Яндекс.Метрика

Состояние и перспективы развития кооперативной системы в аграрном секторе экономики

Важность и значение кооперации в аграрном секторе экономики для роста общественного производства, сохранения села и развития сельских территорий признается всеми общественными и государственными институтами, многими научно-исследовательскими коллективами и практиками-передовиками кооперативного движения на селе. Однако в последние годы в развитии сельской кооперации прослеживаются негативные тенденции: сокращается количество кооперативов и снижается их удельный вес в общей численности хозяйствующих субъектов, не обеспечиваются должные темпы экономического роста, недостаточным для ведения расширенного воспроизводства является уровень конкурентоспособности, сложным остается финансовое состояние значительной части кооперативных формирований. В этой связи в статье рассматриваются отличительные признаки и преимущества кооперативов перед другими организационно-правовыми формами хозяйствования, фактическое состояние сельской кооперации в настоящий период и обусловившие его причины, перспективы развития кооперативной системы аграрного сектора экономики, а также первоочередные меры, разработка и осуществление которых обеспечит достижение проектных показателей развития данной системы. Приведены проектные показатели роста количества сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, а также социальная база формирования последних. При условии производства в кооперативных структурах 50-ти процентов общего объема сельскохозяйственной продукции среднегодовые темпы её роста в хозяйствах всех категорий составят 4,2-4,7 процентов. Значительно (в 1,75-2,0 раза) сократятся календарные сроки импортозамещения продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.

Роль общественных объединений в управлении сельскими территориями

В статье проанализированы проблемы развития сельских территорий. Сельские территории обладают обширным природным, демографическим, экономическим, историко-культурным и иным потенциалом, рациональное использование которого может обеспечить устойчивое их развитие, достойный уровень жизни сельского населения и положительную динамику производства сельхозпродукции. В соответствии с законами РФ сельские жители (граждане) на своей территории могут осуществлять местное самоуправление по трем направлениям: в форме местного самоуправления по вопросам местного значения, в форме некоммерческих организаций и в форме общественных объединений. Непосредственно сельскохозяйственный производитель должен стать субъектом управления сельскими территориями. Неразвитость целевых проектов, направленных на привлечение жителей к развитию сельских территорий, отсутствие финансирования - главные факторы, сдерживающие их развитие. Сельское население должно иметь право получать средства для участия в управлении из федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Проблему эффективного управления развитием сельских территорий можно решать по ряду направлений, связанных как с развитием экономики, формированием социальной инфраструктуры, так и с миграционным движением населения.

Нужно ли государственное регулирование отечественной аграрной экономики?

В статье обоснована актуальная проблема влияния государственного регулирования на аграрную экономику страны. Рассмотрены производственные потребности отечественного АПК, принципиально влияющие на формирование рыночных структур, к которым относятся инновационные технологии, потребность в новом производственном аппарате, потребности в менеджерах и кадрах высокой квалификации. Развернуто исследование проблемы значения государства в реализации производственных потребностей отечественного АПК - на основе сформулированной аксиоматики и аналитического аппарата математической логики и метаматематики, отраженного теоремами Гёделя. Приведено строгое математическое обоснование необходимости участия государства в постоянном регулировании экономических процессов в АПК. Приведены условия использования теорем Гёделя для обоснования названной проблемы. Особо подчеркнуто, что решение задач исследования некоторой системы в рамках той же системы невозможно; для этого решения необходимо войти в систему следующего уровня иерархии и с позиций последней - системы следующего, более высокого уровня иерархии решать поставленную задачу. Учтены особенности неповторимых национальных портретов народов, которые конструируют национальные экономики. Проблема регулирования АПК со стороны государств подкрепляется ещё и тем обстоятельством, что отечественный рынок ещё крайне молод и ещё не может взять на себя регулирующей роли тех блоков в АПК, которые в принципе он мог бы регулировать, поэтому предлагается осуществить проектирование рынка как социально-экономической гиперсистемы, что позволило бы значительно сократить длительность его образования как действительного, наряду с государством, регулятора национального АПК и отечественной экономики в целом. Отмечена еще одна функция государства, которая в определенной степени представляется новой для пореформенной России; это функция планирования занятости населения (в разрезе материала статьи - занятость сельского населения).

Количественная и качественная характеристика руководящих кадров сельскохозяйственных организаций

В условиях глобальной конкуренции квалифицированные управленческие кадры все более становятся стратегическим фактором, а эффективное их использование в отрасли сельского хозяйства превращается в одно из конкурентных преимуществ организаций АПК на мировом товарном рынке. Отсутствие опыта руководящей работы, а также знаний руководителей в области рыночной экономики и управления современным предприятием существенно снижает эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций. Сейчас, как никогда, важны профессиональная компетентность, активность и новаторский подход в решении поставленных задач. Проанализирована профессионально-квалификационная, возрастная и гендерная структура состава кадров руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций. За прошедшие пять лет из-за изменения социально-экономических условий и обострения демографической ситуации на селе продолжается сокращение численности руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства, наблюдается низкая насыщенность предприятий дипломированными специалистами основных служб, особенно экономической и зоотехнической. Возросла доля руководителей пенсионного возраста при незначительном увеличении доли молодежи до 30 лет. Частая сменяемость руководителей не отражается на улучшении их качественного состава. Необходимы организационно-экономические меры на макро-, мезо- и микроуровне, направленные на улучшение сложившейся ситуации.

Направления развития инфраструктуры продовольственного рынка

Основным принципом функционирования рынка является доведение произведенного товара до потребителя. Торговля относится к ключевым элементам всей рыночной инфраструктуры, поскольку обеспечивает непосредственный доступ покупателя к товару. В 2014г. состояние потребительского рынка Амурской области оставалось стабильным и характеризовалось ростом розничных продаж по отношению к предыдущему году. За 2014 год оборот розничной торговли области составил 132,8 млрд. рублей и на 3,7‰ превысил уровень 2013 года. Острой проблемой для сельскохозяйственных товаропроизводителей является возможность сбыта продукции. В настоящее время сбыт осуществляется предприятиям и организациям, на рынке, через собственные магазины. Уровень развития инфраструктуры продовольственного рынка оказывает существенное влияние на потребительскую активность покупателей, формирование их ассортиментных предпочтений. К основным направлениям развития инфраструктуры локальных продовольственных рынков Амурской области можно отнести: развитие сети хранилищ сельскохозяйственной продукции; обновление парка специального транспорта для перемещения продовольственных товаров; производство инновационных упаковочных материалов; реконструкция рынков, торгующих продуктами питания и т.д. Таким образом, инфраструктура, обеспечивая непрерывность воспроизводственного процесса и осуществляя информационные, материальные и финансовые связи между субъектами рынка, объединяет сферы производства, обращения и потребления продовольственных товаров, а также способствует рациональной организации рыночного пространства.

Экспертный анализ состояния рынка пивной продукции в россии

Под влиянием процессов глобализации рынок пивной продукции претерпел масштабные изменения, его большая часть поделена между иностранными производителями. По состоянию на август 2015 года в России было зарегистрировано 459 производителей пива. Опора на отечественного производителя сырья - один из приоритетов пивных компаний. Сокращение площадей и урожайности яровых сортов ячменя привели к сокращению общего объема производства в 2015 году до 17,4 млн.т (в 2014г.- 20 млн.т). Единственная сырьевая позиция, по которой нельзя полностью отказаться от импорта - это хмель, объемы производства которого в России незначительны. Российский рынок пива продолжает развиваться и, хотя он испытывает серьезные проблемы, потенциал восстановления у него есть. Спецификой российского рынка пива является его высокая зависимость от формируемого общественного мнения. После бурного роста в годы перестройки, в настоящее время пивная продукция подвергается общественной критике как источник развития пивного алкоголизма. Учитывая этот аспект, можно утверждать, что местное пивоварение нуждается в усилении PR активности и создании собственной социо-культурной риторики. В связи с этим, остро стоит вопрос нового позиционирования продукта. Требуется уход от классической подачи потребления пива как алкогольного напитка, усиление внимания на сохранении традиций и социо-культурной роли пивной продукции в развитии территорий с акцентом на местный патриотизм.

Эффективный андеррайтинг: основа экономической безопасности страховой компании

В современных экономических условиях в агробизнесе все более актуальным становится применение такого финансового инструмента как страхование. Современная система агрострахования является одним из альтернативных вариантов получения гарантий по сохранению дохода сельскохозяйственного товаропроизводителя. Правила ВТО ориентируют существующие меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на зеленую корзину, одной из мер которой является страхование. Агрострахование является самым быстрорастущим сегментом российского страхового рынка (прирост в 2014 году составил 35‰) и самым дорогим видом страхования для страховщиков из-за затрат. В настоящее время стагнация страхового рынка сопровождается ростом убыточности. Андеррайтинг представляет собой деятельность страховщика, направленную на оценку рисков, принимаемых на страхование, определения адекватного страхового тарифа и условий страхования, формирования прибыльного и сбалансированного страхового портфеля. Так как единой системы оценки рисков в агростраховании в настоящее время не существует, то каждая страховая компания определяет индивидуально для себя качественные подходы проведения андеррайтинга исходя из своих ресурсов и взглядов. В статье отражены основные подходы проведения андеррайтинга при страховании сельскохозяйственных рисков, обоснована роль эффективного андеррайтинга как основы экономической безопасности страховой компании, осуществляющей свою деятельность на отечественном агростраховом рынке. Создание эффективной системы андеррайтинга, фундаментально закрепленной на глубокой методологической основе, является гарантом стабильности и экономической безопасности страховой компании. В целях качественного управления убыточностью страхового портфеля и устойчивого развития отечественного агрострахования, необходима квалифицированная подготовка специалистов данного профиля путем проецирования международного опыта эффективной системы оценки риска в практику российских страховых организаций.

Инвестиционная оценка сельского хозяйства ставропольского края

Проблема оценки инвестиционной привлекательности является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что с одной стороны, отрасли реального сектора экономики функционируют в условиях дефицита ресурсного потенциала и остро нуждаются в инвестициях, а с другой - несовершенство экономического механизма управления инвестиционной деятельностью, не способствует активному притоку и эффективному использованию инвестиционных вложений. Особенно следует отметить проблемы аграрной отрасли, которая, несмотря на усилия государства, остается мало привлекательной для большинства инвесторов, но, в то же время, является экономически и социально значимой для регионов России. В этом контексте в работе раскрываются актуальные проблемы и недостатки существующего механизма привлечения инвестиций в агарную сферу отдельных регионов России. Рассмотрены особенности инвестиционной деятельности на региональном уровне, оказывающие влияние на алгоритм формирования инвестиционной привлекательности АПК Ставропольского края. Дана оценка инвестиционной привлекательности в федеральных округах Российской Федерации посредством представления ее в форме двух взаимосвязанных элементов - инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Сделан вывод о том, что в условиях нестабильной макроэкономической ситуации ключевыми приоритетами в экономике Ставропольского края являются повышение инвестиционной привлекательности региона в целом, активная поддержка инвестиционных проектов Ставропольского края, направленных на увеличение производства конкурентоспособной продукции, переход экономики края в режим инновационного развития, совершенствование механизмов привлечения инвестиций в экономику региона.

Реализация федеральной целевой программы «устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в 2015 году

В статье изложены итоги реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в 2015г., нерешенные проблемы и трудности, ограничивающие выполнение селом его общенациональных функций, обоснованы предложения по повышению эффективности программно-целевого подхода к развитию сельских территорий. Реализация мероприятий Программы способствовала определенному улучшению условий жизнедеятельности в сельской местности: обеспечению сельских жителей жильем, развитию социальной и инженерной инфраструктуры села. Основными источниками финансирования мероприятий Программы в целом являются средства федерального бюджета, которые составляют 38,5‰ общего объема расходов, и средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 37,8‰. Вместе с тем перечень и объемы ресурсного обеспечения программных мероприятий не обеспечивают темпы развития жилищной, социальной и инженерной инфраструктуры села, необходимые для осуществления серьезных качественных сдвигов в условиях жизнедеятельности сельского населения. В результате социально-экономическая ситуация на селе остается сложной. Только комплексный подход к социальному развитию может обеспечить формирование в сельских поселениях условий жизнедеятельности, необходимых для выполнения селом производственной и других общенациональных функций.

Оценка уровня развития сельских территорий в разрезе регионов россии

В настоящей статье изложена научная позиция авторов, согласно которой необходимо переосмысление принятой модели сельского развития и переход на путь устойчивого развития, основанный на необходимости учета интересов всех субъектов производственного, инфраструктурного, жилищно-бытового, информационного и социального пространства. Комплексный подход при разработке концептуальных положений, принципов и программ развития позволит учитывать противоречивые тенденции в экономике, экологии и социальной сфере, что обеспечит оперативное решение основной задачи, состоящей в повышении уровня и улучшения качества жизни сельского населения. В соответствии с принятой стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года авторами проанализирована динамика основных показателей. Для повышения объективности результатов исследования оценка была осуществлена с учетом дифференциации регионов по численности сельского населения и уровню развития сельской экономики и инфраструктуры, что позволило выявить важные закономерности и тенденции в изменении социально-экономических показателей. В статье подчеркивается важность комплексного подхода в решении современных проблем сельских территорий, что позволит в свою очередь создать необходимые предпосылки для стабилизации и дальнейшего развития сельскохозяйственной отрасли и обеспечения продовольственной безопасности страны. Использование программно-целевого подхода при реализации мер по поддержке сельского хозяйства способствует позитивным сдвигам воспроизводственных процессов в отрасли и повышению ее эффективности. Для использования всех ресурсов современного потенциала сельского хозяйства требуется расширение мер государственной поддержки по финансированию, технико-технологическому обновлению и привлечению инвестиций.