Яндекс.Метрика

Рациональное размещение льноводства в стране – основа его эффективного развития

В статье изложены основные требования, предъявляемые льном-долгунцом к условиям возделывания, дана оценка сложившемуся размещению льноводства по льносеющим регионам и хозяйствам страны, выявлены основные тенденции его развития, отражена эффективность производства льноволокна и льносемян, вскрыты основные причины убыточности льноводства и низкого качества его продукции и ее конкурентоспособности. Для развития льноводства в стране как основы эффективного функционирования ее льняного комплекса необходимо: разработать подпрограмму развития льняного комплекса страны; включить льноводство в перечень перспективных экономических специализаций льносеющих регионов Нечерноземья; сконцентрировать производство продукции льна-долгунца преимущественно в регионах с более благоприятными для возделывания этой культуры почвенно-климатическими условиями; создать межрегиональные межотраслевые кластеры возделывания льна-долгунца и глубокой переработки льноволокна; увеличить государственную поддержку льноводства; организовать всероссийский центр подготовки и повышения квалификации кадров для предприятий льняного комплекса страны.

Об основных стратегических направлениях размещения посевов зерна кукурузы и специализации производства в российских регионах

В десяти ведущих кукурузосеющих регионах страны (Топ-10) определены уровни размещения посевов и специализации производства зерна кукурузы в 2019 г., а также изменения в них за два года. Показан баланс производства и использования зерна кукурузы в текущем 2019/20 сельскохозяйственном году. Актуальность исследования заключается в систематизации основных стратегических направлений, в том числе изложенных в Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года, способствующих повышению валовых сборов зерна кукурузы и росту экспортного потенциала, в том числе за счет роста размещения и специализации. Целью исследования являлся анализ современного состояния и перспектив размещения и специализации производства зерна кукурузы в зерносеющих регионах страны и систематизация различных факторов и основных направлений, способствующих их росту. Результатами и ключевыми выводами исследования являются стратегические направления и предложения по развитию размещения посевов и специализации производства зерна кукурузы, как в существующем зерновом клине страны, так и за счет новых регионов с благоприятными природно-экономическими условиями, повышению ее урожайности, внедрению инноваций и других мероприятий.

Страхование сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой в россии и сша: общее и особенное

В статье рассматриваются сущность и особенности сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в России и США. Сравнение программ сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в обеих странах проводится по основным сопоставимым видам сельскохозяйственных культур. В России сельскохозяйственные страховые программы нацелены в первую очередь на возмещение затрат на возделывание культур (для многолетних насаждений и кормовых культур), а также на фиксацию цены реализации по конкретной культуры. В США сельскохозяйственные страховые программы нацелены в первую очередь не на возмещение затрат сельскохозяйственных производителей, а на возмещение недополученного дохода в результате наступления опасных природных явлений. Введение в практику государственного регулирования аграрного сектора экономики России более широкого спектра инструментов страхования с государственной поддержкой, по опыту США, в контексте расширения российского экспорта сельскохозяйственных культур и соответствующего увеличения предпринимательских рисков является насущной необходимостью.

Россия в международной торговле плодами цитрусовых культур

Актуальность обозначенной проблемы обусловлена необходимостью выявления основных тенденций участия России в международной торговле плодами цитрусовых культур в 2002-2019 гг. В период Российской Империи цитрусовые ввозились в незначительных объемах, были неизвестны и недоступны для основной массы населения. На рубеже XIX-XX веков в стране появились первые промышленные сады некоторых цитрусовых культур. В Советском союзе постепенно росли объемы производства ряда цитрусовых, таких как мандарины и лимоны, но их доступность для обычного гражданина страны, прежде всего городского жителя, связана с их импортными поставками, особенно увеличившимся в 70-80-е годы прошлого столетия. После распада СССР, учитывая возникновение новых независимых государств, объемы зарубежных поставок этих фруктов в Россию выросли. Однако их рост в 90-е годы был ограничен сократившейся платежеспособностью населения. Тем не менее, в розничной торговле появились относительно «новые» для потребителя грейпфруты, лаймы, помело. В период 2002-2019 гг. участие Российской Федерации в международной торговле плодами цитрусовых культур в основном заключается в их импорте, хотя и имеются незначительные экспортные поставки в некоторые соседние страны: Беларусь, Украину, Казахстан, Киргизию, Монголию, Таджикистан, Узбекистан.

Национальная продовольственная независимость в условиях кризиса

Пандемия заставила по-новому взглянуть на глобализацию мировой экономики и значение независимости национальных государств в обеспечении населения жизненно важными товарами. Меры, принятые для защиты от распространения коронавируса, привели к разрыву цепочек продвижения сельскохозяйственной продукции и продовольствия между странами. В этих условиях повышается значение независимости в продовольственном обеспечении. В настоящее время агропродовольственная политика России направлена на достижение продовольственного самообеспечения страны. Однако самообеспечение продовольствием не идентично продовольственной независимости. Уровень самообеспеченности отражает фактическую востребованность продовольствия. Продовольственная независимость характеризует потребность в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с учетом личного потребления в соответствии с нормами рационального питания. Достижение независимости в продовольственном обеспечении предопределяет выбор оптимальных решений в вопросах импорта и экспорта в условиях экономических и продовольственных кризисов. России не удалось в полной мере провести импортозамещение в продовольственном обеспечении, однако зависимость от импорта продовольствия значительно снизилась. Кроме того, отечественный агропродовольственный комплекс увеличил объемы экспорта. Однако необходимо повышать не экспорт зерна, а продукты его переработки. В условиях экономических кризисов значение вклада хозяйств населения в формирование продовольственных ресурсов страны увеличивается. Самообеспечение продуктами питания позволят уменьшить негативное влияние снижения экономической доступности продовольствия.

Субинституциональные предпосылки развития региона

Региональное развитие является одним из важнейших факторов, взаимосвязанным с тенденциями развития страны и относящимся к стратегическим национальным приоритетам. В контексте императивов стратегии развития региона целостность социальных и экономических основ существования обусловливает его важнейшую сущность как объекта управления. В настоящее сложное время мезоуровень экономики выступает локомотивом и являет собой структурную компоненту в рамках социально-экономического развития государства и его позиции в системе межрегионального и международного разделения труда. При этом существенной актуальностью исследования и оценки регионального развития и отраслевой динамики характеризуется исследование текущих конкурентных позиций в ключевых для Ростовской области отраслях специализации. Основой практической значимости статьи является комплекс рекомендаций, позволяющих сформировать систему перспективных региональных направлений развития, включая экономику сельского хозяйства, принятие решений по ключевым вопросам развития хозяйствующего комплекса Ростовской области и его элементов.

Система технического совершенства для апк россии

В статье представлено авторское видение устройства национальной инновационной системы для АПК России. Предлагаемая инновационная система должна способствовать созданию более совершенных технических средств отечественного производства, используемых в сельском хозяйстве. Она реализуется посредством образования национального аграрного консорциума. На уровне теории и методологии основой консорциума выступает модель тройной спирали инноваций и принцип системы систем. Формирование национального аграрного консорциума предполагает добровольное участие заинтересованных организаций трех институциональных секторов – сельскохозяйственной науки, бизнеса и государства. Главной задачей консорциума является обеспечение благоприятных условий для инновационной деятельности в сфере АПК. В статье приводится перечень вопросов, решаемых в рамках консорциума: определение наиболее актуальных и приоритетных тем фундаментальных и прикладных исследований, разработка прогноза и стратегии технологического развития сельского хозяйства России, создание эффективной системы коммерциализации научных идей в сфере АПК и др. В конечном итоге деятельность консорциума направлена на достижение технического совершенства в сельскохозяйственной сфере и получение конкурентных преимуществ российскими предприятиями АПК по отношению к зарубежным компаниям. Образование общероссийской инновационной системы в сфере АПК на основе национального аграрного консорциума также приведет к усилению предпринимательства в институциональных секторах науки, бизнеса и государства.

Трансфер технологий и цифровизация сельского хозяйства: эффективность взаимодействия и перспективы развития

Определены перспективы развития сельского хозяйства в России посредством использования возможностей цифровой экономики при трансфере технологий. Установлено, что для улучшения финансово-экономических результатов сельскохозяйственного производства субъектов хозяйственной деятельности целесообразно использовать новые технологии, в том числе как способа сельскохозяйственного землепользования, осуществляемого в едином цифровом пространстве. Предметом исследования являются организационно-экономические процессы, связанные с трансфером технологий, а именно трансформацией части сельскохозяйственного производства в экологически чистый способ, посредством применения инструментов цифровой экономики. Научная новизна исследования заключается в выявлении проблем и разработке направлений развития трансфера технологий, органического сельского хозяйства, определении состава издержек, связанных с трансфером технологий при переходе к экологически чистому сельскому хозяйству. Решение этого вопроса обеспечит формирование эффективного сельскохозяйственного производства при сохранении производственного потенциала отрасли в контексте существующих организационно-экономических проблем. Практическое значение полученных результатов определяется тем, что предложенные в статье инструменты регулирования трансфера технологий в сельском хозяйстве целесообразны для практического использования и обеспечат совершенствование сложившейся структуры рынка сельскохозяйственной продукции при производстве экологически чистой продукции в едином цифровом пространстве.

Окупаемость бюджетной поддержки сельского хозяйства

Поднимается проблема окупаемости субсидий в сельском хозяйстве за счет обязательных платежей в бюджетную систему страны. Показано, что второстепенность данной проблемы для государства обусловлена социально-экономической значимостью отрасли для общества и ошибочностью мнения о низкой бюджетной эффективности ассигнований в сельскохозяйственном производстве. Обоснована методика оценки эффективности использования средств господдержки с позиции государственной финансовой системы. На основе анализа выявлено, что при создании благоприятных условий развития товаропроизводителей не только формируются предпосылки обеспечения продовольственной безопасности и сохранения сельских территорий, но возвратности средств за счет обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. С помощью построенных моделей выявлено оптимальное соотношение окупаемости субсидий и рентабельности затрат на производство продукции с учетом условий простого и расширенного воспроизводства ресурсов без потери стоимости бюджетных вложений. Значимость результатов исследования заключается в раскрывающихся возможностях планирования эффективности использования привлекаемых средств в производство сельскохозяйственной продукции, как для аграрного бизнеса, так и для государства.

Техническая оснащенность сельского хозяйства

Для полного удовлетворения потребности населения региона в продуктах питания, обеспечения продовольственной безопасности необходимо обеспечение расширенного воспроизводства в отрасли сельского хозяйства, но дефицит финансовых ресурсов приводит к недостаточному обновлению материально-технической базы, которая имеет высокую степень морального и физического износа, что не позволяет производить продукцию в необходимом объеме. Снижение доходности сельскохозяйственных организаций, в том числе из-за возникающих диспропорций между ценами на ресурсы и выпускаемую продукцию, недостаточная государственная поддержка снижают объемы закупаемой техники. В результате снижения количества тракторов, зерно-, кормоуборочных и сельскохозяйственных машин значительно увеличилась технологическая нагрузка на единицу техники, что ведет к увеличению сроков обработки почвы, посева и уборки, а, следовательно, и к снижению урожая и эффективности сельскохозяйственного производства. На основе статистических данных по сельскому хозяйству Иркутской области, в том числе по сельскохозяйственным организациям, Сибирскому федеральному округу и в целом по России показана динамика снижения обеспеченности сельскохозяйственной техникой и обоснована необходимость в разработке мероприятий по увеличению доходности организаций и государственной поддержки развития материально-технической базы сельского хозяйства.