Яндекс.Метрика

Совершенствование мер государственной поддержки производства молока в России

В ходе исследования выявлены приоритетные меры господдержки, среди которых можно выделить: субсидии на модернизацию материально-технической базы; прямое субсидирование и льготные кредиты; гранты; субсидии на покупку КРС. Проведена сравнительная оценка направлений государственной поддержки производства молока в зарубежных странах: Польше, Великобритании и Франции. В статье с помощью методов горизонтального анализа проведена диагностика эффективности государственной поддержки производства молока в крупнейших хозяйствах России. Акценты сделаны на выделении государством целевых бюджетных субсидий фермерским хозяйствам, поддержке хозяйств, обеспечивающих рост продуктивности молочных коров. Обширный статистический материал о наличии и динамике государственной поддержки позволил провести анализ мер субсидирования для целей поддержки молочного скотоводства. На основе индукции, экономико-статистических методов исследования, ситуационного подхода к анализу агропродовольственных рынков и макроэкономических показателей развития страны в 2023 году в статье выведена формула расчета эффективности господдержки производства молока. В статье изучены действующие меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям, приведена лучшая региональная практика предоставления субсидий в субъектах Сибирского федерального округа. Обоснование алгоритма расчета экономической эффективности субсидирования производства молока предложено в разрезе действующих и вновь введенных в 2023 году мер государственной поддержки.

Построение проектной бизнес-модели развития овцеводства в хозяйствах населения

Проведенное исследование позволяет установить наиболее оптимальные варианты ведения овцеводства в зависимости от целей хозяйствования: оптимизация или расширение производства. Построение проектной бизнес-модели развития овцеводства в хозяйствах населения» позволяет заинтересованным пользователям (хозяйствам населения, самозанятым) рассчитать эффективность ведения отрасли овцеводства при различных условиях и размерах домашних подворий: целенаправленный подбор и нормированное кормление всех половозрастных групп овец, вычисление инвестиционных и операционных расходов, выхода продукции и выручки от реализации продукции. Разрабатываемая экономико-математическая модель построена по структуре экономической модели автоматизации расчетов бизнес-концепций малого агробизнеса, представленной в более ранних работах авторов, с адаптацией к условиям деятельности хозяйств населения Чувашской Республики.

Система показателей оценки деятельности предприятий переработки хмеля в Чувашской Республике

Система экономических показателей для характеристики деятельности субъекта хозяйствования должна формироваться с учетом его особенностей, а также возможностей получения отдельных показателей из доступных источников информации. В организациях, занимающихся переработкой хмеля, основными показателями являются: объем переработанного хмеля в натуральном и стоимостном выражении, себестоимость переработанного хмеля и отдельно затраты на переработку, стоимость оборудования, необходимого для переработки и его амортизация, численность работников предприятия, прибыль валовая, от продаж и чистая. Среди внешних факторов наибольшее значение имеет объем выращенного в Чувашской Республике хмеля. На основе перечисленных показателей определяются показатели эффективности деятельности и описываются взаимосвязи между объемами деятельности, ресурсами и финансовыми результатами. Отдельный блок показателей финансового состояния необходим для оценки возможностей организации развивать новые виды деятельности в сфере переработки хмеля. В Чувашской Республике переработкой хмеля занимаются две организации: одна из них одновременно хмель выращивает (ООО «Агроресурсы»), другая - только закупает хмель у имеющихся в республике организаций хмелеводства (АО «Чувашхмельпром»). Соответственно, в АО «Чувашхмельпром» большее влияние имеют внешние факторы, так как организация имеет ограничение в объеме производства, которое возникает из возможностей поставщиков (производителей) хмеля. При этом в условиях отсутствия самостоятельного выращивания хмеля снижаются требования к ресурсам труда и сельскохозяйственной техники.

Управление процессами низкоуглеродной трансформации региональных агропродовольственных систем

Стратегия трансформации региональных агропродовольственных систем в направлении уменьшения выбросов парниковых газов может быть реализована разными способами. Для реализации такой стратегии необходимо наличие соответствующей нормативной базы, мониторинговых, контрольных и консультационных служб. Такая система управления, функционирующая в соответствие с принципами низкоуглеродной экономики, не может гарантировать максимально эффективную с эколого-экономических позиций эволюцию агропродовольственной системы региона, понимаемую, например, как максимизацию ежегодного экономического результата, приходящегося на единицу выбросов парниковых газов, без включения в ее контур математической модели объекта управления. В этом случае процесс низкоуглеродной трансформации региональной агропродовольственной системы будет связан с нахождением оптимальных управляющих воздействий, отвечающих всем необходимым ограничениям при нахождении оптимальной стратегии.

Моделирование удельной эмиссии СО2 в сельском хозяйстве регионов России

Результирующая функция в виде произведения показательных функций факторов, от которых эта функция зависит, используется для моделирования, анализа и прогноза эмиссии СО2. Известное уравнение Кобба-Дугласа является частным случаем рассматриваемой результирующей функции. Уравнение множественного индекса, применяемое в статистике, является другим частным случаем данной результирующей функции при показателях степени равных 1. Отмеченная результирующая функция обладает свойством разворачиваться при логарифмировании в систему линейных алгебраических уравнений, которая имеет решение при наличии статистики по каждому фактору в количестве N значений, где: N – число факторов, от которых зависит результирующая функция. Это в 7-8 раз меньше объёма статистических данных, необходимых для составления стандартного уравнения множественной регрессии. В модели используются региональные соотношения между оценками эмиссии СО2 на 1 га земельной площади для различных видов почв, категорий земель и разных сельхозкультур, гидротермические параметры регионов. В отличие от предыдущих наших исследований в статье рассматривается модифицированная модель, учитывающая категорию сельскохозяйственных земель в регионе: возделываемые земли, постоянные сенокосы и пастбища. На первом этапе моделирования осуществляется поиск коэффициентов в функции зависимости оценок эмиссии СО2 от рассматриваемых факторов. На втором этапе заполняются таблицы с оценками эмиссии в регионах для разных культур, видов почв и категорий земель и составляется стандартное уравнение множественной линейной регрессии.

Развитие процессов цифровизации в сфере землепользования и земельных отношений

Цифровизация в АПК в целях повышения эффективности использования земельного фонда является эволюционным развитием технологий программирования урожаев и точного земледелия. В статье рассмотрены предпосылки вовлеченности агробизнеса в текущие процессы цифровизации и имеющиеся ограничения с позиции повышения эффективности управления земельными ресурсами. Отмечено, что цифровизация в землепользовании получила достаточно большое распространение, вследствие модернизации сельскохозяйственного производства, в том числе на основе применения зарубежных инновационных технических средств. В современных условиях достаточно актуальным выступает решение задачи в сфере цифровизации земельных отношений для формирования единой базы данных о землях сельскохозяйственного назначения в цифровом виде. Это позволит иметь информацию не только о характеристиках конкретного земельного участка, но и о его собственнике, видах разрешенного использования и правах на землю, нарушениях при его использовании и т.д. На основе анализа заполнения сведениями Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения на примере регионов Северо-Западного федерального округа определены сдерживающие факторы применения IT- технологий для получения достоверных данных о земельно-ресурсном потенциале территорий. Сделан вывод о необходимости совершенствования организации взаимодействия органов управления, повышения эффективности региональных информационных систем и мер государственной поддержки цифровизации.

Результаты оценки состояния сельских территорий региона по уровню социально-экономического и инфраструктурного развития

Для обеспечения устойчивого территориального развития страны особое значение приобретает оценка уровня развития муниципальных образований (опорных населенных пунктов и прилегающих населенных пунктов). Для отражения реальной ситуации необходима актуальная статистика по муниципальным образованиям, однако трендом последних лет в российской статистике является отказ от формирования муниципальных статистических данных. В этих условиях источником статистической информации для оценки уровня развития муниципалитетов является их Паспорт, отражающий социально-экономическое и инфраструктурное состояние. В статье для оценки состояния муниципальных образований региона была проведена оценка оценки уровня социально-экономического и инфраструктурного развития девятнадцати муниципалитетов Ставропольского края на основании данных паспортов социально-экономического и пространственного положения населенного пункта. Полученные результаты отражают существующую внутрирегиональную дифференциацию муниципалитетов по уровню социально-экономического развития. Использование результатов оценки уровня социально-экономического и инфраструктурного развития муниципальных образований (опорных населенных пунктов и прилегающих населенных пунктов), позволило сгруппировать муниципалитеты Ставропольского края в порядке возможного снижения потребности в государственной поддержке развития инфраструктуры.

Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе

Основной целью работы является исследование возможностей создания эффективной модели функционирования сельскохозяйственной потребительской кооперации Республики Бурятия с учетом реализации мер государственной поддержки и возрастающей потребности в новых видах сельской кооперации, отражающих региональную специфику аграрной отрасли, национальные и исторические традиции сельских территорий и населения. Методология основана на использовании общенаучных методов теоретическо-эмпирического познания, методах логического, сравнительного, статистического анализа, позволяющих оценить состояние и проблемы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования в республике. Результатами исследования являются обобщенный опыт реализации программ государственной поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования в регионе, выявленные проблемы и факторы, сдерживающие развитие сельской кооперации, предложенный комплекс организационных мероприятий для создания эффективной модели сельскохозяйственной потребительской кооперации. Авторами определены основные направления эффективного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе, обоснованы выводы о необходимости расширения сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов различной направленности с учетом региональных особенностей органического сельского хозяйства, традиций сельских территорий и населения, предложен комплекс организационных мероприятий для создания эффективной модели развития сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Экономическая доступность продовольствия населению России и механизм ее совершенствования

Проводимая в России аграрная политика направлена в первую очередь на обеспечение продовольственной безопасности, главными составляющими которой являются экономическая и физическая доступность продовольствия населению. При этом, как известно, объемы производства сельскохозяйственной продукции нарастают более высокими темпами, нежели их потребление на душу населения, не говоря уже о серьезной дифференциации по децильным группам. Главным фактором, определяющим уровень экономической доступности продовольствия населению, является реально располагаемый денежный доход, который с 2014 по 2022 год уменьшился на 6,4%, сделав положение малоимущих домохозяйств критическим по уровню потребления основных видов продовольствия. При этом, меры, предпринимаемые государством, сводятся к увеличению номинальных доходов, не учитывающих более динамичного увеличения цен на продовольствие. Кроме того, именно номинальные доходы населения являются базой для определения его покупательной способности. В исследовании сделан краткий анализ экономической доступности продовольствия населению России, а также предложен механизм, способствующий увеличению экономической доступности продовольствия.

Направления стратегических преобразований мер господдержки агропродовольственного сектора

Выявляются направления стратегических преобразований в системе мер господдержки, обусловленные необходимостью достижения рациональных норм потребления в сфере обеспечения физической и экономической доступности продукции. Обоснован предмет и характер потенциальных противоречий, возникающих в процессе уравновешивания производства и потребления продукции в принципиально иной точке. В новой постанове сформулирована задача по усилению целенаправленности мер и средств господдержки агропродовольственного сектора. Предлагается дополнить классификацию государственной поддержки признаками и видами, укрепляющими продовольственную функцию. В их основе заложены положения о создании условий для уровня расширенного воспроизводства ресурсов товаропроизводителей, с одной стороны, и повышения уровня покупательной способности населения в продуктах питания, с другой стороны. В качестве подтверждения построены модели, описывающие производство и потребление на душу населения от ключевых факторов (спрос, окупаемость затрат, цена покупки, доходы населения, доля затрат на питание). По результатам модельных расчетов подтверждены доводы о наличии разной полярности ценовых интересов продавцов (производителей) и покупателей (потребителей) при формировании физической и экономической доступности продукции. В одном случае требуется повышение цен, в другом – их снижение. Поэтому, логически правильно, развивать меры поддержки производителей и меры поддержки потребителей. Учитывая влияние природно-экономических факторов одновременно на условия воспроизводства и покупательную способность, предлагаемые меры целесообразно дифференцировать по субъектам РФ. Научные разработки будут полезны органам управления АПК при реализации документов стратегического планирования.