Кролиководство – перспективная отрасль животноводства, которая в настоящее время не получает должного развития. Неудовлетворенный спрос на кроличье мясо составляет более 300 тыс. тонн в год. Кролиководство может послужить дополнительным источником обеспечения мясной продукцией населения. Авторы представили методические подходы к созданию федеральной программы развития кролиководства в России, реализация которой позволит увеличить в несколько раз производство продукции в течение последующих 6 лет. Основными целями программы являются увеличение производства продукции кролиководства и дальнейшее эффективное использование действующих мощностей, создание новых рабочих мест, улучшение социального положения работников отрасли. Для участия в программе регион должен предоставить проекты строительства кролиководческих комплексов, гарантии средств инвесторов и гарантии средств регионального бюджета. Развитие отрасли кролиководства в России может стать эффективным инструментом снижения доли импорта мяса и обеспечения продовольственной безопасности страны, повышения качества питания и укрепления здоровья нации.
Автором рассмотрены основные особенности и проблемы развития отрасли свиноводства, которые обострились после присоединения России к ВТО: рост объемов импорта из-за снижения таможенных пошлин, снижение цен на свиные туши и живых свиней ниже себестоимости, избыточное предложение свинины для отечественных мясоперерабатывающих предприятий, резкий рост цен на фуражное зерно, приведший к росту себестоимости на 25‰, эпидемия африканской чумы свиней. Все это привело к замедлению реализации инвестиционных проектов, значительному снижению рентабельности. Прогнозируется, что к концу 2013 года в отрасли будет восстановлена лишь нулевая рентабельность. Возврат отечественного свиноводства к обвальному уровню производственных показателей 2005 г. и снижение при этом объемов производства свинины на 1,2 млн. тонн в живом весе приведет к снижению прогнозируемого ВВП на 200 млрд. рублей, потерей 25 тысяч рабочих мест и также уменьшением бюджетных доходов.
Автор анализирует рынок Республики Коми по видам продукции птицеводства: мясо кур, цыплят-бройлеров, их частей, полуфабрикатов из мяса птицы. Наиболее значительная доля рынка приходится непосредственно на полуфабрикаты из мяса кур и цыплят-бройлеров, на колбасы вареные из мяса птицы и колбасы полукопченые. Республиканские производители мяса кур и цыплят–бройлеров обеспечивают не более 35‰ от потребности населения в данном виде продукции. На основании данных рассчитанных коэффициентов сделан вывод о том, что на рынке мяса кур и цыплят-бройлеров, продукции глубокой переработки мяса птицы сложился тип рынка с умеренной концентрацией. Предложены мероприятия по улучшению конкурентоспособности продукции птицеводства произведенными местными производителями, а также даны предложения по развитию отрасли, в т.ч. развитие транспортной инфраструктуры; совершенствование нормативной базы; реконструкция и модернизация предприятий; создание эффективной логистической системы; компенсация высокой цены за счет более высокого качества продукции; расширение рынков сбыта за счет увеличения ассортимента продукции из мяса индеек, гусей и перепелов.
Скотоводство страны представляет собой подотрасль сельского хозяйства, развитие которой определяется, прежде всего, тенденциями и параметрами функционирования агропромышленного комплекса. Для решения проблем развития скотоводства и углубления территориально-отраслевого разделения труда необходимо преодолеть тенденцию сокращения производства мяса крупного рогатого скота. Анализируя государственную поддержку отрасли по регионам, автор делает вывод, что в большинстве регионов ее размер в расчете на рубль валовой продукции слишком мал, чтобы оказывать существенное влияние. Там же, где этот показатель значителен, рост производства не может быть большим из-за крайне неблагоприятных биоклиматических условий, хотя поддержка, безусловно, оказывает здесь влияние, сохраняя производство. При формировании государственной поддержки нецелесообразно ориентироваться только на отдачу инвестиций в расчете на единицу продукции.
Раскрываются основные положения вопросов теории развития потребительской кооперации. Обобщаются различные точки зрения ученых на процесс развития потребительской кооперации в сельском хозяйстве. Потребительские кооперативы авторы рассматривают как составную часть системы конкурентного свободного предпринимательства, позволяющую производителям сельскохозяйственной продукции обеспечить достижение конкретных целей, а именно: а) конкурентоспособность на рынке сельскохозяйственной продукции и снабжения; б) не допустить роста цен при продвижении сельскохозяйственной продукции от производителей к потребителям; в) создать для себя систему всевозможных экономических и социальных услуг, включая и обеспечение кредитами за счет собственных накоплений и сбережений. Развитие сельского хозяйства, по мнению авторов, подтверждает приведенные в статье высказывания ученых по развитию потребительских кооперативов. Соблюдение основополагающих принципов и условий кооперации открывает путь к эффективной совместной деятельности.
Исследован уровень и динамика развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в молочном подкомплексе Ульяновской области в 2008-2012 годы. Причиной сокращения производства молока в Ульяновской области стало снижение производства в хозяйствах населения. Поддержать малые формы хозяйствования на селе можно за счет развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. Уровень развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в молочной отрасли Ульяновской области авторы оценили как недостаточный, рассчитав удельный вес молока, реализованного через систему потребительской кооперации, в общем объеме его производства. Через систему потребительской кооперации проходило в 2012 году только 8,2‰ от произведенного в области молока, в том числе 10,1‰ - от молока, производимого в хозяйствах населения. Для хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств отсутствие или слабое развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации существенно затрудняет возможности реализации молока.
Статья посвящена теме развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации. Рассмотрены мероприятия проекта ВЦП «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы». Предложены рекомендации, позволяющие существенно расширить возможности реализации мер предлагаемых проектом ведомственной целевой программы: при расчете индикатора «Прирост количества членов потребительских кооперативов» отдельно выделить прирост количества членов СКПК; при обосновании потребности в ресурсах для достижения целей и результатов Программы распределить выделяемые ресурсы отдельно на организации потребкооперации и отдельно на сельскохозяйственные потребительские кооперативы; увеличить объем денежных средств, выделяемых на возмещение части затрат на уплату процентов в размере 100 процентов ставки рефинансирования на цели пополнения фондов финансовой взаимопомощи до 1320 млн. руб.
В публикации освещены проблемные вопросы окружающие социально- трудовую сферу современного села. Освещены тенденции и перспективы миграции трудоспособного населения сел, в том числе и молодежи. За последние 20 лет произошел резкий спад производства и ухудшение финансового положения сельскохозяйственных производителей, что повлекло за собой резкое снижение уровня жизни сельского населения, который и сейчас остается крайне низким. В ходе исследования был проведен опрос молодых специалистов и сельской молодежи, по результатам которого определены приоритетные направления в социально-экономическом развитии территорий со свойственными проблемами. Авторы обосновывают необходимость разработки последовательной и постоянно действующей системы мер, направленных на изменение стереотипов о «сельской жизни» и формирование условий для комфортного проживания граждан трудоспособного возраста, в т.ч. и молодежи.
В статье рассмотрены основные виды эффективности применительно к сельскому хозяйству. Для измерения эффективности по видам предложены критерии и показатели. Конкурентоспособность страны не может быть высокой, если в ее развитии имеется явный перекос в сторону одного из критериев - экономического или социального. Приоритет в социальной сфере села - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности страны, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения.
В статье рассматривается необходимость государственного регулирования АПК Казахстана, а также механизмы поддержки продовольственного рынка и сельхозтоваропроизводителей. Развитие агропромышленного комплекса Казахстана должно проходить по трем основным направлениям: рост производительности труда, обеспечение продовольственной безопасности страны, реализация экспортного потенциала, в первую очередь это рынки стран Таможенного союза, Центральной Азии, Кавказа и Ближнего Востока. Сельское хозяйство во всех крупных странах мира развивается в условиях мощной государственной поддержки. Объем субсидий сельского хозяйства в Казахстане находится на уровне 5‰. На поддержку сельхозпроизводства на 1 га пашни в Казахстане выделяется средств (17,1$) почти в 6 раз меньше, чем в Канаде (83$), в 30 раз меньше, чем в США (412$), в 77 раз меньше, чем в ЕС (1112$). Несмотря на ежегодное увеличение государственной поддержки, сельское хозяйство Казахстана развивается слабыми темпами. Доля сельского хозяйства в общем объёме ВВП снизилась с 8,7 до 5 ‰. Для обеспечения равных условий отечественным товаропроизводителям в свете вступления ВТО, а также членства в Таможенном Союзе уровень государственной поддержки необходимо довести до соответствующих согласованных показателей в рамках интеграционных процессов.