В рамках данной статьи анализируются положения федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих государственное управление консультативной помощи субъектам рынка сельскохозяйственной продукции, в соотношении с экономической категорией «консалтинг». Рассматривается деятельность Информационно-консультационных служб и Центров компетенций, как ключевых участников консультационной помощи сельскохозяйственного сектора экономики. Авторы приходят к выводу об имеющейся бессистемность в определении их компетенции, задачах, предмете консультирования. С развитием информационных технологий, в особенности нейросетей, ставятся вопросы о необходимости применения искусственного интеллекта для консультационно-информационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим участниками системы АПК.
В статье изложен концептуальный подход к оценке эквивалентности экономических отношений участников молочнопродуктовой цепочки с использованием показателей нормы прибыли, рентабельности продаж и оборачиваемости авансированного капитала. Сравнительный анализ проведен на примере сельскохозяйственных, пищевых и торговых организаций Воронежской области, основная деятельность которых связана: с разведением молочного крупного рогатого скота и производством сырого молока (первое звено); производством молочной продукции (второе звено); торговлей готовой продукцией (третье звено). Представлены методические решения и аналитические расчеты, которые свидетельствуют о неравенстве условий воспроизводства. В сравнительно худшем положении относительно выручки и прибыли от продаж оказываются сельхозпроизводители как первичное звено в молочнопродуктовой цепочке. Более длительный производственный цикл обусловливает необходимость иметь более высокую рентабельность продажи норму прибыли для обеспечения устойчивого развития основного производства.
В современных условиях грантовая поддержка субъектов хозяйствования направлена на развитие инициативы и стимулирование деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Индивидуальный подход в таком финансировании способствует созданию новых и активизации действующих субъектов хозяйствования. В статье рассмотрено значение государственной поддержки в развитии малых форм хозяйствования и соответственно их участие в продовольственном обеспечении Красноярского края. В результате изучения предоставляемых видов грантов по основным характеристикам и анализа бюджетного финансирования выявлены особенности грантовой поддержки в регионе и намечены перспективы ее развития.
Система информационного обеспечения хозяйствующих субъектов представляется как совокупность информационных ресурсов и сервисов, реализующих функции удовлетворения информационных потребностей пользователей, осуществляющих деятельность в рамках общего информационного пространства. Сформулированы общесистемные проблемы, ограничивающие эффективность формирования и использования системы информационного обеспечения и предложены основные пути их решения. Выявлены причины, затрудняющие разработку стратегии цифровой трансформации хозяйствующих субъектов и системы их информационного обеспечения. Делается вывод о том, что разработка и реализация стратегии цифровой трансформации системы информационного обеспечения сельскохозяйственных производителей может быть представлена в виде совокупности последовательно исполняемых этапов, сгруппированных в разрезе трех уровней: подготовка к цифровой трансформации, разработка стратегии цифровой трансформации, трансформация системы информационного обеспечения. Утверждается, что выбор стратегии цифровой трансформации системы информационного обеспечения хозяйствующих субъектов должен осуществляться в соответствии со стратегией их цифрового развития, разработка которой происходит исходя как из уровня экономического и технико-технологического развития конкретного сельскохозяйственного производителя и его внутренней готовности к инициации процессов цифровизации, так и степени вовлечения государства в регулирование процессов цифрового развития сельского хозяйства и агропродовольственного комплекса.
В статье исследованы вопросы формирования информации о создании стоимости в сельскохозяйственной организации на краткосрочный период и долгосрочную перспективу. Для этого, а также для организации учета предложена более упрощенная классификация капитала. Дана характеристика для каждого вида капитала. С целью отражения в интегрированной отчетности создание стоимости рекомендовано использовать разработанную форму баланса ресурсов и капиталов сельскохозяйственной организации. При этом для оценки ресурсов организации предложено использовать справедливую стоимость, определенную путем применения квалиметрических показателей количественной оценки качества всех видов материальных средств, биологических и земельных активов. Кроме того, предложено по указанному балансу оценивать эффективность использования средств различных видов капиталов.
Учитывая консервативность отрасли сельского хозяйства, процессы связанные с внедрением новой техники, технологий, цифровой трансформации своими темпами несколько отстают от других отраслей национальной экономики. Государство в лице органов власти и управления стремиться активизировать процессы технико-технического и технологического обновления отрасли сельского хозяйства, перевод ее на цифровые рельсы в целях более эффективной работы в настоящем и будущем. Объемы производства тесно коррелируют с инвестициями в основной капитал отрасли. Инвестиции в основной капитал за счет прибыли предприятий являются прямыми и законными источниками обновления основных фондов в сельском хозяйстве, в частности, приобретения тракторов, комбайнов, автомобилей, технологических линий, а так же другой сельскохозяйственной техники, необходимой для производственного цикла. Результат инвестиционной деятельности проявляется в эффективной работе внеоборотных активов. Оценивая динамику показателей фондоотдачи и фондоемкости можно сказать, что в регионе несколько снижается эффективность использования основных фондов сельского хозяйства, т.о. относительно высокие темпы роста инвестиционных затрат в отрасль сельского хозяйства не окупаются выходом продукции. Поэтому следует несколько приостановить темпы инвестиционных вложений в отрасль, акцентировать внимание на вопросах эффективности использования уже имеющихся в наличии внеоборотных активов. Следует уделить больше внимания совершенствованию организационных и управленческих аспектов инвестиционной деятельности, совершенствовать механизмы и методы управления аграрным производством.
Цель исследования - определение влияния правового регулирования на развитие инвестиционных сделок в интернет-пространстве, а также перспективы его совершенствования в интересах обеспечения продовольственной безопасности России. Для этого с опорой на международный опыт методом регрессионного анализа составляется эконометрическая модель влияния правового регулирования на инвестиционные сделки сельскохозяйственных организаций в интернет-пространстве. Руководствуясь моделью, автором сделан вывод о том, что правовое регулирование имеет важное значение для развития инвестиционных сделок, осуществляемых сельскохозяйственными организациями в интернет-пространстве. Выявлены правовые барьеры на пути развития данных сделок в России: недостаточная проработанность специфики сельского хозяйства в правительственной стратегии цифровизации, а также неполная защищенность миноритарных инвесторов в сельском хозяйстве. Также обозначена перспектива развития данных сделок в России, связанная с совершенствованием регулирования продовольственной безопасности и укреплением гарантий обеспечения исполнения контрактов в сельском хозяйстве. Результаты исследования являются вкладом в развитие концепции инвестиционных сделок, осуществляемых сельскохозяйственными организациями в интернет-пространстве, посредством уточнения вклада правового регулирования в развитии данных сделок и извлечение преимуществ для продовольственной безопасности.
В Российской Федерации сельское хозяйство является системообразующей отраслью, обеспечивающей продовольственную и экономическую безопасность. Активизация межрегионального сотрудничества соседних регионов в сельском и лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве обладает значительным потенциалом для социально-экономического развития регионов. Целью исследования является определение перспектив развития сельского и лесного хозяйства в Республике Башкортостан и в соседних регионах: Республике Татарстан, Удмуртской Республике, Оренбургской, Свердловской и Челябинской областях, Пермском крае на основе локализации производства. Для оценки фактического материала использовались методы сравнительного, структурно- логического, экономико-статистического анализа. Объектом исследования является сельское и лесное хозяйство Республики Башкортостан и соседних регионов. Охота, рыболовство и рыбоводство не включены в исследование по причине их неразвитости в регионах. Определены регионы, в которых отрасль сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство является ведущей, находящейся в зоне повышенной локализации и опережающего развития. Выявлены конкурентоспособные виды производств в сельском и лесном хозяйстве, более подробно рассмотрены преимущества регионов по производству основных видов сельскохозяйственной продукции, доминантные тенденции, что позволит использовать возможности регионов для дальнейшего сотрудничества.
Российская Федерация в условиях значительного роста валового сбора зерна существенно увеличила его экспортные поставки. Вместе с тем, в целях защиты внутреннего рынка, обеспечения продовольственной безопасности, устойчивости, были введены тарифные квоты на экспорт зерновых. Это привело к тому, что экспорт зерна региональными организациями стал зависеть не только от возникающего профицита – превышения внутреннего производства над внутренним потреблением, но и от ряда других факторов, в частности, соответствия выделенной тарифной квоты величине регионального профицита производства и потребления зерна, а также степени использования этой квоты.
В нынешних условиях процветание региональных экономик связывается с развитием исторически сложившихся у населяющих ту или иную территорию этнических групп форм хозяйственной деятельности. В данном исследовании ставилась цель – оценить этноэкономический потенциал Республики Хакасия. Материалами для исследования послужили статистические данные, отчеты министерств и ведомств республики, а также результаты социологических опросов 2018, 2022 гг. Результаты показали, что этноэкономический профиль региона тесно связан с животноводческой деятельностью, и население республики достаточно активно занимается ведением хозяйственной деятельности, как на уровне крестьянских (фермерских) хозяйств, так и на уровне хозяйств населения. Региональные власти реализуют политику по развитию и поддержке сельскохозяйственной деятельности среди населения. В регионе сохраняются этнические особенности хозяйственных практик населяющих регион коренных народов и этносов. Хакасы традиционно занимаются разведением скота, шорцы ведут промысловую деятельность. Сделан вывод о благоприятных условиях для реализации этноэкономического потенциала региона, способного обеспечить самозанятость сельского населения и повысить уровень жизни.