Яндекс.Метрика

Финансирование государственной программы развития сельского хозяйства республики татарстан

Без успешно функционирующего сельского хозяйства невозможно обеспечить развитие национальной экономики и рост благосостояния общества. Одним из условий успешного развития сельского хозяйства является обеспечение его устойчивого финансирования путём использования различных источников поступления денежных ресурсов. В статье анализируется структура финансирования Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы" и предлагаются пути повышения качества финансового обслуживания аграрного сектора в условиях рынка. Цель работы: раскрыть место, роль и долю республиканского бюджета в финансировании аграрного сектора, сформулировать и предложить подходы по удовлетворению запросов сельского хозяйства Татарстана в финансово-кредитном обслуживании. Среди регионов России Татарстан входит в первую тройку по объему производства сельскохозяйственной продукции, удовлетворяя потребности населения Республики в основных продуктах питания полностью. В условиях санкций и эмбарго значимость выбора эффективных методов повышения устойчивости сельскохозяйственных организаций имеет большое значение. В работе обобщены основные принципы оказания финансовой поддержки аграрному сектору. Особое место уделено повышению эффективности сельского хозяйства, формированию собственных денежных ресурсов за счет прибыли и повышению рентабельности основного производства. Рассмотрены механизмы финансово-кредитной поддержки программы по развитию сельского хозяйства. Сформулированы предложения по повышению эффективности аграрного сектора Татарстана. Сделан вывод, что организация должного финансирования и поддержки придаст аграрному сектору устойчивые темпы роста производства, что позволит внести определенные коррективы в социальную политику по развитию села.

Развитие человеческого капитала - основа модернизации сельского хозяйства

Рост человеческих потребностей обусловил необходимость обновления технологических процессов и развития информационной экономики. С развитием общественного прогресса и научного знания о человеке расширяются и углубляются подходы к изучению особенностей человеческого капитала в экономике. Как показывает мировая практика и отечественный опыт, основные источники экономического роста стран перемещаются от физического капитала и сырьевых ресурсов к человеческому капиталу, как основному компоненту национального богатства. Реализация национальных проектов, концепций и стратегий на первый план вывела проблему возрастания роли российского человеческого капитала, в том числе занятого в сельском хозяйстве, как стратегической отрасли экономики, определяющей уровень продовольственной безопасности и социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации. Результаты проведенного анализа показателей, характеризующих потребность и фактическую обеспеченность, возрастной состав, образовательный и квалификационный уровень, движение работающих в сельском хозяйстве по федеральным округам Российской Федерации, позволили обосновать причины непривлекательности сельскохозяйственного труда для молодых специалистов и основные препятствия, затрудняющие развитие человеческого капитала села в современных условиях. Развитие человеческого капитала лидирует в перечне способов повышения конкурентоспособности организаций. Для решения назревавших годами проблем несоответствия человеческого капитала сельского хозяйства требованиям современной экономики необходим системный подход. В качестве наиболее значимого условия, ограничивающего «преображение российского села», определена необходимость проведения активной государственной политики развития человеческого капитала сельского хозяйства как основного направления модернизации социально-экономического потенциала федеральных округов Российской Федерации.

Успех промышленного рыболовства - в системной работе и эффективном управлении

Отрасли рыболовства волей курса радикальных реформ уготована судьба в третьем тысячелетии решить ряд актуальных проблем и вернуть России статус первой рыбопромышленной державы мира. Действительность последнего десятилетия не позволила отраслевым предприятиям в полной мере реализовать потенциал обновления рыбопромыслового флота. Изменение условий хозяйствования, появление многочисленных акционерных обществ, товариществ и индивидуальных частных предприятий коренным образом повлияло на проведение единой технической политики в области обновления промыслового флота отрасли. Очевидно, что для создания комфортных условий «предпринимателю от моря» следует исключить законодательные провалы и выстроить правовые нормы с учетом конкретных условий в различных рыбохозяйственных бассейнах страны. Для решения поставленных задач необходимо, прежде всего, опираться на имеющийся успешный мировой опыт, эффективное государственное управление и содействие развитию частной инициативы и предпринимательства. Присоединение к ВТО и введение ограничительных мер, в т.ч. на рыбу и некоторые виды рыбопродукции, обязывают власти страны коренным образом изменить свои взгляды на развитие рыбопромышленного комплекса России. У рыбаков и управленцев всех уровней системно должны быть одни цели: не допускать недовольства рыбаков, сохранять водные биологические ресурсы, не допускать браконьерства.

Информационное обеспечение процесса формирования бизнес-модели в системе управленческого учета

В условиях усложнения структуры современного бизнеса необходимым фактором сохранения устойчивого финансового положения сельскохозяйственных организаций является необходимость совершенствования качества принимаемых управленческих решений. С каждым годом управленческий учет все более активно внедряется в деятельность сельскохозяйственных организаций. При этом в условиях динамичного использования инструментов управленческого учета в корпоративной среде, его методология претерпевает некоторые изменения в процессе адаптации к специфическим условиям отечественного бизнеса, а также отраслевым особенностям. В этой связи многие подходы к выработке информации, в системе управления хозяйственными единицами в аграрном секторе экономики претерпели значительные изменения. Рассмотрены особенности формирования бизнес-модели сельскохозяйственных организаций, уточнено сущностное содержание каждого из ее разделов (контрагенты экономического субъекта; виды деятельности; ключевые ресурсы и процессы; потребительская ценность продукта; характеристика взаимодействия с клиентами; формула прибыли; рыночные параметры функционирования субъектов), приведены инструменты и технологии управленческого учета для каждого элемента бизнес-модели, способствующие получению релевантной информации для принятия стратегических решений. Сделан вывод о целесообразности раскрытия информации относительно реализуемой бизнес-модели сельскохозяйственной организацией в составе интегрированной отчетности либо в пояснительной записке к финансовой отчетности, что впоследствии будет способствовать более эффективному обеспечению информационных запросов основных групп стейкхолдеров и повысит инвестиционную привлекательность сельскохозяйственных организаций.

Совершенствование механизма антикризисного регулирования воспроизводственных процессов

Проблемы регулирования воспроизводственных процессов в аграрном секторе экономики являются наиболее приоритетными в теории и практике экономической науки. В статье обосновываются отдельные направления совершенствования механизма антикризисного регулирования воспроизводственных процессов в аграрном секторе экономики. Показано, что реализуемая правительством РФ антикризисная стратегия характеризуется как стратегия выживания, направленная на поддержание воспроизводственных процессов во время рецессии и воздействия неблагоприятных факторов внешней среды с целью сохранения их стабильности. Доказана необходимость перехода к модели экономического роста на базе стратегии экспансионистского характера. Реализация политики экспансии в рамках антикризисной стратегии развития аграрного сектора экономики требует концентрации внимания на проблеме повышения конкурентоспособности и качества отечественной сельскохозяйственной продукции. Выделены принципы формирования эффективной стратегии антикризисного управления аграрным сектором экономики. Проведенное исследование содержит систему мер и рекомендаций по совершенствованию антикризисной стратегии государственного регулирования воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве. Государственное воздействие на развитие аграрного сектора экономики может быть усилено управлением следующими составляющими воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве: качество продукции, инвестиционное развитие, аграрные риски, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции. Реализация предложенных мер обеспечит условия стабильного ведения аграрного производства и создаст условия для реализации вектора устойчивого роста в посткризисный период развития экономики России.

Эффективность возврата залежи в состав пашни в зависимости от длительности зарастания участка и стадии сукцессии

Одной из приоритетных задач современного сельскохозяйственного производства является сохранение почвенных ресурсов, в связи с чем необходим поиск эффективных способов возврата брошенных участков в состав пашни. Процесс этот экономически затратный, но вложенные средства окупаются достаточно высоким урожаем зерновых культур, которые обычно возделывают в первый год после освоения залежных земель. Состояние залежи по составу биоценоза различно в зависимости от возраста залежи и генезиса почв. Нарушение природного равновесия в почвах залежи при восстановлении их в пашню сопровождается изменениями содержания органического вещества, общей численности микроорганизмов, других свойств. В статье представлены результаты полевого опыта по распашке травянистой залежи на разную глубину и расчеты экономической эффективности производства зерновых культур при освоении участков залежи разной степени зарастания. Установлено, что за 25-ти летний период отсутствия агротехнических обработок на залежи серой лесной почвы содержание углерода гумуса возросло более чем в 1,7 раза. Оптимальным приемом, минимально снижающим интенсивность минерализации органического вещества и существенно не влияющим на почвенную микрофлору, является лемешное лущение на 10-12 см в качестве основного приема распашки залежи. Наибольшая рентабельность производства зерна после освоения заросших участков получена на серых и темно-серых лесных почвах (36-48‰) на начальном этапе зарастания их травянистой растительностью.

Формирование счетов земельного и почвенно-растительного покрова

Используемые в настоящее время аналитические инструменты и показатели макроэкономического развития страны не отражают должным образом экологический фактор. Необходимо совершенствовать методологическую базу макроэкономической статистики окружающей природной среды и ее связи с сельским хозяйством для получения более достоверной информации о состоянии конкретного региона. Методологию учета стоимости активов следует разрабатывать, исходя из особенностей российской статистики, опираясь при этом на международный опыт. Общей проблемой для всех стран является то, что традиционный подход к расчету чистого валового продукта не принимает во внимание деградацию окружающей природной среды. В статье предлагается начать разработку макроэкономических счетов с муниципального уровня, а затем агрегировать информацию на уровне региона и страны. На примере картографического обследования Боровского района Калужской области разработаны счета активов для почвенно-растительного покрова и почвенных ресурсов. Анализ показал, что в регионе из оборота выводятся в основном земли низкого и среднего качества. В целом отмечается, что разрабатываемой картографической базы достаточно для составления большинства счетов (баланса) активов земельных и почвенных ресурсов. Однако для более полного и комплексного отражения почвенных ресурсов в физическом выражении рекомендуется добавить показатели свойств почвы, отражающие физические, химические и биологические характеристики почвы, например, пористость, структуру, уровень рН и микробную биомассу. Остается проблемным вопрос о пересчете основных макроэкономических показателей с учетом истощения ресурсов.

Совершенствование финансово-кредитного механизма в апк в челябинской области

Малый и средний бизнес вносит огромный вклад в развитие экономики регионов и страны в целом. Проведенные исследования позволили выделить проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса. По оценке экспертов кризисные процессы в экономике серьезно усугубили проблемы аграрного сектора, среди которых автором выделены: продовольственной инфляция, высокие ставки по кредитам, размер просроченной задолженности, рост стоимости импортной продукции. Попытки сделать предприятия малого и среднего бизнеса успешно развивающимися в аграрном секторе не являются столь эффективными на практике, как планирует государство. Отсутствие адекватных моделей управления и эффективного финансово-кредитного механизма воздействия на малый и средний бизнес усугубляет проблему его развития. Малый и средний бизнес сегодня остро нуждается в доступе к «длинным», обеспеченным государственными гарантиями, деньгам по разумным ставкам не выше 5-8‰ годовых. Только это даст возможность заняться эффективным импортозамещением и перевооружением производства, а также повлияет на совершенствование финансово-кредитного механизма. Требуется комплексный подход к решению вопроса развития малых и средних предприятий, в решении которого должны быть заинтересованы все участники процесса: государство, финансовые организации, сами предприятия малого и среднего бизнеса.

Анализ результатов государственной поддержки сельского хозяйства

С изменением рыночной конъюнктуры вопрос о необходимости государственной поддержи сельского хозяйства по-прежнему не утратил своей актуальности. В статье проведен анализ результатов государственной поддержки сельского хозяйства с целью получения ответа на вопрос о ее необходимости. Методы и инструменты государственной поддержки сельского хозяйства не могут быть одинаковы во всех странах, несмотря на все больше расширяющийся процесс глобализации. В процессе мировой глобализации вопросы импорта получили широкое распространение с начала политической экономии как науки, однако взгляды на это явление менялись в исторической ретроспективе. В последние годы избрана политика импортозамещения продукции, что свидетельствует об отказе Российской Федерации от неолиберальной политики в сельском хозяйстве. В статье произведен анализ цен производителей молочной продукции, состояния материально технической базы сельскохозяйственных организаций, выполнено сравнение прироста надоев в США и России,. Проведен анализ государственной политики импортозамещения и оценка ее эффективности с учетом внешнеторгового оборота в Российской Федерации. Многие страны Европы также избрали путь импортозамещения как элемент своей государственной стратегии развития. Выбранная политика импортозамещения и инновационного развития способствует оздоровлению реального сектора экономики, следовательно, оказывает положительное влияние на сельское хозяйство и другие сектора АПК. Кризисные ситуации всегда способствуют переменам, и лишь от наших усилий зависит, будут ли эти перемены в сельском хозяйстве положительными или отрицательными.

Методика оценки эффективности агропродовольственной политики региона

В статье предложена методика оценки эффективности агропродовольственной политики региона, позволяющая определить интегральный показатель: индекс эффективности агропродовольственной политики, рассчитанный на основе экономических, финансовых и социальных индикаторов эффективности. Автором определены виды эффективности агропродовольственной политики региона. Выявлены и систематизированы критерии и показатели эффективности агропродовольственной политики, что позволило выделить, охарактеризовать и развить существующие методологические подходы к оценке эффективности агропродовольственной политики. Для каждого индикатора эффективности агропродовольственной политики региона установлены критерии оценки и пороговые значения показателей. На основе определения пороговых значений индекса эффективности агропродовольственной политики региона, установлено соответствие между диапазоном значений показателя и фактическим, достигнутым уровнем эффективности агропродовольственной политики на региональном уровне экономики. Методика оценки эффективности агропродовольственной политики региона апробирована на статистических данных регионов ЮФО. Предлагаемая методика оценки универсальна и может применяться в других регионах и макрорегионах России. Полученные данные могут быть использованы при планировании и разработке методов и инструментов экономической политики региона, что позволит повысить уровень экономической, социальной, финансовой эффективности мер агропродовольственной политики.