Яндекс.Метрика

Региональные особенности государственной поддержки молочного скотоводства

В статье рассмотрено субсидирование подотрасли молочного скотоводства, определены основные меры и направлены государственной поддержки. Показана роль государственной поддержки в интенсификации производства молока, развитии региональных агропродовольственных систем и сельских территорий. Среди всех направлений государственной поддержки отрасли ключевое значение имеют прямые выплаты на производство и реализацию молока молокоперерабатывающим предприятиям. В целом по стране в расчете на 1 кг реализованного молока в 2020 г. государственная поддержка составила 1,58 руб., что выше уровня 2018 г. на 23,4%. Установлены региональные особенности, определяющие объем выделяемых средств из бюджетов субъектов в рамках софинансирования. Выявлены дисбалансы субсидирования молочного скотоводства, обусловленные бюджетной ограниченностью и приоритетами развития АПК региона. На основании проведенного анализа предложены меры по повышению эффективности государственной поддержки отрасли, направленные на развитие ее инвестиционной привлекательности и модернизации, позволяющие сформировать современную производственную базу и нарастить выпуск готовой молочной продукции.

Опыт Канады в реализации экспортной политики в аграрной сфере

Эффективное развитие экспорта сельскохозяйственных товаров провозглашено в РФ приоритетным направлением экономической политики. В последние годы отмечается существенный рост экспортного потенциала страны в аграрной сфере, однако, обладая внушительным размером внутреннего рынка, существенными возможностями развития внешнеторговой деятельности, глобальные конкурентные преимущества России проявляются в основном на сырьевом рынке продукции АПК. Анализ опыта зарубежных стран в сфере поддержки национального экспорта, включая и аграрный сектор экономики, показывает, что практически все страны, являющиеся крупнейшими экспортерами, к которым относится и Канада, имеют довольно эффективную систему продвижения товаров и услуг на международные рынки. В статье представлены показатели экспорта агропродовольственной продукции Канады за последние пять лет. Рассмотрена экспортная политика Канады в аграрной сфере, важным звеном которой являются государственные ведомства и службы, реализующие основные стратегические направления развития экспорта на федеральном и региональном уровне, программы поддержки и стимулирования экспорта. Важным элементом системы продвижения экспорта является поддержка производства и сбыта продукции с высокой добавленной стоимостью, при продаже которой, в отличие от сырья, получают гораздо бȯльшую экономическую выгоду. Изучение опыта Канады по развитию и укреплению экспортного потенциала страны в аграрной сфере может представлять интерес для российского АПК.

Международный опыт государственного регулирования углеродного следа агропродовольственной системы

Инициативы по сокращению выбросов парниковых газов активно развиваются во всем мире. В развитых странах (например, страны Евросоюза, Новая Зеландия, США, Канада) и развивающихся странах (например, Китай, Бразилия, Аргентина) инструменты управления углеродным следом внедряются на государственном и корпоративном уровнях. Вместе с тем, становится очевидным, что усилиями отдельных стран глобальные проблемы изменения климата не могут быть решены в силу возможной утечки углерода в страны и регионы с менее жесткой климатической политикой. Например, большинство производственных процессов в сфере добычи сырья осуществляется в тех странах, где углеродный след не подвергается контролю или соответствующие затраты оказываются ниже. Для решения проблем диспропорции государственных усилий в области регулирования углеродного следа требуется гармонизация отдельных национальных программ в соответствии с наилучшей мировой практикой. Целью статьи является обобщение инструментов регулирования углеродного следа сельского хозяйства разных стран, а также выделение барьеров и перспектив их развития в России. В результате исследования выделены проблемы внедрения углеродного налога в агропродовольственной системе, а также перспективы развития корпоративных углеродных сертификатов в этой области.

Особенности регулирования инновационной деятельности в аграрном секторе ЕС

В статье дана характеристика основных направлений европейской инновационной политики, рассмотрены особенности регулирования инновационной деятельности в аграрном секторе ЕС, проведен анализ динамики основных показателей, характеризующих инновационную деятельность. Инновационная политика является частью европейской интеграционной политики, тесно взаимосвязанной с промышленной, аграрной, энергетической и экологической политиками. Европейское исследовательское пространство, созданное в 2000 г., стало основой формируемого в Европе «общества знаний», которое мобилизует науку, образование, подготовку кадров и инновации на реализацию экономических, социальных и природоохранных целей ЕС. С целью повышения конкурентоспособности и устойчивого развития аграрного сектора создано Европейское инновационное партнерство в области производительности и устойчивости сельского хозяйства. Оно объединяет сельхозтоваропроизводителей, консультантов, учёных, предприятия агробизнеса и представителей неправительственных организаций, которые реализуют инновационные проекты в аграрной сфере. Изучение европейского опыта регулирования инновационной деятельности в аграрном секторе с целью его использования для повышения эффективности инвестиционно-инновационных процессов в отечественном АПК является весьма актуальным в период перехода мировых продовольственных систем на принципиально новый этап технологического развития.

Роль нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в развитии аграрного сектора за рубежом (на примере США и Китая)

В статье на примере США и Китая, имеющих развитые инновационные системы, рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности и его использование в развитии аграрного сектора этих стран. Государство определяет стратегические направления развития инновационной деятельности и принимает законодательные акты, направленные на обеспечение их реализации. Установлено, что как в США, так и в Китае большое внимание в законодательстве уделяется созданию благоприятных условий для разработки и внедрения инноваций. Законодательные решения учитывают интересы каждого из участников инновационной деятельности, обеспечивают их права и определяют условия их сотрудничества. Особое внимание в законодательстве зарубежных стран отводится стимулированию участия частного бизнеса в разработке и коммерциализации инновационных разработок, а также поддержке государственных научных учреждений и университетов. Последовательная политика этих государств в области правового обеспечения инновационной деятельности позволила этим странам сформировать высокоэффективные национальные инновационные системы. В статье рассмотрены недостатки законодательства Российской Федерации, регулирующего научно-техническую сферу, и обозначены некоторые предложения по его совершенствованию.

Продовольственная безопасность: социально-экономические эффекты в условиях распространения коронавирусной инфекции

Объектом исследования выступили социально-экономические институты и их роль в системе управления и обеспечения продовольственной безопасности в условиях распространения коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 и всех ее штаммов (Альфа, Бета, Гамма, Дельта, Омикрон) и вариантов (Эта, Лямбда и Мю). Научная гипотеза исследования состоит в утверждении, что эффективное управление социально-экономических институтов в системе продовольственной безопасности на всех уровнях коррелирует с качеством обеспечения продовольственной безопасности и национальной независимости. Авторами на основе методологии институциональной экономики и инструментария осуществлен анализ иерархии социально-экономических институтов и их роли в решении ключевых вопросов обеспечения продовольственной безопасности. Выявленные закономерности и данные анализа проиллюстрировали практику и динамику нормативно-правового построения системы обеспечения продовольственной безопасности в условиях распространения коронавирусной инфекции. В результате исследования авторами представлены направления развития в области регулирования и обеспечения продовольственной безопасности в условиях новых социально-экономических эффектов.

Экономическая адаптация сельскохозяйственных товаропроизводителей к условиям внешней среды: оценка и перспективы

В современном научном представлении адаптация представляет собой сложные явление и процесс, направленный на сохранение и развитие социально-экономических систем в нестабильной внешней среде. Выявлены основные научные подходы к исследованию адаптации, в числе которых системный, процессный, органический, динамический. Предложена авторская методика оценки динамической эффективности адаптации социально-экономических систем, определены условия ее успешности. Проведена апробация предложенной методики оценки уровня адаптации на примере сельского хозяйства России. Установлено, что проводимые меры государственной поддержки по критическим направлениям развития отрасли позволили в 2021 г. нарастить экономический потенциал отрасли на уровне 9,3% по сравнению с периодом его спада (2004-2012 гг.). Определены основные пути повышения адаптационных возможностей сельского хозяйства на перспективу.

Развитие рынка земли и проблемы возвращения в оборот неиспользуемых угодий

Целью исследования выступал анализ степени активности рынка земли – как фактора, определяющего возможности и ограничения для расширения землепользования в аграрном секторе, с учетом региональной специфики. Информационной базой послужили материалы Росреестра из базы ЕМИСС с 2006 по 2020 годы. Исследования выполнялись в целом по Российской Федерации и на примере регионов Северо-запада, поскольку в них сохраняются высокий удельный вес неиспользуемых угодий и сокращение площади посевных площадей. Для характеристики таких подсистем земельного рынка как спрос на земельные участки и их предложение был проведен анализ стоимости земли, проведена типология субъектов Северо-запада в зависимости от динамики ее роста или снижения, рассмотрены объемы сделок и продаж земель. На основе расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена определена высокая обратная корреляционная связь по шкале Чеддока между объемом предложения земли и стоимостью единицы площади. Для более достоверного выявления тенденций динамики продаж земельных участков был использован метод скользящей средней, что позволило выделить три группы регионов Северо-запада – с большими, средними и малыми объемами продаж. Сделан вывод о большой внутрирегиональной дифференциации, что косвенно демонстрирует поддержание незначительной активности рыночного оборота земель в ряде субъектов Федерации Северо-запада как фактора сдерживания роста объемов ввода в оборот выбывших угодий.

Дифференциация направлений цифровизации сельских территорий (на примере Северо-запада)

Реализация Федерального проекта «Устранение цифрового неравенства» делает цифровизацию сельских территорий России объективной реальностью, требующей изучения. В настоящее время число научных публикаций, посвященных цифровизации сельских территорий России, весьма ограничено. Они имеют разрозненный, чаще всего, постановочный характер и не учитывают соответствующую зарубежную практику. Предстоящая цифровизация должна быть привязана к каждой конкретной территории страны в соответствии с местными условиями. Цель исследования – обосновать возможности дифференцированного применения зарубежного опыта цифровизации сельских территорий с учетом российской региональной специфики. При решении задачи «Анализ и обобщение зарубежного опыта цифровизации» использовался метод контент-анализа. При решении задачи «Дифференциации муниципальных образований СЗФО» применялись методы классификации и типологии. Использовались официальных данные Базы показателей муниципальных образований Росстата. Исследовалась дифференциация территорий по соотношению численности городского и сельского населения, его плотности. Анализ зарубежного опыта показал наличие ряда вариантов цифровизации сельских территорий: европейского (Евросоюза, Лапландия), индийского, китайского, нигерийского и др. С учетом результатов классификации муниципальных образований Северо-запада РФ и выделения их комбинированных типов, определены возможные варианты дифференцированного использования зарубежной практики. Осуществленную привязку вариантов зарубежной цифровизации к выделенным типам муниципальных образований следует рассматривать как систематизацию данного процесса с учетом дифференциации местных особенностей, но отнюдь не жесткую рекомендацию. В каждом из выделенных типов могут быть муниципальные образования с отличительными особенностями, требующими индивидуального подхода.