Яндекс.Метрика

Производство и реализация органических овощей и фруктов в зарубежных странах

В статье проанализирован рынок органической продукции, а также, перспективы развития органического плодоовощного сегмента в России и в мире. Практически во всех развитых странах и во многих развивающихся странах (всего таких стран в 2013г. было 82) действует органическое законодательство, сформированное на основе органических стандартов, регламентирующее и регулирующее способы производства, качество и реализацию органической продукции. Площади под органическими овощами в мире имели устойчивую тенденцию к росту. Производство органических ягод и других органических плодов в мире расширяется за счет сбора дикоросов. Одним из существенных факторов, ограничивающих развитие данного направления, является выделение зон сбора дикоросов и организация экологического контроля над соответствующими территориями на предмет загрязнения от внешних источников. Спрос на органическую плодоовощную продукцию в мире увеличивается, несмотря на то, что на нее в разных странах установлены премиальные ценовые надбавки у производителей, переработчиков, оптовых торговцев. Государство прямо или косвенно гарантирует надежность сертификации органической плодоовощной продукции и имеющейся маркировки. Большинство направлений органического сельского хозяйства, с энергетической точки зрения, более эффективно по сравнению с традиционным сельским хозяйством. В большинстве стран уровень финансовой поддержки производителей органической плодоовощной продукции в расчете на гектар выше, чем соответствующий уровень продержки производителей полевых культур, животноводческой и другой аграрной продукции. Рынок органической продукции в России находится еще в начальной стадии своего развития. Для России актуальны исследования по выявлению территорий наиболее пригодных для развития рынка плодоовощной продукции с учетом влияния экологических и социально-экономических факторов.

Необходимость актуализации доктрины продовольственной безопасности российской федерации

Актуальной проблемой научного исследования ученых-экономистов является недостаточность проработки методологии исследования продовольственной безопасности, нечеткое понимание сущности самой категории, оценки ее состояния применительно к мировому сообществу, государству и человеку, используемой системы показателей. При корректировке отдельных положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации предлагается: 1) уточнить сущность и содержание понятий «продовольственная безопасность» и «продовольственная независимость», считая, что продовольственная безопасность - это комплексное понятие; 2) разработать обобщенный показатель продовольственной независимости по совокупности всех видов пищевых продуктов и сельскохозяйственного сырья для их производства; 3) расширить и уточнить систему показателей оценки продовольственной безопасности, разделив их на основные, по которым определены критерии и утверждены пороговые значения, и дополнительные, необходимые для комплексной оценки состояния продовольственной безопасности страны, характеристики коллективной безопасности; 4) расширить перечень продукции, по которой определяются пороговые значения продовольственной независимости, дополнив его овощами и бахчевыми, фруктами и ягодами; 5) обеспечить разработку целевых программ и отдельных подпрограмм в части развития производства материально - технических ресурсов для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и их технико-технологической модернизации; 6) внести изменения, дополнения и конкретные обязательства, касающиеся применения системы мер в сфере производства и оборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 7) уточнить и расширить систему мер, связанных с производством и оборотом продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья и направленных на оптимизацию межотраслевых экономических отношений. Целесообразно ежегодно готовить Национальный доклад о состоянии продовольственной безопасности страны.

Ресурсно-инновационная стратегия импортозамещения: проблемы формирования и реализации

В современных условиях бизнеса предлагается разработка и внедрение ресурсно-инновационной стратегии импортозамещения, обосновано ее содержание. Анализ показывает, что реализуемая Государственная программа развития сельского хозяйства носит в основном декларативный характер с точечной поддержкой отдельных подотраслей. Программа по своим параметрам производства и финансовому обеспечению не направлена на необходимый инновационный путь развития с решением всего комплекса задач обеспечения продовольственной безопасности. Работа по определению путей и способов перехода России от сырьевой модели экономики к инновационно-ресурсной крайне важна в свете довольно откровенной геополитики США. На основе статистических данных и экспертной оценки показана динамика развития агропромышленного производства России: сокращение посевных площадей, низкие темпы развития животноводства, тревожное положение в обеспечении финансовыми и материально-техническими ресурсами, высокий уровень бедности жителей села. Для повышения уровня использования ресурсного потенциала и инновационной активности обосновываются направления, механизмы и условия формирования и реализации ресурсно-инновационной стратегии, предлагается система мер по корректировке аграрной политики, доказывается необходимость разработки новой Программы восстановления и развития агропромышленного производства на основе использования принципов формирования ресурсно - инновационной стратегии импортозамещения. Предлагаемая стратегия обеспечит мультипликационный экономический рост благодаря распространению инноваций в использовании производственных ресурсов. Она не противопоставляет ресурсы и инновации, а объединяет их, приумножая возможности и тех, и других. Справедливые призывы к инновациям должны подкрепляться конкретными масштабными действиями эффективных структурных преобразований основанных на модернизации производства и реструктуризации отраслей АПК и, особенно, сельского хозяйства. Стратегия должна предусматривать синергетическое взаимодействие институциональной среды, инноваций производственной и социальной инфраструктуры.

Концептуальный подход к разработке стратегии инновационного развития апк дальнего востока

Инновационное развитие рассматривается авторами как динамический процесс количественных и качественных изменений системы в соответствии с целью ее развития под воздействием факторов внешней среды и собственного инновационного потенциала. В условиях ограниченности ресурсов и существенной дифференциации в территориальном развитии экономических систем регионального уровня представляется невозможным обеспечение высоких темпов развития одновременно на всех территориях и во всех отраслях. При обосновании концепции стратегии инновационного развития акцент сделан на таких элементах, как обоснование стратегических целей инновационного развития, выбор модели инновационного развития, локализация территорий инновационного развития, определение приоритетных направлений инноваций и их типов, выбор инноваций в соответствии с целями развития системы, формирование системы управления инновациями, обосновании механизма реализации стратегии инновационного развития. Выделены принципы формирования совокупности стратегических целей инновационного развития. Установлено, что стратегия инновационного развития агропродовольственного комплекса должна разрабатываться с учетом низкой восприимчивости хозяйствующих субъектов аграрной сферы к инновациям и обеспечивать соразмерность круга задач долгосрочного развития агроэкономических систем с задачами инновационного развития, а при разработке концепции инновационного развития агропродовольственного комплекса, следует исходить из неравномерности распределения социально- экономического потенциала и существенной дифференциации территориальных образований различного типа по уровню развития производства, человеческому капиталу, качеству жизни, научно-техническому потенциалу. Авторами были сформулированы положения, лежащие в основе разработки концепции развития инновационно-ориентированного АПК Дальнего Востока. В статье определена совокупность стратегических целей развития инновационно-ориентированного АПК Дальнего Востока, учитывающая специфику регионов, уровень развития сельскохозяйственного производства и место агропродовольственного комплекса в региональной экономике.

Государственно-частное партнерство как модель развития инновационной экономики страны

Современное развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) определяется рядом факторов, влияющих на увеличение масштабов и видов взаимодействия бизнеса и власти. Проекты государственно-частного партнерства разрабатываются более чем в 50 странах мира. ГЧП дает возможность использовать ресурсы частного бизнеса в различных отраслях и сферах, которые являются собственностью государства, для увеличения эффективности расходования бюджетных средств. Образовательные учреждения, медицинские центры и больницы, социальное жилье - основные объекты программы ГЧП, главным образом на основе модели управления (концессия) и заключения контрактов на управление. Сложность проектов государственно-частного партнерства, недостаточность институциональной среды, отсутствие опыта и компетенции соответствующих властей, комплексный характер контрактов и их долгий срок реализации определяют основные проблемы развития и использования ГЧП. Государственная инновационная политика зависит от использования конкретных мер, которые направлены на ускоренное инновационное развитие (различные льготы, финансовая поддержка, меры по улучшению взаимодействия науки и бизнеса), а также от распределения ролей государства и частного сектора в данных процессах. Региональные законы об участии в ГЧП имеют 70 из 83 субъектов РФ. В 2014 году при реализации всех проектов были использованы следующие формы: концессия - 53‰; региональный закон - 35‰; формы, близкие к ГЧП - 12‰. При осуществлении инновационных, рискованных, но столь актуальных для развития российской экономики проектов использование инструментов ГЧП может обеспечить более эффективное взаимодействие бизнеса и государства.

Аграрное образование: проблемы и перспективы

От уровня образованности общества зависит возможность государства оставаться конкурентоспособным на мировом рынке. Сельское хозяйство Российской Федерации характеризуется самым низким уровнем образованности по сравнению с другими отраслями экономики. В статье рассмотрены проблемы подготовки специалистов для аграрной сферы, проанализированы причины недостатка квалифицированных кадров на сельскохозяйственных предприятиях, отмечен низкий уровень образования у работников данных предприятий. Среди основных причин выделены низкий уровень оплаты труда в отрасли и нежелание выпускников аграрных вузов работать в данной сфере. Рассмотрены также проблемы качества образования выпускников, несоответствие его требованиям современного производства. Причинами невысокого качества образования являются низкий уровень подготовленности абитуриентов аграрных вузов и слабая оснащенность самих вузов. Выделены основные направления решения проблемы качества аграрного образования: повышение престижа профессий аграрного профиля путем увеличения доходов соответствующих специалистов и улучшения уровня жизни сельских жителей; разработка программ подготовки специалистов аграрного профиля, соответствующих современному уровню развития отрасли; реализация этих программ в учебных заведениях с высоким уровнем обеспеченности, как материальными ресурсами, так и кадрами высокой квалификации с обязательным участием потенциальных работодателей в образовательном процессе.

Была ли продажа техники колхозам разорительна для них?

Статья посвящена вопросу о том, разорила ли колхозы продажа им техники с 1958 года, как нередко утверждается в литературе. До 1958 года тракторные и другие сельскохозяйственные работы выполняли государственные машинно-тракторные станции. МТС были определенным орудием проведения политики государства по отношению к крестьянству, они делали его полностью зависимым от государства, а натуральные поставки продукции за выполненные МТС работы представляли собой в тот период гарантии получения определенных объемов продовольствия в государственные фонды по низким ценам. В 1952 году В.Г.Венжер в письмах И.В.Сталину высказал предложение продать технику колхозам. Они исходили из того, что колхозы - это самостоятельные кооперативы, которые уже обладают определенной собственностью на средства производства (мелкий инвентарь, скот, материальные оборотные средства) и экономически в состоянии приобретать и технику, освободив государство от этих капиталовложений. И.В.Сталин раскритиковал это предложение, утверждая, что его осуществление приведет к разорению колхозов. Эта продажа была осуществлена по инициативе Н.С.Хрущева, так как, начиная с середины 1953 года, государство взяло курс на укрепление материальной и экономической базы колхозов, повышение закупочных цен, увеличение доходов колхозников и развитие других форм государственной поддержки сельского хозяйства. Анализ имеющихся статистических данных показывает, что в деятельности хозяйств за период 1958-1965 годов не наблюдалось признаков нарушения финансово-хозяйственной деятельности, а стоимость передаваемых средств составляла сравнительно небольшую величину по отношению к сумме основных средств колхозов, годовому объему выручки и капиталовложений. Нельзя утверждать, что колхозы не могли своевременно выкупить трактора и другую технику. Сравнение динамики числа тракторов в сельском хозяйстве различных республик СССР за период с 1953 по 1960 годы показывает, что самые низкие темпы роста числа тракторов в сельском хозяйстве были не в Украинской или Казахской СССР, а в РСФСР. Разорение колхозов оказывается сталинистским мифом.

Устойчивость производства зерна в российской федерации

Для зернового хозяйства страны, где почти свыше двух третей посевов зерновых культур сосредоточено в регионах неустойчивого увлажнения, характерна высокая колеблемость производства зерна. Неустойчивость производства зерна негативно влияет на рыночную конъюнктуру зернового рынка, приводит к введению административных барьеров, повышает коммерческие риски. В последние годы особенность развития зернового рынка заключается в наличии относительно стабильного и малоэластичного спроса и резких скачков в предложении зерна в урожайные и неурожайные годы. Рассмотрена устойчивость зернового хозяйства, которая характеризует динамику его развития, отражает степень надежности и эффективности хозяйственной деятельности зерновой отрасли с целью более полного учета совокупности факторов, влияющих на результаты функционирования зерновой отрасли. Для изучения колебаний производства зерна были сформированы временные ряды посевных площадей зерновых культур, их валового сбора и урожайности за 50-летний период в целом по стране и по группе регионов с производством зерна свыше одной тонны на человека в 2011-2014гг. За рассматриваемый период наблюдаются значительные колебания производства зерна на душу населения как в целом по стране, так и в разрезе регионов. Доказано, что производство зерна в ведущих зернопроизводящих регионах страны размещается в зоне неустойчивого земледелия и, несмотря на значительный удельный все в общероссийском производстве, является неустойчивым. Обширность территории страны и широкое распространение возделывания зерновых культур по регионам страны позволяет сгладить колеблемость производства зерна в целом по стране. Для снижения высокой колеблемости урожая зерновых культур по регионам страны необходимо создание инновационно-инвестиционной модели развития зернового хозяйства.

Зерновой рынок россии: оценка особенностей функционирования

Обеспечение баланса производства и потребления зерна является важнейшей задачей для государства, поэтому особое внимание необходимо уделять регулированию зернового рынка. В статье рассмотрены основные тенденции развития российского рынка зерна, в условиях санкций, приведены основные позитивные и негативные последствия и направления их воздействия на внутреннем зерновом рынке страны, показана доля зерновых культур в экспорте российского зерна и объемы закупочных интервенций. Основной задачей проведения государственных закупочных интервенций является стабилизация цен на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и поддержание уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. При изменении конъюнктуры рынка Министерством сельского хозяйства России корректируются интервенционные цены. В настоящее время в интервенционном фонде находится более 2 млн.т зерна. Из-за снижения курса рубля, делающего поставки на внешние рынки более выгодными по сравнению с продажами внутри страны, была введена вывозная таможенная пошлина на пшеницу. Экспертное сообщество отрицательно оценивает решение о введении экспортной пошлины и ее краткосрочное, а главное стратегически долгосрочное влияние на развитие зерновой отрасли. Введение платного проезда по федеральным трассам для грузовых автомобилей также имеет негативное воздействие на зерновой рынок. Текущие и возможные в среднесрочной перспективе девальвационные процессы будут оказывать серьезное влияние на ценовые показатели рынка.

Аналитическое обеспечение управления бизнесом

На практике следует больше использовать возможности формализованных методов моделирования и прогнозирования. Сценарные результаты экстраполяции наряду с аналитическими должны являться основой для последующей экспертной оценки специалистами. По нашему мнению особого внимания заслуживает эконометрический подход, позволяющий в определенной степени учитывать всё многообразие и степень воздействия отдельных условий и факторов на изменение ключевых индикаторов социально-экономического развития отдельных территорий в планируемом периоде. В статье представлены результаты апробации методики построения комплексной эконометрической модели индикаторов социально-экономического развития, адаптированной для субъектов Северо-Кавказского федерального округа, позволяющей идентифицировать существенные условия и факторы, оказывающие воздействие при достижении заданных значений целевых показателей государственной программы развития макрорегиона. Необходимо отметить ряд достоинств и преимуществ предложенной комплексной эконометрической модели при стратегическом управлении и программировании: модель позволяет учитывать взаимосвязи и для большего количества критериальных показателей, носит универсальный характер, имеет практическое назначение и может быть использована не только для выявления и количественной оценки взаимосвязей показателей, но и для их экстраполяции на средне- и долгосрочную перспективу.