Яндекс.Метрика

Производство органической продукции в регионах: экономический, социальный и бюджетный эффект

Россия сосредоточила на своей территории все необходимое для развития сельского хозяйства и производства органической продукции: многолетние сельскохозяйственные традиции, большие площади сельскохозяйственных угодий, а также низкий уровень интенсификации и химизации АПК по сравнению с развитыми странами. Так, среднее применение минеральных удобрений в Евросоюзе составляет 212 кг/га, тогда как в России – 47, а в Алтайском крае - 23 кг/га (по данным 2022 г.). В современных экономических условиях эффективное ведение сельскохозяйственного производства зависит от степени его равновесия и применяемых организационно- хозяйственных методов. Общественное сознание достигло уровня развития, при котором критерием сельскохозяйственного производства является не только увеличение объема производимой продукции, но и сохранение природных ресурсов, обусловленное постоянно возрастающими нагрузками на факторы природной среды – почвенного покрова, биологических организмов, атмосферы и водных ресурсов, что приводит к нарушению хрупкого природного равновесия. Необоснованное превышение норм синтетических минеральных удобрений, чрезмерное использование химических средств защиты растений, несоблюдение научно обоснованной системы чередования севооборотов, применение интенсивных сельскохозяйственных технологий привели к серьезным экологическим последствиям – снижению плодородия почвы, истощению гумусового горизонта, сокращению популяции животных и птиц в районах интенсивного сельскохозяйственного производства, выбросу химических веществ в атмосферу и водные ресурсы. Теоретические и методологические вопросы, связанные с формированием механизма перехода аграрных организаций к использованию методов экологического производства, остаются нерешенными.

Конъюнктура рынка органического сельского хозяйства: возможности роста для России

Цель работы – исследовать динамику развития мирового и отечественного рынка органического сельского хозяйства и показать возможности роста для РФ. Методологической основой исследования выступает комплексный подход, в рамках которого рассмотрены ряды данных по основным показателям развития органического производства, их динамике и соотношению в РФ и мире. Площадь мировых сертифицированных органических земель непрерывно растёт с 2000 года (рост на 509,3%); в РФ за 10 лет динамика положительная (рост на 348,2%), за 2019-2021 годы отрицательная (снижение на 2,8%). В 2021 г. площадь земель под производством органической продукции в мире – 76,4 млн га, в РФ – 655,5 тыс. га. В 2021 году в мире насчитывалось 3,7 миллиона производителей, 118,7 тысяч переработчиков, 8,6 тысяч импортёров и 9,3 тысячи экспортёров органической продукции. В РФ 66 производителей и 19 переработчиков органической продукции. Объём мирового рынка органической продукции в 2021 году составил 125 млрд евро. В среднем в мире потребление органической продукции составляет 15,7 евро на душу населения в год. В РФ рынок оценивается в 183 млн евро, потребление в 1 евро на человека. Рынок органической продукции в РФ рос за 2019-2021 годы несколько быстрее чем мировой и европейский рынок. Доля России на мировом рынке органики – 0,15%, доля органики на рынке продуктов питания в России – 0,13%. За 2021 год экспортировано органической продукции 4689,1 тыс. т; из РФ в страны Европейского союза – 15,9 тыс. т, в США – 45,9 тыс. т. Рынок органической продукции в России на 63% – импорт. Определены основные тренды развития органического производства: замедление мировых ежегодных темпов роста рынка органической продукции (с 13,4% в 2020 году до 3,5% в 2021 году); ускорение отечественного рынка: в 2020 г. на 1,9% (3,0 млн евро), в 2021 г. на 18,1% (28 млн евро). Показаны возможности для роста производства органического сельского хозяйства в современной России: ускоренное развитие органического производства в России в сфере растениеводства и молочного скотоводства до 2035 года; возможности для расширения экспорта органической продукции из РФ в части продуктов глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью.

Распространение доильных роботов в России

В связи с сокращением численности занятых в сельском хозяйстве, высокой долей тяжелого ручного труда, повышением требований к содержанию коров и качеству молочной продукции, все большее количество хозяйств начинает внедрять автоматизацию и роботизацию в свое производства. Это особенно важно в настоящее время в условиях введенных против России санкций и курса на импортозамещение. Особое внимание уделено распространению доильных роботов, в частности, проведен анализ применения роботов Lely и De Laval по регионам и отдельным сельским хозяйствам страны. Отражены преимущества и недостатки роботизированного доения, а также факторы, влияющие на внедрение данной технологии. Показано, что для хозяйств Калужской и Вологодской области, Республики Татарстан, являющихся лидерами по количеству установленных доильных роботов в России, отмечается рост среднегодового надоя молока на одну корову с момента их внедрения. Кроме доильных, в сельском хозяйстве применяются и другие виды роботов, например, роботы для уборки коровника, подравниватели кормов, роботизированные системы кормления. Однако в настоящее время дальнейшая роботизация молочной отрасли испытывает трудности в связи с тем, что большая часть доильных роботов производится за рубежом, а после февраля 2022 г. некоторые ведущие их производители (например, Lely), ушли с рынка России. Тем не менее, появляются российские разработки, что позволит снизить зависимость от зарубежных технологий.

Динамика и структура производства масличных культур в России

В растениеводстве страны за последние 30 лет произошли значительные структурные изменения. Средний объем валового сбора масличных культур по регионам РФ вырос за анализируемый период в 8 раз, медианное значение объема валового сбора масличных культур выросло в 196 раз. Максимальный объем валового сбора масличных культур вырос в 3 раза, и если в 1996 г. лидером являлся Краснодарский край, то в 2021 г. им является Ростовская область. Производство масличных культур в основном осуществляется в сельскохозяйственных организациях, хотя доля крестьянско-фермерских хозяйствах (индивидуальных предприятиях) выросла за анализируемый период и в настоящее время составляет более 30%. Объем валового сбора масличных культур в КФХ (ИП) вырос за 30 лет более чем в 23 раза, в сельскохозяйственных организациях более чем в 6 раз, а в хозяйствах населения практически не изменился. При сравнительном анализе регионов по уровню урожайности, объемам посевной площади и объемам валового сбора масличных культур, видно, что в число семи регионов лидеров по объемам валового сбора попадают четыре региона, которые являются лидерами по объемам посевной площади (Ростовская область, Саратовская область, Алтайский край, Волгоградская область) и один регион по уровню урожайности (Краснодарский край). Увеличение объемов валового сбора масличных культур в настоящее время происходит в основном за счет увеличения объемов посевной площади. За анализируемый период произошли структурные изменения в объемах производства масличных культур по видам. Так в 1996 году 85,5% в общем объеме производства занимали семена подсолнечника, 8,8% бобы соевые, 1,2% семена горчицы, 4,17% семена рапса. В 2021 г. семена подсолнечника занимают уже 63,0% в общем объеме производства масличных культур, соевые бобы - 19,15%, семена горчицы – 0,58%, семена рапса – 11,24%.

Современное состояние и перспективы развития зернового производства в условиях санкционного давления

Зернопроизводство играет важную роль в обеспечении социально- экономической эффективности деятельности агропромышленного комплекса. Целью данной работы явилось изучение современного состояния, выявление проблем и обоснование перспектив эффективного функционирования зернопроизводства. Исследование проведено за период 2013-2021 гг. и основано на количественном анализе сравнения параметров производства зерна в различных категориях хозяйств. Авторами были выявлены современные тенденции развития зернового производства, характеризующиеся расширением посевных площадей зерновых культур, ростом урожайности и валовых сборов, изменением структуры производства, а также постепенным сокращением роли сельскохозяйственных организаций. Положительная динамика развития отрасли позволила довести уровень самообеспечения продукцией до 150%, доля экспорта в объемах произведенной продукции выросла до 35,3%, а потребление хлебных продуктов на душу населения, несмотря на сокращение, остается на 20% выше установленных рациональных норм. В статье локализован перечень рынков, наиболее перспективных с точки зрения расположения, доступности и тарифной политики в отношении российских товаров. Выявлены сильные и слабые стороны зернового производства, обоснованы возможности их минимизации, связанные с расширением рынков сбыта, сохранением объемов государственной поддержки и содействием экспорту продукции, укреплением финансового состояния субъектов агробизнеса, совершенствованием системы логистики, повышением материально- технической обеспеченности хозяйств. Определены актуальные направления развития отрасли на основе внедрения перспективных технологических решений, решения проблем технической оснащенности, обеспеченности семенами и агрохимикатами, повышения культуры земледелия, а также развития системы товародвижения и диверсификации рынков сбыта.

Потребление мяса в России: ретроспективный анализ

Цель статьи - проведение статистического анализа потребления мяса и мясных продуктов в России на основе изучения ретроспективных временных рядов. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: монографический, абстрактно-логический, анализа и синтеза, а также математико-статистические методы. Результаты исследования показали, что за период 1990-2022 гг. изменилась структура поголовья скота, выявлен тренд на его снижение, что обуславливает изменение объемов производства мяса, замещение его видов - мясо крупного рогатого скота замещает мясо птицы. Среднероссийское потребление мяса и мясопродуктов имеет поступательный тренд на интервале 1928-2022 гг., с несколькими периодами спада. На конец отчетного периода величина показателя достигает 94,2 кг на душу населения, что выше установленных норм в 73 кг в год. Однако в региональном разрезе на 2021 г. фиксируются значительные различия. Особо низкие значения наблюдаются в Северо- Кавказском федеральном округе. Выявленный факт позволил проверить гипотезу о сильной корреляции потребления и уровня жизни, которая подтвердилась. Таким образом, можно сделать общее заключение о росте потребления мяса и мясопродуктов в России, при этом наблюдается высокая вариативность потребления по регионам, изменение структуры потребления в сторону увеличения мяса птицы.

Оценка рисков межрегионального обмена и импорта продовольствия

В статье актуализируются вопросы межрегионального обмена продовольствием и его импорта как непременных атрибутов стабильного продовольственного снабжения населения страны. Для оценки рисков межрегионального обмена продовольствием предлагается использовать показатель концентрации межрегионального обмена, основанный на концепции индекса Херфиндаля-Хиршмана. Доказано, что за внешне несомненной продовольственной независимостью страны по ряду продуктов питания, сельскохозяйственного сырья, скрываются значимые проблемы (задачи) по совершенствованию межрегионального обмена. Предлагаемый инструментарий позволяет выявить как «проблемы» продуктов питания, так и «проблемные» регионы страны в части продовольственного снабжения. Установлено, что совершенствование межрегионального обмена продовольствием снижает риски не по всем продуктам питания. Таким образом, импортные поставки продовольствия по-прежнему являются востребованными. Для оценки рисков зависимости страны и её регионов от импорта продовольствия предлагается корректировать величину продовольственной зависимости на «подконтрольные» импортные поставки продовольствия, поставки из дружественных стран.

Тенденции развития пищевой и перерабатывающей промышленности России в условиях новых глобальных вызовов

Стабильное функционирование отечественной пищевой и перерабатывающей промышленности является стратегически важным направлением развития экономики страны, что приобретает особую важность в современных условиях новых глобальных вызовов. Обоснование тенденций развития отдельных отраслей отечественной пищевой промышленности призвано обеспечить поиск путей повышения конкурентоспособности отечественной продукции, способной как удовлетворить потребности внутреннего рынка, так и расширить возможности ее доступа на международные продовольственные рынки. В статье проанализирована динамика производства в пищевой промышленности, а также экспорта и импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, при этом уточнено, что на фоне относительно стабильного развития пищевой отрасли в течение последнего десятилетия, показатели внешней торговли продовольствием показали разнонаправленную динамику изменения. Показано, что активно формирующиеся условия повышения инвестиционной привлекательности пищевой промышленности положительно отразились на отраслевых показателях, характеризующих эффективность использования человеческих ресурсов, в частности, на общероссийском индексе изменения трудоемкости, а также на соотношении индексов производства и изменения численности занятых. С целью обоснования перспективных тенденций развития пищевой и перерабатывающей промышленности России, проведен регрессионный анализ производства в пищевой отрасли, а также экспорта и импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, с нахождением функциональной зависимости динамики изменения их значений во времени и построением краткосрочного прогноза. При этом для всех анализируемых показателей краткосрочный прогноз направления тренда, полученного по регрессионным моделям, подтвержден предварительной оценкой их значений на 2022 год, взятой из официальных источников информации. Проанализированы тенденции в потреблении продуктов питания населением, которые имеют существенные различия в зависимости от культурных особенностей разных стран. Выделены основные тренды в развитии пищевой промышленности России, поддерживаемые на уровне государства, в частности, поддержка процессов импортозамещения, частичная легализация «параллельного» импорта, стимулирование инновационных разработок, поддержание экспортоориентированных отраслей и отдельных производителей.

Резервы повышения эффективности экспорта риса

Среди регионов России рис производят в 10 регионах, из которых наибольшее производство сосредоточено в Краснодарском крае, Республике Дагестан, Республике Адыгея. В импорте злаков удельный вес риса превышает 30%, что подтверждает стабилизацию его объемов и недостаточную обеспеченность этим видом продукции, экспорт не превышает 1%, объемы также стабильны. Основной страной импортером риса из Краснодарского края является Турция. Основными группами экспорта риса из Краснодарского края являются: 02 100610: рис нешелушеный (рис-сырец) - 28,65%; 02 100630: полуобрушенный или полностью обрушенный рис – 63,55%. Выявлена высокая волатильность цен экспорта риса и рисовых продуктов. Продукты глубокой переработки имеют высокую добавленную стоимость и более высокую цену реализации и на внешнем, и на внутреннем рынке. Однако удельный вес рисовых продуктов в экспорте очень низкий - 1,12%. Резервами повышения эффективности экспорта риса являются: развитие глубокой переработки риса и расширение экспорта рисовых продуктов и продуктов глубокой переработки; организация переработки и реализации побочной продукции рисового производства – рисовой мучки, золы лузги, рисовой мякины; снижение сезонности экспортных поставок и волатильности цен за счет оптимизации запасов хранения, выбора сроков продаж.