Привлечение трудовых ресурсов на сельские территории ограничено низким уровнем доходов сельских жителей. Задача современного периода – изменить ситуацию, так как развитие сельских территорий является одним из приоритетов. В исследовании проведена оценка факторов занятости и доходности сельского населения, основанная на анкетировании 459 респондентов (сельских старост региона). Анкетирование показало, что большая часть сельского населения (47,5%) задействована в сфере личного подсобного хозяйства, в отраслях растениеводства и животноводства занято только 17,2%. Средний уровень доходов за последние годы увеличился, но остается низким. 43,3% респондентов отметили, что большинство населения поселений бедное. Основным источником доходов семей является заработная плата (35,7% респондентов). Существенная доля приходится на доходы от дополнительной работы – 9%. Основным видом деятельности получения дополнительного дохода является занятость в личном подсобном хозяйстве – 66,6%. По мнению 63% респондентов, дополнительная работа позволяет получать сельским жителям доход до 5 тыс. руб. в месяц. Всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости, самозанятости на селе позволят сгладить негативные тенденции снижения общего уровня занятости и получить дополнительный доход.
Среди факторов устойчивого развития аграрной экономики особое место отводится сельскохозяйственной потребительской кооперации. Потребительская кооперация является одним из способов удовлетворения потребностей субъектов кооперации, а также институциональным средством создания рабочих мест на селе, действенным инструментом «социальной экономики», оптимально сочетающим преимущества индивидуального производства и крупного агробизнеса. Цель исследования состояла в оценке эффективности работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Ульяновской области с помощью различных критериев и показателей. Результаты оценки эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов Ульяновской области показали, что 7 кооперативов (15,9%) имеют средние значения интегрального индекса эффективности деятельности, 4 кооператива (9%) являются убыточными, а оставшиеся 75% или 33 кооператива имеют низкий уровень эффективности деятельности.
В статье рассматриваются действующие зарубежные цифровые платформы для решения задач управления и устойчивого развития агропродовольственных систем различного уровня в условиях глобального изменения климата и адаптации к этим изменениям. Выделены основные типы цифровых платформ, применяемых в аграрном секторе. Определена роль государственных структур в создании и использовании цифровых платформ. Сделан вывод о необходимости со стороны государства политической и юридической поддержки внедрения информационных технологий, защиты конфиденциальности владения данными, подключения небольших хозяйств к платформам и малобюджетных удаленных регионов и других социальных аспектов. Особо выделено самое важное основание для сотрудничества власти и бизнеса в создании информационных платформ в сельском хозяйстве то, что с помощью этой технологии более привлекательно и эффективно, чем путем регулирования, можно решить важнейшие проблемы устойчивого развития: сохранение окружающей среды, обеспечение безопасности пищевых продуктов, адаптации к глобальным климатическим изменениям.
В статье проведен ретроспективный анализ системы государственного стратегического планирования и управления в Российской Федерации, начиная с реформ 1990-х годов. В условиях трансформации государства в рыночную модель экономики создание системы стратегического планирования стало вопросом выживания страны. Однако новый теоретико-методический базис формировался в парадигме теории рыночной экономики, ограничивающей государственное вмешательство. Эскалация внутреннего системного кризиса и внешних угроз заставила отойти от теоретических догм и разработать механизмы управления, адаптированные к реалиям российской действительности. На протяжении 15 лет создавалась система стратегического управления в России, менялось качество целеполагания, совершенствовался механизм распределения и регулирования. В целом можно выделить три основных этапа эволюции системы: программно-целевое планирование, комплексное программирование и проектное управление. Сельское хозяйство стало одним из стратегически значимых объектов государственного управления, поэтому методический опыт стратегического планирования развития АПК можно считать передовым в практике стратегического управления. В настоящее время Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года по качеству методической разработки является лучшим примером среди подобных отраслевых стратегий.
Исследована реакция российского сельского хозяйства на сценарные изменения во внешнеторговой политике в сравнении с базовым периодом 2013-2017 гг. Метод исследования – сценарное моделирование при помощи версии 2.1 числовой модели частичного равновесия на оптовых рынках сельскохозяйственной продукции субъектов Российской Федерации (модели ВИАПИ), в которой представлены рынки шести видов сельскохозяйственной продукции 82 субъектов федерации с учётом транспортных связей между ними. Возможностей для таких отклонений от внешнеторговой политики базового периода, которые в краткосрочном периоде (в границах пятилетия) привели бы к однозначно благоприятным изменениям в положении сельского хозяйства страны без ущерба потребителю, не выявлено. Обнаружено, что сложившаяся территориально-отраслевая структура сельского хозяйства страны и проводимая внешнеторговая политика хорошо адаптированы друг к другу. В частности, в отраслях растениеводства любое отклонение от политики базового сценария приводит к потерям какого-либо участника рынков. Выявлен парадоксальный эффект: выгодоприобретателями мер политики, сокращающих экспорт, оказываются отрасли российского растениеводства, ориентированные на экспорт. Стимулирование экспорта, в согласии с теоретическими ожиданиями, увеличивает производство продукции в натуральном выражении, но производство молока оказывается исключением из этого правила. То же касается цен продукции: те же меры, как предсказывает теория, вызывают их рост, за исключением цен молока.
Государственная экономическая политика, направленная на обеспечение сбалансированности и безопасности национальной экономики, имеет особое значение для развития аграрных регионов, сохранения рабочих мест и бюджетного выравнивания. Реализация системы национальных проектов на региональном и муниципальном уровнях позволяет обеспечивать социально-экономическое выравнивание территорий страны по качеству жизни сельских и городских жителей, повышение производительности труда и доступность современных технологий, необходимых ресурсов для эффективной экономической деятельности, в том числе в АПК. Цель исследования состоит в определении направлений и силы влияния системы национальных проектов на развития экономики аграрных регионов России в условиях активного внедрения цифровых технологий, обновления Атласа профессий и ограничений, которые определяются санкционными факторами и СOVID-2019. В ходе исследования был использован авторский подход к структурному анализу объектов исследования, по итогам которого представлена типология аграрных регионов России по уровню экономического развития, подтверждающая необходимость дифференцированного подхода к управлению развитием этих территорий с учетом государственной политики обеспечения продовольственной безопасности, равного доступа к комфортной и безопасной среде обитания. Также с учетом представленной систематизации национальных проектов представлен результат сравнения целевых показателей и фактического положения в выбранных для анализа аграрных регионах.
В статье рассматривается особый вид управленческой деятельности – управление разработкой и реализацией инвестиционных проектов, которые должны повышать характеристики той деятельности, на совершенствование которой направлены. При этом улучшения должны заметно превышать инвестиционные затраты. Одновременно они должны быть реализуемыми как в технико-технологическом, так и в других аспектах, включая финансовый. Ещё одним важнейшим требованием является приемлемый для всех участников уровень рисков. Разработка, выполненная в рамках деятельности Научного центра мирового уровня (НЦМУ) при РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева коллективом сотрудников кафедры управления, предназначена для организации систематизированной оценки проектных предложений, бизнес-планов и результатов реализации инновационных инвестиционных проектов в сфере селекции и семеноводства овощных культур. Данная методика учитывает как отраслевую специфику, так и общие правила оценки эффективности, реализуемости и рисков инновационных проектов с применением наиболее информативных методов анализа и автоматизации всех необходимых расчётов. Приведены формы представления исходных данных и результатов расчётов, а также ряд примеров использования этих результатов на предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационных стадиях проектного цикла. Исследование выполнено на базе методических рекомендаций международных и отечественных научно- исследовательских организаций.
Статья посвящена вопросам участия информационно-консультационных организаций (служб) в поддержке развития бизнеса в аграрном секторе экономики России. Информационно-консультационные службы функционируют в 70 регионах России. Их основные задачи – повышение конкурентоспособности отечественного аграрного сектора, развитие территорий, а также повышение уровня жизни сельского населения. Современная макроэкономическая ситуация характеризуется динамичностью и высокой степенью неопределенности, что накладывает определенный отпечаток на управленческую деятельность сельских товаропроизводителей. В настоящее время в России реализуются национальные проекты, направленные на обеспечение научно- технологического и социально-экономического развития страны. В этой ситуации именно информационно-консультационные организации, выступая своеобразным инструментом аграрной политики, оказывают содействие в принятии обоснованных решений путем консультирования, информирования и профессионального обучения. Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Самара – аграрная региональная информационная система» (ГБУ ДПО «Самара – АРИС») как информационно-консультационная служба Самарской области создана в 1997 г. Организация осуществляет переподготовку и повышение квалификации сельских товаропроизводителей, проводит консультации по различным вопросам управления и производства, ведет семинары, мастер-классы и т.д. В статье представлен анализ работы по поддержке сельских товаропроизводителей ГБУ ДПО «Самара – АРИС».
Эффективность управления национальным сельским хозяйством во многом зависит от уровня существующей в стране научной базы, которая лежит в основе принятия государственных решений по поддержке аграрного производства, особенно решений, связанных с принятием долговременных программ развития стратегического характера. Методы и инструменты экономических исследований агропродовольственным рынков зависят от целей и задач анализа. В статье рассматривается практика по привлечению научных институтов к выработке управленческих решений, сложившаяся в странах, обладающих высокоразвитым сельским хозяйством, которая сравнивается с российским опытом включения в состав органов управления сельским хозяйством и производством продуктов питания научных учреждений, изучающих аграрную экономику. Рассматриваются особенности существующей структуры подведомственных научных учреждений и аналитических центров в составе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. В статье также затрагиваются вопросы, связанные с тем, как обслуживаются информационные потребности крупного бизнеса, в том числе в получении результатов научных исследований и текущих аналитических данных, а также предлагается рассмотреть возможности более эффективного взаимодействия российской экономической аграрной науки и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Одна из гипотез исследования состоит в том, что внедрение робототехники в сельском хозяйстве вызвано желанием снизить издержки на оплату труда и работников. Цель исследования состоит в выявлении зависимости роботизации сельского хозяйства регионов и федеральных округов от заработной платы в отрасли. В процессе исследования выполнен анализ уровня заработной платы и плотности роботизации по регионам и федеральным округам. Выделено четыре группы регионов, по ним рассмотрено соотношение уровней роботизации и заработной платы. К первой группе относятся 9 регионов с высокой плотностью роботизации (более 3,0 на 10 тыс. работающих), ко второй - 10 регионов, к третьей - 13 регионов с низким уровнем роботизации и к четвертой - 53 региона, не использующие робототехнику в сельхозпроизводстве. Установлено, что в регионах с наибольшими показателями плотности роботизации заработная плата выше на 20,4‰, чем в регионах, где не применяется робототехника или ее применение находится на низком уровне. Это может свидетельствовать о том, что роботы применяются для снижения издержек на заработную плату работников. Выявлен средний уровень корреляции между уровнями заработной платы в сельском хозяйстве и плотностью роботизации отрасли.