Интервью Генерального директора ОАО «РОСАГРОЛИЗИНГ» Назарова Валерия Львовича
Авторами рассмотрены возможности и ограничения применения дополнительных мер поддержки сельского хозяйства в условиях ВТО, оценен механизм выделения неблагоприятных территорий, который сейчас закреплен в российском законодательстве. Анализ подходов к выделению неблагоприятных территорий показал, что методика выделения требует уточнения, чтобы удовлетворять критериям прозрачности. В настоящей работе уточненная методика базируется на более прозрачных и понятных критериях. В качестве критериев по природно-климатическим и почвенным условиям здесь выбраны: качество почв; критерии отнесения регионов к районам Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Выполненные расчеты показали, что применение предложенной методики приведет к существенному сокращению таких площадей.
Анализ состояния и динамики развития агропромышленного комплекса и сельских территорий показал, что аграрный сектор продолжает функционировать в условиях недостаточной обеспеченности финансами, средствами механизации, высокой степени их износа и нехватки трудовых ресурсов необходимой квалификации. Низкой остается заработная плата работников занятых в сельскохозяйственном производстве. Признаки неблагополучия наблюдаются в социальной и инженерной инфраструктуре села, уровне и качестве жизни сельского населения. Выход сельского хозяйства из кризиса, устойчивое развитие сельских территорий как свидетельствует опыт развитых стран, возможны путем ориентации агропромышленного комплекса на инновационное развитие на основе инструментов государственно-частного партнерства.
В статье исследуются вопросы повышения конкурентоспособности отраслей АПК. Обзор литературы позволил установить инновационный характер современной конкуренции. Обоснована необходимость усиления роли государства в управлении конкурентными процессами, возведения вопросов конкурентоспособности отечественной продукции в ранг государственной политики, учета специфики сельского хозяйства и создание для него благоприятных условий по сравнению со смежными отраслями.
В статье рассмотрены сущность и особенности функционирования агропродовольственного рынка, формы его государственного регулирования. Составленная группировка по уровню рентабельности по всей деятельности сельскохозяйственных организаций в 2012 году в зависимости от уровня субсидирования производства свидетельствует о влиянии уровня государственной поддержки на экономические показатели деятельности сельскохозяйственных организаций регионов, рост инвестиций. Автором предложен механизм государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, разработаны сценарии развития агропродовольственного рынка на основе оценки влияния системы основных факторов на результаты деятельности в аграрном производстве.
В статье рассмотрены процессы освоения инновационных технологий производства молока на Северо-западе, отмечена активизация иностранных инвесторов в молочном скотоводстве России. В ближайшем будущем придется конкурировать не только с производителями молочных продуктов за рубежом, но и с иностранными компаниями, организовавшими крупное, высокотехнологичное и эффективное производство молока в России. Поэтому необходимо освоение технологий «завтрашнего дня», позволяющих успешно реализовать эффект масштаба, нейтрализовать избирательные конкурентные недостатки, реализовать сравнительные преимущества отрасли в регионах России.
В статье анализируется состояние рынка овощной продукции в России, его особенности. Рассмотрена роль тепличного хозяйства в производстве овощей закрытого грунта. Анализируется потребительский спрос на овощи. Наряду с развитием фермерского овощеводства в последние годы, посевные площади и валовое производство во всех сельскохозяйственных организациях и хозяйствах населения стабилизировались на уровне 2,4 и 10,2 млн.т, соответственно. Выявленные тенденции свидетельствуют о тесной зависимости динамики объемов товарооборота овощей от доходов населения, изменения ценовой конъюнктуры и объемов производства этой продукции. Выявленные различия между потребительскими предпочтениями и потреблением являются прямым следствием недостаточной экономической и физической доступности многих видов овощей для отдельных доходных и территориальных групп населения
В статье поднимаются проблемы рационального землепользования, ухудшения состояния почв на территории Пензенской области, а также выявляются экономические, социальные и иные причины, породившие упадок как аграрного производства в целом, так и качества и количества используемых в сельскохозяйственном производстве земель. Проведен анализ реализуемых на территории региона мероприятий в рамках федеральных и региональных программ по восстановлению и поддержанию почвенного плодородия, а также приведены данные о прогнозируемых результатах реализации данных программ.
Существующий диспаритет цен на основные виды производимой сельскохозяйственной продукции оказывает значительное влияние на сокращение прибыли и рентабельности сельскохозяйственных организаций. В статье обосновано, что значительная часть государственных мер в сфере ценового регулирования аграрного сектора экономики не дает должного эффекта из-за отсутствия системного подхода. Так, объем закупочных интервенций в динамике лет не превышал 10‰ от годового урожая в натуральном выражении, что обусловливает слабое регулирование системы сбыта зерна и динамики цен на него. По направлению несвязанной господдержки сельскохозяйственных организаций в области растениеводства выявлен ряд недоработок, что осложняет получение данной субсидии. Организации, специализирующиеся на производстве зерна высокого качества в большем объеме сами себя обеспечивают элитными семенами и лишены возможности получить субсидии на погашение части затрат на приобретение элитных семян, и соответственно общий объем затрат на производство элитного зерна возрастает. Росту производства качественного зерна в России не способствует сложившаяся на зерновом рынке система ценообразования. Для нивелирования недостатков существующих в настоящее время направлений господдержки в области растениеводства, нами предлагается ввести дополнительный вид государственной поддержки - ценовая надбавка на качество зерна. Данный вид ценовой поддержки доходов сельскохозяйственных организаций, специализирующихся на производстве зерна и производящих зерно высокого качества (пшеница 1-2 класса), рассчитываемый на 1 центнер реализованного зерна и зерновых, позволит повысить эффективность производства растениеводческой отрасли и конкурентоспособность отечественного зерна на мировом рынке.