Реализуемые федеральные и региональные программы, связанные с развитием аграрного сектора и сельских территорий, создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, повышения уровня и качества жизни сельского населения и улучшения ситуации на сельском рынке труда. В статье анализируются показатели, характеризующие напряженность на сельском рынке труда, показаны недостатки в учете безработных по методологии МОТ, приведены данные социологического опроса по Ульяновской области. При «оптимизации критериев назначения пособия по безработице», вследствие отмены назначения досрочных пенсий сельский рынок труда проиграет больше, чем городской. Авторы делают вывод о необходимости внедрения прогрессивных международных норм труда в национальное законодательство и практику для улучшения социальной защиты населения. При этом материальная поддержка безработных должна быть общественно приемлемой при сохранении стимулов к активному поиску работы.
В статье рассматривается понятие «сельских территорий», роль малых городов в развитии аграрной экономики, задачи государственных органов в межведомственной координации развития сельских территорий. Авторы делают вывод, что российская трудодефицитная модель отличается от аналогичных моделей стран с развитой аграрной экономикой, так как в ней отсутствует цивилизованный социально ориентированный рынок труда, недостаточен уровень государственной поддержки аграрного сектора. Необходимо сформировать эффективный механизм регулирования миграции. «Перекачка» ресурсов труда резко тормозит экономическое и социальное развитие села, так как из всех видов ресурсов трудовой стал самым дефицитным. Сельские территории нуждаются в формировании новой воспроизводственной трудоресурсной концепции, которая будет в наибольшей степени соответствовать задачам развития аграрного сектора и отвечать геополитическим интересам России.
З адача кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства входит в разряд стратегических в деятельности всех государственных структур управляющих производственно-хозяйственной жизнью страны. Статья посвящена аналитической оценке результатов мониторинга численности, состава и движения кадров сельскохозяйственных организаций Российской Федерации. В ходе исследования сделан вывод о неблагоприятных структурных сдвигах в профессионально-квалификационном составе кадров в отрасли, подтверждаемый нестабильной ситуацией в кадровом составе специалистов, значительной долей занятых, не имеющих профессионального образования, сокращением обеспеченности кадрами массовых профессий. Низкоэффективная система материальной и социальной защиты специалистов в сельской местности, отсутствие жилья для молодежи и другие факторы остро ставят проблему обеспечения отрасли квалифицированными кадрами.
В статье обоснованы перспективы технико-технологической модернизации сельского хозяйства России в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы с учетом условий ВТО. Даны предложения по совершенствованию механизма государственного стимулирования технической модернизации: прямое финансирование или снижение процентной ставки до 1/3 ставки рефинансирования Россельхозбанка; введение утилизационного сбора на ввозимую технику; реализация программы утилизации сельскохозяйственной техники; финансирование первого взноса по лизингу или компенсация части затрат на техническую модернизацию на конкурсной (грантовой) основе; государственная поддержка страхования сельскохозяйственной техники; упрощение процедуры получения заёмных средств на техническую модернизацию; импорт комплектующих в размере менее 50‰ общей стоимости производимой машины.
Автором проанализированы основные определения понятия «инновационный потенциал», представлена его структура для Ульяновской области, рассмотрены основные составляющие инновационного потенциала региона. Автор определяет инновационный потенциал региона как социально-экономическую систему региональной экономики, которая осуществляет инновационную деятельность, владеет неким ресурсным потенциалом, формируемым научными, интеллектуальными, кадровыми, финансовыми, технико-технологическими ресурсами и обеспечивает приток инвестиций. Среди новых инновационных структур автор рассматривает деятельность агропарка «Новая деревня», авиационного кластера, Ульяновского нанотехнологического центра, компании «Иннотрейд». Сделан вывод о том, что преимущества инновационной системы региона становятся очевидными, а возможность реализации этих преимуществ - более вероятной.
Автор анализирует состояние экономики России и сельского хозяйства в 2013 году. В ходе анализа выявлены как положительные (рост зарплаты, доходов населения, розничного товарооборота, приемлемый уровень безработицы, рост производства зерна, мяса свиней и птицы), так и отрицательные тенденции (сокращение экспорта, прибыли, рост цен, инфляция, дороговизна кредитов). Автор делает вывод, что основная причина негативных тенденций - слабость государственной экономической политики. Требуется ее изменение, а именно, более решительная поддержка инвестиций, реального сектора, отказ от рыночного фундаментализма.
На современном этапе развития наблюдается сокращение доли денежных поступлений от реализованной продукции с одновременным значительным повышением роли привлекаемых средств за счет финансово-кредитной деятельности. Сместился акцент с прямого финансирования и господдержки сельскохозяйственного производства в сторону стимулирования привлечения в аграрный сектор кредитных и инвестиционных ресурсов. На пути вливания банковского капитала в сельское хозяйство стоит низкая доходность отрасли, и как следствие, высокий риск невозврата кредитов. Эти препятствия в значительной мере могут быть устранены созданием взаимодействующих интегрированных структур, основой которых стали бы: союзы сельскохозяйственной кредитной кооперации; фонд поддержки сельскохозяйственного кредита; коммерческие банки, а также использование залоговых схем с отдельными частями двойных складских свидетельств - варрантами.
Представленное исследование посвящено выяснению проблем противодействия рейдерству в сфере земельных отношений, как способу обеспечения экономической безопасности в современной российском государстве. Проведенный анализ показал, что для современных условий многие нормы процесса государственного управления земельными ресурсами устарели, содержат определенные противоречия, а по другим аспектам развития земельных отношений практика требует новых правовых норм. Ключевыми особенностями применения программно-целевого метода в решении проблемы можно представить в виде следующих направлений: 1) так как возможности отдельных землепользователей являются ограниченными, земельные ресурсы и объекты землепользования для всех пользователей и потребителей, проживающих на определенной территории, однозначно могут признаваться общими; 2) объективной является потребность в объединении не только усилий, но и ресурсов, повышение согласованности действий с социально-экономической деятельностью в масштабах природо - хозяйственного комплекса.
До настоящего времени в России так и не создана единая методология планирования, распределения и оценки эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства. В статье рассматриваются некоторые аспекты теории экономических механизмов, их основные составляющие элементы, условия эффективности использования экономического механизма. Проведен анализ системы субсидирования сельскохозяйственных организаций в Российской Федерации, насколько она соответствует теории экономических механизмов. Сделан вывод, что в изучаемом экономическом механизме в российском сельском хозяйстве можно выделить наличие двух игроков, не ограниченных нормативно в полной мере, стимулы которых не направлены на достижение официальных целей процесса, информация о действиях которых скрыта и способа выявления их стратегий не предусмотрено. При этом чиновник обладает правом вето, т.е. при определенных условиях способен блокировать процесс и ограничивать движение информации.
Тенденции социально-экономического развития АПК определяют потребность объективного анализа произошедших преобразований, обусловленную особой значимостью, мультипликативным характером сельскохозяйственной отрасли, определяющей тенденции развития всего народного хозяйства. В статье с позиции отраслевого аспекта выявляются проблемы современной экономики аграрного сектора, акцентируется внимание на развитии Приволжского Федерального округа. Автор проводит индексный анализ валового сбора и приходит к выводу о необходимости расширения зернового клина в зернопроизводящих регионах.