Цель исследования – анализ развития виноградарства в Крыму в условиях крайнего дефицита водных ресурсов в связи с перекрытием подачи воды украинскими властями по Северо-Крымскому каналу. Исследование проведено на основе системного и информационно- аналитического подходов с применением методов логического и сравнительного анализа, качественного и количественного анализа статистических данных. Основная роль в производстве винограда принадлежит сельскохозяйственным организациям, а также крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям – ими производится около 90% продукции. После возвращения Республики Крым в состав Российской Федерации в результате резкого сокращения площадей орошаемых земель заметно изменилась структура посевных площадей. Показано, что в Республике Крым доля производства винограда на орошаемых землях выросла с 28–30% в 2014–2015 гг. до 35–45% в последующие годы. В г. Севастополе из-за резкого дефицита водных ресурсов она не превышала 10–20%, а в последние годы полив виноградников прекратился. Продуктивность виноградников на орошаемых землях существенно выше, чем на неорошаемых (богарных) землях за счет равномерного увлажнения почвы в критические периоды развития растений, внесения большего количества удобрений. На примере Бахчисарайского района видно, что в отдельные годы в производственных условиях урожайность винограда на орошаемых землях выше, чем на богарных, в 3-4 раза. Около 70% площади орошаемых виноградников поливается капельным способом. Несмотря на крайний дефицит водных ресурсов, производство винограда на орошаемых землях Крыма выросло за восемь лет почти в два раза.
Основой развития и управления сельскими агломерациями является создание эффективной системы взаимодействия между населением, предпринимательскими структурами и органами власти всех уровней с учетом всех факторов влияния, как внутренних, так и внешних. Уровни производства и управления зависят от влияния социальных, экономических, демографических, климатических и других факторов в сельских агломерациях. Целью исследования является изучение влияния социальных факторов на производство продукции сельских агломераций в современных условиях. Факторный анализ взаимосвязи показателей социально-экономического развития сельских агломераций и управления ими в Южно-Сибирском макрорегионе является важным инструментом в изучении управленческого механизма в системе управления отраслей АПК всего макрорегиона.
Развитие животноводства в нашей стране происходит в самых разнообразных географических, почвенно-климатических и социально-экономических условиях. Наличие объективно существующих природно-сельскохозяйственных зон во многом определяет отраслевую структуру и хозяйственные результаты отраслей животноводства регионов. Такое разнообразие форм этого сектора аграрной экономики создает определенные проблемы при формировании стратегических решений, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Ситуация становится еще более сложной в случае планирования стратегий с учетом ограничений низкоуглеродного свойства, когда из многих допустимых решений нужно выбирать компромиссные, то есть снижающие углеродный след, не ухудшающие экономику отраслей животноводства и решающие проблему обеспечения населения регионов продукцией животноводства. Целью данной работы является создание инструментария, с помощью которого можно получать оценки и прогноз эколого- экономического состояния животноводства регионов. Предложена и апробирована гибридная экспертная процедура, с помощью которой можно оценить в краткосрочной перспективе динамику поголовья, продуктивность, эмиссию парниковых газов, производство животного белка, а также вычислить удельные характеристики, такие как: душевое производство животного белка, темпы его прироста на прогнозном интервале, оплату эмиссии парниковых газов производимым животным белком, удельный валовой доход животноводческой продукции на единицу эмиссии. Перечисленные прогнозируемые показатели могут быть получены при различных предположениях экспертного характера о темпах базовых характеристик отраслей животноводства, вариантах демографических прогнозов, распределении поголовья крупного рогатого скота между организационно-правовыми формами предприятий. В работе выполнена группировка животноводства регионов, представленного набором эколого-экономических и социальных характеристик, показаны существенные групповые различия в этих показателях на прогнозном (до 2030 года) интервале времени. Результаты работы ориентированы для использования в процессе планирования низкоуглеродных стратегий развития отраслей животноводства в регионах.
В исследовании на основании данных из статистической базы ФАО авторы рассмотрели изменение в России за 2011-2022 гг. параметров внешней торговли агропродовольственной (без рыбной) продукции. В течение данного периода объемы ее стоимостного импорта сократились на 28,23%: с 33,094 млрд долл. до 23,750 млрд долл. В то же время, объемы ее экспорта увеличились в 2,35 раза: с 8,264 млрд долл. до 19,423 млрд долл. Это привело к тому, что отрицательное сальдо торгового баланса РФ по данной агрегированной товарной группе уменьшилось с 24,830 млн долл. в 2011 г. до 4,327 млн долл. в 2022 г. Авторы выявили основные категории агропродовольствия, которые в 2022 г. по стоимостным объемам входили в десять лидирующих по экспорту из РФ и импорту в РФ. В исследовании показано изменение их позиций в данных направлениях внешней торговли России относительно имевших место в 2011 г. Отмечено значительное снижение в течение обозначенного периода доли ряда категорий в стоимостном импорте РФ в связи с проведением политики импортозамещения, в частности по мясной и плодово-ягодной продукции. Также выявлен рост экспортного потенциала зерно-продуктового и масложирового подкомплексов нашей страны.
В статье представлен обзор международного опыта развития сельских территорий на примере Европы, Китая, Индонезии, Африки и Индии. Определены основные мировые тенденции развития управления сельскими территориями, а именно устойчивое развитие, применение умных технологий и улучшение качества жизни сельского населения. Проведенное исследование показало, что успешное управление сельскими территориями требует комплексного подхода, включающего экологические, экономические и социальные аспекты, а также государственную поддержку развития сельских территорий, которая способствует эффективному использованию ресурсов сельского хозяйства и модернизации производства. Внедрение инновационных решений и устойчивых практик способствует не только повышению эффективности сельского хозяйства, но и сохранению природных ресурсов и культурного наследия.
Исходя из классических положений теории,обоснованы два типа экономического развития: центробежный и центростремительный. Применительно к аграрной экономике центробежное развитие присуще крупным сельскохозяйственным предприятиям и формированиям агрохолдингового типа, поскольку каждый обладатель ресурсов производства (земля, труд, капитал и предпринимательство) стремится извлечь от него максимум выгоды, зачастую используя полученный доход в далёких от интересовпроизводства целях. Центростремительное экономическое развитие характерно для сельской локальной экономики, субъекты которой ориентированы на эндогенное вложение ресурсов и саморазвитие. Делается вывод о приоритете государственной поддержки в современных условиях хозяйствующих субъектов и хозяйств, соответствующих центростремительному типу экономического развития.
Перед аграрным сектором поставлены серьезные задачи по существенному наращиванию производства продукции, а действующие формы и инструменты господдержки отрасли позволяют ей обеспечить лишь инерционный сценарий развития.Анализ показал, что несмотря на негативную ситуацию, связанную с внешними и внутренними факторами, в 2023 г. почти все основные показатели Госпрограммы были выполнены: наблюдалось укрепление продовольственной безопасности страны и развитие импортозамещения. Однако, существенным негативным трендом является снижение среднесписочного значения численности работников в сельском хозяйстве, уменьшение уровня рентабельности, низкая инвестиционная активность и увеличение доли убыточных и низкорентабельных сельхозорганизаций.В статье отмечается, что главной задачей государственной поддержки отрасли является создание такой системы мотивации, при которой выигрывает каждый экономический субъект и в целом повышается эффективность всей отрасли. Автором раскрываются институциональные основы формирования государственной поддержки в аграрном секторе экономики. Проводится анализ направлений субсидирования, дается их оценка, подчеркивается, что из-за изменений условий хозяйствования основные механизмы господдержки в 2024 г. претерпели значительную трансформацию. В статье подчеркивается необходимость формирования новых подходов и форм государственной поддержки АПК, способных обеспечить динамичный и устойчивый рост на основе повышения конкурентоспособности и эффективности. Отмечается, что сейчас крайне важно актуализировать основные цели, задачи и механизмы реализации Госпрограммы, также необходима актуализация Стратегии развития АПК на период до 2030 года.
Проведенное исследование посвящено актуальной теме, связанной с государственной поддержкой импортозависимых подотраслей аграрного сектора экономики страны. Отмечено, что в условиях рисков и неопределенностей, связанных с санкциями недружественных государств, обеспеченность отечественных агропродуцентов средствами производства остается на недопустимо низком уровне. Показано влияние различных мер государственной поддержки на развитие импортозависимых подотраслей аграрного сектора экономики и определены основные ее формы: прямая, косвенная, опосредованная. Многоаспектное содержание государственной поддержки позволило рассмотреть совокупность элементов ее влияния на аграрную науку –импортозамещение высокотехнологичных средств производства (племенного, семенного, посадочного материала, средств защиты растений и животных, тракторов и сельскохозяйственных машин), продовольственную и экономическую безопасность страны. Даны основные принципы оценки государственной поддержки импортозависимых отраслей аграрного сектора, основывающиеся на отношении «эффект-затраты», когда накопленная выгода превышает совокупные затраты на их реализацию. Приведены специальные меры государственной поддержки для таких импортозависимых отраслей агропромышленного комплекса как обеспечение сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности техническими средствами и технологическим оборудованием, семенным и племенным материалом, химическими средствами защиты растений и животных. В ситуации высокой неопределенности Минсельхозом России принят ряд оперативных мер по обеспечению внутреннего рынка сельскохозяйственной техникой, селекционно-генетическим материалом, химическими средствами защиты растений. Предложены механизмы и инструменты по обеспечению технологического суверенитета в импортозависимых подотраслях аграрного сектора, которые могут быть использованы в национальном проекте технологического суверенитета в сфере продовольственной безопасности в рамках апрельских 2024 г. поручений Президента страны кабинету министров.
Импортозамещение в агропромышленном комплексе выступает в качестве приоритетного направления национальной стратегии обеспечения продовольственной безопасности страны. Государственная программа поддержки развития АПК предусматривает стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности с целью ускорения импортозамещения. За последние годы в этом вопросе удалось достичь значительных результатов в сфере сельского хозяйства. Однако, высокий уровень импортозависимости в смежных с сельским хозяйством отраслях, таких как сельскохозяйственное машиностроение, представляет серьёзную угрозу для АПК в целом и требует детального анализа. Импортозависимость производства сельскохозяйственных машин сохраняется как в сфере обеспечения основными производственными фондами, так и в сфере обеспечения материальными ресурсами (сырьё, материалы, комплектующие изделия). В рамках данного исследования описана авторская методика оценки импортозависимости обеспечения производства продукции сельскохозяйственного машиностроения материальными ресурсами. Методика предполагает расчёт показателей, характеризующих уровень риска импортозависимости. Классифицировать риски по степени критичности позволяет карта рисков, которая строится на основе полученных значений показателей импортозависимости. В работе представлен алгоритм возможных действий в случае выявления рисков импортозависимости обеспечения производства материальными ресурсами. Практический аспект реализации данного подхода проиллюстрирован на примере предприятия сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края, что позволяет оценить возможность его применения в реальной бизнес-среде.
В статье изложен подход к оценке межотраслевых отношений применительно к участникам молочнопродовольственной цепочки на примере республики Башкортостан и Воронежской области. Методика включает этапность расчетов: на первом – участники каждого звена формируются в одну группу и на основе ранжирования по значению нормы чистой прибыли на капитал определяются организации, у которых значения этого показателя выше средней величины по анализируемой совокупности для выделения «лидеров» в каждом звене; на втором – формируются «лидеры» - организации при распределении по типу воспроизводства. Это дает возможность оценить уровень предпринимательской активности малых, средних и крупных субъектов предпринимательства, интегрированных в молочнопродовольственную цепочку с учетом региональной специфики.