Яндекс.Метрика

О проблемах мониторинга инновационной деятельности в агропромышленном комплексе российской федерации

Выход аграрной экономики из кризисного состояния, устойчивое функционирование сельского хозяйства, а также других сфер АПК, обеспечение конкурентоспособности отечественного продовольствия неразрывно связано с активизацией инновационных процессов. Инновационные процессы в сельском хозяйстве отличаются многообразием региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. В статье рассмотрены направления, типы и виды инноваций, особенности инновационных процессов в АПК, выделены проблемы мониторинга инновационной деятельности отраслей агропромышленного комплекса, обоснована необходимость мониторинга инновационной деятельности в АПК, в целях объективного анализа инновационной деятельности организаций, отраслей АПК предложена методика её мониторинга по предлагаемым группам показателей, срокам сбора информации и исполнителям этой работы. В практической работе сельскохозяйственных организаций крайне важно использовать всю систему инноваций в комплексе, что позволит получить наивысший эффект от их внедрения. До сих пор не налажен механизм учёта расходов и результатов от инновационной деятельности в сельскохозяйственных организациях, других предприятиях АПК. Всё это, а также проблемы финансирования, государственной поддержки инновационной деятельности тормозят развитие сельского хозяйства на инновационной основе и без их разрешения невозможно возрождение и развитие сельского хозяйства. При сборе информации и расчёте показателей по инновационной деятельности следует ориентироваться на методические положения, разработанные и используемые органами Федеральной службы государственной статистики.

Модель поддержки принятия решений при формировании инновационной стратегии предприятия

Определение целесообразных объемов и ассортимента производимой продукции является важнейшей задачей обоснования инновационной стратегии и производственной программы предприятия. Корректное решение задачи формирования инновационной стратегии предполагает наличие в системе поддержки принятия решений соответствующих моделей. Сложность создания таких моделей обусловлена необходимостью учета дискретности инноваций и нелинейного характера их функции полезности. Традиционные же подходы в основном опираются на формализацию указанных задач в виде линейных моделей математического программирования и не обеспечивают необходимое качество обоснования решений. В статье представлены результаты разработки математической модели для обоснования решений при формировании инновационной стратегии предприятия, учитывающей дискретный характер инновационной продукции и нелинейность функции полезности ее использования. Рассмотренная модель может быть интегрирована в конкретные информационно-управляющие системы, что позволяет формировать на их основе большой спектр конкретных моделей поддержки принятия решений при формировании инновационной стратегии предприятия.

Теоретические основы размещения сельского хозяйства с учетом экономических и природно-климатических факторов

В статье рассмотрены существующие теории размещения сельского хозяйства на основе эффективного использования экономических и природных факторов. Анализируемые западные теории концентрируют внимание на рациональном поведении экономических субъектов в экономическом пространстве, российские теории были нормативными, но сегодня именно они предоставляют возможность преодолеть последствия экономических кризисов и построить социально-ориентированную экономику на основе проектирования эффективных и устойчивых региональных агропродовольственных систем. Появление и применение экономико-математических моделей позволило реализовать многочисленные теоретические представления об эффективно функционирующем сельском хозяйстве с учетом и детальной проработкой всех факторов, определяющих его результативность. Предложена информационная технология, включающая систему моделей и базу данных, для решения проблемы эффективного размещения сельского хозяйства по регионам России в условиях долгосрочных климатических изменений. Это позволит отказаться от потребительской концепции размещения, обеспечивающей собственным производством внутрирегиональное потребление, в пользу рационального использования всего комплекса региональных факторов, в том числе производственных ресурсов, и формирования зон эффективного товарного производства с последующим межрегиональным обменом. Такой подход укрепит межрегиональные связи, упрочит Российскую Федерацию как государственное образование.

Изменение плотности населения в районах с различным типом аграрных структур

Статья написана по итогам НИР «Разработать методы оценки влияния аграрных структур на эффективность сельского хозяйства» ФГБНУ «ВИАПИ им. А.А.Никонова» за 2015г. Плотность населения является одним из важнейших показателей статистики населения, по динамике которого можно делать определенные выводы о развитии или деградации конкретных территорий. Плотность сельского населения в районах и сформировавшийся тип аграрной структуры взаимосвязаны. На основе сформированной по данным Росстата базы за 2002 и 2012гг. рассмотрена динамика плотности населения, сельского населения на уровне районов, а также в разрезе типов аграрных структур районов, выделенных на основе ранее проведенных авторских исследований. Сделан вывод о нарастании депопуляции все большей территории страны: за исследуемый десятилетний период на 16‰ увеличилось число районов с очень низкой (менее 2,5 чел. кв. км.) плотностью населения. Особенно быстро убывает сельское население, так если доля районов в 2002г. с плотностью сельского населения менее 11,5 чел/км2 составляла 46‰ от общего числа, то в 2012г. больше половины, - 50,2‰. В 2012г. более половины общего населения РФ (53‰) и 55‰ сельского проживает в районах с преимущественно семейной мелкотоварной формой производства, которая, в сегодняшних условиях скорее отражает способ выживания сельского населения, а не товарное семейное фермерское производство. Рекомендуется добавить показатели группировок плотности населения и плотности сельского населения в перечень показателей, отслеживаемых Росстатом, использовать их динамику в качестве показателей, характеризующих выполнение ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Развитие агропродовольственной торговли в условиях эмбарго и присоединения к еаэс

В статье описываются вызовы, стоящие перед Россией в связи с введением эмбарго на поставку продовольственных товаров из ряда зарубежных стран и её присоединения к Евразийскому экономическому союзу. Введение запрета на поставки продовольственных товаров из стран Европейского союза, США и Австралии ознаменовало новую эру аграрной политики России. Продовольственное эмбарго привело к тому, что цены на продовольствие выросли, а общие объёмы импорта в долларовом выражении упали. В целом импортозависимость России по продовольствию достаточно устойчива по годам: в период с 2002 по 2014гг. она колебалась в интервале 11-13‰. В то же время Россия является крупным экспортером продовольствия. Продовольственное эмбарго повлияло и на изменение целей агропродовольственной политики России. Поставлена задача стимулирования роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, направленного на импортозамещение и обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции. В последнее время Министерство сельского хозяйства России предприняло ряд конкретных шагов по пересмотру механизмов предоставления поддержки в сторону упразднения наиболее искажающих рынок мер. В целом Россия выдерживает график сокращения ставок импортных пошлин и соблюдает уровень государственной поддержки, предусмотренные её обязательствами перед ВТО. Важным вопросом остается гармонизация агропродовольственных политик стран, объединившихся в ЕЭАС.

Экосистемные услуги в сельском хозяйстве стран ес

Концепция экосистемных услуг в сельском хозяйстве получила признание после выхода в свет доклада «Экосистемная оценка тысячелетия». Часть экосистемных услуг можно оценить экономически, часть относится к общественным благам и денежной оценке не поддается. Рынок экосистемных услуг в странах ЕС быстро развивается, объем продаж экологических фирм составляет десятки млрд. евро. Наибольшее распространение в ЕС и мире на рынке экосистемных услуг получили такие торгово-платежные схемы, как эко-маркировка сельскохозяйственной продукции, открытая торговля по регулятивным нормам, а также выплаты фермерам. Особое значение для сельского хозяйства стран ЕС имеет составление реестра экосистемных услуг, непосредственно влияющих на благополучие человека, и включающих такие разделы, как «экономика», «здоровье», «безопасность» и «биоразнообразие».

Возможности развития торгово-экономического сотрудничества стран брикс

В статье рассмотрены вопросы торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в странах БРИКС, показана роль торговли в обеспечении продовольственной безопасности этих стран. В мировой торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием на долю стран БРИКС приходится 14‰. В статье приведены объемы экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, основные виды продукции, закупаемой и поставляемой на мировой рынок. Проведен анализ торговли сельскохозяйственной продукции внутри сообщества, рассмотрены вопросы торговли России с каждой из стран БРИКС: Китаем, Бразилией, Индией и Южно - Африканской Республикой (ЮАР). Установлено, что Россия имеет отрицательное сальдо торгового баланса практически со всеми странами БРИКС. Наиболее динамично развиваются торговые отношения с Китаем. Россия имеет наибольший торговый оборот с этой страной (2014г.- 4,5 млрд. долл.) и наименьшее отрицательное сальдо торгового баланса. Несмотря на значительный торговый оборот сельскохозяйственной продукции с Бразилией - 3,54 млрд. долл., отрицательное сальдо торгового баланса в торговле с этой страной составило в 2014г.- 3,48 млн долл. В статье рассмотрены потенциальные возможности развития торговых отношений России с каждой из стран БРИКС. Особое внимание в статье уделено вопросам регулирования торговой деятельности между странами БРИКС, особенностям их таможенной политики, роли тарифного регулирования в развитии торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием между странами БРИКС. Дальнейшее расширение торговых связей предполагает: создание благоприятных условий для развития взаимной торговли стран и прямых иностранных инвестиций; оптимизацию структуры внешнеторгового оборота продовольствием, техническое содействие для увеличения производственного и экспортного потенциала стран-участниц, сближение требований и практик таможенных служб.

Формирование механизма реализации инновационного сценария развития регионального апк

Инновационный сценарий развития агропродовольственного комплекса требует использования идеологии инновационно-технологического прорыва. Рассмотрена модель процесса разработки и реализации стратегии инновационного развития экономических систем, описывающая логическую взаимосвязь этапов формирования стратегии и контроля ее исполнения. В качестве основных элементов данного процесса выделены: организация управления инновационным развитием; мониторинг воздействия инноваций на развитие системы и повышение ее конкурентоспособности; оценка качества изменений экономической системы и целесообразности дальнейшей реализации стратегии. Описаны сущность дорожных карт как инструмента инновационного планирования и их основные типы. Сделан вывод о том, что территориальная рассредоточенность хозяйствующих субъектов агропродовольственного комплекса, низкий уровень концентрации аграрного капитала, неспособность единолично проводить или финансировать научные исследования объективно обуславливают необходимость создания на региональном уровне специальных структур, позволяющих консолидировать инновационные интересы всех хозяйствующих субъектов аграрной сферы и сформировать устойчивый спрос на инвестиции разного типа. Приведена схема, отражающая механизм реализации инновационного сценария развития регионального АПК, ядром которого будет специализированный Центр инновационного развития, реализующий функции управления инновационным развитием регионального АПК и координации взаимодействия субъектов инновационной деятельности. В качестве ключевых компетенций данного механизма выделены: разработка стратегии инновационного развития, формирование инновационной среды, разработка региональных целевых программ и инновационно-инвестиционных проектов.

Самоэксплуатация труда и капитала и устойчивость развития молочного скотоводства

Рост интенсификации аграрного производства на инновационной основе существенно повысил значение капитала как фактора производства в отраслях АПК. Рост капиталоемкости и концентрации производства в отрасли повышает актуальность исследования проблем отношений собственности и их влияния на эффективность производства молока, устойчивость развития молочного скотоводства. Научно-технический прогресс в аграрной сфере привел к ситуации, когда фактором определяющим темпы развития производства в АПК все больше является капитал, представленный как в «овеществленной», так и в неовеществленной форме - знания, «ноу-хау», высококвалифицированный труд - «человеческий капитал». Недооценка потенциала развития средних по размеру сельскохозяйственных организаций, занимающихся производством молока, является одной из причин низких темпов развития отрасли. Руководитель-собственник связывает с аграрным производством не только бизнес, но и саму свою жизнедеятельность. Возникает эффект «самоэксплуатации» капитала и труда предпринимателя-руководителя. Сделан вывод, что если собственником крупного хозяйства является непосредственно руководство сельскохозяйственной организации или фермер, устойчивость инновационно-инвестиционного процесса, стабильность роста объемов производства вне зависимости от конъюнктуры рынка существенно выше по сравнению с ситуацией, когда собственником является «внешний инвестор».

Импортозамещение на рынке молока: проблемы и возможные решения

Введение специальных экономических мер, предоставивших возможность отечественным производителям молока заместить 22‰ молочного рынка, не привело к росту объемов производства молока. В статье раскрыты факторы, определяющие низкую эффективность производства молока и оказывающие негативное влияние на решение задач импортозамещения. Применяемые в настоящее время меры государственного регулирования отрасли, объемы и механизмы государственной поддержки производителей молока недостаточны для повышения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства и обеспечения конкурентоспособности товаропроизводителей. Объемы государственной поддержки молочного скотоводства ежегодно сокращаются: с 34367,5 млн руб. в 2013г. до 23219,2 млн руб. в 2015г. Значительный импульс повышению инвестиционной активности в отрасли молочного скотоводства даст возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм). Отмечена возрастающая роль государства в регулировании рынка молока и молокопродуктов, обеспечении условий добросовестной конкуренции товаропроизводителей, в том числе, ужесточении ответственности за фальсификацию продуктов питания. Определен комплекс мер, реализация которых будет способствовать решению задач по стабилизации ситуации в молочном скотоводстве и импортозамещению молока.