Яндекс.Метрика

Укрупнение мер государственной поддержки производства молока

Приведена краткая характеристика состояния молочного скотоводства в Красноярском крае. Система мер государственной поддержки сельского хозяйства не является совершенной, поэтому претерпевает постоянные изменения. Многообразие мер поддержки способствует сокращению объема прямого субсидирования, что усложняет объективность оценки уровня субсидирования, приводит к увеличению документооборота, а отсутствие ограничений ведет к бесконтрольности предоставления и использования бюджетных средств. Меры поддержки сельского хозяйства классифицированы по двум признакам: по воздействию на объект субсидирования и по характеру участия в процессе производства. Предложено укрупнить меры государственной поддержки производства молока, объединив следующие бюджетные ассигнования в единую сумму поддержки: субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с возмещением части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (кг) реализованного товарного молока; субсидии на поддержку племенного животноводства; субсидии на продукцию животноводства; субсидии на поддержку завоза семян для выращивания кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включая производство продукции растениеводства на низкопродуктивных пашнях; субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с возмещением части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие, переработку и реализацию продукции. Системно-плановая поддержка в свою очередь обеспечит более эффективное использование субсидий и развитие отрасли молочного скотоводства.

Эффективность отечественного овощеводства

Выявление резервов повышения эффективности производства представляется важным как для производителя, так и для потребителя овощной продукции. Уровень эффективности отечественного овощеводства во многом определят возможности повышения самообеспеченности населения страны продовольствием, что представляется актуальным в связи с введенными экономическими санкциями и сокращением поставок на внутренний рынок импортной овощной продукции. В статье представлен анализ современного уровня эффективности овощеводства как отрасли экономики в разрезе федеральных округов, областей и республик, а также масштабности современных товаропроизводителей. На основе детального изучения статистических материалов, отчетной документации сельскохозяйственных товаропроизводителей по ряду областей Российской Федерации выявлены основные тенденции, присущие современному отечественному овощеводству в целом. Изучение структуры себестоимости позволило определить резервы снижения затрат, связанных как непосредственно с производством, так и продвижением овощной продукции на рынок. На основании полученных результатов проведенного исследования выявлен резерв роста эффективности производства продукции овощеводства, сформулированы и обоснованы возможные направления развития. Важное значение в повышение эффективности производства отведено масштабности производства, эффективным и доступным мерам государственной поддержки, технико - технологическому перевооружению производства, что в целом позволит поставлять на рынок продукцию отечественного производства качественно и количественно удовлетворяющую потребностям внутреннего рынка.

Экономико-статистический анализ оплаты труда в сельском хозяйстве

Низкая привлекательность отрасли для трудовых ресурсов одна из системообразующих нерешенных задач, которые не позволяют достичь расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве. В статье проведен экономико-статистический анализ оплаты труда в сельском хозяйстве, включающий в себя исследование уровня и расслоения заработной платы в отрасли, изучение основных тенденций изменчивости показателей рынка труда. В процессе работы авторами разработаны методика типизации регионов по уровню оплаты труда в сельском хозяйстве и методика прогнозирования среднего уровня заработной платы в отрасли, достоинством которой является взаимоувязка оплаты труда с важнейшим показателем эффективности человеческого капитала - производительностью труда. Получены прогнозные показатели: при уровне производительности труда работника 764 тыс.руб. средний уровень заработной платы в сельском хозяйстве в 2016 году составит от 17870 до 22176 руб. Типизация регионов выявила существенные различия в уровне оплаты труда по территориальным единицам. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве в целом по Российской Федерации в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилась на 12,5‰, при одновременном росте самого показателя заработной платы на 13,2‰ и снижении на 1‰ из-за ухудшения структуры. Предлагаемые статистические методы оценки заработной платы в сельском хозяйстве позволят получить в результате анализа надежные выводы о ее уровне и дифференциации, а также выявить причины низкой «трудовой» привлекательности отрасли.

Размещение, специализация и концентрация производства основных крупяных культур

Размещение и специализация производства зерна крупяных культур обусловлены неразрывной связью ведения сельского хозяйства с природными условиями, необходимостью учета их особенностей при размещении сельскохозяйственного производства. В статье отражается уровень специализации на производстве зерна основных крупяных культур, показано размещение посевов риса и гречихи по федеральным округам и регионам, проведены группировки российских регионов по удельному весу крупяных культур в зерновых. Ведущим производителем риса в стране является Краснодарский край, который располагает наиболее благоприятными природно-климатическими условиями для его производства, имеет самую высокую урожайность риса - 61,8 ц/га. Основное производство гречихи в последние годы сосредоточено в Алтайском крае - 44,6‰ посевных площадей и 44,9‰ ее валовых сборов. Группировка регионов по удельному весу гречихи в посевах зерновых культур в 2011-2015гг. показала, что многие из них имеют незначительные площади посевов, не занимаются специализированным производством, в результате имеют низкий уровень урожайности, получают зерно гречихи низкого качества, имеют невысокую товарность производства, что, в конечном счете, отражается на финансово-экономических результатах их деятельности.

Современные тенденции на мировом рынке масложировой продукции

Рассматриваются современные тенденции в сфере мирового производства, переработки, внутреннего потребления, внешней торговли, переходящих запасов семян масличных культур и другого масличного сырья, растительного масла, жмыхов и шрота под влиянием различных природных и экономических факторов. Показана роль России на мировом рынке масложировой продукции по отдельным ее видам. Особое внимание уделяется развитию альтернативных направлений на мировом рынке масложировой продукции, в том числе процессам, происходящим на рынках трансгенных маслосемян, органической масложировой продукции, а также биотоплива (биодизеля). Россия имеет существенный потенциал для удовлетворения внутренних потребностей и занятия более значительной ниши в системе международной торговли. Производство масличных культур в России весьма эффективно, и на мировом рынке масложировой продукции Россия постепенно увеличивает масштабы своего присутствия. При этом страна остается чистым импортером по некоторым видам продукции (например, по семенам подсолнечника, соевым бобам, соевому шроту, некоторым видам растительного масла), весьма слабо или практически совсем не развивает производство и реализацию органической продукции и биотоплива, фактически являясь крупным потребителем трансгенной масложировой продукции, непосредственно получаемой по импорту, либо, например, в виде мясной продукции, при производстве которой использовались генно - модифицированные корма.

Опыт проведения земельных реформ в индии

Индия занимает третье место в мире по производству сельскохозяйственной продукции и обладает самой большой в мире площадью орошаемых земель. В стране развита система частной собственности на землю, и дальнейшее развитие сельского хозяйства затрудняется частными интересами крупных помещиков-землевладельцев. Земля в Индии является объектом государственного контроля, а в каждом штате существуют свои особенности прав на аренду. Основными целями земельных реформ в Индии после обретения независимости были: а) борьба с бедностью; б) отмена посредничества в земельных сделках; в) реформа аренды земли; г) обеспечение прозрачности сделок с землей; д) увеличение площадей обрабатываемых земель. За более чем 60-летний период проведения реформ большая часть поставленных задач не была полностью решена. К очевидным успехам индийской земельной политики следует отнести: упразднение института посредничества в сделках с землей, а также завершение компьютеризации не только земельных служб, но и практически всех землевладельцев и арендаторов земли. Не решены три задачи реформ: отмена крупнопомещичьего землевладения, отмена лимитов продажи земли и либерализация арендных законов. Проанализированы основные положения нового Закона об изъятии земель сельскохозяйственного назначения под несельскохозяйственные цели, прежде всего под масштабные инвестиционные проекты. Наибольшей критике со стороны индийской общественности подверглось положение об отмене правила, по которому для изъятия сельскохозяйственных земель не менее 80‰ землевладельцев должны дать свое согласие. Новый закон увеличил выплаты и компенсации за изъятие земельных участков и ввел ограничения на изъятие орошаемых сельскохозяйственных угодий. Закон может напрямую касаться 132 млн га сельскохозяйственных земель, и около 100 млн землевладельцев

Мониторинг импорта мяса в рф

В статье дан анализ импорта говядины, свинины и мяса птицы в условиях санкций. Большое внимание уделено географии поставщиков данной продукции, а также изменениям цен, влиянию валютного курса на объемы поставок говядины, свинины и мяса птицы. Следует отметить существенное снижение объема импорта мяса, продолжилась тенденция импортозамещения. Однако тенденцию снижения поголовья крупного рогатого скота в 2015г. преодолеть не удалось. В 2015г. произошли значительные изменения в географии поставщиков мяса: основным поставщиком мяса крупного рогатого скота стала Бразилия (49,3‰), увеличились поставки из Беларуси. За счет смены поставщиков стоимость 1 т мяса крупного рогатого скота, импортируемого в 2015г., снизилась до 3,45 тыс. долл. США, стоимость 1т импортируемого мяса птицы и пищевых субпродуктов возросла на 10,6‰. Исследована зависимость влияния объема импорта от колебаний валютного курса на основе выборки импорта мяса по месяцам за 2012-2015гг. По сравнению с мясом крупного рогатого скота по свинине и птице имеет место более высокая зависимость от курса валюты, имеются колебания по годам. Для сокращения импорта мяса и мясопродуктов в РФ необходимо в первую очередь направить усилия на укрепление кормовой базы животноводства.

120 лет шатиловской опытной станции

В связи с юбилеем Шатиловской опытной станции в статье представлены основные исторические вехи ее развития, показаны достижения, рассмотрены основные перспективные направления развития. Деятельность станции связана с именами известных ученых А.Н.Лебедянцева и П.И.Лисицына. За сто двадцать лет деятельности опытной станции ее коллективом выведены и испытаны сотни сортов и гибридов различных сельскохозяйственных культур, подготовлены десятки высококлассных ученых и специалистов, издано множество научных трудов. Сегодня на опытных полях станции проходят испытания уникальные сорта сои, гречихи, созданные ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт зернобобовых и крупяных культур». Ежегодный аграрный форум «Шатилово» стал одним из важных отраслевых мероприятий России.

Парадоксы развития российского сельского хозяйства

Раскрыта роль сельского хозяйства в экономике страны, выявлены «узкие» места в его развитии и даны предложения по их преодолению. Для развития сельского хозяйства характерно наличие многочисленных хронических парадоксов, которые усугубляют и без того его сложное положение, связанное, прежде всего, с надежным обеспечением страны сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием отечественного производства. Рассмотрены вопросы, которые необходимо решить государству, чтобы придать сельскому хозяйству ускоренное развитие для обеспечения населения страны продовольствием, создания необходимых условий для жизнедеятельности сельского населения, для чего предстоит разработать и принять новую государственную аграрную политику, которая должна стать долговременным инструментом государственной поддержки сельского хозяйства. Новая аграрная политика должна быть не только максимально гибкой, учитывать в полной мере конкретную обстановку, но и рассчитана на решение крупномасштабных экономических, организационных, социальных и научно-технических проблем развития сельского хозяйства, исходя из потребностей и объективных возможностей страны. Она должна иметь комплексный характер и опираться на вполне достаточное финансирование, полноценную и стабильную законодательную базу. Только при таких условиях агарная политика перестанет быть ущербной, превратится в консолидирующий и сильнодействующий фактор укрепления государства, повышения его престижа в мире. В условиях недостаточной государственной поддержки сельского хозяйства, слабо регулируемого агропродовольственного рынка сложившиеся диспропорции в отрасли настолько велики, что без крупномасштабной помощи со стороны государства самостоятельно отрасль неспособна их преодолеть даже за счет своих внутренних ресурсов и резервов.

Приоритетные направления активизации инновационных процессов в агропродовольственном комплексе дальнего востока

Существующая фрагментарность инфраструктуры агропродовольственного комплекса, недостаточно высокий платежеспособный спрос на инновации со стороны сельскохозяйственных производителей, низкий инновационный потенциал существенно ограничивают инновационную активность хозяйствующих субъектов аграрной сферы Дальнего Востока. Перевод агропродовольственного комплекса Дальнего Востока на инновационный путь развития объективно обуславливает необходимость активизации инновационных процессов и обеспечения эффективного управления инновационным развитием как единым комплексом взаимосвязанных экономических процессов, объединяющим все субъекты инновационной деятельности и обеспечивающим непрерывность всех этапов реализации инновационного процесса: от зарождения идей до вывода нового продукта на рынок. Ярко выраженная зональность агропродовольственного комплекса Дальнего Востока требует дифференциации стратегий инновационного развития, как отдельных отраслей агропромышленного производства, так и отдельных территориальных образований в соответствии со спецификой условий их функционирования. Исходя из уровня развития агропродовольственного комплекса Дальневосточного региона, его инновационного потенциала, высокой степени дифференциации территорий по условиям ведения аграрного производства в качестве приоритетных направлений активизации инновационных процессов предлагается выделять: стимулирование инновационной деятельности, наращивание инновационного потенциала производителей и потребителей инноваций, развитие инфраструктуры инновационной системы. К основным задачам развития инновационной инфраструктуры АПК Дальнего Востока относятся: обеспечение взаимодействия производителей и потребителей инноваций, изучение спроса на инновации и информирование сельскохозяйственных производителей о предложении инновационных разработок, формирование агротехнопарковых структур и систем сопровождения инноваций, повышение качества кадрового обеспечения инновационной деятельности, развитие системы страхования инновационных рисков.