Яндекс.Метрика

Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности Союзного государства

В статье на основе анализа директивных документов и оценки развития Союзного государства России и Беларуси в сфере обеспечения его продовольственной безопасности изложены концептуальные подходы по основным направлениям формирования единой аграрной политики в рамках Союза и возможности достижения коллективной продовольственной безопасности. Поскольку ключевой задачей развития Союзного государства является надежное обеспечение продовольственной безопасности двух стран, то важную роль в ее решении должна сыграть единая аграрная политика. Их одновременное и поэтапное формирование возможно при использовании эффективных организационно-экономических мер и механизмов, предусматривающих оптимальное сочетание рыночного саморегулирования и государственного воздействия на производство, обмен, распределение и потребление сельскохозяйственной и продовольственной продукции. При этом аграрная сфера экономики является основой не только обеспечения продовольственной безопасности каждого из государств Союза, но и их социально-экономического развития. В этой связи можно считать, что обеспечение продовольственной безопасности Союзного государства способствует более активному формированию его единой аграрной политики. В условиях продолжающегося усиления санкционного давления на Россию и Беларусь и проведения СВО важно скорректировать и скоординировать организационно-экономические меры и действующие механизмы, направленные на достижение коллективной продовольственной безопасности Союзного государства.

Потребление продуктов питания в сельских домохозяйствах России как элемент продовольственной безопасности страны

Цель данного исследования - выявить тенденции развития процессов потребления продуктов питания в сельских домохозяйствах России, выступающих как характеристики продовольственной безопасности страны. Авторами осуществлен анализ структуры располагаемых ресурсов в сельских домохозяйствах РФ и установлено, что доминирующей статьей в структуре располагаемых ресурсов в сельских домохозяйствах РФ являлись денежные расходы, доля стоимости натуральных поступлений продуктов питания в 2022 г. относительно 2017 г. сокращается. Выявлено, что в 2017 и в 2022 г. году в структуре потребительских расходов сельских домохозяйств преобладают расходы на питание; наблюдается небольшое сокращение доли расходов на непродовольственные товары, имеет место заметная дифференциация удельного веса расходов на оплату услуг в структуре расходов на потребление в зависимости от места проживания. В сельских домохозяйствах РФ потребляется существенно больше хлебных продуктов, картофеля, сахара и кондитерских изделий (по сравнению с городскими домохозяйствами). В 2022 г. относительно 2017 г. сократилось потребление хлебных продуктов, картофеля, фруктов и ягод, рыбы и рыбопродуктов, масла растительного и других пищевых жиров; одновременно с этим на селе увеличилось потребление овощей и бахчевых, мяса и мясопродуктов, яиц. Сделано заключение о том, что повышение уровня доходов населения, как важнейшего фактора, определяющего уровень потребительских расходов, будет содействовать позитивным изменениям в структуре потребления сельских домохозяйств, что окажет в перспективе положительное влияние на состояние демографического и трудового потенциала населения, проживающего на сельских территориях России.

Земельные ресурсы сельскохозяйственного назначения Поволжского района вчера, сегодня и завтра

Принимая во внимание изменения в глобальной экономике, перенастройку логистики на новые рынки сбыта отечественной аграрной отрасли, важным остается бережное отношение к собственным земельным ресурсам, сохранение естественного природного плодородия земли сельскохозяйственного назначения для будущих поколений и возрождение традиций земледелия на исторических аграрных территориях Поволжья. Восстановление и популяризация сельского уклада жизни становится актуальным и одновременно востребованным для большинства регионов нашей огромной страны. Возрождение сельского предпринимательства, задуманное в начале реформ 90-х годов прошлого столетия, будет способствовать пополнению местных муниципальных бюджетов и поможет сохранить ценные земельные ресурсы.

Теневая экономика в сельском хозяйстве России и меры борьбы с ней

В работе предложен подход к определению максимально допустимого уровня теневой экономики в сельском хозяйстве России. Данный подход требует определения объема теневой экономики сельского хозяйства. Поскольку анализ ведется по России в целом, то используется «корректировка валовой добавленной стоимости на теневые операции юридических лиц» (в % к ВДС раздела А «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство»). Также необходимы данные о затратах государства на борьбу с теневой экономикой в сельском хозяйстве. Для их оценки используются данные о бюджетных расходах на федеральные государственные информационные системы. На основе анализа работ выделены наиболее приемлемые для России меры борьбы с теневой экономикой. Итоги исследования представляют интерес для органов управления при разработке стратегий сокращения уровня теневой экономики, а также определяют перспективность улучшения бизнес-среды в отрасли. Это важно для стимулирования выхода субъектов из теневого сектора в официальный.

Понятие «качество внутреннего аудита» и его практические характеристики

В статье приведено авторское понимание вопроса качества внутреннего аудита с учетом отраслевой специфики аудируемых объектов в отрасли АПК, предложены критерии, основываясь на которых можно составить представление о качестве не столько собственно стандартизированного внутреннего аудита, сколько о качестве аудиторского исследования, проведенного в отношении конкретного объекта, состояние которого отражает проверяемая отчетность как внешняя, так и внутренняя. Авторами систематизированы типовые принципы, реализация которых обеспечивает функциональность системы внутреннего аудит-контроля и достижение цели конкретных проверок, определен их состав и значение в методологии учета, аудита и контроля, формализованных в соответствующих Федеральных законах и стандартах РФ. Делается вывод о том, что внутренний аудит как звено внутреннего контроля должен восприниматься как важнейший функциональный элемент системы корпоративного менеджмента.

Влияние пандемии на устойчивость развития сельского хозяйства

В статье представлено исследование влияния пандемии как внешнего фактора устойчивого развития сельского хозяйства. Цель работы состоит в выявлении параметров устойчивого развития сельского хозяйства Российской Федерации и регионов. Рассчитаны цепные коэффициенты прироста показателей на основе данных Росстата за период 2018-2021 гг. Установлено, что параметром развития животноводства в Российской Федерации, Ленинградской и Пензенской области в 2020 г. является увеличение коэффициента прироста производства молока (соответственно, Кпр=0,03, Кпр=0,03, Кпр=0,12). В 2020 г. выявлена тенденция увеличения коэффициента прироста валового сбора зерна для Российской Федерации (Кпр=0,10). Параметрами развития растениеводства в Российской Федерации и Пензенской области в 2021 г. выступают коэффициенты прироста валового сбора сахарной свеклы, семян (соответственно, Кпр=0,22, Кпр=0,17), подсолнечника (Кпр=0,18 и Кпр=0,12). Нейтральным к пандемии процессом в Российской Федерации является производство яиц. Устойчивость цепного коэффициента прироста в 2020 г и 2021 г. характерна для продукции сельского хозяйства в Российской Федерации и в изученных регионах. В 2020 г. имела место дифференциация развития сельскохозяйственного производства на основе сокращения коэффициента прироста валового сбора зерна в Ленинградской области (Кпр=0,10) и его увеличения в Пензенской области (Кпр=0,74). Научная новизна заключается в сравнительном изучении коэффициента прироста показателей сельского хозяйства в допандемийный год и в период пандемии, что позволило выявить параметры устойчивого развития сельского хозяйства и его подотраслей в исследуемых условиях.

Устойчивость аграрной отрасли как социо-эколого-экономической системы: региональный аспект

В статье обосновано, что принципы и факторы устойчивого развития аграрной отрасли должен определять комплекс трех векторов – социального, экологического и экономического. Достижение равномерного сбалансированного развития сельского хозяйства рассмотрено в динамической последовательности – устойчивое развитие как инновационное направление, как определенное равновесие, способное противостоять внешним шокам и негативным тенденциям кризиса, как поступательное опережающие развитие экономики, как способность рационального использования факторов производства с целью максимального удовлетворения потребностей общества, как определенный процесс, приводящий в итоге к экономическому росту и обеспечению рациональных потребностей населения. С целью комплексной аналитической оценки социо-эколого-экономических эффектов рассмотрены тенденции развития аграрного сектора экономики на основе интегральной оценки устойчивости развития экономики региона и значения желательности. Дана сравнительная оценка развития субъекта РФ и муниципальных районов региона с позиций влияния экономического, социального и экологического факторов, проанализированы потенциальные условия развития аграрной отрасли Омской области, посредством сводных индикаторов. Целью исследования является построение концепции новой модели поступательного развития сельского хозяйства региона на основе мониторинга выявления сравнительных преимуществ муниципальных районов с применением положительных практик эффективного менеджмента для аутсайдеров, Новая концепция управления эффективностью агропромышленного комплекса сведена авторами к решению производственных, экономических, экологических и социальных проблем функционирования динамической системы, где устойчивость развития характеризуется способностью сохранять положительный свойства в изменяющихся условиях, обеспечивая минимальный уровень, ниже которого система не может устойчиво функционировать, в силу того, что в определении «устойчивое развитие» заложено определенное противоречие между стагнацией и развитием. Отмечено, что варианты реализации моделей устойчивого развития аграрного сектора экономики должны определяться социально-экономическими стратегиями развития с учетом включения антикризисных мер стабилизации темпов экономического роста с одновременным приростом численности населения до соответствующего уровня экономического развития и социального благополучия.

Ключевые направления роста прибыли и рентабельности организаций аграрной сферы региона

Прибыль и рентабельность являются ключевыми параметрами оценки эффективности аграрного производства. Это также источники простого и расширенного воспроизводства, инновационной деятельности. Сегодня аграрный сектор страны развивается в сложных геополитических условиях, тем не менее, демонстрирует позитивную динамику роста объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Важным направлением роста эффективности сельского хозяйства исследуемого региона являются инновации, цифровая трансформация, а также инвестиции, направленные на замену устаревшего оборудования, техники и технологий. Рост эффективности аграрного производства возможен на базе оптимизации материально-денежных затрат, совершенствования их структуры, поиска направлений экономии, что, как следствие, ведет к росту прибыли, рентабельности. В целях роста эффективности сельского хозяйства на современном уровне его экономического развития целесообразно пересмотреть структуру аграрного производства региона, акцентировав внимание на более выгодных направлениях деятельности.

Организационно-экономический механизм воспроизводства трудовых ресурсов сельского хозяйства

В статье проведен анализ динамики трудовых ресурсов Свердловской области, дана оценка уровня экономической нагрузки сельского населения, проанализированы требования современных работодателей к профильным специалистам аграрного профиля. Проведенный анализ сайтов Свердловской области подтверждает, что работодатели сельскохозяйственных организаций испытывают огромную потребность в квалифицированном персонале. Основные негативные последствия: сокращение неэффективных рабочих мест, изменение структуры занятости и безработицы, высвобождение персонала, дисбаланс спроса и предложения на рынке труда. Одновременно, есть и позитивные тенденции: увеличение спроса на квалифицированную рабочую силу, рост уровня заработной платы (более медленными темпами в сравнении с промышленностью). Не решена со стороны государства и проблема напряженности на рынке труда, которая часто связана с окончанием сезонных сельскохозяйственных работ. Проблемы, связанные с недостатком квалифицированного персонала в сельскохозяйственных организациях можно решить при разработке государственной программы с включением блока государственной поддержки на обучение персонала не менее чем один раз в три года по профессии. По данным 2020 года доля работников, прошедших обучение либо получивших образование от общей численности работников в сельском хозяйстве (сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство) составляла: 4% от численности рабочих; 1.2% от численности руководителей; 1,7% от численности специалистов и 0.2% от численности других служащих. Это свидетельствует об отставании квалификационных характеристик работников от потребностей сельхозтоваропроизводителей.

Цифровая зрелость в региональной системе стратегического развития производства зерна

Стратегическое развитие производства зерна в современных условиях является важным аспектом государственной аграрной политики, а механизмы, обеспечивающие его, должны быть ориентированы на долгосрочный период. Уже сейчас в некоторых передовых хозяйствах, в том числе и Нижегородской области, отмечаем постепенные изменения агротехнологических процессов на основе внедрения цифровых технологий. Однако цифровая трансформация производства в сельском хозяйстве, в том числе и зерновой отрасли, столкнулась с рядом сдерживающим её развитием факторов, главным из которых является то, что хозяйства находятся на разных уровнях цифровой зрелости, что свидетельствует об актуальности выбранного нами направления исследования. При этом на основе критического анализа методик оценки цифровой зрелости было установлено, что существующие слабо применимы к производству зерна ввиду специфики его агротехнологии, что свидетельствует о необходимости разработать методический алгоритм анализа цифровой зрелости производства зерна в регионе (включающий анализ по трём направлениям агротехнологические процессы, картирование полей, мониторинг посевов) и шкалу уровней цифровой зрелости производства зерна в регионе для интерпретации полученных результатов для Нижегородской области об использовании элементов точного земледелия в хозяйствах региона. В результате применения авторского методического алгоритма на научной основе распределены муниципальные образования Нижегородской области по уровню цифровой зрелости, и составлена картограмма цифровой зрелости производства зерна в регионе, а также установлено, что в регионе формируются периферийные центры развития цифровой зрелости производства зерна.