В статье представлен анализ нормативно-правовых инструментов формирования и развития инвестиционной деятельности в агропромышленном производстве зарубежных стран, на основе межгосударственных союзов, где наиболее успешным принято считать ЕАЭС, в рамках которого уже существуют общие рынки товаров и услуг и другие институты развития, обеспечивающие свободный переток рабочей силы и капиталов, планируются стратегические задачи по конвергенции агропромышленного производства. Несмотря на то, что в законодательстве РФ существуют определенные льготные программы для сельхозтоваропроизводителей в части кредитования аграрного бизнеса, общеизвестно, что в основном кредитуются крупные сельскохозяйственные организации, находящиеся в выгодных условиях с точки зрения рынков сбыта, логистики и природно-климатических условий, в отличие от малых форм хозяйствования и организаций, находящихся в худших агроклиматических условиях, эти и другие вопросы, касающиеся программ инвестирования в агропромышленном производстве, проанализированы в статье.
Современное функционирование рынка мяса крупного рогатого скота происходит в условиях COVID-19, что создаёт неопределенность в дальнейшей динамике экспорта говядины. Падение доходов населения, рост безработицы, временное закрытие границ, нарушение логистических цепочек и ужесточение требований к ввозу мяса КРС сократили объемы экспорта во 2 квартале 2020 г. Особо пострадал рынок охлажденного и свежего мяса. В 3 квартале отмечается медленное восстановление положительной динамики. Наметилась тенденция дальнейшей концентрации экспортеров – на долю трех первых стран по объему вывоза продукции в охлажденном виде приходится 36,5‰, в замороженном – 67,9‰. Экспорт российского мяса КРС активно наращивается, однако удельный вес страны в мировом объеме на 2020 г. остается незначительным - 0,04‰ и 0,29‰ соответственно. Определены системные проблемы, ограничивающие дальнейшее наращивание объемов производства мяса КРС. Рекомендовано системно развивать специализированное мясное скотоводство для наращивания экспорта, а также поддерживать внутреннее потребления для обеспечения устойчивого спроса на продукцию.
Территориальное соседство с мировым рынком сбыта - Китаем создает необходимые условия для преимущественного развития экспорта продукции российского АПК и экспортной инфраструктуры по этому направлению. Повышение эффективности отечественной экспортной логистики тесно связано с развитием рынка железнодорожных контейнеров, рефрижераторной логистики, складского хозяйства, оптово-распределительных центров. Следует актуализировать состояние портовой инфраструктуры под требования экспорта готовой продукции. Важное место в вопросах развития экспортной инфраструктуры занимает принятие необходимых мер по сертификации продукции, улучшению организации работы пунктов пропуска и информационной поддержки экспортеров.
Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий на период 2020-2025 г.» в настоящее время является важнейшим практическим инструментом политики сельского развития (ПСР), реализуемой Правительством Российской Федерации. С ее принятием планировалось самым существенным и позитивным образом повлиять на социально-экономическую ситуацию в сельской местности, переломив негативные тенденции последних десятилетий на большинстве сельских территорий страны. Однако анализ содержания программы, проведенный в том числе путем сравнения с мерами ПСР в США, а также предварительные итоги ее реализации в течение первого года, показывают необоснованность таких планов. На положительные перемены можно рассчитывать лишь после приведения принципов реализации отечественной политики сельского развития в соответствие с универсальными принципами эффективной ПСР.
В статье рассматриваются проблемы развития аграрного сектора с учетом уровня инвестиционно-инновационного потенциала отрасли. В условиях Смоленской области выделены доминирующие факторы развития, связанные с инвестиционной деятельностью, уровнем инновационной активности, государственной поддержкой сельского хозяйства. Оценка сложившихся объёмов государственной поддержки позволила спрогнозировать условия и размеры эффективной инвестиционной деятельности в регионе с учетом протекционистской политики государства. Согласно расчетам, для обеспечения условий расширенного воспроизводства агропромышленного комплекса региона (30-40‰) потребуется увеличение объемов финансирования сельского хозяйства с 6,7 млрд руб. в 2021 г. до 9,2 млрд руб. к 2024 г. Уровень инновационности в сельском хозяйстве пока достаточно низок, поэтому системное осуществление предложенных направлений и учет доминирующих факторов позволит нарастить к 2024 г. объемы валовой продукции отрасли региона в 1,2-1,3 раза и создать более тысячи новых рабочих мест.
Формирование качественного сектора экономики малых форм хозяйствования явилось радикальными преобразованиями аграрных отношений, при этом существенно возросла актуальность экономической оценки результатов их хозяйственной деятельности в аграрном секторе экономики. Ежегодно фермерство вносит все более существенный вклад в развитие аграрной экономики, что подтверждается ростом его удельного веса в производстве сельскохозяйственной продукции за последние годы – с 6,1‰ в 2005 г. до 13,6‰ в 2019 г. по России в целом. Несмотря на то, что малые формы хозяйствования имеют относительно невысокий уровень развития производительных сил, неполное оснащение элементами материально-технической базы, в том числе техническими средствами, необходимыми для ведения завершенного цикла аграрного производства, их стремительное становление в значительной степени совпадает с общемировыми тенденциями усиления роли фермерских хозяйств в аграрном секторе экономически развитых стран мира. Однако, современные условия хозяйствования К(Ф)Х диктуют необходимость новых подходов к оценке экономической эффективности технических средств для механизации сельскохозяйственного производства. В этой связи в научной статье рассмотрена экономическая эффективность производства агрокультур при различной технической оснащенности малых форм хозяйствования.
В статье рассмотрены показатели и факторы эффективного функционирования форм хозяйствования в сельском хозяйстве. Анализ публикационной активности по вопросам эффективности организационно-правовых форм по базе e-library показал ее рост, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования. В качестве базы исследования использована статистическая отчетность 26,65 тыс. организаций по виду деятельности 01 "Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях". Сделан вывод о преобладании акционерной формы и ее более высокой доходностью, что обусловлено возможностями инвестирования и концентрации ресурсов.
В данной статье представлены научные исследования по подготовке специалистов для АПК на примере одного из старейших вузов Сибири ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина» с учетом принципов Всеобщего управления качеством (TQM) и требований системы менеджмента качества, основанной на требованиях стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015, в части реализации принципа данной системы «Ориентация на потребителя», основанном на клиентоориентированном подходе, а также с использованием элементов проектной и практико-ориентированной деятельности в обучении. Привлечение внешних стейкхолдеров к формированию образовательной траектории позволяет повысить эффективность подготовки кадров новой формации для аграрного сектора путем оценки потенциала обучающихся на начальных этапах формирования компетенций и элементов организационной культуры; использования творческого и научного потенциала будущих специалистов при решении проектных задач, поставленных бизнесом и производством, с последующей их реализацией в условиях реальных предприятий. В целом использование новых подходов подготовки специалистов для АПК формирует положительный имидж вуза на рынке образовательных услуг и рынке труда, повышает конкурентное преимущество образовательной организации, обеспечивающее формирование базы лояльных клиентов и укрепление внешних связей.
Развитие агропромышленного комплекса региона должно основываться не только на производстве сырья в отраслях растениеводства и животноводства, но и на его переработке в готовую продукцию. Так, одним из актуальных направлений в Красноярском крае выступает выращивание масличных культур, в частности рапса ярового и производство на его основе масла. К тому же, в Доктрине продовольственной безопасности одним из показателей, обеспечивающих продовольственную независимость, является производство растительного масла, уровень самообеспечения, по которому должен быть не менее 90‰. В этой связи, рассмотрены особенности производства рапса ярового в регионе и на примере конкретной сельскохозяйственной организации проведена оценка эффективности производства рапсового масла.
Рынок мяса и в целом мясной продукции - динамично развивающийся, и характеризуется, прежде всего, постоянным усилением конкуренции, не только между местными производителями, но и теми игроками, кто «заходит» на региональные рынки. Такое «поведение» происходит из-за действий потребителей и изменения их предпочтений. В статье представлены сведения о состоянии рынка мяса, в том числе и по Омскому региону, проанализированы тенденции его развития. Представлена характеристика основных конкурентов по поставкам «мраморного» мяса в Омскую область и зону Сибири. На основании проведенного анкетирования, определены основные группы потребителей мясо говядины, в том числе «мраморной говядины». В рамках проведения маркетинговых исследований представлены результаты выявления потребительских предпочтений при выборе мяса говядины, а также поведен анализ потребностей предприятий общественного питания в «мраморном» мясе. В основу данного анализа также легли такие факторы как закупочная и рыночная цена, и цена на готовые блюда. На основании полученных результатов сделан ряд выводов и сформировано представление о рынке данной продукции в Омском регионе.