Яндекс.Метрика

Законодательная база и реализация целевых программ производства органической продукции на территории алтайского края

До недавнего времени одной из самых больших проблем рынка органического продовольствия было отсутствие законодательных норм производства «эко», «био», органической продукции на территории РФ. Позиционирующаяся как «био», продукция, по факту, таковой не являлась. Конкурирующие ритейлеры стремились заработать в разы больше, вводя в заблуждение потребителя, нуждающегося в organic-товарах, и при этом, дискредитируя добросовестного производителя-экохозяйственника. В начале августа 2019 годов был подписан указ о принятии закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2020 года. Российская Федерация располагает всеми необходимыми ресурсами для развития дальнейшего сельскохозяйственного производства, в том числе высокоэффективного на сегодняшней день производства органической продукции – это многолетние аграрные традиции, обширные площади сельскохозяйственных земельных ресурсов, а также относительно низким уровнем интенсификации и химизации аграрного производства в сравнении с промышленно развитыми странами. Устойчивое развитие сельских территорий региона для производства и реализации органической продукции становятся актуальными и взаимосвязанными с разработкой региональных целевых программ поддержки и развития АПК Алтайского края.

Трансформационные процессы структуры аграрного производства областей цчр

Трансформационные процессы, произошедшие в аграрном секторе экономики, повлекли за собой создание новых производственно-правовых форм хозяйствования. Произошедшие изменения в организационно-правовых формах организаций Центрально-Черноземного района и произошедшая рыночная трансформация в сельском хозяйстве изменила и ее аграрную структуру. Анализ валовой продукции в стоимостном выражении по категориям хозяйств позволил сделать вывод, что структура менялась довольно неритмично, происходил рост доли сельскохозяйственные предприятий и снижение доли личных подсобных хозяйств. Оценивая отраслевую структуру в Центрально-Черноземном районе, видно, что отрасли растениеводства и животноводства практически представлены в равных процентных соотношениях. Рассматривая производственные показатели растениеводства и животноводства, видно, что в отрасли растениеводства произошел существенный рост валового производства по основным сельскохозяйственным культурам, практически рост произошел по зерновым культурам и сахарной свекле. В отрасли животноводства произошел рост в производстве молока, мяса говядины, особенно произошел резкий скачок в производстве свинины. Произошедшие сдвиги в отраслевой структуре производства продукции говорят о корректировке производственного потенциала различных категорий хозяйств. По мнению автора, несмотря на положительную динамику в производстве сельскохозяйственной продукции и проведенные реформы в сельском хозяйстве ещё не достигнуты результаты, поставленные перед агропромышленным комплексом. Выявленные положительные и негативные тенденции в развитии сельскохозяйственного производства за пореформенный период проблемы и резервы ресурсов, позволят в ближайшей перспективе увеличить объемы производства и экспорта сельскохозяйственной продукции, повысить эффективность функционирования региональных рынков, их доли в российском рынке, улучшить продовольственное обеспечение и качество жизни населения ЦЧР.

Технология прогнозирования зерновых балансов на краткосрочную перспективу

В статье представлена технология прогнозирования зерновых балансов на краткосрочную перспективу на федеральном и региональном уровне. Технология использует предварительно составленные прогнозы урожайности зерновых и зернобобовых культур в регионах и в целом в России, а также прогнозы посевных площадей под их производство. Помимо этого, в расчётах используются прогнозы численности населения РФ, разработанные в Росстате и Министерстве экономического развития. В технологии прогнозируются производство зерновых и зернобобовых культур на уровне регионов и РФ, начальные и конечные запасы зерна на начало и окончание прогнозируемого балансового года, потребление (использование) зерна в регионах, включающее: производственное потребление, переработку зерна на муку, крупу, комбикорма и другие виды обработки, потери зерна, личное потребление зерна населением и конечные запасы зерна. Неизвестными переменными в балансовом уравнении являются ввоз зерна в регионы, включая импорт и вывоз зерна из регионов, включая экспорт. Разность между этими двумя переменными на уровне РФ представляет годовой экспортный потенциал зерна в РФ, который прогнозируется вместе с годовым объёмом межрегиональных перевозок зерна. Технология позволяет прогнозировать зерновые балансы на краткосрочную перспективу для их дальнейшего использования в прогнозировании маршрутизации и объёмов перевозок зерна между регионами РФ и на экспорт.

Формирование новых «точек роста» депрессивных сельских территорий республики башкортостан

Развитие сельских территорий является одним из приоритетных направлений современной политики Правительства Российской Федерации. В 2003-2013 гг. реализовывалась федеральная целевая программа «Социальное развитие села» [1], в 2014-2017 гг. – ведомственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на годы и на период до 2020 года» [2]. 4 июня 2019 года была утверждена новая государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020-2025 годы [3]. В соответствии с этой и другими федеральными программами на уровне субъектов РФ также разрабатываются программы по развитию сельских территорий. В Республике Башкортостан Постановлением Правительства РБ от 12 декабря 2019 года № 728 утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий РБ» (с изменениями на 8 декабря 2020 года) [4], пришедшая на смену подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий РБ до 2020 года» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ». Кроме того, разработаны две программы по развитию депрессивных районов Северо-Востока и Зауралья республики, в основном имеющих агропромышленную специализацию. В рамках данной статьи анализируются итоги реализации одной из них – «Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы» [13], в дальнейшем пролонгированной до 2020 года, а сейчас – до 2024 года. В результате исследования обосновывается целесообразность ее корректировки и включения в нее перспективных проектов – новых «точек роста» применительно к конкретным муниципальным районам, в качестве которых выступают различные направления малого и среднего бизнеса, туризма, сельскохозяйственной производственной и потребительской кооперации. Актуализируется включение в программу предложений по диверсификации сельской экономики, развитию этнического предпринимательства и этнической кооперации, этнических брендов Зауралья Республики Башкортостан.

Дифференциация между доходами сельского и городского населения в россии

Сохранение и преумножение человеческого потенциала сельского населения РФ – одна из актуальных социально-экономических проблем Российской Федерации, решение которой на государственном уровне связано с реализацией программных положений по повышению уровня жизни сельского населения, определяемого, в первую очередь, его доходами. Усиление дифференциации уровня жизни городского и сельского населения РФ актуализирует переосмысление социальной аграрной политики, которая должна быть направлена на увеличение доходов сельского населения как фактора привлекательности сельскохозяйственных регионов страны. Данное направление исследования требует содержательного анализа показателей расслоения уровня жизни в городе и в селе по доходам. Целью исследования является измерение уровня жизни в сельской местности по сравнению с городским населением страны на основе показателей доходной дифференциации в разрезе «город-село». Работа выполнялась с использованием таких статистических методов как: сравнение, анализ показателей динамики; при этом использовался пакет прикладных программ MS Excel. Обоснованы причины проблемы нехватки рабочей силы на селе. Проведенный анализ обнаружил возросшую социальную дифференциацию городского и сельского населения по уровню доходов населения и острую проблему бедности и нищеты сельских домохозяйств. Решающим фактором преодоления разрыва в уровне жизни городского и сельского населения определен рост заработной платы работников сельского хозяйства, которая на настоящий момент не выполняет своей главной функции – воспроизводственной. Выявлено, что рост доходов и уровня жизни сельского населения, как основного показателя социально-экономической политики в области сельского хозяйства, не соответствует декларируемым целям.

Зонирование производства зерна на территории республики башкортостан

С помощью зонирования территорий можно решить вопросы рационального и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения. Цель исследования: провести зонирование производства зерна на территории Республики Башкортостан. Объектом исследования является сельское хозяйство Республики Башкортостан. Предмет исследования – зерноводческая специализация. Работа выполнена на основе применения общенаучных методов исследования в рамках сравнительного, логического, статистического анализа и графической интерпретации результатов. На основе группировки муниципальных районов по объему производства зерна и по площади под зерновые и их динамики были выделены конкурентоспособные территории и зона реструктуризации производства. Эти территории были определены зонами специализации. Также были определены зоны со средним уровнем производства зерна по видам: территории утраты лидерской позиции, территории разнонаправленного развития, территории перспективного развития; и зоны, в которых располагаются территории, являющиеся отстающими при производстве зерна: территории нереализованного развития, бесперспективного развития, депрессивные территории. В центрально-западной части Республики Башкортостан и в Зауралье располагаются муниципальные районы, специализирующиеся на производстве зерна. Проанализированы возможности для сохранения урожая для дальнейшего использования, транспортировки или переработки в зонах специализации производства зерна республики, было выявлено, что имеющихся мощностей не хватает.

Малое аграрное предпринимательство в европе: факторы жизнеспособности местных продовольственных систем

Выделены показатели жизнеспособности продовольственных систем, наиболее важные в условиях трех кризисов: климатического, экономического, и кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Это «умное» управление элементами продовольственных систем и их взаимодействием; регулирование изменений, вызванных шоковыми воздействиями, и устранение их последствий; развитие адаптивных системных подходов и взглядов. В 2020 году в условиях локдауна, введенного в большинстве стран ЕС, выходом для малого агробизнеса стала система горизонтальных связей – Схема Общинной Сельскохозяйственной Поддержки (CSA). Используя CSA для прямой продажи сельхозпродукции через цифровизацию, под прессом антиковидных мер европейские мелкие агропроизводители продемонстрировали высокую жизнеспособность своих продовольственных систем. Проанализированы программы поддержки малого агробизнеса в ЕС. Несмотря на большое количество программ Евросоюза и увеличение финансирования в 2020 году, помощь доходит до фермеров не всегда, и не в полном объеме. Пандемия изменила парадигму жизнеспособности продовольственных систем: к задачам повышения продуктивности и решения продовольственной проблемы добавилась задача обеспечения здоровья населения.

Сельское хозяйство соединенного королевства великобритании сегодня: последствия выхода из ес и перспективы развития

В статье проанализированы основные изменения в сельскохозяйственной политике Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (далее – Соединенное Королевство) после выхода из Европейского союза, дана характеристика системы поддержки сельского хозяйства Соединенного Королевства, выявлены основные тенденции и перспективы торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием Соединенного Королевства с ЕС. После выхода Соединенного Королевства из ЕС 31 января 2020 г. начался переходный период, который продлился до 31 декабря 2020 г. Европейский союз и Соединенное Королевство провели интенсивные переговоры, чтобы согласовать условия выхода и создать правовую определенность после того, как право ЕС перестанет применяться к Соединенному Королевству. В ходе этих переговоров Европейская комиссия обеспечила инклюзивный процесс с регулярными встречами 27 государств-членов ЕС, а также с Европейским парламентом и национальными парламентами стран ЕС. Результатом переговоров стало Соглашение о выходе Соединенного Королевства из Европейского Союза и Европейского сообщества по атомной энергии (брексит). Переходный период давал Соединенному Королевству время для переговоров о будущих отношениях с ЕС. Выход Соединенного Королевства из ЕС потребовал формирования новой сельскохозяйственной политики. После брексита сельское хозяйство Соединенного Королевства начнет функционировать вне рамок единой сельскохозяйственной политики ЕС (далее - ЕСХП). Это означает, что необходима новая внутренняя политика в области сельского хозяйства.

«агротехнологии будущего» - научный центр мирового уровня

В условиях обострения геополитической обстановки, глобализации мировых продовольственных рынков и интеллектуализации мировой аграрной науки для России актуальной проблемой является повышение уровня конкурентоспособности аграрной экономики. В статье представлен анализ становления и развития научных центров мирового уровня (НЦМУ). Обозначена актуальность выполняемых научных исследований в реализации национального проекта «Наука и университеты», который обеспечивает генерацию большого числа качественно новых научных идей в рамках научных центров мирового уровня. НЦМУ обеспечивают формирование эффективной системы управления и синхронизации процессов проведения исследований, продвижения инноваций, производства и вывода на рынок высокотехнологичной наукоемкой продукции. В настоящее время в Консорциум НЦМУ «Агротехнологии будущего» входят 7 организаций.