацию и мониторинг. Особое внимание в статье уделено вопросам эффективного управления адаптацией, сочетающего стратегическое планирование с оперативными мерами реагирования на климатические угрозы. Важным теоретическим вкладом работы является анализ институционального аспекта адаптации. Приведена многоуровневая система планирования адаптации АПК, интегрирующая национальные, региональные, отраслевые и хозяйственные механизмы, что обеспечивает согласованность действий всех участников процесса. Результаты исследования представляют научно обоснованную базу для разработки стратегий адаптации агропродовольственного комплекса, способствующих его устойчивому развитию в условиях глобальных климатических изменений.
Статья посвящена актуальной проблеме управления плодородием почв на основе применения удобрений. Показана роль нашей страны как крупнейшего производителя на мировом рынке минеральных удобрений и динамика масштабов их национального производства. В сопоставлении с общероссийским показателем приведены данные о достаточно низком содержании гумуса на пахотных землях в условиях Северо-Запада, что обостряет вопрос его компенсации. Проведен анализ объемов внесения минеральных удобрений в расчете на 1 гектар посева культур в сельскохозяйственных организациях Северо-Западного федерального округа. Установлено, что, во-первых, сохраняется территориальная неравномерность процесса интенсификации в растениеводстве. Во-вторых, за исключением двух субъектов Федерации, в регионах Северо-Запада наблюдается отставание от общероссийского показателя внесения минеральных удобрений на единицу площади, а в семи регионах – даже от среднего по округу. Отмечены очень небольшие объемы внесения органических удобрений и факторы их определяющие, в том числе последствия исключения навоза и помета из перечня животноводческих отходов. Сделан вывод, что для решения комплекса вопросов эффективного землепользования в условиях Северо-Запада, на основе мер господдержки необходимо увеличить спрос товаропроизводителей на минеральные удобрения и стимулы для более активного задействования имеющихся ресурсов органических удобрений.
При обострении мировой политической обстановки в связи с усилением санкций со стороны западных государств особую значимость приобретает задача повышения уровня самообеспеченности продовольствием в России. В статье выполнен сценарный анализ потенциальных последствий, вызванных текущим санкционным режимом, на сельскохозяйственное производство в арктических территориях РФ. Исследование базируется на пространственной модели частичного равновесия на оптовых рынках сельскохозяйственной продукции субъектов Российской Федерации ВИАПИ имени А.А. Никонова – филиала ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ. Дана оценка финансовому балансу производства сельскохозяйственной продукции, проанализированы изменения объёмов её выпуска и индексов цен под влиянием основных санкционных угроз, в качестве которых рассматриваются барьеры для экспорта и сокращение средств производства. Рассчитаны отклонения выручки сельскохозяйственных организаций от базового сценария, в результате чего оценено влияние исходов на размер государственной помощи. На основании выявленных тенденций сделан вывод о негативном воздействии санкционного давления на обеспечение населения продуктами питания, финансовое состояние субъектов аграрного сектора. Выделено особое значение господдержки, установлена необходимость разработки механизмов её совершенствования, направленных на ослабление и предотвращение санкционных последствий.
Статья посвящена одной из ключевых проблем в агропромышленном комплексе России – подготовке кадров в целях реализации отраслевых стратегических приоритетов. Отмечено, что в стране, на протяжении многих лет, наблюдается неуклонная тенденция к снижению численности работников, занятых в сельском хозяйстве. Решение проблем социально-экономического характера в сельской местности возможно только при тесном взаимодействии государства, институтов развития и бизнеса. Обеспечить укомплектованность кадрами предприятий АПК на уровне 95% к 2030 г. призван федеральный проект «Кадры в АПК». В работе показано, что развитие кадрового потенциала отраслей сельскохозяйственного производства невозможно без опережающего развития науки, инновационной деятельности и аграрного образования. Только высококвалифицированные работники способны быстро приспосабливаться к современным технологическим процессам и внедрять в производство передовые научные решения. Исследованиями установлено, что количественный и качественный разрыв между потребностями отрасли в рабочих кадрах и специалистах среднего звена изменяется, в зависимости от подотраслей, от 30 до 70% от потребности. Сделан вывод, что достичь баланса в пополнении кадровых ресурсов с учетом множества факторов возможно только на основе комплексного государственного подхода по: достижению технологического суверенитета, развития аграрной науки, цифровой трансформации сельского хозяйства, вводу в оборот новых земель, развитию сельской экономики и территорий. Предложена новая система подготовки кадров. Которая предлагает уход от бакалавриата, магистратура обеспечит обучающихся специализированными знаниями и компетенциями, а аспирантура – подготовку научных кадров высшей квалификации, способных формировать фундаментальную базу и осуществлять трансфер научных решений в реальный сектор экономики. Важная роль в этом процессе отводится институтам развития. В работе рассмотрена деятельность института развития АО «Россельхозбанк», который является одним из инструментов государственной кадровой политики в АПК. Такой подход позволил разработать комплекс мер по формированию многоуровневой системы подготовки специалистов для реализации отраслевых стратегических приоритетов, с акцентом на междисциплинарность, цифровые компетенции и управление инновациями.
Необходимым инструментом для понимания текущего состояния отрасли, выявления возможностей для улучшения и определения стратегий для дальнейшего развития, является оценка уровня ее цифровой трансформации. Оценка позволяет выявить, насколько успешно внедряются технологии, какие результаты они приносят, на каком этапе цифровой трансформации находится оцениваемый объект и какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы перейти на следующий уровень развития. Полное представление о состоянии цифровой трансформации в сельском хозяйстве даст интегральный показатель, отражающий оценку технологической инфраструктуры, использования цифровых инструментов, уровень квалификации кадров, уровень эффективности производства. Интегральный показатель предоставит возможность сравнивать уровень цифровой трансформации между различными регионами, районами или предприятиями. Это поможет выявить лучшие практики и определить комплекс мероприятий, направленных на продвижение процесса цифровой трансформации. Определение интегрального показателя цифровой трансформации в сельском хозяйстве является важным шагом к созданию обоснованной системы оценки. Авторами предложен комплексный подход к разработке интегрального показателя, который включает в себя как количественные, так и качественные параметры, отражающие уровень цифровой трансформации процессов в сельском хозяйстве. Разработан метод анализа для выявления ключевых параметров развития объектов цифровой трансформации. Разработаны рекомендации по формированию системы показателей, характеризующих оценочные значения каждого этапа цифровой трансформации, которая позволит не только определить текущий уровень цифровой трансформации, но и прогнозировать дальнейшие изменения в аграрной сфере. Результаты исследования могут быть использованы для практического применения в рамках стратегического планирования в области сельского хозяйства.
В условиях усиления санкционного давления со стороны недружественных стран Запада и расширения комплекса инструментов вторичных санкций актуализируется необходимость разработки приоритетных направлений долгосрочной стратегии импортозамещения и укрепления экспортных позиций России на мировом рынке. В этой связи представляется целесообразной рационализация пространственной организации сельского хозяйства через создание специализированных высокотехнологичных зон производства отдельных видов продукции для повышения продуктивности, улучшения качества получаемой продукции и снижения затрат на базе рационального использования биоклиматического потенциала территории и производственных ресурсов, активного внедрения и масштабного применения инновационных технологий. Цель работы заключалась в разработке структуры зоны высоких технологий производства яровой твердой пшеницы в Левобережной зоне Саратовской области. Размещение товарных специализированных зон производства твердой пшеницы в Саратовской области обусловлено соответствием ее биоклиматического потенциала потребностям культуры, приграничным расположением и традиционной специализацией региона, наличием крупных мощностей по переработке зерна, эффективного взаимодействия систем производства, переработки и сбыта, внутренних и внешних рынков сбыта, развитой транспортно- логистической сети. Авторами применялись монографический и абстрактно-логический методы. В результате проведенного исследования предложена и обоснована организационно-экономическая структура специализированной высокотехнологичной зоны производства яровой твердой пшеницы, детерминирующая повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и инновационного потенциала отрасли на основе развития молекулярно-генетической работы в направлении совершенствования хозяйственно ценных признаков селекционного материала за счет установления специальной семеноводческой зоны, оптимизации и гармонизации научно-производственного взаимодействия, конвергенции интересов организаций-участников посредством создания координационного блока, обеспечения корреляции вектора селекционных исследований и актуальных потребностей рынка путем формирования Единой цифровой платформы, оперативного внедрения и освоения инновационных продуктов и технологий вследствие инкорпорирования научного модуля.