Яндекс.Метрика

Агропродовольственный рынок в повышении конкурентоспособности национальной экономики

Агропродовольственный рынок характеризуется определенной специфичностью, которая отличает его от других типов. Функционирование агропродовольственного рынка, опосредованно удовлетворяя ряд потребностей (интересов) населения, предприятий, государства в целом, тем самым затрагивает обеспечение национальной безопасности, в рамках которой данные потребности могут быть обозначены как национальные интересы, значимые для общности людей, живущих в пределах одного государства. Вместе с тем развитие рынка выдвигает новые проблемы, связанные с развитием регионального экспорта агропродовольствия и оценки вклада регионов в развитие национального рынка, в укрепление позиций России в мировом рыночном пространстве, в повышение конкурентоспособности национальной экономики и обеспечение продовольственной безопасности страны. Авторами были раскрыты и обобщены содержательные характеристики агропродовольственного рынка в повышении конкурентоспособности национальной экономики с учетом широкого спектра различных аспектов, входящих в понятие конкурентоспособности. Используя предложенную авторами схему, можно определить факторы, влияющие на конкурентоспособность (продукции, предприятия, отрасли, экономики государства), а также выявить причины низкой конкурентоспособности (продукции АПК / агропродовольственных товаров).

Расширение ассортимента рыбной продукции

В настоящее время в России рыбохозяйственный комплекс – одна из важнейших отраслей экономики, которая призвана обеспечивать стабильное снабжение населения страны рыбой и качественными рыбными продуктами. Возможность расширения ассортимента выпускаемой продукции имеет специфические ограничения деятельности. Пока эта деятельность имеет затруднения в связи со значительными финансовыми вложениями, но в настоящее время предприятия рыбохозяйственного комплекса могут воспользоваться доступными мерами государственной поддержки для финансирования производственных мероприятий, направленных на развитие, обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции. На примере общества «Север» показаны возможности расширения производства рыбной продукции путем производства мороженой рыбы, что позволит выйти на новые рынки сбыта. Предприятие может получить государственную поддержку на реализацию проектов для развития хозяйственной деятельности коренных народов севера.

Структурные сдвиги в аграрном секторе в деятельности фермеров и индивидуальных предпринимателей

Трансформация экономических отношений в аграрном секторе национальной экономики демонстрирует концептуальные изменения правовых основ землевладения и на этой основе стремительное развитие частной предпринимательской инициативы в форме крестьянских фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. С целью выявления перспективного ведущего звена сельхозтоваропроизводителей проводится оценка масштабов присутствия, анализ структуры и глубины процессов дифференциации указанных хозяйствующих субъектов, их вклад в обеспечение потребителей производимой продукцией, что отражает актуальность исследования. Использование методов статистических группировок, анализа и синтеза позволяют достичь поставленной цели. На основании вторичной группировки выделены три основные группы фермерских хозяйств: мелкие, средние, крупные, проанализирован их потенциал и выявлены проблемы по ряду критериев в масштабах РФ и федеральных округов. В результате отмечается устойчивая тенденция укрупнения крестьянских (фермерских) хозяйств по располагаемой земельной и посевной площадям, что свидетельствуют об усилении позиций среди других хозяйствующих субъектов-аграриев, о развитии на их основе масштабных капиталистических производств с высокой товарностью и применением наемного труда. Перспективным вектором и фундаментом развития аграрного сектора РФ становится слой крупных фермеров-производителей сельскохозяйственной продукции.

Организационно-экономический механизм развития малого и среднего бизнеса в молочном скотоводстве

Развитие современного малого и среднего бизнеса в молочном скотоводстве во многом зависит от степени вовлеченности государства в решение его проблем, т.к. данное направление сельского хозяйства является значимым для экономики и продовольственной безопасности страны, но при этом достаточно уязвимым по отношению к экономическому и природно- климатическому влиянию. Глобальная пандемия COVID-19, засушливое лето в некоторых регионах страны оказали еще большее негативное влияние на развитие малых и средних организаций в молочном скотоводстве и обусловили актуальность проведенного исследования. В статье описана авторская методика оценки состояния организационно-экономического механизма развития малого и среднего бизнеса, а также представлены результаты исследования влияния пандемии COVID-19 на малый и средний бизнес в молочном скотоводстве. Для выполнения основной задачи авторами были использованы экономические показатели производственных результатов сельскохозяйственных организаций согласно финансовой отчетности федеральных, региональных и областных государственных органов управления, официальные данные Центрального банка России, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области и Министерства сельского хозяйства, а также результаты анкетирования собственников малых и средних сельскохозяйственных организаций, проводимого авторами. В качестве типичного исследуемого региона была выбрана Челябинская область. Исследование проведено по данным реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Моделирование инновационного устойчивого развития регионального апк

Рассматриваются теоретические и прикладные аспекты моделирования инновационного устойчивого развития регионального АПК и ключевых его показателей на основе экономико-математических методов. Для расчета оптимальной программы инновационного устойчивого развития регионального АПК разработана стохастическая экономико- математическая модель класса оптимизационных. Использование модели возможно как в отдельных аграрных формированиях различных форм собственности, так и по группам предприятий в границах территориальных единиц различного уровня. Критерий оптимальности (целевая функция) – максимум математического ожидания прибыли. Полученные с помощью экономико-математических моделей оптимальные значения параметров развития регионального АПК позволяют обосновать и выработать управленческие решения, рекомендации по рациональному размещению посевов различных культур, оптимальному поголовью животных и другим параметрам, с учетом региональных особенностей, влияния климата, почвенно-агротехнических условий.

Методология интегральной оценки пространственного развития сельских территорий субъектов российской федерации

Российская Федерация находится в стадии поиска эффективных инструментов государственного управления развитием сельских территорий, обеспечивающих комплексное развитие села в масштабах всей страны. Актуальные исследования показывают растущую неравномерность развития сельских территорий преимущественно по направлению «центр-периферия». Формирование «центров» экономического развития Российской Федерации и регионов необходимо, но, в то же время, дисбаланс политики развития по отношению к периферийным территориям несет негативные долгосрочные эффекты: социально-демографическая, экономическая, экологическая деградация территорий. Цель исследования - разработка методологии оценки пространственного развития сельских территорий субъектов Российской Федерации, как базисного условия освоенности территорий и их перспективной привлекательности для проживания сельского населения. В качестве методов исследования применены методы интегральных оценок, описательной статистики, статистической сводки и группировки, табличного и картографического представления данных. Основным результатом исследования является группировка субъектов Российской Федерации по уровню пространственного развития сельских территорий по данным официального статистического учета за 2010 и 2018 годы. Результаты полученных интегральных оценок позволили сформулировать выводы о растущей поляризации сельского пространства в масштабах Российской Федерации, продолжающемся сжатии освоенного пространства, а также выявить регионы с развивающимся и деградирующим сельским пространством.

О формировании сельских агломераций

В Государственной программе комплексного развития сельских территорий введено понятие сельских агломераций, которые в настоящее время не являются объектом статистического наблюдения. Формальный подход субъектов Российской Федерации к определению границ агломераций и входящих в их состав поселений и малых городов не обеспечивает ожидаемые эффекты от их создания. В статье систематизированы подходы отечественных и зарубежных авторов к данной проблеме. Предложен показатель миграционного прироста для определения центров агломераций на сельских территориях. Миграционный прирост в расчете на 10 тыс. чел. населения был рассчитан для 1764 муниципальных районов Российской Федерации, показатель положителен для 253 муниципальных образований (14,3‰). Для расчетов по муниципальным районам Российской Федерации были разработаны автоматизированные методы обработки информации базы данных Росстата по муниципальным образованиям. Для оценки развития сельских территорий предлагается использовать коэффициент развитости сельских территорий и коэффициент агломеративности сельских территорий по аналогии с применяемыми для городских территорий, учитывающий протяженность дорог в муниципальном районе, так как сельские территории имеют пространственное распределение в отличие от городов. Результаты расчетов показаны на картограмме на примере Курской области.

Предпосылки совершенствования инвестирования в инновационную деятельность в сельском хозяйстве: вопросы теории и практики

Мировая экономика переживает эпоху масштабных изменений. Долгосрочный устойчивый экономический рост и социальное процветание зависят от способности экономики поддерживать высокие уровни роста производительности в обстоятельствах общемировой экономической глобализации. По мере усиления конкуренции между товаропроизводителями создание и распространение инноваций становятся главными движущими силами дальнейшего процветания, дающие неоспоримые преимущества в конкурентной борьбе за потребителей. Ключевым фактором реализации инновационных процессов является объем их фондирования. Инвестирование определяет объемы и интенсивность распространения наукоемких новшеств в экономике. Все вышесказанное справедливо, как для российской экономики в целом, так и для отрасли сельского хозяйства. Тем не менее, в России еще не сформировано осознание исключительной важности инноваций для роста АПК и механизмы финансирования научной и инновационной деятельностей требуют значительного совершенствования. В текущих условиях скудной ресурсообеспеченности сельскохозяйственных производителей и слабой заинтересованности частного бизнеса в инвестициях в АПК рассмотрение путей активизации инвестиций в отрасль становятся особо актуальным. В данной статье исследуется роль инвестиций в инновационном обновлении аграрного сектора, анализируются результаты инвестиционной деятельности в отечественном сельском хозяйстве в разрезе регионов и видов деятельности, рассматривается международный опыт стимулирования инновационных инвестиций.

Особенности развития депрессивного аграрного региона в условиях цифровой экономики

Приоритеты инвестиционной политики России и Курганской области для перехода к цифровой экономике предполагают необходимость осуществления переориентации инвестиционных потоков на первоочередную поддержку социально ориентированных отраслей, наукоемких производств, прежде всего, сельского хозяйства. В то же время, учитывая ограниченность этих средств, целесообразно определить приоритетные направления и проекты для инвестирования. С учетом обозначившихся в мировом масштабе и имеющихся в России перспективных научных заделов, можно выделить несколько приоритетных направлений научно-технологического прорыва в области новых, альтернативных источников энергии. Это кардинальным образом может изменить существующее разделение труда и существенно повысить экологическую безопасность не только в Курганской области, но и в России. Прямое государственное финансирование этих направлений в необходимых масштабах позволит развить имеющийся инновационный потенциал в эпоху цифровизации, а соответствующие отрасли станут «точками роста» и локомотивами развития экономики Курганской области. Анализ тенденции использования ресурсов человеческого, производственного и природного капитала региона, т.е. создания богатства за счет каждого ресурса позволил обозначить предпосылки разработки комплексной программы по развитию и рациональному использованию имеющихся и создаваемых ресурсов природы и общества как единой биоэкономической системы в долгосрочной перспективе