Яндекс.Метрика

Цифровая трансформация апк: проблемы и перспективы

В статье рассмотрены тенденции развития цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве, их виды, преимущества применения для развития АПК. Кроме того рассмотрены проблемы цифровизации сельского хозяйства. Инновации при воплощении цифровых решений в жизнь позволят обеспечить производительность труда, развивать отрасли АПК. Показано, что развивая робототехнику и системы автоматизации производства, достигается цифровая трансформация АПК, что позволяет обеспечить развитие всех сфер деятельности предприятий в эпоху цифровой глобализации. Цифровая революция в сельском хозяйстве всё больше набирает обороты, на рынке появляется множество решений и технологий. Внедрение новых технологий более доступно крупным агрохолдингам, финансовые возможности и инвестиционная привлекательность которых намного выше, чем у мелких и средних хозяйств. Сложности внедрения цифровых технологий мелкими хозяйствами приводят к разрыву в возможностях различных хозяйств. Цифровизация позволит объединить мелких фермеров в цифровые сельскохозяйственные системы.

Экономический потенциал лизинга в условиях модернизации апк

В статье рассматривается роль лизинга в модернизации АПК Московской области. Опираясь на историческую ретроспективу и современное состояние сельских территорий Подмосковья, определен уровень развития сельского хозяйства в регионе. Автором сделан вывод о высокой конкурентоспособности сельского хозяйства Московской области, о чем свидетельствуют высокие показатели производства сельскохозяйственной продукции и устойчивый рост посевных площадей сельскохозяйственных культур. По состоянию на 2018 г. Московская область по производству сельскохозяйственной продукции занимает 13 место в России и 6 место среди регионов Центрального федерального округа. Одновременно с этим, анализ состояния материально - технической обеспеченности сельского хозяйства в Московской области свидетельствует о недостаточной технической оснащенности функционирующих в регионе сельскохозяйственных организаций, высокой степени физического и морального износа основных фондов, низкой степени внедрения новых технологий в сельскохозяйственную деятельность предприятий. Стимулировать сельхозпроизводителей к модернизации парка сельскохозяйственной техники и внедрению цифровых инноваций в условиях дефицита финансовых ресурсов призван федеральный лизинг. Осуществлен сравнительный анализ условий предоставления в лизинг сельскохозяйственной техники в лидирующих лизинговых компаниях. Рассмотрены существующие субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования в Московской области, обозначены основные направления модернизации льготной лизинговой системы в АПК.

Развитие образовательных программ аграрных вузов в контексте реализации стратегии повышения финансовой грамотности

Статья посвящена перспективам реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы применительно к сфере аграрного образования. Проанализированы основные нормативно-правовые документы по вопросам финансовой грамотности населения и обоснованы приоритетные направления ее развития. На основе анализа образовательных программ бакалавриата укрупненной группы специальностей 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», реализуемых в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева сделан вывод о неполном формировании компетенций, связанных с финансовой грамотностью. С целью реализации рекомендованным Стратегией обязательным овладением универсальной компетенцией в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, выпускниками по программам бакалавриата (специалитета) по всем направлениям подготовки и специальностям, предложена модель универсальной модульной дисциплины «Основы экономической грамотности» для всех направлений бакалавриата укрупненной группы специальностей 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство». Сформулированы принципы формирования универсальной модульной экономической дисциплины. Отмечена необходимость пересмотра традиционных форматов ведения образовательного процесса, организация модульности процесса обучения с ориентацией на командную работу преподавателей разных кафедр, читающих базовые экономические дисциплины.

Конъюнктура рынка мяса птицы

Усиливающиеся в мире негативные тенденции геополитического характера бросают вызовы агропромышленному комплексу Российской Федерации, в том числе и птицеводству, по обеспечению продовольственной безопасности населения страны продуктами питания и, прежде всего, белком животного происхождения. В связи с этим, необходим поиск механизмов повышения результативности функционирования отрасли, её конкурентоспособности как на внутреннем, так на мировом рынках. Данная ситуация обуславливает актуальность изучения конъюнктуры рынка мяса птицы. В статье рассмотрено состояние товарного мясного птицеводства в динамике за ряд лет и выявлены факторы, ограничивающие поступательное его развитие. Изучены параметры, характеризующие изменение конъюнктуры рынка мяса птицы, а именно коэффициенты дуговой и перекрёстной эластичности по цене и по доходу, концентрация рынка на основе модели Херфиндаля–Хиршмана. По полученным аналитическим результатам исследования спроса показаны возможные управленческие решения производителей мяса птицы по объёмам и расширению его предложения.

Экономическое обоснование переработки сои

Ограниченные финансовые возможности мелких и средних хозяйств не позволяют привлечь необходимые объёмы внешнего финансирования или своевременно выполнить обязательства по кредитам. Основным способом увеличения финансового благополучия и устойчивого экономического развития сельскохозяйственного производства является освоение новых направлений деятельности, когда предприятия производят не только сырьевую продукцию, но и готовый к употреблению продукт. Важно, чтобы продукт имел серьезные конкурентные преимущества перед аналогичными товарами на рынке, мог заместить импортные продукты и был высокорентабельным. Сырьевое сельскохозяйственное производство обеспечивает рентабельность не более 8-10‰, тогда как интеграционные процессы позволяют повысить её на 10-15 п.п. В статье рассмотрено предложение для ООО Компания «Соевый комплекс» организации цеха переработки бобов сои в сухое соевое молоко, потребность рынка в котором имеет тенденции к росту. Этот продукт используется в пищевой перерабатывающей промышленности, кондитерском производстве, потребляется населением в чистом виде. При единовременных вложениях 3,8 млн руб., хозяйство уже в первый год сможет получить около 2,8 млн руб. чистой прибыли, что подтверждает экономическую эффективность и целесообразность мероприятий.

Состав и организационно-экономическая форма структуры рынка земли в российской федерации

Экономические подходы определения параметров организационно- экономической формы структуры рынка земли предполагают создание экономических стимулов и показателей, обеспечивающих реализацию государственной политики в области землепользования, с помощью соответствия особых форм доступа в социальном пространстве к земельным ресурсам. Кроме того, следует учитывать то, что Россия - страна многонациональная, на ее территории находится 7 наций и более 190 народностей. Построение рынка земли являет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих форм социальных общностей, происходящих в рамках сложного переплетения структур и институтов. Многомерное пространство социальных процессов, национальных отношений, функционально связанных между собой, в полной мере, осуществляют общественные отношения государственной политики в области сельскохозяйственного землепользования.

Оценка потребительской активности покупки органической продукции

После вступления в силу закона об органической продукции в январе 2020 г., сохранился ряд неопределенностей относительно развития рынка органической продукции в России. Основополагающим аспектом является затрудненность в понимании потребителями понятия «органическая продукция», которая зачастую ассоциируется с фермерской. В статье представлены результаты маркетингового исследования предпочтений конечных потребителей органической продукции мяса и мясных изделий, проводимого в форме панели в г. Москва. Указаны проблемные вопросы в восприятии понятий «фермерская продукция» и «органическая продукция». Рассмотрены направления популяризации органической продукции, произведенной в соответствии с предъявленными законодательством требованиями, особое место уделено аспектам комплекса маркетинга, позволяющего наладить цепочку взаимодействия с конечным потребителем при выборе продукции. Произведен анализ основных параметров, являющихся приоритетными при выборе продукции, в частности мяса и мясных изделий.

Современное состояние и перспективы развития отрасли плодоводства на инновационной основе

В статье рассмотрены вопросы народнохозяйственного значения и перспективы развития отрасли плодоводства. Дана оценка современному состоянию производства плодов и ягод в стране. Проанализированы потребности и потребление плодово-ягодной продукции в России в целом, а также в разрезе федеральных округов. Определены проблемы в отрасли плодоводства, возникшие в условиях политики импортозамещения сельскохозяйственной продукции. Выявлены факторы, которые влияют на производство плодов и ягод. Приведена динамика производства плодово-ягодной продукции, площади продуктивных насаждений плодово-ягодных культур, урожайности во всех категориях хозяйств за период 2016-2019 гг. Определены перспективы развития отрасли плодоводства по инновационным технологиям.

Прогнозирование развития рынка свинины в российской федерации

Прогнозирование развития рынка свинины является одним из способов минимизации рисков сопутствующей экономической деятельности. Опыт показывает, что для того, чтобы спрогнозировать развитие рынка в агропродовольственном секторе, относительно редко используется статистически-эконометрический аппарат. Большинство прогнозов основано на экспертном опыте. Эксперты ожидают, что экспорт России будет продолжать расти для всех видов мяса, в частности, свинины. Цены также будут продолжать расти. Тем не менее, существует высокий риск АЧС, как в России, так и в европейских странах-экспортерах – что имеет серьезные последствия для рынка свинины. Оперативное изучение рынка свинины, прогноз его развития, следует проводить постоянно, учитывая при этом различную степень соединения получаемых результатов. Все это позволит принимать необходимые управленческие решения, обеспечивающие более полное удовлетворение конкретных нужд потребителей и повышение эффективности предпринимательской деятельности. В ходе исследования проанализирована динамика объемов производства и реализации свинины в РФ. Средствами корреляционного анализа получено уравнение предложения на российском рынке свинины. Средствами экстраполяционного анализа получены прогнозные значения объемов производства свинины в перспективном периоде 2019–2020 гг. и рассчитан прогноз средних цен производителей свинины.