Статья написана по итогам отчета о НИР «Разработать методы оценки влияния природно-экономических условий и государственной поддержки сельхозпроизводителей на формирование аграрной структуры» ГНУ ВИАПИ им. А.А. Никонова за 2013 г. С помощью корреляционно-регрессионного анализа выявлено, что особенности региональной аграрной структуры России по экономическим классам можно с высокой степенью точности объяснить влиянием анализируемых природных, географических, экономических факторов. При этом набор значимых влияющих факторов и степень их влияния на каждый класс отличается. Выявленные корреляционно-регрессионные зависимости могут быть использованы для построения динамических моделей и составления прогнозов.
В статье изложены подходы к управлению предприятием на основе эффективности управления бизнес-процессами, показан характер изменения организационной структуры субъекта зернопроизводства и роль информационных технологий в их реализации, определяются условия успеха и задачи бизнес-реинжиниринга. В статье излагаются вопросы целостного и системного моделирования закупок и реорганизации материальных, финансовых и информационных потоков, направленных на упрощение бизнес-процессов и организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов.
В статье представлена система экономико-математических моделей по определению эффективной структуры землепользования и вариантов размещения сельскохозяйственного производства на территориях Российской Федерации с учетом агроэкологического потенциала и использования новых сортов и технологий. Разработана система сценариев для анализа вариантов размещения сельскохозяйственного производства по территории России, предусматривающих совершенствование структуры посевных площадей, изменение доз минеральных удобрений и связанных с ними урожайностей, переход на элитный посевной материал районированных сортов, оптимальное обоснование перечня высеваемых сельскохозяйственных культур, финансовых вложений в мероприятия по улучшению использования биоклиматического потенциала развития отраслей растениеводства.
В статье рассматриваются основные исторические этапы развития кооперации в России, подчеркивается ее роль и значение для экономики отрасли и страны. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что именно кооперация, охватывающая основную часть сельского населения, позволяет избавить крестьян от эксплуатации со стороны торгового капитала. В современных условиях нужно использовать исторический опыт развития кооперации и учесть успехи и ошибки прошлого. Автор делает вывод о необходимости создания эффективной сети снабженческо-сбытовых, кредитных, производственных и иных кооперативов, обеспечения крестьянам организованного сбыта их продукции, эквивалентности обмена между селом и городом как основного пути вывода отрасли их кризиса.
Рассмотрен механизм использования социальных нормативов в качестве измерителей стратегических целей социального развития муниципального образования. Социальные нормативы дают количественную оценку состояния различных сфер деятельности МО, в том числе и социальных: образования, культуры, здравоохранения, спорта. На примере Новокузнецкого района автор выполняет расчеты, применяет социальные нормативы и определяет объем необходимых инвестиций для достижения планируемого норматива по обеспечению спортивными (плоскостными) сооружениями (количество м на 10 тыс. человек) и охвату дошкольными учреждениями (‰).
Важным механизмом развития АПК Казахстана в условиях инновационной экономики является применение кластерного подхода. В статье раскрыта сущность кластерного подхода, положенного в основу проекта «Казахстанская кластерная инициатива», изучен опыт создания кластеров, их влияние на развитие экономических секторов Казахстана, определены пилотные кластеры в реализации концепции кластерного развития
Для повышения эффективности деятельности фермерских хозяйств особое значение приобретает совершенствование экономического механизма хозяйствования, Применяемый механизм (система субсидирования, страхования, ценообразования и кредитования) во многом общий как для сельскохозяйственных организаций, так и для крестьянских (фермерских) хозяйств. Практика показала, что он далеко несовершенен и не обеспечивает высоких и устойчивых темпов развития сельского хозяйства. Автор предлагает основные изменения в экономическом механизме по следующим направлениям: снижение инфляции и ценовая политика; государственная поддержка развития производства (кредитование, страхование, субсидирование), кооперация, продовольственная помощь, стимулирование экспорта, развитие сельских территорий. Автор надеется, что у исполнительной и законодательной власти найдется достаточно понимания сельских проблем и ресурсов, чтобы принять решение по кардинальному изменению ситуации. Для этого необходимо повышать эффективность имеющегося производственного потенциала и выделяемых ресурсов, а ученым давать более глубокие обоснования по совершенствованию аграрной политики.
Сокращение бюджетных ассигнований на государственную поддержку животноводства до незначительных объемов, не оказывающих существенного влияния на эффективность производства продукции, может привести к демотивированию сельскохозяйственных товаропроизводителей, получателей субсидий, в достижении целевых индикаторов. В условиях сокращения бюджетных ассигнований на государственную поддержку животноводства возникает необходимость разработки и совершенствования механизмов господдержки, которые позволят получить максимальный результат за счет синергии, основанной на комбинировании совместно взаимодействующих и взаимодополняющих факторов и процессов. Авторы рассматривают возможность достижения синергического эффекта на примере совершенствования механизма предоставления субсидии на 1 литр реализованного товарного молока. В условиях нестабильного и непрогнозируемого ценообразования на молоко-сырье даже при получении сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидии на 1 литр реализованного товарного молока прогнозировать эффективное развитие отрасли не представляется возможным. Такая ситуация усиливает инвестиционные риски и снижает инвестиционную привлекательность отрасли молочного скотоводства. Авторами предлагается вариант установления закупочной цены на молоко для сельскохозяйственных товаропроизводителей по доле от цены реализации молочной продукции перерабатывающим предприятием.
Автор рассматривает проблемы обеспечения справедливой конкуренции на рынке мяса, обострившиеся в связи с присоединением к ВТО. Отмена ввозной пошлины на квотируемую свинину и снижение пошлины на сверхквотную привели к дальнейшему обогащению спекулянтов. Успех реализации разработанных программ и стратегий полностью зависит от государственной поддержки и разумной защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Наряду с упорядочением денежной эмиссии и уменьшением кредитных ставок, руководствуясь принципами ВТО и необходимостью защиты потребителей, необходимо также ликвидировать ценовой диктат и спекуляции продавцов продукции. Для этого предлагается регламентировать ценообразование путем его нормирования по всем цепочкам производства и реализации продукции, включая импортные поставки. Предлагается нормировать торговую наценку для импортной продукции относительно таможенной цены, прибыли относительно себестоимости продукции, минимальной оплаты труда. Нормирование должно быть дифференцированным с учетом особенностей той или иной отрасли производства, размещения предприятий, условий хозяйствования, необходимости модернизации и прочих критериев развития.
В статье показана роль консультационной деятельности в инновационном развитии АПК, ее цели, задачи и принципы функционирования, показаны основные тенденции и проблемы в функционировании. Обоснованы концептуальные подходы и принципы формирования, а также выявлены сущность и содержание организационно-экономического механизма развития консультационной деятельности в АПК. В структуре данного механизма выделены организационный и экономический блоки, а также инструменты реализации мероприятий, которые относятся к макро-, мезо- и микроуровням. Для эффективного использования средств федерального и регионального бюджетов на обеспечение функционирования информационно-консультационной службы необходима разработка региональных программ ее развития, содержащих конкретные расчеты по каждому мероприятию, сроки, исполнителей. Методические подходы к формированию организационно- экономического механизма развития консультационной деятельности в АПК позволят правильно подойти к вопросу его совершенствования, повышения эффективности консультационной деятельности в АПК.