Яндекс.Метрика

Оценка налоговой нагрузки и управление её эффективностью в аграрной сфере

Уточнены теоретико-методологические аспекты определения налоговой нагрузки и ее взаимосвязи с результатами деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Разработана собственная методика оценки налогово-фискальной нагрузки, позволяющая определять эффективность и направления совершенствования налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Обоснованы коэффициент и индексы эффективности налогоплательщика. Разработан механизм определения эффективности налогообложения, включающий в себя определение соотношения налоговой и фискальной нагрузок, уровень (индекс) фискальной нагрузки, долю остатка валовой прибыли. Определяется наличие (отсутствие) баланса экономических интересов участников налогообложения по соотношению индексов показателей платежеспособности, эффективности налогоплательщика и потенциала его развития. Оценивается соблюдение паритета при распределении результатов налогообложения между тремя его участниками по соотношению их долей в выручке и валовой прибыли: государство – по сумме налогов; общество – по страховым взносам во внебюджетные фонды; налогоплательщики – по величине остатка валовой прибыли после уплаты налогов без НДФЛ.

Обеспечение продовольственной безопасности в условиях пандемии covid-19

Воздействие эпидемии COVID-19 отразилось на всех, без исключения, аспектах жизни современного общества, не обойдя стороной и продовольственную систему, содержащую в себе ряд значительных недостатков. Производители и потребители разделены длинными и жесткими цепочками поставок, приводящими к вынужденным потерям продовольствия и искажению стоимости, а проблему физической и ценовой доступности полезных и питательных продуктов наиболее остро ощущают самые уязвимые слои населения. Продовольственная безопасность – сложная и многоаспектная проблема, которая носит как международный, так и внутригосударственный характер, а также затрагивает каждого отдельного человека, каждую социальную группу населения и может быть решена лишь в том случае, если ее гарантом выступает закон. Продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов, а также сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов. В работе предложена авторская трактовка дефиниции «продовольственная безопасность». Авторами выявлены и обобщены показатели продовольственной безопасности, обобщен зарубежный опыт эпидемиологических тенденций, затрагивающих проблемы продовольственного обеспечения. Также проанализировано воздействие пандемии на жизненные аспекты жизни региона, продовольственную систему, проведен мониторинг цен на основные продукты питания Воронежской области в условиях эпидемиологических ограничений.

Организационно- экономический механизм развития апк промышленного региона

Вопрос разработки организационно-экономического механизма государственной поддержки АПК промышленного региона актуализируется в связи с тем, что необходимо координировать взаимодействие субъектов системы продовольственного обеспечения населения региона. Государство должно не только регулировать, но и координировать, интегрировать деятельность сельхозпроизводителей и научно-образовательных центров, промышленных предприятий и их объединений (ассоциаций) с целью обеспечения населения доступными и качественными продуктами питания, роста конкурентоспособности регионального АПК и диверсификации экономики региона. Модернизация и создание новых инновационных сельскохозяйственных, пищевых и перерабатывающих производств, а также производство функциональных продуктов питания, глубокая переработка сельскохозяйственного сырья становятся точками роста в достижении данной цели. Авторами предлагается усовершенствованный организационно-экономический механизм, обеспечивающий инновационное развитие АПК промышленного региона.

Повышение эффективности использования сырьевых и потребительских зон на основе организации кооператива по переработке молока

Диспаритет цен на товары и услуги в отечественном молочнопродуктовом подкомплексе является причиной отсутствия заметного роста производства молока, неполной загруженности мощностей перерабатывающей промышленности и скудного ассортимента дорогостоящей молочной продукции, предоставляемой населению торговлей. Выход из создавшегося положения может быть найден путем создания сельскохозяйственных кооперативов. Примером такого решения является предложение по созданию молочного кооператива на базе «Молочное дело Пильна» в юго-западной молочно-сырьевой зоне Нижегородской области. В состав такого кооператива предполагается включить производителей молока, перерабатывающее предприятие, образовательные организации и регулятора. Для развития материально-технической базы планируется использование грантовой поддержки создаваемого сельскохозяйственного кооператива (70‰ стоимости) и собственных вложений членов кооператива. Согласно проведенным расчетам чистый дисконтированный доход от внедрения проекта составит 63,3 млн руб. Эффективность проекта убедительно доказывает индекс рентабельности. Срок окупаемости инвестиций составит 0,173 года или чуть более двух месяцев. В соответствии с разработанным проектом прибыль от реализации молока в сельскохозяйственных организациях, которую предполагается получить за счет сокращения транспортных издержек, увеличится в среднем более чем в 1,5 раза, что является существенным фактором финансового оздоровления.

Тенденции и роль крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции

Статья посвящена изучению современных трендов и роли крестьянских (фермерских) хозяйств как перспективных поставщиков сельскохозяйственной продукции на национальный рынок. Актуальность исследования основывается на установлении и распространении частной собственности на земельные ресурсы и, как следствие, стремительное развитие индивидуального предпринимательства в аграрном секторе экономики, что предопределяет ключевую позицию крестьянских (фермерских) хозяйств в качестве значимых хозяйствующих субъектов. Обоснование присутствия и расширения деятельности К(Ф)Х как движущей силы развития аграрного сектора экономики России представляет проблематику настоящей статьи. Цель исследования заключается в оценке вклада К(Ф)Х в обеспечении потребностей рынка основными видами сельскохозяйственной продукции. При использовании методов статистических группировок анализируется использование посевных площадей, распределение крупного рогатого скота по группам (типам) хозяйств; определяется уровень товарности К(Ф)Х по реализуемой продукции в зависимости от обеспеченности земельными ресурсами и продуктивным скотом. К результатам исследования следует отнести устойчивую тенденцию к укрупнению хозяйств фермеров, лидирующую роль группы крупных К(Ф)Х в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции и усиление их позиций в аграрном секторе национальной экономики.

Методика совершенствования стратегических инструментов управления конкурентоспособностью мясной отрасли региона

В статье обоснована методика совершенствования стратегических инструментов управления конкурентоспособностью мясной отрасли региона, показана необходимость согласования этих инструментов с конкурентными стратегиями местных производителей. Методика основана на построении модели, в основе которой лежит описание состояния конкуренции на рынке мясной продукции региона и оценка факторов конкурентоспособности мясной отрасли. При построении модели описываются институты, составляющие мясную отрасль, а также отраслевые границы, проводится оценка состояния конкуренции. В совокупности с анализом используемых региональными властями стратегических инструментов управления конкурентоспособностью региональной мясной отрасли этот этап позволяет описать механизмы конкуренции между производителями на региональном рынке. Последующий анализ направлен на приведение в соответствие каждому из факторов конкурентоспособности мясной отрасли и используемых для управления ей инструментов переменных. На основе этих переменных, в соответствии с условием достоверности полученных оценок, строится модель, описывающая взаимосвязь конкурентоспособности мясной отрасли с факторами и инструментами ее поддержки. Также обоснована необходимость оценки эффективности стратегических инструментов управления конкурентоспособностью региональной мясной отрасли.

Типология сельских территорий российской федерации

В России более четверти населения проживает в сельской местности, наблюдается рост разрыва в уровне жизни сельского и городского населения. Сельская местность становится непривлекательной для проживания, прежде всего, населения в трудоспособном возрасте. Целью исследования является разработка типологии сельских территорий в масштабах РФ, которая может быть положена в основу формирования дифференцированного подхода к управлению сельским развитием. Автором сформирована информационная база исследования по муниципальным районам субъектов РФ, проведена их группировка по значениям предложенных типологических критериев, на основе анализа состава групп разработана типология сельских территорий РФ. Состоятельность типологии обоснована с использованием основных показателей экономического, демографического и пространственного развития сельских территорий: выявлены различия медианных значений показателей по типологическим группам муниципальных районов субъектов РФ.

Оценка эффективности управления сельскими территориями: российский и зарубежный опыт

В статье дан сравнительный анализ российского и зарубежного опыта оценки эффективности управления сельскими территориями. Выявлены недостатки принятых в России официальных методов данной оценки, показано, что они периодически дорабатываются, но, несмотря на это, пока не отвечают современным требованиям, в связи с чем не служат действенным инструментом, стимулирующим социально-экономическое развитие села. Отмечено, что для их совершенствования необходимо решить ряд проблем: заменить действующие показатели оценки на те, которые в большей мере отражают интересы сельского населения; обеспечить прозрачность оценки и полноценное участие в ней населения; усилить меры, принимаемые по итогам оценки с целью развития сельских территорий.

Региональные особенности индикаторного подхода к оценке развития сельских территорий

Развитие агропромышленного комплекса страны неотделимо от комплексного развития сельских территорий. Сельские территории впитали в себя большинство проблем современного общества, что сдерживает их инновационное развитие. Однако наличие проблем и степень их выраженности неодинаковы не только на территории нашей страны, но и на уровне регионов. От характера этих особенностей зависят перспективы развития сельского хозяйства в целом. Для управления процессами развития сельских территорий разработана система нормативно-правового регулирования, как на федеральном, так и на региональном уровнях, определяющая приоритетные направления. Оценка развития сельских территорий, основанная на индикаторном подходе, позволяет осуществлять мониторинг состояния с целью выявления слабых позиций. Система индикаторов развития должна быть адаптированной к особенностям сельских территорий региона.

Государственно-частное партнерство как инструмент социального развития сельских территорий россии: подходы и ограничения

Использование системы государственно-частного партнерства рассматривается авторами как один из малозатратных механизмов содействия развитию социальной сферы сельских территорий на основе реализации местных инициатив. Рассмотрены основные подходы к понятию «государственно-частное партнерство», проанализированы возможные варианты реализации государственно-частного партнерства в сельском социуме, сформулированы основные препятствия в реализации данного механизма. На основе проведенного опроса и анализа опыта реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации в целях комплексного развития сельских территорий были предложены направления совершенствования нормативно-правовой базы и финансовой мотивации привлечения внебюджетных средств.