Мировая тенденция повышения спроса на натуральную продукцию льноводческой отрасли привела к расширению посевных площадей льна и увеличению производства льнопродукции. В статье раскрываются основные направления и этапы развития отрасли льноводства, современное состояние производства в Беларуси и России, освещаются стратегические перспективы развития льноводческого подкомплекса с использованием кооперативных принципов, отражена роль комплексного подхода к организации производства в льноводческом подкомплексе, изложены различные пути в развитии отрасли льноводства. Для эффективного ведения отрасли льноводства необходимо обеспечить общегосударственный подход к льноводческому комплексу, обеспечивающий комплексную механизацию, а на отдельных операциях и автоматизацию производственных процессов, следует материально заинтересовать производителей льнопродукции в конечных результатах своего труда, расширив ассортимент и повысив качество вырабатываемых материалов.
Адекватная оценка срока окупаемости сельскохозяйственной техники позволит объективно определить срок использования, момент списания техники, а также целесообразность технического переоснащения производственных процессов в сельском хозяйстве. В статье предложены методические подходы к оценке срока окупаемости уборочной техники, с учетом специфики её использования в сельском хозяйстве. Также выделены факторы, влияющие на экономически оправданный срок использования сельскохозяйственной техники. Решающими факторами для определения оптимального момента обновления сельхозтехники являются: динамика изменения собственных общих затрат на ее содержание и средние затраты на соответствующие новые машины. Предложенная авторами методика оценки срока окупаемости техники, приобретаемой взамен выбывающей из эксплуатации на предприятии учитывает дополнительный доход от продажи старой техники, возможные затраты на её утилизацию, разницу в производительности. При выбытии техники необходимо учитывать её производственные возможности, которых лишается предприятие, однако продажа этой техники позволяет возместить часть затрат на приобретение новой техники.
Статья посвящена роли кооперативов в развитии конкурентной среды и системы товародвижения на рынке молока и молочной продукции. Кооперативные и интеграционные связи производителей молока, торговых и перерабатывающих организаций играют ведущую роль в развитии товародвижения на рынке молока и молочной продукции в зарубежных странах. На примере США и стран ЕС приведен зарубежный опыт государственной поддержки развития товаропроводящей сети в кооперативном секторе на рынке молока и молочной продукции от первичного производства молока до доведения молока и молочной продукции до конечного потребителя. Дан краткий обзор состояния потребительской кооперации и развития молочных кооперативов в России. Несмотря на принятие концепции развития потребительской кооперации, повышения эффективности и качества ее работы, в настоящее время существенных прорывных успехов нет, а проблемные вопросы из года в год остаются нерешенными: неудовлетворительное финансовое положение, недостаточный рост объемов розничного товарооборота, закупок молочного сырья, производства молочной продукции, ненадлежащая организация торгово-заготовительной деятельности. Предложены меры государственной поддержки развития кооперации товаропроизводителей молока с перерабатывающими предприятиями в России, выражающиеся в организационной, экономической и правовой помощи.
Анализируя опыт ЕС в развитии сельского хозяйства и сельских территорий, автор предлагает продолжить политику поддержки устойчивого развития сельских территорий в России, в т.ч. структурную перестройку сельского хозяйства и диверсификацию экономики сельских районов, сохранить принцип софинансирования аграрных бюджетов, увеличить ассигнования на сельское развитие, что соответствует всем нормам ВТО, является новым, прогрессивным общемировым трендом.
Автором анализируются подходы в обеспечении продовольственной безопасности, рассматриваются используемые критерии оценки, основные существующие проблемы, предлагаются меры по ее обеспечению: переход к новой модели экономического развития, совершенствование управления, структурная перестройка, обеспечение эквивалентного обмена между селом и городом, устранение беспредела в земельных отношениях, формирование новой законодательной базы, обеспечивающей эффективное развитие аграрной экономики.
В статье дан анализ состояния и динамики развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан. Отмечается, что аграрный сектор продолжает функционировать в условиях недостаточной обеспеченности финансами, средствами механизации, высокой степени их износа и нехватки трудовых ресурсов необходимой квалификации. Низкой остается заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. Признаки неблагополучия наблюдаются в земельных отношениях, состоянии сельскохозяйственных земель, в социальной и инженерной инфраструктуре села, уровне и качестве жизни сельского населения. Выход сельского хозяйства из кризиса и переход к устойчивому развитию, повышение конкурентоспособности отрасли, как свидетельствует опыт развитых стран, возможны путем ориентации агропромышленного комплекса на модернизацию и инновационное развитие. Основой инновационного развития АПК на различных уровнях управления должен стать программно-целевой подход, необходимым элементом которого является софинансирование на разных уровнях власти и субъектах инновационной экономики наиболее перспективных направлений с системой оценочных критериев эффективности инновационного развития. Для практической реализации целевых программ необходимо создать механизмы поддержки инноваций по трем направлениям: обеспечение востребованности инноваций; создание инфраструктуры разработки инноваций; организация сетей трансферта инноваций.
В статье показаны этапы активизации развития сельского хозяйства Владимирской области на основе осуществлении соответствующих мер поддержки. До 2006 г., года начала реализации национальных проектов, анализ финансово-хозяйственной деятельности сельхозорганизаций области свидетельствовал о преобладании финансово-неблагополучных хозяйств. Реформирование экономики сопровождалось существенным сокращением в производстве продукции сельского хозяйства. Сохраняющийся в течение длительного времени неэквивалентный межотраслевой обмен производимой продукции не давал возможности закрепить положительные результаты и создавал предпосылки для преобладания отрицательных тенденций развитии сельского хозяйства. В ходе осуществления государственных целевых программ отмечены положительные тенденции в развитии сельского хозяйства. В качестве значимых тенденций в развитии выделим: увеличение инвестиций на повышение плодородия и стимулирование улучшения использования земельных угодий; создание условий для наращивания производства мяса и молока; ускорение обновления технической базы агропромышленного производства. Однако низкая рентабельность сельскохозяйственных организаций, их ограниченные финансовые возможности в обновлении техники, банкротство свидетельствуют о необходимости дальнейшего изыскания резервов улучшения положения дел в региональном АПК.
В статье раскрыта система сбыта зерна за период рыночных преобразований в стране, показана ее роль в стабилизации зернового рынка и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также выявлены недостатки в реализации зерна и предложен комплекс мер по решению вопросов, возникающих в процессе сбыта зерна на хозяйственном, региональном, межрегиональном, национальном и международным уровнях.
В статье раскрываются проблемы функционирования виноградарско - винодельческого рынка России, показано его место и роль в агропродовольственном рынке страны, дан краткий обзор состояния виноградарской отрасли в России, приведены примеры зарубежного опыта развития нормативно-правовой базы и производства органического винограда. Освещаются перспективы развития виноградарско-винодельческого рынка России, при этом обоснована роль государства и адекватной нормативно-правовой базы в развитии отрасли в целом и для рынка виноградарско-винодельческой продукции в частности. На основе данных Минсельхоза России дана оценка реализации государственных и ведомственных программ по поддержке виноградарства за 2009-2013 годы, выявлены их недостатки в части развития рынка виноградарско-винодельческой продукции, формирования товаропроводящей сети. Отражено значение отраслевых союзов и частно-государственного партнерства в создании эффективной цепи производства и реализации на рынке виноградарско-винодельческой продукции, регулировании рынка виноградарско-винодельческой продукции. Сформулированы основные направления, способствующие развитию виноградарско-винодельческого рынка России.
Повышение уровня производительности труда связано с реализацией комплекса мер, направленных, прежде всего, на рост интенсивности ведения сельского хозяйства, укрепление его материально-технической базы. Поэтому к числу первоочередных мер следует отнести техническое перевооружение сельского хозяйства, поскольку традиционно прирост производительности труда в сельскохозяйственном производстве не менее чем на две трети обеспечивается за счет технического прогресса. При остром дефиците и несовершенстве отечественной сельскохозяйственной техники, неэффективном ее использовании продолжительность полевых работ в отдельных регионах страны более чем вдвое превышает оптимальные агротехнические сроки, что ведет к ежегодным потерям сельскохозяйственной продукции, существенному ухудшению его качества. Повышение потенциала машинотракторного парка обеспечит соблюдение прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и рекомендаций рационального землепользования путем освоения адаптивно-ландшафтных систем земледелия, применения ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Необходимо разработать и принять региональные программы по ускоренному техническому и технологическому перевооружению сельского хозяйства, предусмотреть механизм прямых субсидий из федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям новой техники и технологического оборудования и финансовое обеспечение примерно втрое больше против предусмотренного уровня, необходимо решать проблему дополнительной подготовки кадров механизаторов, возродить систему инженерно-технического обслуживания на селе и обеспечить доступ к ней основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей.