Эффективность функционирования аграрного сектора экономики в значительной степени определяется совершенством ценового механизма в системе взаимоотношений партнеров АПК. В статье рассмотрены вопросы ценообразования на внутреннем рынке молока в России, приведены данные распределения расходов и доходов между производителем и переработчиком молока, затронуты вопросы покупки молока-сырья за пределами Российской Федерации и связанные с этим потери отечественного производителя. В качестве практического примера приведены данные хозяйств Рязанской области. Анализ фактического распределения доходов на 1л молока показал наибольшую окупаемость производственных затрат в розничной торговле, доход которой в два раза превышает затраты. И только 9,9‰ сверх своих затрат получает сельхозпроизводитель. Сложившаяся ситуация определяет уровень рентабельности производства молока
В статье рассмотрены некоторые особенности развития малого предпринимательства на примере Рязанской области, выявлены основные тенденции структурных изменений в малом бизнесе, даны предложения по совершенствованию региональной политики в отношении предприятий малого и среднего бизнеса. Тенденция скачкообразных изменений в создании и банкротстве предприятий малого и среднего бизнеса могла бы выглядеть более сглажено и предсказуемо в зависимости от более взвешенной политики региональных органов власти. Повышение эффективности этого сектора экономики осуществлялось бы в основном по группам предприятий устойчиво поддерживающих экономику региона в целом и его основные сегменты рынка.
Одной из главных целей технической модернизации является повышение энергоэффективности сельскохозяйственного производства. Данное направление является перспективным для дальнейших исследований по вопросам технической модернизации. В рамках исследования выделены следующие пути повышения энергоэффективности: оптимизация загрузки техники, сезонная государственная поддержка приобретения топлива, использование альтернативных источников энергии. Авторы предлагают для оценки эффективности реализации Государственной программы в качестве индикатора использовать индекс доли затрат на энергетические ресурсы, что позволит более объективно и обосновано делать промежуточные и итоговые выводы о достижении поставленных целей, установить целевое значение показателя к 2020 году на уровне 9,4‰, причём этот показатель должен сформироваться с учётом изменения цен на энергоресурсы.
Для оценки диверсификации пока не существует готовых методов оценки ее влияния на развитие сельских территорий. Диверсификация как процесс и как характеристика структуры сельской экономики напрямую связана с рациональным использованием ресурсов и наиболее эффективным их распределением между альтернативными вариантами, поэтому важно определять возможные направления развития сельской экономики. В статье рассматривается методический подход к оценке диверсификации на сельских территориях, учитывающий взаимодействие двух составляющих: внутреннего ресурсного потенциала территории и направлений диверсификации сельской экономики. Процесс оценки диверсификации сельских территорий представлен как совокупность требований, методов и основных этапов оценки. Авторами предложена матричная модель определения интегрального уровня диверсификации.
Автор рассматривает организационно-экономический механизм как совокупность организационных структур, конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства льна и льняной продукции. В статье раскрываются основные направления развития организационно - экономического механизма развития кооперации в льноводческом подкомплексе, освещаются экономические и хозяйственные отношения деятельности в льноводстве, рассматриваются перспективы развития льноводческого подкомплекса с использованием кооперативных форм и принципов, отражена роль вертикальных интегрированных структур в льноводческом подкомплексе, освещены методические подходы к формированию потребительских кооперативов в льноводческом подкомплексе. Наиболее приоритетными направлениями развития кооперации являются: создание новых агропромышленных формирований, обеспечивающих замкнутый цикл «производство - переработка - реализация»; перестройка хозяйственного механизма взаимоотношений на основе разработки системы нормативно-правовых документов и таких принципов, как равноправие сторон и взаимовыгодное сочетание их интересов, которые реализуются по каждой отрасли льноводческого подкомплекса в соответствии с конкретными условиями их функционирования.
В статье рассматриваются механизмы регулирования рынков продукции растениеводства и тенденции их формирования, обусловленные изменяющейся конъюнктурой мирового и национальных рынков. Механизмы регулирования рынков выполняют основные функции - поддержание доходов производителей и достижение устойчивого развития отраслей. Автором дается оценка эффективности применения комплекса инструментов регулирования рынков зерна, сахара, овощей и фруктов в условиях трансформации Единой сельскохозяйственной политики ЕС.
Казахстан традиционно был агропромышленной страной, а сегодня необходимо более эффективно использовать свои конкурентные преимущества, особенно в производстве экологически безопасной продукции. В статье рассмотрены основные виды экономической эффективности сельскохозяйственного производства, проанализировано современного состояния сельскохозяйственной отрасли Казахстана. Для повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции необходимо обеспечить инновационную составляющую в деятельности предприятий. Основными направлениями повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции и конкурентоспособности агропромышленного комплекса Казахстана в условиях инновационного развития является использование биологических видов инноваций; достижений отечественной и мировой селекции; освоение ресурсосберегающих технологий и т.д.
В современных условиях решающим средством дальнейшего совершенствования управления является сочетание принципов целевого, ресурсного и программного планирования, которое является стержневым в системе комплексного планирования, его методологии. Авторы рассматривают применение программно-целевого подхода для совершенствования управления АПК, представляют методику его реализации применительно к разработке отраслевых программ.
К основным инструментам государственного регулирования рынка зерна относятся закупочные и товарные интервенции и залоговые операции. Стабилизационный механизм зернового рынка находится в процессе развития. Угрозу продовольственной безопасности для государства создают как недостаток зерна на рынке, так и его перепроизводство по отношению к внутреннему потреблению, которое в последние годы сложилось на уровне около 80 млн.т. В статье рассмотрены современные проблемы регулирования рынка зерна посредством проведения государственных закупочных и товарных интервенций и их роль в повышении конкурентоспособности производства зерна, а также зарубежный опыт. Возникшие противоречия и недостатки, по мнению авторов, неизбежны. Однако потери от них можно уменьшить, если своевременно принять рекомендуемые меры.
В статье анализируется новый механизм государственного финансирования - несвязанная поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции растениеводства, его отличие от ранее практиковавшейся системы компенсации части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений. Автор рассматривает структуру государственной поддержки агропромышленного комплекса Республики Северная Осетия - Алании, вновь введенные на региональном уровне правила получения субсидии, недостатки методики ее расчета и административные препятствия. Проведен сравнительный анализ выделяемых средств на один гектар посевной площади в России и странах Европейского Союза, позволивший сделать вывод о недостаточности финансирования и необходимости изыскания резервов в бюджетах всех уровней. Сформулированы предложения по приведению механизма несвязанной поддержки в соответствие требованиям Соглашения ВТО по сельскому хозяйству, в том числе, пересмотр критерия результативности субсидирования. Для оптимизации системы субсидирования предлагается изыскать резервы для увеличения возможностей софинансирования за счет регионального бюджета, упростить процедуру получения субсидии, в том числе сократить перечень документов и пересмотреть методику расчета, обеспечить максимально эффективную деятельность уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, минимизировав бюрократические проволочки.