Яндекс.Метрика

Факторы развития занятости и повышения доходности населения сельских территорий (по результатам анкетирования сельских старост)

Привлечение трудовых ресурсов на сельские территории ограничено низким уровнем доходов сельских жителей. Задача современного периода – изменить ситуацию, так как развитие сельских территорий является одним из приоритетов. В исследовании проведена оценка факторов занятости и доходности сельского населения, основанная на анкетировании 459 респондентов (сельских старост региона). Анкетирование показало, что большая часть сельского населения (47,5%) задействована в сфере личного подсобного хозяйства, в отраслях растениеводства и животноводства занято только 17,2%. Средний уровень доходов за последние годы увеличился, но остается низким. 43,3% респондентов отметили, что большинство населения поселений бедное. Основным источником доходов семей является заработная плата (35,7% респондентов). Существенная доля приходится на доходы от дополнительной работы – 9%. Основным видом деятельности получения дополнительного дохода является занятость в личном подсобном хозяйстве – 66,6%. По мнению 63% респондентов, дополнительная работа позволяет получать сельским жителям доход до 5 тыс. руб. в месяц. Всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости, самозанятости на селе позволят сгладить негативные тенденции снижения общего уровня занятости и получить дополнительный доход.

Эффективность развития кооперативных образований в сельском хозяйстве региона

Среди факторов устойчивого развития аграрной экономики особое место отводится сельскохозяйственной потребительской кооперации. Потребительская кооперация является одним из способов удовлетворения потребностей субъектов кооперации, а также институциональным средством создания рабочих мест на селе, действенным инструментом «социальной экономики», оптимально сочетающим преимущества индивидуального производства и крупного агробизнеса. Цель исследования состояла в оценке эффективности работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Ульяновской области с помощью различных критериев и показателей. Результаты оценки эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов Ульяновской области показали, что 7 кооперативов (15,9%) имеют средние значения интегрального индекса эффективности деятельности, 4 кооператива (9%) являются убыточными, а оставшиеся 75% или 33 кооператива имеют низкий уровень эффективности деятельности.

Цифровые платформы в процессе управления агропродовольственными системами с учетом долгосрочных климатических изменений

В статье рассматриваются действующие зарубежные цифровые платформы для решения задач управления и устойчивого развития агропродовольственных систем различного уровня в условиях глобального изменения климата и адаптации к этим изменениям. Выделены основные типы цифровых платформ, применяемых в аграрном секторе. Определена роль государственных структур в создании и использовании цифровых платформ. Сделан вывод о необходимости со стороны государства политической и юридической поддержки внедрения информационных технологий, защиты конфиденциальности владения данными, подключения небольших хозяйств к платформам и малобюджетных удаленных регионов и других социальных аспектов. Особо выделено самое важное основание для сотрудничества власти и бизнеса в создании информационных платформ в сельском хозяйстве то, что с помощью этой технологии более привлекательно и эффективно, чем путем регулирования, можно решить важнейшие проблемы устойчивого развития: сохранение окружающей среды, обеспечение безопасности пищевых продуктов, адаптации к глобальным климатическим изменениям.

Стратегическое планирование развития сельского хозяйства россии

В статье проведен ретроспективный анализ системы государственного стратегического планирования и управления в Российской Федерации, начиная с реформ 1990-х годов. В условиях трансформации государства в рыночную модель экономики создание системы стратегического планирования стало вопросом выживания страны. Однако новый теоретико-методический базис формировался в парадигме теории рыночной экономики, ограничивающей государственное вмешательство. Эскалация внутреннего системного кризиса и внешних угроз заставила отойти от теоретических догм и разработать механизмы управления, адаптированные к реалиям российской действительности. На протяжении 15 лет создавалась система стратегического управления в России, менялось качество целеполагания, совершенствовался механизм распределения и регулирования. В целом можно выделить три основных этапа эволюции системы: программно-целевое планирование, комплексное программирование и проектное управление. Сельское хозяйство стало одним из стратегически значимых объектов государственного управления, поэтому методический опыт стратегического планирования развития АПК можно считать передовым в практике стратегического управления. В настоящее время Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года по качеству методической разработки является лучшим примером среди подобных отраслевых стратегий.

Чувствительность российского сельского хозяйства к внешнеторговой политике

Исследована реакция российского сельского хозяйства на сценарные изменения во внешнеторговой политике в сравнении с базовым периодом 2013-2017 гг. Метод исследования – сценарное моделирование при помощи версии 2.1 числовой модели частичного равновесия на оптовых рынках сельскохозяйственной продукции субъектов Российской Федерации (модели ВИАПИ), в которой представлены рынки шести видов сельскохозяйственной продукции 82 субъектов федерации с учётом транспортных связей между ними. Возможностей для таких отклонений от внешнеторговой политики базового периода, которые в краткосрочном периоде (в границах пятилетия) привели бы к однозначно благоприятным изменениям в положении сельского хозяйства страны без ущерба потребителю, не выявлено. Обнаружено, что сложившаяся территориально-отраслевая структура сельского хозяйства страны и проводимая внешнеторговая политика хорошо адаптированы друг к другу. В частности, в отраслях растениеводства любое отклонение от политики базового сценария приводит к потерям какого-либо участника рынков. Выявлен парадоксальный эффект: выгодоприобретателями мер политики, сокращающих экспорт, оказываются отрасли российского растениеводства, ориентированные на экспорт. Стимулирование экспорта, в согласии с теоретическими ожиданиями, увеличивает производство продукции в натуральном выражении, но производство молока оказывается исключением из этого правила. То же касается цен продукции: те же меры, как предсказывает теория, вызывают их рост, за исключением цен молока.

Влияние национальных проектов на развитие экономики аграрных регионов россии

Государственная экономическая политика, направленная на обеспечение сбалансированности и безопасности национальной экономики, имеет особое значение для развития аграрных регионов, сохранения рабочих мест и бюджетного выравнивания. Реализация системы национальных проектов на региональном и муниципальном уровнях позволяет обеспечивать социально-экономическое выравнивание территорий страны по качеству жизни сельских и городских жителей, повышение производительности труда и доступность современных технологий, необходимых ресурсов для эффективной экономической деятельности, в том числе в АПК. Цель исследования состоит в определении направлений и силы влияния системы национальных проектов на развития экономики аграрных регионов России в условиях активного внедрения цифровых технологий, обновления Атласа профессий и ограничений, которые определяются санкционными факторами и СOVID-2019. В ходе исследования был использован авторский подход к структурному анализу объектов исследования, по итогам которого представлена типология аграрных регионов России по уровню экономического развития, подтверждающая необходимость дифференцированного подхода к управлению развитием этих территорий с учетом государственной политики обеспечения продовольственной безопасности, равного доступа к комфортной и безопасной среде обитания. Также с учетом представленной систематизации национальных проектов представлен результат сравнения целевых показателей и фактического положения в выбранных для анализа аграрных регионах.

Комплексная оценка инноваций при управлении проектами

В статье рассматривается особый вид управленческой деятельности – управление разработкой и реализацией инвестиционных проектов, которые должны повышать характеристики той деятельности, на совершенствование которой направлены. При этом улучшения должны заметно превышать инвестиционные затраты. Одновременно они должны быть реализуемыми как в технико-технологическом, так и в других аспектах, включая финансовый. Ещё одним важнейшим требованием является приемлемый для всех участников уровень рисков. Разработка, выполненная в рамках деятельности Научного центра мирового уровня (НЦМУ) при РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева коллективом сотрудников кафедры управления, предназначена для организации систематизированной оценки проектных предложений, бизнес-планов и результатов реализации инновационных инвестиционных проектов в сфере селекции и семеноводства овощных культур. Данная методика учитывает как отраслевую специфику, так и общие правила оценки эффективности, реализуемости и рисков инновационных проектов с применением наиболее информативных методов анализа и автоматизации всех необходимых расчётов. Приведены формы представления исходных данных и результатов расчётов, а также ряд примеров использования этих результатов на предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационных стадиях проектного цикла. Исследование выполнено на базе методических рекомендаций международных и отечественных научно- исследовательских организаций.

Информационно-консультационная деятельность как инструмент поддержки бизнеса в аграрном секторе экономики

Статья посвящена вопросам участия информационно-консультационных организаций (служб) в поддержке развития бизнеса в аграрном секторе экономики России. Информационно-консультационные службы функционируют в 70 регионах России. Их основные задачи – повышение конкурентоспособности отечественного аграрного сектора, развитие территорий, а также повышение уровня жизни сельского населения. Современная макроэкономическая ситуация характеризуется динамичностью и высокой степенью неопределенности, что накладывает определенный отпечаток на управленческую деятельность сельских товаропроизводителей. В настоящее время в России реализуются национальные проекты, направленные на обеспечение научно- технологического и социально-экономического развития страны. В этой ситуации именно информационно-консультационные организации, выступая своеобразным инструментом аграрной политики, оказывают содействие в принятии обоснованных решений путем консультирования, информирования и профессионального обучения. Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Самара – аграрная региональная информационная система» (ГБУ ДПО «Самара – АРИС») как информационно-консультационная служба Самарской области создана в 1997 г. Организация осуществляет переподготовку и повышение квалификации сельских товаропроизводителей, проводит консультации по различным вопросам управления и производства, ведет семинары, мастер-классы и т.д. В статье представлен анализ работы по поддержке сельских товаропроизводителей ГБУ ДПО «Самара – АРИС».

Роль научных организаций в управлении агропроизводством

Эффективность управления национальным сельским хозяйством во многом зависит от уровня существующей в стране научной базы, которая лежит в основе принятия государственных решений по поддержке аграрного производства, особенно решений, связанных с принятием долговременных программ развития стратегического характера. Методы и инструменты экономических исследований агропродовольственным рынков зависят от целей и задач анализа. В статье рассматривается практика по привлечению научных институтов к выработке управленческих решений, сложившаяся в странах, обладающих высокоразвитым сельским хозяйством, которая сравнивается с российским опытом включения в состав органов управления сельским хозяйством и производством продуктов питания научных учреждений, изучающих аграрную экономику. Рассматриваются особенности существующей структуры подведомственных научных учреждений и аналитических центров в составе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. В статье также затрагиваются вопросы, связанные с тем, как обслуживаются информационные потребности крупного бизнеса, в том числе в получении результатов научных исследований и текущих аналитических данных, а также предлагается рассмотреть возможности более эффективного взаимодействия российской экономической аграрной науки и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Роботизация сельскохозяйственного производства и заработная плата в отрасли

Одна из гипотез исследования состоит в том, что внедрение робототехники в сельском хозяйстве вызвано желанием снизить издержки на оплату труда и работников. Цель исследования состоит в выявлении зависимости роботизации сельского хозяйства регионов и федеральных округов от заработной платы в отрасли. В процессе исследования выполнен анализ уровня заработной платы и плотности роботизации по регионам и федеральным округам. Выделено четыре группы регионов, по ним рассмотрено соотношение уровней роботизации и заработной платы. К первой группе относятся 9 регионов с высокой плотностью роботизации (более 3,0 на 10 тыс. работающих), ко второй - 10 регионов, к третьей - 13 регионов с низким уровнем роботизации и к четвертой - 53 региона, не использующие робототехнику в сельхозпроизводстве. Установлено, что в регионах с наибольшими показателями плотности роботизации заработная плата выше на 20,4‰, чем в регионах, где не применяется робототехника или ее применение находится на низком уровне. Это может свидетельствовать о том, что роботы применяются для снижения издержек на заработную плату работников. Выявлен средний уровень корреляции между уровнями заработной платы в сельском хозяйстве и плотностью роботизации отрасли.