В статье рассмотрены основные тенденции, свойственные отечественному рынку овощной продукции закрытого грунта, который подвержен влиянию внешних и внутренних факторов. Запрет импорта овощной продукции расширил рынок российским производителям, однако государство при этом не обеспечило условия для его экономического развития. Техническая отсталость не позволяет большинству отечественных теплиц работать в зимнее время. Более 70‰ продукции производится в межсезонье, что снижает эффективность деятельности. В тепличном хозяйстве страны слабо используются альтернативные источники энергии. Большим недостатком является то, что в России нет типовых проектов тепличных комбинатов. Решение проблем тепличного хозяйства требует существенных инвестиций по различным направлениям - производственному, инфраструктурному, научному.
В условиях действия антироссийских санкций и эмбарго на определенные виды продукции обеспечение продовольственной безопасности и необходимость импортозамещения в отраслях агропромышленного комплекса является основополагающим фактором поддержания социально-экономической стабильности страны. В статье отражена текущая ситуация с продовольственной безопасностью и качеством продукции, а также представлены предложения по достижению показателей Доктрины продовольственной безопасности и повышения качества продовольственной продукции. Устойчивое функционирование сфер АПК, обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции, достижение продовольственной независимости и безопасности страны неразрывно связано с развитием производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Дается оценка процессам, наблюдаемым в экономике, в том числе в аграрной сфере, в увязке с элементами действующего экономического механизма и оценкой перспектив развития отечественной экономики. В 2014г. из-за санкций, сокращающих доступ российских банков и компаний к зарубежным финансовым ресурсам, и снижения цен на нефть, экономическая ситуация в стране значительно ухудшилась. Положение в экономике сельского хозяйства отличалось от общей картины. Выручка сельскохозяйственных организаций от продажи товаров, продукции, работ и услуг увеличилась почти на 26‰. Рентабельность составила 16,2‰. Однако из-за девальвации рубля значительно выросли цены на сырье, материалы и технику, кредитные ресурсы стали дороже, снизилась их физическая доступность. В отрасли накопилась огромная кредиторская задолженность. В целях стимулирования роста сельскохозяйственного производства, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, поддержания финансовой устойчивости товаропроизводителей, а также увеличения темпов импортозамещения необходимо совершенствовать действующий экономический механизм в АПК. Авторами предложены меры прямой поддержки, совершенствование ценовых отношений, повышение доступности кредитов, оптимизация системы налогообложения, изменение концепции агрострахования, развитие косвенных мер поддержки.
Сегодня важно определять не только экономию земельных ресурсов, но и устанавливать уровень оптимального землепользования, при котором применяемая технология земледелия достигнет той экономической отдачи, после которой требуется ее обновление и переход на более современную технологию. Авторами рассмотрен один из научных подходов к решению задачи оптимизации затрат в сельскохозяйственном землепользовании, в основу которого положен закон убывающей отдачи земли и теория предельной полезности. Решение задачи оптимизации сельскохозяйственного землепользования осуществляется с помощью программы Exсel посредством построения диаграммы, изображающей изменение отдачи земли в зависимости от роста затрат капитала и труда при возделывании конкретной сельскохозяйственной культуры. Информационной базой для решения задачи служат данные бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций. Полученные результаты оптимизации сельскохозяйственного землепользования применимы при проведении мониторинга.
Решение проблемы продовольственного обеспечения в новых экономических условиях требует углубления специализации на производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции и организации их вывоза в те регионы, где уровень потребления не соответствует рациональным нормам. Основным фактором, определяющим развитие межрегиональных продовольственных связей регионов, является их производственный потенциал. Различия в специализации регионов в определенной степени формируют межрегиональные продовольственные связи между ними. Увеличение производства в специализированных зонах будет способствовать ускоренному импортозамещению основных видов продовольствия. Учитывая необходимость процесса импортозамещения в перспективе регионы с недостаточным и неустойчивым производством продукции, сырья и продовольствия будут обеспечивать население за счет их ввоза из других регионов. В перспективе основными производителями и поставщиками мяса и мясопродуктов на агропродовольственный рынок должны остаться регионы, которые являются производителями зерна, а также те, где созданы крупные комплексы по производству мясной продукции для обеспечения населения крупных городов и промышленных центров.
Потребительская кооперация является важной частью социальной инфраструктуры села, использует свой экономический потенциал для выполнения социальной миссии. В системе потребительской кооперации еще недавно прослеживался сетевой признак: единый комплекс оптовой и розничной торговли, закупка и переработка сельскохозяйственных продуктов и сырья, вертикальная и горизонтальная хозяйственная интеграция, единство ценовой и ассортиментной политики. В последние годы ситуация изменилась. Торговля стала основным направлением деятельности. Потребительская кооперация остается крупным работодателем в сельской местности. Кроме традиционных видов деятельности кооператоры осваивают новые области по оказанию услуг населению: ремонт и пошив обуви, изготовление и ремонт мебели, услуги фотоателье, парикмахерских, искусственное осеменение скота, вспашка приусадебных участков и т.д.
В 2000-е годы в сфере занятости на селе сложился положительный тренд, однако, превышение города над селом по уровню занятости населения возросло. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве снижается, но агросфера остается основным местом приложения труда в сельской местности. Для повышения уровня занятости сельского населения необходимо предусматривать в государственных программах развития сельского хозяйства расчеты по сохранению и развитию рабочих мест в отрасли, производимые в увязке с региональными балансами трудовых ресурсов в сельской местности, и усилить государственную поддержку несельскохозяйственного бизнеса на селе.
В статье приводятся краткие сведения о санкциях, введенных против России и Евразийского экономического союза государствами, входящими в глобальную интеграционную группировку G-7, региональные формирования ЕС и Европейскую зону свободной торговли (ЕАСТ). Приводится авторская оценка возможностей компенсации ущерба от введения санкций и российских контрсанкций за счет синергетического эффекта от участия России в интеграционных формированиях в ЕАЭС, ШОС И БРИКС.
В представленной статье дана оценка рынка сельскохозяйственной техники в странах ЕАЭС. Сделан вывод, что белорусские сельскохозяйственные товаропроизводители последние 5 лет были полностью обеспеченны тракторами, в основном собственного производства. В сельском хозяйстве России обеспеченность тракторами существенно ниже нормативного значения. Меры поддержки развития сельскохозяйственного машиностроения и технико - технологической модернизации сельского хозяйства носят кратковременный и разрозненный характер, что открывает рыночные ниши для иностранных производителей. Нужно стимулировать не только сельскохозяйственных производителей, модернизировать парк техники, но и представителей сельскохозяйственного машиностроения реализовывать инновации в своем производстве. Казахстан является неосвоенной рыночной нишей на рынке сельскохозяйственной техники.
В статье рассмотрены механизмы действия государства в области регулирования производства и реализации свинины в России и в мире. На основе этого были предложены меры по совершенствованию системы государственного регулирования свиноводства России, а также определен объем дополнительных инвестиций, необходимых для обеспечения прироста продукции свиноводства. Поддержка свиноводства должна основываться на трех основных принципах: регулирование внутреннего рынка, государственная поддержка АПК и поддержка экспорта продукции. Для того чтобы обеспечить прирост производства 1 млн.т. в живом весе к 2018г. необходимо привлечь в отрасль около 170 млрд. рублей дополнительных инвестиций.