Яндекс.Метрика

Нечетко-возможностный подход при оценивании сельскохозяйственных технологий на основе явных и неявных экспертных знаний

Использование экспертных знаний (ЭЗ) и накопленный опыт высококвалифицированных специалистов в сельском хозяйстве применяются традиционно и повсеместно. Такая практика объясняется трудностью моделирования сельскохозяйственных процессов и технологий детерминированными математическими методами. Однако к настоящему времени разработан нечетко- возможностный подход к формализации явных и неявных ЭЗ в виде математических моделей в многофакторном пространстве решения практических задач. Рассмотрены два примера построения нечетко-возможностных моделей (НВМ). Первый – для оценивания и прогнозирования урожайности как обобщенного показателя эффективности технологического процесса производства кормов из трав, а второй – содержание обменной энергии в получаемом корме. Задачи решались по единой методике с единых позиций, но каждый в своем факторном пространстве. Показано, что результаты количественного оценивания по построенным моделям позволяют оценить эффективность применяемых технологий, а также сравнивать полученные результаты с истинным состояниям кормопроизводства из трав в хозяйствах в зависимости от применяемых ими технологий. Адекватность расчетов по предлагаемым НВМ фактическим состояниям различных применяемых технологий позволяют рекомендовать рассмотренный подход для применения в сельских хозяйствах Северо-Западного региона РФ.

Цифровая трансформация системы аграрного производства: сущность и этапы инициации

Цифровая трансформация рассматривается как специфический этап эволюционных преобразований экономических систем, связанный с их переориентацией на модель развития, в основе которой лежит массовое использование цифровых технологий, задействованных на всех стадиях воспроизводства, и преобразование системы межсубъектных взаимодействий. Существует объективная дифференциация отраслей и сфер деятельности по уровню готовности к цифровой трансформации, обусловленная, в первую очередь, их внутренней спецификой и наличием факторов, ограничивающих трансформационный потенциал представляющих их экономических субъектов. В качестве объектов цифровой трансформации сельского хозяйства предлагается выделять: экономические блага, технологии производства, системы государственного и хозяйственного управления, систему межсубъектных взаимодействий, хозяйствующие субъекты аграрного сектора и сельское хозяйство как отрасль общественного производства. В качестве базовых этапов принятия решения об инициации процессов цифровой трансформации сельскохозяйственных производителей предлагается выделять: диагностику уровня готовности к цифровой трансформации, оценку доступных и перспективных цифровых технологий, оценку возможностей интеграции в единое информационное пространство, выбор стратегии цифровой трансформации, ее планирование, оценку потенциального эффекта проведения цифровой трансформации. Делается вывод о том, что массовое внедрение цифровых технологий создает объективные предпосылки модернизации и системы информационного обеспечения хозяйствующих субъектов аграрного сектора, предоставляя возможность использования принципиально новых инструментов реализации функций информационного обеспечения, повышения скорости, достоверности и качества аналитической обработки информации, уровня ее систематизации и доступности для всех заинтересованных лиц, совершенствования системы вертикальных и горизонтальных информационных взаимодействий и коммуникаций.

Моделирование формирования цифровой платформы управления АПК

В работе с системных позиций рассматриваются проблемы формирования цифровых платформ АПК. Показано, что многозначность и неопределенность понятия цифровой платформы ведет к размыванию и запутыванию научного системного подхода к цифровизации управления экономикой АПК, а также к огромному числу вариантов развития данного процесса, препятствующему выполнению основного требования цифровой экономики – интеграции данных и алгоритмов, отражающего два основных принципа перехода от этапа информатизации управления экономикой к этапу цифровой ее трансформации: формирование рациональной структуры управления данными с повсеместной интеграцией разрозненных их элементов в единую систему на основе разработанных цифровых стандартов и переосмысление технологии и организации управления производством. Отсутствие научной классификации цифровых платформ ведет к детерминологизации их понятия, когда под цифровой экономикой многие в стране понимают новые формы платежей и коммуникации с потребителями, но никак не новые формы управления и экономических отношений. Поэтому в работе на основе кластеризации и анализа эволюционного развития средств информатизации дается оригинальное определение цифровой платформы и предлагаются критерии создания на основе математической и онтологической моделей их формирования и представляющих единство облачных цифровых подплатформ, отражающих цифровые стандарты: подплатформа сбора, хранения и интеграции пооперационной первичной учетной информации всех предприятий в единой базе данных; подплатформа технологического учета; подплатформа алгоритмов обработки данных. Для АПК приведены факты применимости единой цифровой платформы управления производством. Показано, что в этом случае будет достигнута наибольшая эффективность цифровизации производства, поскольку информация становится доступной для предприятий всех размеров. Всеобщее же внедрение ее в цепочки добавленной стоимости продукции с участием разных отраслях позволяет перейти к новому типу производственных отношений: к прямым продажам, при которых производитель идентифицирует конечного потребителя, объем и структуру его спроса.

Цифровая модель формирования и институционального регулирования земельной ренты в АПК региона

Целью исследования явилось создание цифровой модели институционально регулирования земельной ренты в сельском хозяйстве, базирующейся на обосновании принципов и механизмов расчёта и контроля процессов её формирования, изъятия и распределения с учётом роста актуальности в условиях высокой продовольственной инфляции. Использовалась теория и методология оценки кадастровой и рыночной стоимости земель сельскохозяйственного назначения в условиях цифровизации, в геоинформационной среде. Представлена общая схема институциональной модели и рабочая цифровая платформа, состоящая из четырёх основных блоков, в которых на основе информации по всем статьям расходов в разрезе всех сельскохозяйственных культур (групп), выходу продукции и её реализации, определяются исходные размеры земельной ренты. К ним подключаются вспомогательные (аналитические и расчетные) блоки, связанные с рынками: средств производства; продукции и сырья для переработки; земель сельхозназначения, а также блок расчёта отклонений (изъятий или приращений) земельной ренты. С помощью вспомогательных блоков в платформу подаётся информация о возможных изменениях цен поставщиков средств производства и покупателей аграрной продукции и сырья. По этим данным определяются размеры изъятий (приращений) земельной ренты. Модель может быть привлекательной не только для пользователей земельной ренты (земельных собственников (владельцев), государства и общества), но и непосредственных товаропроизводителей, так как параллельно проводятся расчёты прибыли предпринимателя, демонстрируя её возможные потери от действий различных контрагентов. Новизна исследования, состоящая в разработке эксклюзивной цифровой полноформатной модели институционального регулирования земельной ренты в АПК региона, подтверждается расчётами с использованием достоверной информации аграрных товаропроизводителей региона.

ESG-критерии в развитии сельских территорий: адаптация лучших практик

Государства многих стран предпринимают меры, направленные на борьбу с загрязнением окружающей среды, изменением климата, социально-экономическими проблемами, выбирая курс на устойчивое развитие. Так, в ряде стран, экологические и социальные инновации были включены в число приоритетов национальных стратегий. В свою очередь, это способствовало возникновению и применению ESG практики. ESG – это набор критериев, для оценки инвестиционной привлекательности в области устойчивого развития. В статье рассмотрено применение ESG-практики в России от бизнеса до регионов. Авторами предложено использование критериев ESG применительно к сельским территориям, для чего за основу взят опыт разработки и применения комплексных критериев оценки качества жизни и гостеприимства, используемых для селекции своих членов Ассоциацией самых красивых деревень и городков России, вошедшей в перечень лучших практик устойчивого развития Смартеки АСИ [8]. В исследовании также отмечено, что критерии отбора в Ассоциацию, адаптированные под ESG, могут быть применимы на сельских территориях, как для местных сообществ. так и для бизнеса, решившего поддержать проект устойчивого развития. При этом следует отметить, что они количественно измеримы и имеют звездный рейтинг, дают осязаемый и визуализируемый результат.

Функции заработной платы в сельском хозяйстве и их реализация

В статье изложено содержание основных функций заработной платы в сельском хозяйстве и обоснована необходимость реализации дополнительной функции, обеспечивающей компенсацию невоспроизводимых на селе преимуществ города по условиям жизнедеятельности. Дан анализ межотраслевых соотношений номинальной среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве в до- и постперестроечном периоде и среднечасовой оплаты. Представлены динамика реальной заработной платы в сельском хозяйстве, соотношение оплаты сельскохозяйственного труда с прожиточным минимумом трудоспособного населения. Анализируются региональные различия в соотношении заработной платы в сельском хозяйстве с региональной величиной прожиточного минимума. Проведен сопоставительный анализ удельного веса расходов на оплату труда наемных работников в ВВП и ВДС, созданной во всех отраслях экономики и сельском хозяйстве. Рассмотрена ситуация с просроченной задолженностью по заработной плате. Выявлены соотношения в динамике заработной платы в сельском хозяйстве, производительности труда и объема экспорта сельскохозяйственной продукции. По итогам проведенного анализа сформулированы основные направления повышения заработной платы в сельском хозяйстве.

Оценка функционирования организационно-экономического механизма поддержки экспорта на федеральном уровне

В условиях сложной политической и экономической ситуации, обусловливающей неопределённость внешней среды, риски международных отношений, становится актуальным вопрос совершенствования организационно-экономического механизма поддержки экспорта продукции АПК в РФ. Несмотря на положительную динамику реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК», сохраняются проблемы и барьеры развития экспортной деятельности, которые усиливаются под влиянием санкционного давления, ограничительных мер и трансформации глобальных рынков продовольствия. Для формирования направлений совершенствования организационно-экономического механизма поддержки экспорта продукции АПК использованы методы сравнительного анализа, системный и ситуационный подходы. Главной проблемой является отсутствие согласованности программных и стратегических документов, направленных на развитие экспортной деятельности в АПК РФ. С целью разрешения проблемы предлагается осуществлять определение перспективных товарных категорий и рынков сбыта для российского агроэкспорта с помощью стратегического и инициативного подхода к управлению со стороны государства на основе научно-обоснованных методов. Выдвигаются предположения о том, что согласованность стратегий, программ и концепций развития агроэкспорта на разных уровнях управления позволит повысить управляемость и эффективность реализации проектов по развитию агроэкспорта РФ и обеспечит устойчивость развития АПК в долгосрочной перспективе.

Импортозамещение: возможности и ограничения развития сельскохозяйственных организаций в условиях внешних шоков

Активизация политики импортозамещения в нашей стране в последние годы обусловлена развитием мировой геополитической обстановки, сопровождающейся обострением торгово-экономических отношений - Россия на протяжении нескольких лет испытывает санкционное давление на экономику. В настоящее время политика импортозамещения более успешно реализуется в части обеспечения населения продовольственными товарами. Страна в достаточно короткие сроки по большинству видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия достигла параметров, которые были установлены в Доктрине продовольственной безопасности РФ. В этой связи сельское хозяйство мы рассматриваем как драйвер реализации политики импортозамещения и приоритетное направление политики снижения импортозависимости. Политика импортозамещения открывает новые возможности, связанные с развитием технологий; индустриализацией; привлечением инвестиций, в том числе в лице частно-государственного партнерства; расширением льготного кредитования сельскохозяйственных производителей; появлением новых организаций и, как следствие, созданием новых рабочих мест; ростом экспорта товаров внутреннего производства; расширением возможностей появления новых отечественных продуктов, конкурентных на мировом рынке. Однако новые возможности несут и новые угрозы. Субсидирование сельскохозяйственного производства чревато определенными последствиями: так как отдельные компании находятся в собственности иностранных инвесторов, то получается, что государство поддерживает иностранный капитал. Результатом ограничения внешней конкуренции может стать монополизация внутреннего рынка крупными предприятиями, что также несет определенные риски.