Приведены данные о развитии мирового органического сельского хозяйства и потребления органических продуктов питания. Сравнивается уровень развития рынка продукции органического сельского хозяйства в России, странах Северной Европы (Финляндия, Швеция) и в Канаде. Определены наиболее перспективные регионы для развития данного рынка в России. Приведены основные данные по фермерским хозяйствам, практикующим органические технологии, а также основные показатели потребления органических продуктов питания в крупных городах нашей страны. Раскрыты основные причины, сдерживающие развитие рынка органической продукции в России и сформулированы предложения по государственной политике, направленной на развитие данного рынка.
Проведен мониторинг современного состояния российского и международного законодательства, регулирующего рынок виноградарства и виноделия в России и за рубежом, который выявил необходимость совершенствования нормативно-правовой базы регулирования данного рынка в России, внесения изменений и дополнений в действующее отечественное законодательство, с учетом членства в ВТО. Для поднятия эффективности виноградарства и повышения конкурентоспособности российских вин в России необходим закон о виноградарстве и виноделии. Закон нужен как сельскохозяйственным товаропроизводителям, прежде всего, юга страны, где в основном сконцентрировано промышленное виноградарство (в Краснодарском крае и Республике Дагестан сосредоточено свыше 90‰ площадей виноградников, а до 60‰ винограда, собираемого в России, выращивается на виноградных плантациях Кубани), так и потребителям, поскольку всеми признается социальная значимость винограда и вина как ценных пищевых продуктов, обладающих полезными диетическими и лечебными свойствами и предназначенных во многих странах мира в качестве дополнения к продуктам питания.
В статье показано, что с переходом на рыночные условия хозяйствования уровень внесения минеральных и органических удобрений снизился как в целом по сельскому хозяйству, так и при возделывании зерновых культур. При росте производства минеральных удобрений их внесение в расчете на 1 га значительно сократилось. Одновременно сократилось внесение органических удобрений. В Приволжском федеральном округе объемы внесения минеральных и органических удобрений имели значительные колебания, как по отдельным периодам, так и в разрезе регионов. В последние годы удельный вес удобренной площади под зерновыми культурами в сельскохозяйственных организациях Приволжского федерального округа был ниже уровня в целом по стране. Для повышения уровня и эффективности интенсификации зернового производства необходимо ресурсное обеспечение, прежде всего для повышения плодородия почвы.
В статье анализируются крупнейшие предприятия и регионы - производители свинины. С помощью метода конкурентных карт среди регионов и крупнейших предприятий определены лидеры и аутсайдеры, предложены рекомендации по проектированию стратегии развития отрасли свиноводства для крупнейших предприятий. Среди регионов-лидеров выделена Курская область, отличающаяся сильной конкурентной позицией. По сравнению с другими регионами Курская область привлекательна для инвесторов, так как в регионе предоставлен новый вид субсидий - компенсация затрат на строительство свинокомплексов, приобретение племенного скота и оборудования. Авторами сделан вывод, что активное развитие свиноводческой отрасли в регионе было бы невозможно без крупных агропромышленных компаний. Оценка уровня концентрации рынка по группе показателей показала, что рынок низко концентрирован, но интенсивность конкуренции на рынке возрастает.
Оптимизация процесса доставки товара к потребителю возможна несколькими путями, один из которых - уменьшение затрат на транспортировку продукции от производителя к точкам реализации, что рассмотрено в данной статье. На примере «Ленинского консервного завода» рассчитан план оптимальной транспортировки овощной консервной продукции организациям, предприятиям, индивидуальным предпринимателям Волгоградской области и г. Волгограда. Предлагаемая экономико-математическая модель позволяет снизить затраты на транспортировку продукции свыше 20‰ и получать дополнительную прибыль. Заинтересованность в построении логистической цепи и максимальный эффект от ее внедрения может быть получен там, где все участники рынка от производства продукции овощеводства до ее реализации будут работать на конечный результат.
Малые формы хозяйствования занимают в России около 93‰ посевных площадей, которые практически непригодны как сырьевые зоны для существующих крупных картофелеперерабатывающих заводов и для поставки крупных однородных (сортовых) партий мытого, фасованного картофеля в крупные торговые сети страны. В статье рассмотрены перспективы производства и реализации картофеля и картофелепродуктов, направления повышения конкурентоспособности картофелеводческих хозяйств и кооперативов. Автором обоснована необходимость коренной структурной и технологической перестройки работы картофелепродуктового подкомплекса АПК РФ на основе кооперации и интеграции малых форм хозяйствования. С сельскохозяйственными производственно-торговыми кооперативами смогут работать 1,2 млн. товарных личных подсобных хозяйств (с суммарной площадью 450 тыс.га), возделывающие картофель на площади более 0.25га каждое, которые при поддержке государства могут превратиться в крестьянские (фермерские) хозяйства и войти в СПТК.
По мнению значительной части практиков и представителей научно - экспертного сообщества, человеческий капитал в среднесрочной перспективе станет самым дефицитным и трудновосполнимым из всех видов ресурсов сельскохозяйственного производства; наукой и практикой не решены задачи создания эффективных инструментария и механизмов формирования, использования, регулирования и прогнозирования человеческого капитала, адекватных вызовам инновационной экономики. В этой связи авторами статьи предлагается свой взгляд на проблематику воспроизводства человеческого капитала, с учетом специфики процессов, протекающих в российской агросфере.
В статье раскрыты основные проблемы, сдерживающие развитие сельскохозяйственной кооперации в Республике Казахстан. Рассмотрены основные направления и формы государственного регулирования развития сельскохозяйственной кооперации. Исходя из анализа мирового и отечественного опыта развития сельскохозяйственной кооперации, сложившихся проблем, сдерживающих ее развитие, автором рекомендуются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, механизма государственной поддержки и регулирования развития сельскохозяйственной кооперации.
8 апреля министр сельского хозяйства Российской Федерации Николай Федоров провел расширенное заседание Минсельхоза России, посвященное итогам реализации в 2013 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В статье представлен доклад заместителя министра сельского хозяйства России Дмитрия Юрьева об итогах реализации в 2013 году Госпрограммы, федеральных целевых программ и выполнения показателей Доктрины продовольственной безопасности.
Статья содержит основные тезисы выступления Дмитрия Медведева на съезде депутатов сельских поселений России в апреле 2014г. В ней рассмотрены вопросы обеспечения продовольственной безопасности страны, развития здравоохранения и образования в сельской местности, занятости и повышение качества жизни на селе, улучшения дорожной и транспортной инфраструктуры, развития сельхозпроизводства. России нужно другое качественное развитие аграрного сектора, а людям, работающим на селе, нужны нормальные, современные условия жизни.