Яндекс.Метрика

Роль плодового подкомплекса в обеспечении продовольственной безопасности: теоретические и практические аспекты

Обеспечение населения свежей и переработанной плодово-ягодной продукцией является необходимым условием для укрепления его физического, ментального здоровья, активности, долголетия и высокого качества жизни. Это позволяет рассматривать данную задачу как важную народнохозяйственную проблему. Цель статьи – раскрыть специфические особенности организации промышленного садоводства, функционирования плодоперерабатывающей промышленности, товаропроводящей инфраструктуры, выделить основные сферы влияния плодового подкомплекса в решении вопросов продовольственной безопасности в современных условиях. В статье раскрываются продовольственные проблемы в части обеспечения населения плодово-ягодной продукцией, к которым отнесены: несоответствие объемов производства и роста численности населения, рост цен на продовольствие, ограниченные агроклиматические условия для выращивания плодовых культур, ухудшение экологии. Акцентировано внимание на сущности промышленного садоводства, интенсивных системах возделывания многолетних плодовых насаждений, выделены их экономические и технологические преимущества и недостатки. Установлены основные движущие силы развития подкомплекса: технологические, экономические, социальные и экологические, цифровизация. Проанализированы показатели развития подотрасли садоводства и плодоперерабатывающей промышленности в России за 2018-2022 годы. Выявлено, что в нашей стране продовольственная безопасность по фруктам не достигает установленных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации критериев, что требует увеличения государственной поддержки в создании условий для высокоэффективного функционирования плодового подкомплекса. Результаты статьи могут быть применены для расширения других исследований по данной проблеме.

Проблемы и направления развития хмелеводства России

Пик производства хмеля в Советском Союзе пришелся на 1985 год, когда максимальными были размеры плодоносящих площадей хмельников, а также увеличились средние показатели урожайности, которые, по данным на 1981-1985 гг., оставили 6,6 ц/га. Далее производство начало постепенно сокращаться. Чему способствовал ряд факторов, а именно: низкое качество продукции, отсутствие возможности хранения с небольшими потерями, высокая трудоемкость. Перечисленные аспекты, наряду с невозможностью обновления специализированной техники и оборудования, привели к снижению объемов производства хмеля в России. Урожайность культуры в 1994 г. стала одной из самых низких за историю возделывания. Ниже было только в 2010 г., из-за летней засухи на территории Приволжского, Южного и Центрального федеральных округов России. Несмотря на стабилизацию ситуации в 2022 году, когда общие площади хмельников к 2021 г. увеличились в 1,5 раза, до 328 га, площади плодоносящих хмельников - на 8,3%, до 144 га, урожайность - на 8,2%, до 15,9 ц/га, перед отраслью остается ряд проблем: трудоемкость выращивания культуры, недостаточность качественного посадочного материала, отсутствие полной линейки агрегатов для возделывания хмеля. При этом потенциалом для развития хмелеводства обладают ряд субъектов страны. К ним относятся регионы с благоприятными погодными условиями и плодородными земельными ресурсами - это субъекты Черноземья (Липецкая, Воронежская и др. области); регионы с теплым климатом - к примеру, Краснодарский край; регионы Поволжья, где сохранились исторические традиции хмелеводства, а также продолжается выращивание культуры - это Чувашская Республика, Республика Марий Эл; наиболее восточные субъекты, поддерживающие развитие отрасли - Республика Алтай и Алтайский край. В этой связи, стабильно развивать направление удастся, прежде всего, тем субъектам, которые смогут создать наиболее благоприятные условия для привлечения инвесторов, заинтересованных в эволюции хмелеводства.

Когнитивные модели институционального регулирования земельных отношений аграрной сферы

Теоретически обоснована необходимость институционального регулирования земельных отношений в аграрной сфере с целью обеспечения расширенного воспроизводства земельной ренты с помощью нечёткого когнитивного моделирования, объединяющего институты базисного блока в форме важнейших правоотношений, норм и правил, воздействующих на поведение экономических агентов, которые находятся под влиянием экономической среды и используют институты-драйверы для получения максимального экономического результата, одновременно расширенно воспроизводя земельную ренту. В этих целях разработана соответствующая нечёткая когнитивная матрица, а также создан необходимый механизм, отличающийся от большинства ныне действующих тем, что вместо широко распространённого метода парных сравнений Саати используются операции алгебры нечётких множеств, такие как дополнение, пересечение, объединение, симметрическая разность и другие. Это позволяет получать достаточно много скрытых состояний системы земельных отношений, расширяя инструментарий, повышая эффективность моделирования. Парные сравнения проводятся непосредственно в основной матрице с двухэлементными ячейками концептов – i-тые (факторные) и j-тые (системные). Такое представление исходной информации позволяет напрямую, т.е. без создания транзитивных матриц, определять доминирующие концепты, рассчитывать их относительное и абсолютное превосходство над противоположными концептами в соответствующих парах. С помощью операции «объединение» выбираются все максимальные значения концептов, формируя некий потенциал системы, операция «пересечение» выявляет её нижние границы, выделяя все минимальные значения концептов, которые одновременно являются значениями прямого взаимовлияния концептов (содержания одного концепта в другом). С помощью операции «симметрическая разность» определяются результирующие (остаточные) влияния: i-тых концептов на систему (на j-тые концепты) и системы (j-тых концептов от её имени) на i-тые концепты. На их основе формируются регулятивные матрицы и их графические отображения, что позволяет проводить машинное обучение.

Механизм реализации интересов сельского населения и направления его развития

Механизм реализации экономических интересов сельского населения представляется как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединяющих структурные, функциональные и обеспечивающие элементы, а также специализированных инструментов и методов управления процессами создания оптимальных условий реализации интересов населения. Структурные элементы механизма реализации интересов отражают различные уровни его иерархии и представлены такими субъектами как государство, регионы, муниципальные образования, хозяйствующие субъекты, сельские поселения, домашние хозяйства, которые ориентированы на реализацию таких функций как идентификация, персонификация, локализация, консолидация, координация, гармонизация, балансирование и мотивация интересов. Обеспечивающая подсистема решает задачи, связанные с социальным обеспечением населения, здравоохранением, образованием, обеспечением безопасных условий жизнедеятельности, нормативно-правового и информационного обеспечения населения. В качестве базовых направлений развития механизма реализации интересов сельского населения выделяются: совершенствование нормативно-правового обеспечения жизнедеятельности сельского населения; законодательное обеспечение условий физической и экономической доступности потребляемых благ; развитие государственно-частного партнерства в сельской местности и повышение социальной ответственности бизнеса; корректировка системы потребностей сельского населения; корректировка существующей модели экономического поведения сельского населения; создание условий роста занятости и самозанятости сельского населения и его доходов; повышение влияния общественных организаций на процессы развития сельских территорий и развитие местного самоуправления и др.

Влияние факторов и санкций на социальное развитие сельских региональных систем

Сельские территории, охватывающие в настоящее время две трети площади Российской Федерации, где проживает 37,34 млн человек, являются особой составляющей региональных систем и играют большую роль в комплексном социально-экономическом развитии всех регионов страны. Поэтому их эффективное социальное развитие является одной из ключевых целей современной социально-экономической политики в России. В 2003–2013 гг. реализовывалась федеральная целевая программа «Социальное развитие села», в 2014–2017 гг. – ведомственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». 4 июня 2019 года была утверждена новая государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий на 2020–2025 годы». Эти программы предполагают (среди многих мер поддержки современного села) создание благоприятных социально-экономических условий для развития сельских территорий, в том числе расширение доступа населения к социальным услугам, улучшение его жизненного уровня и устранение злободневных социальных проблем. Важнейшей составляющей социального развития сельских территорий является повышение качества жилищно-коммунальных услуг, уровня образования, здравоохранения, социального обеспечения и доступности культурно-развлекательных услуг. На социальное развитие региональных систем, в том числе сельских территорий, влияют многочисленные факторы, среди которых выделяются, в первую очередь, экономические факторы, а в последние годы – еще и западные санкции. Санкции и вывод зарубежного капитала, ухудшение финансово-экономического положения значительного количества предприятий АПК регионов приводит к банкротству некоторых из них, массовым увольнениям рабочих и росту безработицы, снижению доходов, уровня жизни, усилению кризиса, социального неравенства и социальной напряженности на селе. Кроме того, пересмотр приоритетов расходования бюджетных средств, в связи с изменениями международной обстановки, дефицит ресурсов приводят к сокращению государственных расходов на социальные услуги, такие как здравоохранение, образование и социальная защита. Это ухудшает доступ населения регионов, в том числе сельских территорий, к социальным услугам, особенно для уязвимых групп, таких как дети, пожилые люди и малоимущие семьи. В условиях экономического спада, роста безработицы усиливается также миграция населения из сельской местности в города. Сокращается численность многих сельских районов субъектов РФ, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на их социальном развитии. Целью данного исследования является актуализация анализа негативного влияния экономических факторов и западных санкций на социальное развитие сельских региональных систем России для разработки новых и совершенствования существующих социальных программ и мер поддержки населения, стимулирования диверсификации экономики и развития предпринимательской деятельности на селе.

Комплексная оценка эффективности деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов

Сельскохозяйственные кооперативы являются хозяйствующими субъектами и институтом на микроуровне социально-экономической системы АПК в цепи соответствующих институтов, связывающими исходное сырье и потребителей. Потеря кооперативной идентичности является общемировым трендом. Возникшие новые формы, хоть и придерживаются отдельных кооперативных принципов, но часто не являются кооперативами по законодательству. В статье проанализировано развитие сельскохозяйственных производственных кооперативов Республики Татарстан. Использован метод комплексной оценки. По интегральному показателю эффективности более высокую эффективность показали 8 кооперативов третьей группы (выше рентабельность, производительность труда), имеющие более высокую обеспеченность земельными ресурсами и активами. Перспективными направлениями развития кооперации выделены производство халяльной продукции, развития экспортных кооперативов, туристических кооперативов.

Трансфер селекционно-генетических достижений в хозяйственную практику: проблемы и пути решения

Проблема зависимости отечественных агропродуцентов от селекционно- генетических разработок западных компаний остается высокой и по итогам 2022 г. этот показатель составил около 40 процентов. В статье показана роль государственного регулирования в преодолении недопустимо высокой технологической зависимости российского сельскохозяйственного производства от зарубежных поставок семян, посадочного и племенного материалов. Отмечено, что для решения этой проблемы необходим комплекс мер по ускоренному трансферу селекционных достижений в хозяйственную практику при соответствующей координации на государственном и региональном уровнях организационно-производственной, образовательной и научно-методической деятельности на основе тесного взаимодействия государства, науки и бизнеса. Рассмотрены механизмы государственного регулирования в сфере импортозамещения, которые делятся на правовые, экономические, административные и организационные. При этом ключевая роль в этом процессе отводится Минсельхозу России. Разработана модель взаимодействия государства, науки и аграрного бизнеса для ускоренного трансфера селекционно-генетических достижений в хозяйственную практику. Изучены возможности национального проекта «Наука и университеты» по модернизации материально-технической базы селекционных центров страны, в том числе для маркерной селекции, обеспеченности их аналитическими приборами, селекционной техникой, фитотронно-тепличными комплексами на основе параллельного импорта. Определены роль и значение Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы в получении селекционных достижений и их трансфера в хозяйственную практику. Существенная роль в трансфере селекционно-генетических достижений в сельскохозяйственное производство должна отводиться качественной подготовке и своевременной переподготовке кадров, которая должна стать основой кадровой политики в стране. На основании изучения отечественного и зарубежного опыта предложена модель непрерывного аграрного образования. Сформулированы предложения нормативно- правового, экономического и организационного характера по трансферу селекционных достижений в реальный сектор экономики.

Научно-технический прогресс и стратегия инновационного развития сельского хозяйства

На основе предварительно разработанной концепции научно-технического прогресса в аграрном секторе в статье представлены принципы стратегии инновационного развития сельского хозяйства. Показана противоречивая природа научно-технического прогресса, когда инновации в ответ на определенные вызовы в производстве продовольствия приводят к созданию или усилению других вызовов. В предлагаемой стратегии инновационного развития сельского хозяйства, построенной на данном противоречии, утверждается, что содержащиеся вызовы в инновациях представляют собой благоприятную возможность для формирования новых рынков. Ключевая роль в стратегии отведена государству, которое, согласно миссия-ориентированному подходу, в процессе создания новых рынков, имеющих большое общественное значение, часто выступает инвестором первой инстанции и берет на себя основную часть риска. Успехом реализации стратегии является образование новых рыночных ниш на базе поддерживаемых государством инноваций – даже без смены текущей технологической парадигмы сельского хозяйства. Искомая стратегия также формулируется для сельского хозяйства России: рассматриваются национальные и общемировые вызовы для производства сельхозпродукции; рекомендуется активная государственная поддержка разработки отечественных инноваций в области цифрового сельского хозяйства, «зеленого» сельского хозяйства, органического сельского хозяйства, климатически оптимизированного сельского хозяйства, современных методов селекции растений и животных.

Институт координации экономической деятельности субъектов системы земельных отношений в сельском хозяйстве

Определены сущность и содержание институционального регулирования, выявлены его отличия от государственного регулирования и связь с ним. Применен структурно-функциональный подход к изучению институциональной структуры земельных отношений в сельском хозяйстве, определению взаимосвязи элементов данной системы, необходимости изменения, корректировки норм, правил, механизмов, выявлению направлений развития и эффективного функционирования системы. Установлено, что действие общих (отраслевых) институтов распространяется на регулирование права собственности на землю, осуществление сделок купли-продажи земель, управление земельными ресурсами, порядок применения юридической ответственности за нарушения земельного законодательства, разрешение земельных споров, установление платы за землю и др. Особенные институты ограничивают целевое использование земель сельскохозяйственного назначения. В институциональной структуре земельных отношений есть нормативные правовые акты (документы), имеющие краткие фактические обстоятельства (частичные сведения), необходимые для применения данной нормы или обеспечивающие поиск в диспозициях других правовых норм. Развитие института координации экономической деятельности субъектов системы земельных отношений в сельском хозяйстве обеспечивается посредством создания Комиссии по оценке эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения в отделе развития растениеводства Министерства сельского хозяйства Саратовской области. Действующая на постоянной основе предложенная Комиссия будет способствовать качественному регулированию земельных отношений, осуществлению контроля (надзора) над использованием и охраной земель, участию в отсеивании старых институтов, обсуждении проектов нормативных правовых актов, проводению мониторинга использования земельных ресурсов, выявлению нарушений земельного законодательства, содействию органам управления в выработке мер по их устранению.