Необходимость формирования центров опережающего экономического развития в рамках региональной пространственно-локализованной экономической системы обусловлена их перспективными возможностями и повышенной эффективностью экономической деятельности по сравнению с традиционными формами взаимодействия субъектов аграрных региональных экономических систем. В статье предложена организационная структура центра опережающего развития на основе объединения технологически связанных сельскохозяйственных товаропроизводителей, разработана оптимизационная экономико-математическая модель, направленная на повышение эффективности функционирования регионального центра опережающего развития, что позволит получать максимальную прибыль для каждого из участников формирования при минимизации издержек. Авторами разработан общий алгоритм создания центра опережающего экономического развития, позволяющий рассмотреть все этапы формирования данной структуры в рамках экономики региона.
Сложности с увеличением объемов реализации продукции переработки зерновых напрямую связаны с низким уровнем марочного производства. Проведенный сравнительный анализ различных торговых марок производителей муки Ставропольского края и федерального бренда «Макфа» в розничных торговых сетях, на продовольственных рынках свидетельствует о превосходстве бренда «Макфа». Проблему дальнейшего эффективного межотраслевого взаимодействия в структуре зернопродуктового кластера можно решить, во-первых, путем механизма франчайзинга, во-вторых, на основе интеграции маркетинговых стратегий в рамках формирования единого регионального корпоративного бренда зернопродуктового кластера. Объединение региональных торговых марок в структуре регионального бренда реализует потенциал синергии интеграционного взаимодействия.
В работе проведен анализ механизма реализации современной аграрной политики России. На материалах Пензенской области выявлено, что действующие формы и методы господдержки сельского хозяйства не обеспечивают хозяйствующим субъектам условий даже для простого воспроизводства и ведут к их концентрации только в небольшой группе рентабельных хозяйств за счет отсутствия равного доступа к бюджетным субсидиям. В итоге это не позволяет полностью использовать аграрный потенциал региона, не способствует повышению эффективности бюджетных средств и приводит к поляризации сельскохозяйственных товаропроизводителей по уровню финансово-экономического состояния. Такое положение обусловливает необходимость введения в практику дополнительных мер, таких как несвязанная поддержка, с одной стороны, обеспечивающая увязку использования выделенных субсидий с объективными природными и экономическими условиями предпринимательской деятельности и создающая равные возможности для расширенного воспроизводства и повышения уровня доходов, с другой стороны, отвечающая требованиям ВТО. Предлагается методика планирования несвязанных субсидий, которая имеет социальную направленность и позволяет дифференцировать поддержку сельскохозяйственных организаций в зависимости от условий аграрного производства.
Большинство элементов инновационного развития сельского хозяйства и в частности зернового производства возможно к эффективной практической реализации в рамках применяемых технологий. Значение кадрового потенциала для инновационного развития отраслей сельского хозяйства проявляется в их заинтересованности и подготовленности к поиску и освоению элементов инновационного развития в конкретных организациях. В статье на примере сельскохозяйственных организаций регионов ЦФО представлены характеристики кадрового потенциала - базового компонента инновационного развития растениеводства. Показатели только по Белгородской и Липецкой области удовлетворительны. В половине регионов даже на две организации в среднем нет экономиста. По всем категориям специалистов доля работников со средним образование значительна, а практики составляют наиболее существенную долю только по инженерам-технологам.
Авторами проведен комплексный анализ текущего состояния отечественного рынка зерна, рассмотрены проблемы производства, потребления и экспорта зерновой продукции. Отечественный рынок зерновых культур характеризуется высокой волатильностью, что обусловлено как погодно-климатическими условиями, так и множеством системных проблем, присущих зерновому подкомплексу, среди которых особо необходимо выделить слабую техническую обеспеченность производственной базы. В статье приведена экономико-математическая модель, описывающая роль технической модернизации в развитии рынка зерна, рассчитан потенциал увеличения объема рынка зерна в среднесрочной перспективе за счет реализации мероприятий по технической модернизации отрасли. Дальнейшее развитие и интенсификация процесса импортозамещения зависят не столько от введения эмбарго, сколько от концентрации на выполнении Госпрограммы на 2013-2020гг. и обеспечении агропромышленного комплекса необходимой финансовой поддержкой, созданием условий для стабильного инвестиционного климата, осуществлении мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
В статье раскрыта роль технической модернизации в развитии сельского хозяйства и АПК в целом, оказывающей влияние на изменение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, снижение себестоимости сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, повышение доходности отрасли и ее конкурентоспособности, использование инновационных агротехнологий. Решение задачи снижения финансовой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в первую очередь на ГСМ, можно достичь, не только и не столько за счет предоставления скидок или каких-либо льгот на ГСМ, сколько за счет обновления и модернизации устаревшего парка сельскохозяйственной техники с заменой на современные высокопроизводительные, но в то же время ресурсосберегающие машины и агрегаты. Авторами сделан вывод о необходимости приоритета государственной политики в области стимулирования и поддержки технического перевооружения сельского хозяйства.
В статье представлены тезисы доклада директора Департамента растениеводства химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства России П.А. Чекмарева на Всероссийском агрономическом совещании на тему: «Итоги работы отрасли растениеводства в 2014 году, задачи по реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой, и о мерах по подготовке и организованному проведению в 2015 году сезонных полевых сельскохозяйственных работ».
В статье рассмотрены вопросы формирования АПК, его состава, структуры и межотраслевых связей. Период формирования АПК характеризовался ростом инвестиций, преобразованием отдельных сфер деятельности в самостоятельные отрасли: водное хозяйство и мелиорация, сельское строительство, ремонт техники и т.д. Росло душевое потребление продуктов питания, АПК вносил все больший вклад в формирование национального богатства страны. Однако в связи с разобщенностью отраслей АПК, отсутствием единого органа управления отраслями комплекс не обеспечил ожидаемых результатов, страна испытывала недостаток в продовольствии.
В статье рассмотрены особенности оценки интеллектуальной собственности в сельском хозяйстве, обоснована объективная необходимость и экономическая целесообразность формализации результатов интеллектуальной деятельности и НИОКР в АПК. В качестве примера выполнен расчет стоимости патента на селенсодержащий препарат для животноводства методом освобождения от роялти и через коэффициент долевого участия. Для решения проблемы монетизации интеллектуальной собственности необходима гармонизации законодательной и налоговой базы, а также просветительская практика, чтобы донести до субъектов предпринимательской деятельности необходимость наращивания стоимости компании в целом.
Основными подотраслями сельского хозяйства Московской области являются тепличное овощеводство, картофелеводство, животноводство, молочная продукция и цветоводство. Сельское хозяйство на территории Московской области имеет перспективы в будущем, что способствует привлечению инвестиций и росту доли отечественной продукции на рынке. Для развития тепличного овощеводства необходимо создание новых качественных теплиц, для развития картофелеводства - развитие крупных агрохолдингов и строительство баз хранения. Для развития сельского хозяйства необходима государственная поддержка.