Исследование основано на теории размещения аграрного производства, дополненной положениями об использовании квот на выпуск рационообразующих видов продукции. В отличие от западноевропейской практики территориального планирования квоты целесообразно использовать как инструмент стимулирующего характера. Предложен комплекс методических средств поддержки принятия стратегических решений по оценке сравнительных преимуществ территорий выращивания продукции и обоснованию размера федеральных и региональных квот. Федеральные квоты характеризуют плановые объемы выпуска конкретного вида продукции в национальном масштабе, региональные – плановую долю субъекта РФ в данном объеме выпуска с учетом конкурентных преимуществ. Квоты становятся целевыми индикаторами стратегий и госпрограмм по сельскому хозяйству, а также дополнительным средством их взаимоувязки между собой и с Доктриной продовольственной безопасности. Аналитические исследования проведены по сформированным в разрезе субъектов РФ данным Минсельхоза РФ, Государственной статистики ЕМИСС, Росстата, Росреестра, Росинформагротеха за период 2017-2022 гг. Экспериментальные и модельные расчеты выполнены по Пензенской области. Результаты исследования указывают о повышении доли продукции, более доходной для бизнеса и наиболее дешевой для населения, приближая структуру производства к структуре потребления по рациональным нормами в плановом периоде. Научные разработки могут быть полезны участникам стратегического планирования АПК для обоснования степени участия регионов в обеспечении национальной продовольственной безопасности и распределения на этой основе федеральных субсидий субъектам РФ на поддержку аграрного сектора.
Целью исследования являлось обоснование стратегических направлений развития крупных интегрированных агропромышленных формирований с учетом трансформации институтов развития. Научная новизна исследования заключается в анализе теоретического базиса и научных трудов ученых экономистов, посвященных обоснованию стратегий развития крупных интегрированных формирований в агропромышленном комплексе, исследованию институтов развития и их трансформации в условиях новых глобальных вызовов и угроз, обосновании стратегических перспектив развития крупных формирований в российском АПК. По мнению автора, структурные изменения российского АПК обусловили трансформацию институтов развития, влияющих на развитие крупных интегрированных агропромышленных формирований и, как следствие, изменение стратегических направлений развития данных организаций в условиях новых глобальных вызовов. Возрастание доли крупных интеграционных образований в структуре валовой продукции российского АПК, способствует выделению данных организаций в разряд системообразующих, обеспечивающих продовольственную безопасность и независимость России. В сложившихся условиях стратегической целью развития крупных интегрированных агропромышленных формирований должно являться обеспечение устойчивого экспортно-ориентированного развития, производства высококачественной продукции и доведения ее до конечного потребителя. Развитие интеграционных процессов является объективной необходимостью ответа на новые глобальные вызовы, возникающие риски и угрозы для российского АПК, так как именно крупные интегрированные агропромышленные образования на практике показывают высокий уровень устойчивости развития и стабильные результаты производственной деятельности, способствуют социальной стабильности общества. В статье представлены возможные сценарии и тренды развития крупных интегрированных агропромышленных образований в АПК России, в соответствии с частным среднесрочным прогнозом, сделанным на основе трендовой модели прогнозирования.
Цель исследования – выявление и анализ достигнутых результатов и перспективных направлений обеспечения развития сельского хозяйства России на основе ГЧП. Методологическую основу составили методы синтеза, анализа, экспертной оценки и логические методы. Основными результатами исследования выступили раскрытие сущностных характеристик форм и моделей ГЧП в сельском хозяйстве; анализ результатов реализации сельскохозяйственных проектов ГЧП в российских регионах; выявление актуальных проблем ГЧП в сельском хозяйстве нашей страны и разработка предложений и рекомендаций по их эффективному решению; определение перспективных направлений реализации сельскохозяйственных проектов ГЧП в России. Данные результаты позволили сделать вывод о ГЧП как ключевом инструменте государственной политики, содействующем устойчивому развитию сельского хозяйства с учетом национальных интересов и приоритетов России. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии научных основ ГЧП в сельском хозяйстве, а практическая значимость состоит в использовании полученных результатов при разработке и реализации сельскохозяйственных проектов ГЧП.
В статье предложен подход к формированию продуктивности плодово-ягодных культур (эффективности производства плодов и ягод), начиная от размножения посадочного материала до плодоношения деревьев, кустарников определенных пород и сортов с полезными хозяйственными свойствами, как эффективность реализации потенциала их продуктивности на каждом этапе органогенеза, а ее повышение - в рациональной реализации общей биологической продуктивности растений в урожай качественно ценных плодов под воздействием условий выращивания при рациональной организации производства в питомниководстве и садоводстве. Данный процесс представлен в виде схемы, включающей этапы органогенеза, элементы продуктивности, потери.
Человеческий капитал сельскохозяйственного производства играет ключевую роль в устойчивом развитии сельских территорий и обеспечении продовольственной безопасности страны. Он представляет собой совокупность знаний, навыков, здоровья и культуры работников аграрного сектора, которые используются в процессе хозяйственной деятельности. Государственное регулирование развития сельского хозяйства является важным условием эффективного использования человеческого капитала. Стратегические направления развития включают укрепление трудового потенциала, привлечение высококвалифицированных кадров, повышение уровня заработной платы и улучшение качества жизни сельского населения. Научно-исследовательская среда региона и качество инфраструктуры также оказывают значительное влияние на развитие человеческого капитала. Развитие предпринимательства и создание благоприятных условий для инноваций способствуют стабильному росту потенциала и эффективности сельской экономики. Таким образом, управление развитием человеческого капитала представляет собой стратегический приоритет для обеспечения устойчивого развития сельских районов и аграрного сектора экономики. В настоящее время важной задачей является совершенствование существующей государственной программы по развитию сельских территорий, а также разработка подходов для стимулирования сельских предпринимателей к участию в развитии инфраструктурных сервисов, которые непосредственно способствуют сохранению и увеличению человеческого капитала предприятий.
В статье изучены особенности развития молочного скотоводства в Красноярском крае за 2017-2022 гг., а также проведена оценка размещения и специализации субъектов молочного производства региона с учетом реализации инвестиционных проектов в отрасли. Выявлено, что среди пяти природно-климатических зон края, три (западная, восточная и южная) осуществляют более углубленную специализацию. Развитию отрасли в крае способствует реализация инвестиционных проектов, которых за 2017-2022 гг. осуществлено 28 ед., из них в южной природно- климатической зоне – 15. На основании балльной оценки потенциала зон по размещению и специализации хозяйствующих субъектов – производителей молока определено, что южная, центральная и восточная зоны имеют высокий потенциал, западная – средний, а северная – низкий.
В статье рассмотрена эффективность свеклосахарного производства на современном этапе. Было установлено, что при благоприятных природно-экономических условиях для производства сахарной свеклы финансовое состояние большинства свеклосеющих хозяйств Липецкой области является неудовлетворительным, а имеющиеся материально-технические ресурсы не способны обеспечить внедрение новейших технологий и на оптимальном уровне удовлетворить потребности технологического процесса производства. Поэтому переход на интенсивную технологию производства за счет собственных возможностей производителей будет иметь затяжной характер. Доказано, что предложенная система экономических связей и отношений между участниками интегрированного формирования в свеклосахарном производстве должна обеспечить обоюдную выгоду, взаимную заинтересованность сторон в источниках пополнения недостающих ресурсов, а ее объединяющей целью должно стать увеличение конечного продукта и повышение доходности интегрированной системы.
В отечественном сельском хозяйстве степень износа основных фондов составляет 42,7% (2022 год), что характеризует высокую актуальность активизации инвестиционных процессов, прежде всего, в малых формах хозяйствования. Анализ деятельности К(Ф)Х и ИП («главы крестьянских (фермерских) хозяйств» и «индивидуальные предприниматели») показал, что наиболее высокую выручку в расчете на одного занятого генерируют средние фермерские хозяйства, вместе с тем, эта величина имеет достаточно низкие значения, что сильно ограничивает возможности по привлечению инвестиций. В связи с этим меры государственной поддержки являются важным фактором развития фермерских хозяйств. Анализ стоимости основных фондов и инвестиций в разрезе видов деятельности индивидуальных предпринимателей в сельскохозяйственном производстве показал лидерство ИП в следующих секторах: «выращивание однолетних культур» (главным образом, «выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур») и «животноводство». Выявлены основные проблемы развития инвестиционной деятельности в фермерских хозяйствах: преимущественный рост издержек по отношению к цене реализации и, как следствие, снижение спроса на сельхозтехнику; недостаточная компетенция фермеров для оформления заявок и другой необходимой документации, отсутствие навыков работы с государственными информационными системами; дефицит кадров. Предлагается адаптировать к российским условиям опыт европейского объединения «Машиненринг», в рамках которого фермеры-владельцы техники не предоставляют ее в пользование членам объединения, а самостоятельно выполняют полевые работы, как для себя, так и для других фермеров. Основные выводы исследования приведены в заключении.
В современных условиях агроэкспорт является источником экономического роста и развития отечественного АПК России. Существующие меры государственного регулирования в соответствии с экспортно-ориентированной моделью развития АПК не являются в достаточной мере эффективными для субъектов масложирового подкомплекса. Основными стратегическими направлениями развития масложировой отрасли предложены: утверждение отраслевой стратегии, совершенствование программно-целевого планирования и его реализации в условиях экспортно-ориентированного развития масложирового подкомплекса АПК, развитие государственной поддержки его субъектов на всех этапах: производство, переработка, реализация, а также создание необходимой инфраструктуры. Реализация предложенных мероприятий способствует развитию масложировой промышленности и технологий комплексной переработки масличного сырья в продукцию различного технологического передела, насыщению внутреннего рынка, а также трансформации сырьевой ориентации экспорта в регионах РФ к производству масложировой продукции с высокой добавленной стоимостью.
В статье рассмотрена общая характеристика отрасли мясного производства в Республике Саха (Якутия), проанализированы поголовье сельскохозяйственных животных, производство скота и птицы в живом весе по категориям хозяйств и отдельным видам за период с 2002 по 2022 год. Установлено, что в регионе достаточно большой показатель потребления мяса, который не обеспечен собственным производством. Составлен прогноз поголовья сельскохозяйственных животных, производства скота и птицы в убойном весе и уровня самообеспечения мясом до 2032 года путем аналитического выравнивания ряда с использованием полиномиальной, экспоненциальной, логарифмической трендовых моделей, который показал что, несмотря на позитивные среднесрочные прогнозы, достичь уровня самообеспечения, заданного Стратегией социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032, оказалось невозможным. Для повышения эффективности производства мяса и удовлетворения потребностей населения в мясе за счёт местного производства рекомендуется развивать мясное скотоводство.