Яндекс.Метрика

Нормативно-правовое обеспечение инновационного развития сельского хозяйства

Переход на инновационную модель хозяйствования является одним из ключевых ориентиров развития сельского хозяйства. Использование в деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей достижений научно-технического прогресса позволит повысить конкурентоспособность отечественной аграрной продукции, улучшить уровень благосостояния сельских жителей и удовлетворить продовольственные потребности населения. Структурообразующим компонентом инновационной системы является государственная инновационная политика, которая находит отражение в комплексе законодательных, подзаконных и нормативных документов различного уровня. Результаты законотворческой деятельности определяют стратегические направления инновационного развития, цели и задачи, стоящие перед субъектами сельского хозяйства, принципы их достижения. Вопросы формирования федеральных, региональных и местных законодательных актов приобретают особую актуальность в условиях продолжающейся тенденции медленного роста объемов инвестирования в инновационные разработки, низкой платежеспособности сельхозпроизводителей и слабой степени интеграции научно-исследовательской, образовательной и производственной сфер сельского хозяйства. В основной части статьи будет рассмотрен перечень действующих законов и государственных программ в сфере инновационного развития аграрного сектора, дана характеристика их основных положений и проанализированы фактические результаты их выполнения по сравнению с плановыми. В заключительной части сформулированы предложения по совершенствованию правового поля в целях повышения эффективности деятельности элементов организационно-экономического механизма функционирования инновационной системы аграрной отрасли.

Организационно-экономический механизм активизации инвестиционного процесса в агропромышленном производстве

Активизация инвестиционного процесса в агропромышленном производстве является важнейшей задачей современного этапа экономического развития. Инвестиционный процесс, являясь составной частью общественного воспроизводства, нацелен на обеспечение замещения постоянно изнашиваемых средств производства и создание возможностей для наращивания капитала и расширения хозяйственной деятельности. Отмечено, что в условиях дефицита собственных инвестиционных ресурсов в аграрной сфере и ограниченных возможностей государственных средств поддержки одним из ключевых направлений становится освоение действенных экономических механизмов стимулирования привлечения отечественного и иностранного частного капитала в агропромышленное производство. Перспективным представляется создание отечественных инвестиционных фондов в сфере агропромышленного комплекса, а также привлечение средств действующих фондов крупнейших корпораций России для вложения их в высокотехнологичные инвестиционные проекты, нацеленные на развитие агропромышленного производства и повышение конкурентоспособности его хозяйствующих субъектов. При этом важным является гармонизация экономических интересов всех участников инвестиционного процесса, обеспечение правовой стабильности и законодательной защиты интересов частных инвесторов, что будет способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата для хозяйствующих субъектов.

Регулирование инвестиционного процесса в апк россии и организационно- экономический механизм его реализации

В статье рассматриваются проблемы инвестиционного процесса и организационно-экономического механизма его реализации в АПК России. Анализируются основные меры государственного регулирования и нормативно-правовые аспекты развития инвестиционной деятельности и стимулирования притока долгосрочного капитала в агропромышленную сферу России. Предлагается активизировать меры государственного воздействия не только на основные инвестиционные процессы АПК, но и на: существенное повышение заработной платы как стимула вложений хозяйствующими субъектами села в трудосберегающие технологии; совершенствование страховой и пенсионной системы как один из источников долгосрочных ресурсов; трансформацию налоговой системы, ориентирующей на ускоренное выведение из производства морально, и тем более физически, устаревших основных средств.

Проблема задолженности сельскохозяйственных организаций

Названы причины платежного кризиса в РФ начала 90-х годов XX века. Определен состав задолженности организаций. Проведено сопоставление просроченной дебиторской и кредиторской задолженности предприятий агарной сферы и в экономике в целом. Определена особенность задолженности покупателей и задолженности поставщикам. Рассмотрена доля организаций, имеющих просроченную задолженность покупателей и просроченную задолженность поставщикам. Определена большая дисциплинированность агарных предприятий при выполнении обязательств по платежам в бюджет и взносам в государственные внебюджетные фонды. Сделаны выводы о наличии большей доли просроченной задолженности у сельскохозяйственных предприятий по полученным кредитам банков и займам по сравнению с предприятиями других отраслей. Названо условие улучшения платежной дисциплины агарных предприятий.

Совершенствование механизма распределения бюджетной поддержки на основе стоимостного подхода

На основании Стратегии развития агропромышленного комплекса Свердловской области определены основные цели государственной поддержки сельского хозяйства. Предложен альтернативный подход к распределению бюджетных средств и проведена его адаптация к существующему механизму размещения государственной поддержки между сельхозтоваропроизводителями. Более высокий уровень государственной поддержки может быть обеспечен за счет экстенсивного роста (увеличение посевных площадей, поголовья), при относительно неизменном уровне стоимости бизнеса, либо за счет повышения внутренней эффективности предприятия (интенсификации производства, оптимизации хозяйственных цепочек и т.д.), вызывающей повышение стоимости бизнеса. Внедрение предлагаемого механизма распределения бюджетной поддержки, основанного на стоимостном подходе, перераспределит существующие потоки в пользу эффективного бизнеса.

О разработке профессионального стандарта «специалист по организации и управлению в сельском хозяйстве»

Российская Федерация обладает большим потенциалом роста объемов производства сельскохозяйственной продукции. Одним из факторов, влияющим на интенсификацию аграрного сектора экономики, является опережающее развитие кадрового потенциала. Важность задач по обеспечению продовольственной безопасности страны требует фундаментальной агроориентированной подготовки специалистов по организации производства и управлению в АПК, способных самостоятельно решать трудные междисциплинарные задачи в условиях высокой неопределённости и рисков. Нормативными документами определена необходимость тесной увязки содержания основных образовательных программ требованиям профессиональных стандартов к знаниям, умениям и навыкам специалистов. Планируется разработка профессионального стандарта «Специалист по организации и управлению в сельском хозяйстве». В статье приведен круг вопросов, которые должен решать такой специалист, области знаний, необходимых для его успешной деятельности. Обобщенные трудовые функции, требования к знаниям, умениям и навыкам, определенные профстандартом, могут стать основой для формирования профессиональных компетенций нового направления подготовки специалиста «35.ХХ.ХХ Организация и управления в сельском хозяйстве».

Влияние роботизации сельского хозяйства на гендерный, возрастной состав работников и уровень их образования

Необходимость увлечения производства продукции животноводства требует вовлечение дополнительных трудовых ресурсов в молочное скотоводство. Остро стоит проблема формирования трудовых ресурсов в условиях применения цифровых технологий, в том числе роботизации производства. Основная гипотеза исследования состоит в том, что роботизация молочного скотоводства приведет к существенному изменению требований к трудовым ресурсам. Цель исследования – изучение эффектов роботизации сельского хозяйства на гендерный, возрастной состав работников и их уровень образования. В качестве основного метода исследования использовано анкетирование работников роботизированных ферм, в качестве контрольной группы выступили работники традиционных ферм этих же организаций сельского хозяйства. В условиях роботизации на замену операторам машинного доения приходят операторы роботизированного доения, вместо скотников - техники по обслуживанию роботов. Анализ рабочих мест по полу на фермах с робототехникой показывает, что значительную долю занятых составляют мужчины (76,5‰), а доля женщин лишь 23,5‰. При этом на фермах без робототехники доля женщин составляет 54,8‰, а мужчин 45,2‰, соответственно. На фермах с робототехникой 52,9‰ их них имеют высшее образование, при этом на фермах без использования робототехники 64,5‰ работников имеют среднее специальное образование, а 35,5‰ лишь среднее образование. Наибольшая доля работников на фермах с робототехникой (47,1‰) в возрастной категории от 18 до 29 лет, и лишь 19,4‰ той же возрастной категории на фермах без роботов. Применение робототехники в организациях сельского хозяйства приводит к снижению занятости на видах работ с высокой монотонностью, одновременно происходит процесс создания рабочих мест, связанных с обслуживанием робототехнических устройств и других цифровых технологий. Дальнейшая роботизация будет способствовать преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении сельского хозяйства, в том числе привлечению и закреплению профессионально подготовленной молодежи.

Место семеноводства масличных культур в системе продовольственного обеспечения россии

В качестве одной из задач в системе продовольственного обеспечения России рассматривается внедрение высокопродуктивных семян масличных культур, снижение уровня зависимости от сортов иностранной селекции. Посевы масличных культур в России в структуре всех посевных площадей составляют около 15‰. В стране доминирующими масличными культурами являются три: подсолнечник, соя и рапс. Сельскохозяйственные производители при выборе семян для посева ориентируются на сорта, позволяющие получить более высокий урожай. Поэтому при наличии на рынке более высокоурожайных семян зарубежных сортов, семена отечественной селекции отходят на второй план. Анализ качества семян подсолнечника, сои и рапса показывает, что они содержат от 20 до 60‰ жира и служат сырьем для выработки растительного масла, имеющего пищевое значение, применяемого в хлебопекарной, кондитерской, консервной промышленности. Жмых масличных культур является ценным концентрированным кормом, богатый белком и жиром, используется животным. По валовому производству пищевых растительных масел по видам в мире на первом месте стоит соевое, на втором – подсолнечное, затем рапсовое. В России 2019 г. общий объем производства масличных культур: подсолнечника, сои и рапса составил 22,8 млн т и загрузки перерабатывающих мощностей заводов 80‰.

Межрегиональная дифференциация в осуществлении отраслевых инновационных процессов (на примере пищевой промышленности)

В статье дана характеристика отрасли пищевой промышленности РФ, и на ее примере выявлена специфика внутриотраслевых инновационных процессов, осуществляемых как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных регионов. Обоснована необходимость постоянного мониторинга инновационных процессов в отраслевом и региональном разрезах. К основным направлениям мониторинга отнесены: отслеживание результатов деятельности отрасли на федеральном и региональном уровнях, выявление перспективных направлений инновационной деятельности в отрасли, оценка результативности отраслевой инновационной деятельности в регионе и сопоставление результатов с федеральным уровнем и мировым опытом. Конкретизировано понятие инновационной активности региона, как уникальной характеристики субъекта РФ, предполагающей целенаправленные согласованные действия на различных уровнях управления по внедрению всех видов инноваций. Предложена авторская схема формирования инновационной активности в регионе, отличительной особенностью которой является уточнение роли бизнеса субъекта РФ с позиции его величины, отраслевой структуры и различий в формах собственности. Выявлены и обоснованы основные причины межрегиональной дифференциации в восприимчивости отраслей пищевой промышленности к инновационной активности регионов, которые условно объединены в две группы: внутренние и внешние, по отношению к изучаемым отраслям народного хозяйства.