Яндекс.Метрика

Социальная справедливость и императивы экономической политики региона

Показана роль социальной справедливости в экономических отношениях в проведении экономической политики региона. Социальная справедливость представлена как фактор социально-экономического развития регионов. Даны рекомендации по повышению уровня социальной справедливости в основных направлениях экономической политики регионов России. Показано содержание экономических и управленческих аспектов обеспечения социальной безопасности региона. В статье региональная экономическая политика определяется как генератор и носитель социальной справедливости в экономических отношениях. Человек, как активный элемент любой социально-экономической системы, обладает таким субъективным свойством, как чувство справедливости вообще и социальной справедливости в экономических отношениях в частности. Это свойство от атомарного элемента - человека мы субъективно переносим на организацию, и таким образом оно трансформируется в системное свойство социальной справедливости или несправедливости экономической системы. Следовательно, мы можем говорить о справедливости или несправедливости в экономических отношениях, рассматривая эти процессы на уровне руководства коллективов, конкретных предприятий, ведомств, административно-территориальных образований, в частности субъектов Российской Федерации и органов власти и государственного управления отдельных стран, а также по действию формальных нормативно-правовых актов и неформальных конвенциональных норм. Чтобы полностью учесть все требования социальной справедливости при практической разработке экономической политики региона, необходимо пересмотреть содержание базисных направлений экономической политики с учетом этих требований. В статье перечислены основные рекомендации по повышению уровня социальной справедливости в базисных направлениях экономической политики регионов России. Эти рекомендации с точки зрения принципов социальной справедливости должны ставить своей целью повышение качества жизни населения, конкурентоспособности региональной экономики, наконец, ее социальной безопасности. В статье показано значение и содержание экономических и управленческих аспектов обеспечения социальной безопасности региона.

Качество жизни сельского населения: методика оценки и региональные сравнения

Повышение качества жизни и является одной из главных целей государственной политики. В настоящее время результат программ оценивается главным образом через достижение плановых показателей. При этом не принимается во внимание динамика уровня и качества жизни, в то время как повышение качества жизни и является одной из главных целей государственной политики. В статье проанализированы статистические показатели, характеризующие качество жизни сельского населения, по регионам РФ в динамике за 2003-2013гг. Рассмотрены показатели продолжительности жизни, миграции, доходов, качества жилья, образования и здравоохранения, безопасности. Показано изменение состава лучших и худших регионов по каждому из показателей. Предложена методика расчета индекса качества жизни сельского населения (КЖСН), выделены регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры. Регионы с наилучшим качеством жизни в сельской местности: юг Европейской России и Северный Кавказ, Мурманская область и столичные регионы (Московская и Ленинградская области). Наихудшее качество жизни - в сельских районах Сибири и Дальнего Востока. За десятилетие состав лучших и худших регионов остался практически неизменным, что говорит об отсутствии радикального влияния политики в отношении сельских территорий на сложившиеся региональные диспропорции. Мониторинг показателей качества жизни сельского населения имеет значение для оценки развития сельских территорий и эффективности государственной политики. Для проведения мониторинга необходимо совершенствование статистической базы социально-экономических показателей по сельским территориям, а также обогащение и развитие методик оценки

Зерновое хозяйство китая в условиях развития дефляционных процессов в мировой экономике

Рассмотрено современное состояние зернового хозяйства Китая, национальная экономика которого подвержена риску от последствий третьей дефляционной волны мировой экономики. Однако Китай продолжает собственный курс по полному обеспечению населения страны зерном и зерновой продукцией. Зерновое хозяйство Китая является основной подотраслью сельского хозяйства, имеет тенденцию реального роста за счет существенной государственной поддержки производителей зерна, проводимых рыночных реформ. Приведен анализ динамики изменения посевных площадей, урожайности и валовых сборов ведущих зерновых культур в Китае за последние 6 лет. Показаны объемы импортно-экспортных операций с зерном в 2014 и 2015гг. и торговые взаимоотношения с Россией. Отражены правительственные меры по господдержке фермерских и семейных хозяйств при производстве риса, пшеницы, кукурузы и перспективы самообеспечения этими культурами китайского населения в тринадцатой пятилетке (2016-2020гг.). Аренда земель для производства зерна за рубежом правительством Китая рассматривается как способ удовлетворения растущего спроса на зерновую продукцию, а также как составную часть обеспечения продовольственной безопасности страны. Выступая как крупный покупатель зерна и как трейдер, Китай, доля которого в мировой торговле в ближайшие 5 лет достигнет 40‰, будет существенным образом влиять на состояние мирового зернового рынка, в том числе на формирование цен на зерно, равновесность спроса и предложения.

Роль научных исследований в повышении продуктивности сельского хозяйства бразилии

Скачок в развитии, который произошел в сельском хозяйстве Бразилии в 1980-1990 гг., превративший страну из импортера в экспортера сельскохозяйственной продукции, во многом связывают с научными исследованиями и трансфером, передачей знаний сельхозпроизводителям. Деятельность сельскохозяйственных научных организаций Бразилии во главе с Научно- производственной корпорацией Embrapa направлена на решение практических проблем, стоящих перед фермерами, на повышение доходности их хозяйств. Этим целям служат все разработки Корпорации - инновационные продукты, такие как гибриды, улучшенные сорта, новые виды пестицидов, передовые агротехнологии, агроменеджмент. Научные организации получают щедрое финансирование из госбюджета. К главным достижениям Корпорации относят ее участие как научной организации в расширении зон земледелия за счет освоения саванн, проведения селекционно-генетических и биотехнологических исследований с созданием в итоге новых высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур. Именно с внедрением этих улучшенных сортов в производство в большой мере связывают тот огромный прогресс в сельском хозяйстве Бразилии, который был достигнут в последние годы. Научная корпорация ставит цель стратегического устойчивого развития всего агросектора: инвестиции возвращаются в общество, способствуя увеличению объема производства и его конкурентоспособности, росту экспорта и выравниванию уровня развития различных регионов страны. В целом большие вложения в исследования окупились увеличением объема производства, ростом экспорта и повышением конкурентоспособности бразильской сельхозпродукции на мировых продовольственных рынках.

Проблемы актуализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы

Государственная программа во многом определяет развитие агропромышленного производства и прежде всего его основы - сельского хозяйства. Она является логическим продолжением первой Государственной программы, определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственного рынка, финансовое обеспечение и организационно-экономические механизмы реализации предусмотренных мероприятий и показатели их результативности. Однако применение множества оценочных показателей за ходом и результатами реализации Государственной программы не дает однозначного ответа на выполнение всех ее основных мероприятий и их результативности. Учитывая эти обстоятельства, препятствующие более объективной оценке хода и результатов реализации Государственной программы, целесообразно: уменьшить количественный состав применяемых оценочных показателей; структуризировать Государственную программу, придав ей более логически выверенную структуру; не допускать ежегодной корректировки бюджетов основных мероприятий более чем на 10-15‰; полнее задействовать организационно-экономический механизм, направленный на эффективное использование территориальных конкурентных преимуществ страны; реально отражать заявленные цели через применение основных мероприятий, использование соответствующих показателей; усилить научное обеспечение Государственной программы. Государственная программа является инструментом по адаптации аграрной сферы экономики к требованиям ВТО, Евразийского экономического союза и Союзного государства.

Меры государственного стимулирования технической и технологической модернизации сельского хозяйства на федеральном уровне

Для полного обеспечения страны отечественной сельскохозяйственной продукцией и её продовольственной независимости от импорта из-за рубежа необходима техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства. В статье приведены данные о федеральной поддержке, содержащиеся в принятых официальных документах - антикризисном плане Правительства Российской Федерации на 2015 год, Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2016 год», постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации; поступившие данные от Минсельхоза России, АО «Росагролизинг», Центрального банка Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк России» и Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Для сохранения темпов кредитования отрасли размер процентной ставки должен колебаться в пределах 5-7‰ в год. В условиях возрастающей нагрузки на сельхозтехнику актуально использование опыта организации машиноиспользования в машинно-технологических станциях. Одним из направлений федеральной поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства России является создание равных экономических возможностей с сельскохозяйственными организациями по созданию и использованию получаемой прибыли, что зависит от перечня и размера взимаемых налогов.

Сравнительные преимущества производства молока и предпосылки формирования «молочного пояса» россии

Конкурентоспособность производства определенных видов сельскохозяйственной продукции зависит от уровня реализации преимуществ, имеющихся у производителей в конкретных природно-климатических и производственно-экономических условиях. В статье рассмотрены возможности применения методов определения сравнительных преимуществ, проведена их оценка в молочном скотоводстве. Расчет индекса «эффективного преимущества» на основе сравнения альтернативных издержек показал наличие сравнительных преимуществ производства молока в регионах, расположенных на Северо-Западе и Европейском Северо-Востоке России по отношению к региону Черноземной зоны с более высоким агробиологическим потенциалом. Сравнительный анализ темпов роста объемов производства молока и зерновых культур, эффективности инвестиций в молочном скотоводстве в регионах Европейской части РФ подтверждает данное положение. Результаты исследования обосновывают целесообразность формирования «молочного пояса» на Северо-Западе и Европейском Северо-Востоке РФ для обеспечения роста конкурентоспособности производства молока, повышения устойчивости развития молочного скотоводства и эффективности использования бюджетных средств поддержки отрасли. Сравнительными преимуществами молочное скотоводство на Северо-Западе, Европейском Северо-Востоке, многих других регионах Нечерноземья России обладает и относительно европейских конкурентов, что связанно с более широкими возможностями концентрации производства молока и реализации эффекта масштаба в молочном животноводстве России.

Государственное регулирование рыбного хозяйства

Под государственным регулированием рыбного хозяйства следует понимать сферу практической деятельности органов государственной власти, связанную с водными биологическими ресурсами и сопровождающую их от «моря до прилавка» с целью обеспечения продовольственной безопасности России, активного присутствия страны в Мировом океане (рыболовная флотилия, научно-исследовательские суда, противодействие незаконному, нерегистрируемому, нерегулируемому промыслу). Государственному управлению и регулированию подлежат следующие сферы рыбного хозяйства: водные биологические ресурсы через систему квотирования, продажи квот с аукционов, рыболовные участки, портовое хозяйство и рыбные терминалы в них, научное сопровождение, система подготовки кадров, воспроизводство рыбы посредством рыбоводных заводов и охрана ресурсов, прочее. Инфраструктурные объекты рыбного хозяйства имеют высокую капитальную стоимость, поэтому предприятия рыбохозяйственного комплекса остро нуждаются в участии государства, как в прямой форме, так и в форме частно-государственного партнёрства. Существенную роль играет государство в установлении двухсторонних отношений со странами, в исключительной экономической зоне которых российские суда исторически занимаются рыболовством. Объекты материально-технической базы рыбной промышленности и частично рыбоводства находятся в частной собственности, но рыбное хозяйство является стратегическим объектом регулирования государства. Регулирование производится как прямыми, так и косвенными методами. Особенность государственного управления и регулирования рыбного хозяйства обусловлена спецификой предмета труда отрасли.

Оценка эффективности сельскохозяйственного производства ставропольского края

Статья посвящена оценке производственной и экономической эффективности сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае. В основе исследования лежит гипотеза о том, что для обеспечения результативности сельскохозяйственного производства необходимо соответствие уровня ресурсного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей меняющимся внешним условиям и формирование технологически адаптированного механизма функционирования отрасли; выделены такие условия эффективного сельскохозяйственного производства, как модернизация машинно-тракторного парка и оборудования, повышение плодородия почв, создание научно-обоснованных систем земледелия, совершенствование научно-производственной, рыночной и логистической инфраструктуры; наряду с этим указаны и факторы, препятствующие устойчивому агроэкономическому росту, в частности, высокая себестоимость производства продукции, ценовой диспаритет, кризис ликвидности, отсталость материально-технической и технологической базы. Исследование базируется на методологии системного подхода к оценке эффективности сельскохозяйственного производства на основе использования комплекса показателей, характеризующих соотношение затрат и результатов, выход продукции растениеводства и животноводства, качество и степень использования ресурсного потенциала. Также определены направления повышения эффективности сельскохозяйственного производства: управление материальными затратами; формирование, использование и обновление технической базы; повышение урожайности сельскохозяйственных культур на основе оптимизации их размещения; развитие механизма стимулирования отрасли; создание адекватной инновационной инфраструктуры.

Экономические проблемы развития инвестиционной привлекательности рязанской области

В статье представлена система сдерживающих и стимулирующих факторов формирования инвестиционной привлекательности региона, обозначены основные тенденции инвестирования. Инновационно-инвестиционное развитие Рязанской области сдерживают следующие факторы: высокая конкуренция соседних регионов, преимущественно Центрального Федерального округа; низкие темпы создания и развития объектов инвестиционной инфраструктуры; экономическая дифференциация муниципальных образований; демографическая ситуация и отток трудоспособного населения в столицу. Формирование инвестиционной привлекательности региона требует решения ряда экономических и инвестиционных проблем, реализации стратегических мероприятий. Совокупность и последовательность действий должна быть отражена в виде комплексной научно обоснованной стратегии инновационно-инвестиционного развития Рязанской области, в которой будут проработаны проблемы, возникающие в процессе функционирования механизма государственно-частного партнёрства, имущественных отношений, критериев оценки реальных финансовых и социальных результатов. Определены следующие направления повышения инвестиционной привлекательности региона - развитие инновационных процессов и инновационной деятельности в регионе, стимулирование инвестиционного развития.