В условиях глобальных вызовов последнего времени вопросы совершенствования государственной поддержки сельского хозяйства в целях его устойчивого развития являются актуальной научной проблемой. Цель исследования – выполнить анализ проводимой политики государственной поддержки агарного сектора региона и предложить научно-обоснованные рекомендации по ее совершенствованию в условиях цифровизации. Методами исследования явились анализ нормативного правового регулирования развития агропромышленного комплекса Свердловской области и данных отчетов о производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций региона. Установлено, что, работая в условиях недофинансирования программы (по итогам 2022-2023 годов), удалось достичь высоких показателей по ряду индикаторов эффективности исполнения программы. Валовой сбор овощей в 2023 году был выше плановых показателей программы на 14,6%. Валовое производство молока в 2022 году было выше индикативных значений на 6,9%, и на 7,8% в 2023 году. Производительность труда в сельском хозяйстве выше на 39,7% плановых индикаторов программы 2022 года, и на 44,6% 2023 года. К имеющимся недостаткам программы стоит отнести ее слабую ориентированность на внедрение цифровых технологий для обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства. Даны конкретные рекомендации по совершенствованию политики государственной поддержки агарного сектора региона.
В статье изложены результаты исследований за 2022-2023 гг. по применению биологических и химических инсектицидов против хлопковой совки на посевах кукурузы на научно-производственных участках лаборатории защиты растений ИСХ КБНЦ РАН, расположенных в степной зоне КБР. Известно, что хлопковая совка является одной из наиболее распространенных вредителей степной зоны, гусеницы которой значительно вредят посевам кукурузы, снижая ее урожайность. В связи с этим, применение препаратов-инсектицидов нового поколения становится особенно актуальным. Установлено, что наибольшая биологическая эффективность была отмечена в вариантах с использованием биоинсектицидов Лепидоцид, СК и Биослип БТ (двукратно) и составила 78,1 и 75,0%, величина сохраненного урожая – 1,2 и 0,6 т/га, соответственно. Условно чистый доход на этих вариантах составил 27,65 и 25,26 тыс.руб./га. Наибольшая биологическая эффективность при обработке химическими инсектицидами была выявлена на вариантах Волиам Флекси, КЭ и Авант, КЭ – 93,7 и 97,0%, соответственно. Величина сохраненного урожая составила 1,6 и 1,2 т/га. Условно чистый доход был на уровне 31,24 и 37,53 тыс. руб./га.
Определены проблемы залога земель сельскохозяйственного назначения по результатам проведенного контент-анализа отзывов потенциальных заемщиков акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк». В ходе осуществленной научной встречи со специалистами Саратовского регионального филиала Россельхозбанка подробно изучен опыт выдачи кредитов под залог земель сельскохозяйственного назначения. Выявлены основные факторы, сдерживающие работу с земельными активами залогодателей и залогодержателей, среди которых – длительный срок обработки заявки на кредит, навязанные платные услуги к кредиту, снижение кредитного лимита, допущение возможности увеличения процентной ставки по кредиту, нежелание банков принимать земли сельскохозяйственного назначения в качестве предмета залога, объясняемое его низкой ликвидностью, необъективной стоимостью, дополнительными рисками, связанными с оспариванием прав собственности заемщика (в случаях залога земельных долей), вероятностью принудительного изъятия заложенного земельного участка (например, при нарушении целевого назначения, использовании способами, приводящими к деградации, уничтожению плодородного слоя почвы). Для совершенствования института залога земель сельскохозяйственного назначения сформулированы и обоснованы управленческие решения по улучшению оценочных процедур – унификация соответствующих федеральных стандартов, внесение институциональных изменений через Комитет Ассоциации банков России по залогам и оценке; по снижению административных барьеров – в частности, актуализация баз данных о землях сельскохозяйственного назначения, создание единого цифрового реестра документов о правах собственности, продление мер государственной поддержки залогодателей и залогодержателей; по минимизации правовых и финансовых залоговых рисков.
В статье рассматривается влияние государственной поддержки на масштабы производства и финансовые результаты региональных агросистем. Цель исследования: оценка влияния государственной поддержки сельского хозяйства на развитие сельского хозяйства регионов России в целях достижения устойчивого роста. В исследовании представлен анализ действующих форм и методов государственной поддержки сельского хозяйства. На основе корреляционно-регрессионного анализа осуществлена оценка влияния государственной поддержки на динамику валовой добавленной стоимости сельского хозяйства. Достаточно высокий коэффициент корреляции (0,7-0,8%) подтвердил наличие тесной связи между уровнем господдержки и объемами производства продукции сельского хозяйства. Расчеты регрессионного анализа показали, что увеличение средств государственной поддержки на 1% приводит к увеличению объема производства сельскохозяйственной продукции на 45,2 млн руб. На примере 82 регионов России проведена их типологизация по индикатору уровня государственной поддержки в расчете на единицу продукции сельского хозяйства с выделением 4 групп регионов. В 2023 г. на 100 руб. произведенной продукции в хозяйствах всех категорий приходилось 2,2 руб. субсидий и трансфертов, а по регионам – от 0,1 руб. (Челябинская область) до 24,5 руб. (Республика Алтай). Исследование показало, что во многих регионах отсутствуют необходимые условия для расширенного воспроизводства, что требует совершенствования механизмов государственной поддержки сельского хозяйства.
В ходе исследования выделены особенности межотраслевых отношений в системе ввоза и вывоза сельхозпродукции и продовольствия, в т.ч. экспортных, по регионам и федеральным округам. Для продукции сельскохозяйственных организаций коэффициенты оценки межрегионального обмена рассчитаны по данным Росстата за 2023 год. У северных, кавказских регионов и городов Санкт-Петербург, Севастополь нет собственного производства и вывоза. У г. Москва отмечается наибольший ввоз и соответственно наибольший коэффициент товарооборота. Среди регионов со значительным вывозом сельскохозяйственной продукции (зерно, скот и птица, молоко), лидируют Калужская и Орловская области. Коэффициенты ввоза, вывоза, товарооборота продовольствия по федеральным округам показывают ввоз, равный единице, по сахару в Центральном, Дальневосточном, Уральском федеральных округах, высокий коэффициент товарооборота в Северо-Западном федеральном округе по крупе (12,14) и сахару (97,91), высокий коэффициент вывоза по мясу в Северо-Кавказском федеральном округе (1,78), по маслу растительному в Уральском федеральном округе (1,42). Полученные результаты смогут стать основой для определения оптимальных транспортных потоков продукции, размещения новых перерабатывающих производств, оптимизации ценовых пропорций в агропродовольственных цепочках.
В исследовании рассмотрены особенности формирования регионального конкурентного потенциала производителей органической продукции растениеводства. Выявлена положительная динамика развития отрасли в РФ в исследуемом периоде, определены целевые показатели Стратегии развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 г. при базовом сценарии развития отрасли, предполагающим увеличение объема производства органической продукции для внутреннего рынка в 12,6 раза, объема потребления органической продукции в 6,1 раза, экспорта органической продукции в 7,5 раза, площади земель, на которых применяется технология органического растениеводства, в 6,5 раз. Установлено, что при региональной поддержке развития отрасли, обусловленной вышеназванной Стратегией произойдет возникновение и группировка конкурентных преимущество с низкой, средней и высокой степенью устойчивости к внешней среде. Определены потенциальные возможности Саратовской области при производстве органической продукции растениеводства через среднюю степень устойчивости конкурентных преимуществ и выявленные особенности формирования регионального конкурентного потенциала, а именно: географическая экспансия, совершенствование ассортиментного перечня, повышения качества продукции, соответствие ценовой политики в отрасли возможностям потребителей, эффективная логистика, эффективный инновационный механизм, положительный имидж производителей. Обоснованы перспективные направления развития конкурентного потенциала аграрных производителей при производстве органической продукции растениеводства: использование возможностей развития отрасли, обеспеченных реализуемой Стратегией развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 г. и применением Закона Саратовской области от 27.04.2020 № 37-ЗСО; применение географического положения и природно-климатических условий для производства уникальных продуктов отрасли (выращивание культур органическим способом, имеющих возможность к произрастанию в условиях ПФО), развитие рынков сбыта; использование территорий для хозяйственного освоения, уникального биоразнообразия, благоприятной конъюнктуры внешних для региона рынков, развития инфраструктуры.
В статье отмечена важность плодоовощной продукции для здорового питания и продолжительности жизни населения. Дана оценка уровня самообеспечения овощами и фруктами в целом в стране и по федеральным округам. Показан вклад каждого округа в их производство. Представлена динамика произведенной овощной и плодово-ягодной продукции в хозяйствах населения за пятилетний период (2018-2022 гг.), а также ее видовая структура за 2022 г. Подчеркнута значимая роль хозяйств населения в самообеспечении страны плодоовощной продукцией, выявлены причины, препятствующие росту производства в этом сегменте, даны предложения по снижению их негативного влияния.
В статье представлена методология оценки экономического преимущества сопоставляемых радикальных инноваций в истории растениеводства. В основу методологии положен расчет и сравнение многофакторной производительности инноваций; применяются две классификации инноваций в растениеводстве: по их цели и по их отношению к отраслевой технологической парадигме соответствующего исторического периода. Классификация инноваций по их цели определяет вид применяемой формулы для расчета многофакторной производительности. В свою очередь, классификация инноваций по их отношению к технологической парадигме используется для определения базы сравнения при оценке интересуемой инновации. В итоге сформулированы простые принципы наличия экономического преимущества исследуемой инновации по отношению к ее базе для сравнения (другой инновации), такие как: 1) изменение производительности выполнения технологической операции должно быть больше изменения цены выполнения работы в одну единицу времени; 2) изменение урожайности должно быть больше изменения затрат на единицу посевной площади; 3) в случае улучшения качественных характеристик сельхозпродукции, что может сопровождаться снижением урожайности и ростом затрат, необходимо соответствующее повышение цен на конечную продукцию. В статье приводятся примеры оценки экономического преимущества трактора и минеральных удобрений.
Молочнопродуктовые цепочки связаны с движением продукции - производством, сбором молока, его переработкой и доставкой молока и молочных продуктов конечному потребителю, сопровождающимся нарастанием ее ценности. В статье на примере перерабатывающих организаций Республики Мордовия проанализирована переработка молока и эффективность молочных продуктов. Республика Мордовия занимает третье место по производству молока в Приволжском федеральном округе. Развитие отрасли производства молока влияет на результаты деятельности перерабатывающих предприятий. Переработкой молока в Республике Мордовия занимаются 22 организации. Большая часть молокоперерабатывающих предприятий низкорентабельны. Наиболее высокая рентабельность продаж у масла сливочного – 12,5%. В планировании производства, переработки и реализации молока и молочной продукции необходимо развивать глубокую переработку и производство высокомаржинальной продукции с высоким экспортным потенциалом, учитывать социальную составляющую пространственного размещения производства. Выделены следующие перспективные направления в развитии переработки молока: расширение ассортимента производимой молочной продукции; расширение использования побочной продукции производства молочных продуктов, вторичного молочного сырья; использование искусственного интеллекта в организации производства в молочной промышленности; глубокая переработка молока для получения пищевых ингредиентов для различных отраслей пищевой промышленности.
Сельский туризм – растущее направление на сельских территориях. В течение ближайших трех лет количество сельских туристов вырастет до 7 млн человек в год. По оценкам Россельхозбанка, дополнительный доход фермеров от сельского туризма составит 5% от суммарного дохода крестьянских фермерских хозяйств. В частности, на платформе «Свое за городом» в 2023 году интерес к отдыху на ферме вырос на 70%, к посещению винодельческих хозяйств – на 40%. Кроме того, стимулирует рынок госпрограмма «Развитие туризма», в цели которой входит сохранение потенциала роста как внутреннего туризма в целом, так и сельского туризма в частности. Впрочем, на спрос нужно отвечать предложением. Доля сельского туризма в общем объеме путешествий по России не превышает 1,5%. Развитие данного направления до 2030 года закреплено в законе, принятом в 2021 году (Федеральный закон от 02.07.2021 г. №318-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и статье 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»). Важно не только поддерживать и развивать сельский туризм, но и оценить его мультипликативный эффект на смежные отрасли для определения трендов устойчивого развития сельских территорий. В статье автор приводит данную оценку в разрезе трех блоков развития сельских территорий: инфраструктурно-экономического блока; социально-культурного блока и эколого-климатического блока. На региональном уровне определены сильные и слабые стороны развития сельского туризма, а также приведена динамика интегрированного показателя за два года.