Яндекс.Метрика

Моделирование агропродовольственной политики региона

Проводимая в последние годы аграрная политика слабо влияет на экономический рост в сельском хозяйстве, не создает условий для обеспечения поступательного развития аграрного производства. Зарубежные санкции обострили проблему импортозамещения в АПК и продовольственной безопасности страны. Уровень производства по вилам сельскохозяйственной продукции не отвечает принципу самообеспеченности продовольствием, при этом среди производителей наблюдается акцент на выпуск неконкурентоспособной продукции и игнорирование экономически выгодного производства. Все это не способствует рациональному использованию аграрного потенциала, тормозит наращивание продовольственной мощи страны, а потому требует объединения усилий науки и органов власти по совершенствованию государственного управления в агропромышленной сфере. Для решения задачи применялись методы монографического исследования, комплексного экономического и финансового анализа, экономико-математической и эконометрической оценки, расчетно-конструктивные. Исследование проведено с использованием аналитических данных сводной бухгалтерской отчетности по сельскому хозяйству Пензенской области. В данном изыскании обобщены имеющиеся в науке и применяемые на практике модели прогнозирования развития сельского хозяйства, а также получены модели, позволяющие оценить функциональную зависимость результатов аграрной политики от средств и методов ее реализации. На их основе обоснованы сценарии развития сельского хозяйства. Результаты исследования намечается использовать для подготовки предложений органам управления АПК по совершенствованию методов и моделей механизма прогнозирования и планирования стратегического развития сельскохозяйственного производства. Проведенное исследование показывает, что низкая эффективность аграрной политики регионов связана с недостаточной идентификацией факторов и рисков в сельском хозяйстве, способов их нивелирования. Содержание прогнозных документов стратегического развития отрасли нуждается в дальнейшем совершенствовании. Они не позволяют координировать механизм государственной политики на селе, адекватный реалиям аграрной экономики. Поэтому повышение качества мероприятий, проводимых в отношении сельского хозяйства, возможно за счет усиления научной обоснованности используемой инструментальной базы прогнозирования.

Расширение функциональных возможностей сельскохозяйственных кредитных кооперативов

В статье рассмотрены вопросы расширения функциональных возможностей сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов по оказанию финансовых услуг. Выделены группы финансовых услуг и дан анализ их применимости в рамках существующего законодательства. На практических примерах показаны возможности по расширению финансовых услуг для сельских жителей. Предлагается расширить функциональные возможности сельскохозяйственных кредитных кооперативов и наделить их де-юре правом предоставления дополнительных финансовых продуктов (осуществление переводов и платежей по поручению членов и ассоциированных членов кооператива, доставка пенсий, использование предоплаченных банковских карт, оказание услуг по агентским договорам и т.д.). Это позволит повысить доступность финансовых услуг как для членов и ассоциированных членов сельскохозяйственных кредитных кооперативов, так и, в целом, сельских жителей.

Самозанятость и социально-трудовые предпочтения незанятых граждан в сельской местности

Самостоятельная занятость предполагает самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или временного дохода и удовлетворения своих личных потребностей в самореализации. В ряде случаев самозанятость сельского населения становится единственной возможностью незанятых людей противостоять безработице. В статье по результатам 3-х социологических исследований (1995, 2002 и 2013гг.), проведенных по единой методике, анализируется возможности развития самозанятости в сельских районах Новосибирской области. Были изучены: планы незанятых граждан по дальнейшей жизнедеятельности, их готовность к самозанятости. Особо изучена группа незанятых граждан, желающих создать собственное дело: их социально-демографический портрет (возраст, пол, образование, семейное положение), мобильность к обучению, семейная поддержка, возможные сферы и виды индивидуальной предпринимательской деятельности, необходимая помощь. Итоговый вывод заключается в необходимости поддержки и оказания помощи и поддержки конкретных лиц, решивших создать на селе собственное дело.

Финансово-экономическое обеспечение инновационных процессов в территориальных кластерах: зарубежный и российский опыт

Проведение кластерной политики и ее финансирования в зарубежных странах отличается разнообразием практических подходов и характеризуется отсутствием определенного набора инструментов. В статье исследуется опыт зарубежных стран (США, Японии, КНР, Швейцарии, Индии) по поддержке развития и финансового обеспечения инновационных процессов в территориальных кластерах. Большинство финансовых форм поддержки кластеров, сложившихся в зарубежных странах, сводятся к двум направлениям: финансирование затрат на инновации; финансирование инновационно-инвестиционных проектов кластера. В территориальных кластерах зарубежных стран наибольшую долю занимают косвенные методы поддержки инновационной деятельности, значимую роль в развитии и финансировании инновационных процессов компаний играют институты развития. В качестве положительного российского опыта исследована практика кластерного развития в субъектах Приволжского федерального округа, включая Самарскую область и Чувашскую республику. В российских регионах идет процесс становления финансово-экономических механизмов обеспечения инновационных процессов в территориальных кластерах. Государство использует преимущественно косвенные меры поддержки, в связи с чем основным источником финансирования проектов выступают средства предприятий. Исследованы сильные и слабые стороны субъектов Приволжского федерального округа по созданию инновационных территориальных кластеров. Для более активного осуществления инновационных процессов, необходимо и повышение инвестиционной активности предприятий на обеспечение потребностей расширенного воспроизводства национальной экономики. Выявлена необходимость развития строительного и информационно- технологического территориальных кластеров. Партнерство государства и предприятий внутри строительного кластера можно рассматривать при реализации совместных проектов создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Петровская земледельческая и лесная академия - родоначальница научно-педагогических школ по аграрной экономике

Статья посвящена 150-летию со дня основания Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А.Тимирязева. Можно утверждать, что аграрная наука и аграрное образование берут свое начало в стенах Тимирязевки, старейшем и ведущем аграрном вузе России. Здесь за 150 лет сформировалась когорта выдающихся ученых, основателей научно-педагогических школ, направлений и учебных дисциплин, прославивших нашу российскую и советскую науку и образование на весь мир. В статье рассматриваются истоки зарождения научно-педагогических школ по аграрной экономике, имеющих отношение к Петровской земледельческой и лесной академии. Хронологические рамки данного рассмотрения охватывают временный период с 1865 года по 1917 год. Кратко отмечаются также исследования по аграрной экономике, которые проводились в более ранний период в XVII-XVIII столетиях. Показана важная роль преемственности поколений ученых в становлении научно-педагогических школ, основные труды и исследования, рассматриваемых ученых в области аграрной экономики. Отмечено, что творческое наследие многих ученых по достоинству не оценено и не использовано в сегодняшних реалиях, а научные изыскания актуальны и сегодня. Научное наследие экономистов-аграрников настолько значимо для современников, что содержащие в нем идеи и методические подходы требуют проведения новых исследований, их критического переосмысления, активного интереса к личностям ученых, подготовки библиографических материалов по их творчеству и наследию.

Санкции и контрсанкции: некоторые результаты для стран запада и россии

В статье рассмотрены произошедшие изменения на продовольственном рынке России после введения санкционного режима странами Запада и контрсанкций России: сокращение импорта и изменение структуры поставщиков, усложнение условий кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, степень заполнения отечественной продукцией возникших товарных ниш, дифференциация в развитии отдельных отраслей, снижение уровня потребления продуктов питания населением, рост продовольственной инфляции. Периодом исследования выбран 2014г. к 2013г., и январь-июль 2015г. к 2014г. Отмечено, что в связи с инертностью агропродовольственного сектора экономики, не способного к резким структурным изменениям и быстрому росту, необходимо наличие долговременной последовательной и ясной политики для его устойчивого развития. Периода эмбарго будет явно недостаточно для радикального перевооружения агропромышленного комплекса, резкого развития существующих и создания совершенно новых мощностей и даже отраслей. Взятый курс на импортозамещение должен предусматривать государственные меры, которые позволят не сбавлять темпы развития агропромышленного комплекса в случае отмены эмбарго и укрепления курса рубля. В случае отмены всех санкций и контрсанкций Россия вернется к необходимости выполнения условий ВТО, поэтому государственная поддержка мерами «желтой корзины» будет сокращаться.

Модель системы управления апк на мезоуровне

Изменение социально-политических условий обуславливает необходимость разработки новых подходов и моделей управления АПК на мезоуровне. На мезоуровне осуществляются процессы модернизации управления, эффективного распределения функций и полномочий, а также качественное кадровое обеспечение в системе управления АПК. Региональными органами во многом потеряна управляемость экономическими процессами в связи с исчезновением ряда функций регулирования аграрной экономикой, административные рычаги воздействия ограничены, отсутствуют конкретные шаги по организации управленческого труда в кризисный период. Система управления АПК на среднесрочную и долгосрочную перспективу должна быть направлена на инновационно-инвестиционный путь развития. Необходимо предусмотреть построение вертикали государственного и хозяйственно-экономического управления в АПК. Основными задачами системы управления АПК на мезоуровне в краткосрочном периоде являются: обеспечение научно-технического прогресса; проведение аграрных и земельных преобразований; руководство федеральной собственностью; усиление государственного участия в сфере АПК.

Развитие методологии оценки эффективности муниципального управления на селе

С точки зрения экономической и социальной эффективности наиболее целесообразной и предпочтительной является модель управления сельской территорией, базирующаяся на принципе «примата общины», в ее основе лежит следующее научное положение: «орган самоуправления поселения должен нести ответственность за все, что происходит на курируемой территории». Местные функции целесообразно классифицировать по содержательному признаку, разделив на 4 группы, направленные на развитие экономики; развитие социальной сферы; развитие личности; защиту личности. Автором предложен перечень показателей оценки эффективности деятельности органов власти сельского поселения, разработанный с учетом этих блоков. В своей деятельности местной власти следует ориентироваться на качественное решение проблем населения, проживающего на подведомственной территории. В связи с этим оценка эффективности органов местного самоуправления должна основываться на мнении населения, а не государственных органов власти.

Региональные особенности экономического регулирования молочного скотоводства

В условиях реформирования АПК страны принципиально изменяется подход к обеспечению конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Оказание всемерной помощи сельскому хозяйству ведёт к повышению конкурентоспособности, появлению дополнительных ресурсов, которые создают соответствующую часть спроса на факторы производства, увеличивает привлекательность отрасли для кредитных, инвестиционных и других институтов. Целями осуществления мероприятий по развитию производства молочной продукции является обеспечение импортозамещения и повышение уровня потребления молочных продуктов за счет увеличение объемов производства цельномолочной продукции, сливочного масла и сыра из собственных сырьевых ресурсов, а также увеличение использования молочной сыворотки на пищевые цели. Государственно-частное партнерство способствовало снижению производственных и финансовых рисков, поддержке стабильности ситуации на рынке молочной продукции. Вместе с тем, проблемы по урегулированию рынка остаются не до конца решенными. Так, с наращиванием производства молока сразу снижаются закупочные цены, и весь доход от дополнительно произведенного молока перераспределяется перерабатывающим и торговым предприятиям. Сельскохозяйственным товаропроизводителям в этих условиях не остается средств не только для расширенного воспроизводства на инновационной основе, но даже и для простого воспроизводства. Решить эти проблемы можно посредством развития в каждом регионе молочных кластеров.

Проблемы ценообразования в мясном подкомплексе апк

В статье рассматриваются особенности ценообразования на мясную продукцию в плановых и рыночных условиях хозяйствования, отмечаются его преимущества и недостатки. В современных условиях закупочные цены на мясное сырье не покрывают производственных издержек, особенно в мясном скотоводстве, где окупаемость затрат не превышает 83‰. Сложившиеся соотношения между ценами производителей, переработчиков и продавцов возникли еще в условиях плановой экономики и еще более обострились в рыночных условиях. Можно сделать вывод о разбалансированности экономических интересов партнеров - смежников. В дореформенный период правительство использовало специальный ценовой механизм, позволявший урегулировать отношения производителей и переработчиков мясного сырья. На основе проведенного анализа цен и затрат на производство мясной продукции за 2000-2012гг. предлагаются меры для разрешения существующих противоречий между партнерами в мясопродуктовом подкомплексе. Сложившаяся ценовая диспропорция между ценами на корма и ценами живую массу крупного рогатого скота может быть решена постепенно, по мере ликвидации главной ценовой диспропорции мясопродуктового подкомплекса АПК - между ценами на переработанное мясо и мясное сырье.