Яндекс.Метрика

Оптимизация инфраструктуры зернопродуктового подкомплекса республики крым

Упорядочение и оптимизация товародвижения произведенной продукции до конечного потребителя направлено на снижение трудовых издержек производителя и является важным направлением повышения конкурентоспособности продукции зернового рынка. Социально-экономическая блокада Крыма и политическое давление со стороны третьих стран привели к нарушению устоявшихся в регионе схем товародвижения. Различия в расположении и мощности действующих элеваторов на территории Крымского федерального округа определяют необходимость перемещения больших объемов зерновой продукции, что ведет к дополнительным трудозатратам на предприятиях зернопродуктового подкомплекса. В статье проанализирована возможность применения методов линейного программирования для оптимизации транспортно-логистической инфраструктуры. Рассмотрены пути повышения производительности труда на предприятиях зернопродуктового подкомплекса за счет оптимизации транспортно-логистической инфраструктуры. Применена экономико-математическая модель оптимизации товародвижения для повышения производительности труда предприятий зернопродуктового подкомплекса. Оптимизация логистической системы перевозки зерна в Крымском федеральном округе позволит снизить трудозатраты на 50,21 тыс. чел. час. (или на 12,4‰) по сравнению с фактическим уровнем. Внедрение системы логистики должно происходить с сохранением пропорциональности в отдельных звеньях товародвижения: объемы производимой продукции - мощности для ее хранения - емкость рынка сбыта.

Многовариантный подход к построению экономико-математической модели развития сельскохозяйственного предприятия

Для принятия решения о выборе направления своей деятельности необходим научно-обоснованный прогноз, который позволил бы сопоставить имеющиеся в распоряжении хозяйства ресурсы и создать условия эффективного их использования. В статье применен метод экономико-математического моделирования для прогнозирования эффективного ведения бизнеса в сельском хозяйстве. Экономико-математическая моделирование позволяет количественно оценить связь элементов и различных систем. Предложенный многовариантный подход к построению экономико-математической модели позволяет предпринимателям разработать прогноз ведения и развития бизнеса в условиях неопределённости. При прогнозировании были рассмотрены три варианта: лучший, оптимальный, пессимистический, различающиеся размером получаемой прибыли (убытка). Прогноз предполагает получение максимальной прибыли при изменении размера вложений на 100 га сельскохозяйственных угодий. Наименьшие совокупные потери прибыли в среднем за год приходятся на типичное хозяйство первой группы - 258,7 тыс. руб. Наибольшие совокупные потери в среднем за год приходятся на типичное хозяйство второй группы, потери которого составили 676 тыс. руб. за счет высокого финансового левериджа. На основе полученных результатов предприниматель может определить, какой уровень вложений приемлем для дальнейшего ведения бизнеса, каков при этом будет предпринимательский эффект и вероятность прогноза.

Методика выбора мер таможенного регулирования импорта для обеспечения экономической безопасности

Цель таможенного регулирования импорта товаров состоит в создании условий для установления рациональных уровней импортозависимости государства с позиции экономической безопасности и эффективности экономики. Экономическая безопасность достигается, если объемы собственного производства достаточны для полного удовлетворения потребностей государства. В ряде ситуаций это ведет к снижению эффективности экономики, поскольку требует отвлечения имеющихся ограниченных ресурсов на производство товаров определенного вида вместо их использования для производства других, более выгодных. Поэтому при формировании мер таможенного регулирования импорта ставится задача создания условий для установления уровня импортозависимости по товарам этого вида, определенного на основе компромисса между эффективностью и безопасностью. Уровни эффективности безопасности зависят от конкретно сложившейся экономической и политической обстановки. Экономическая обстановка характеризуется потребностью в товарах определенного вида, их запасах, и возможностях по наращиванию производства при резком сокращении импорта. Политическая обстановка характеризуется возможностью применения со стороны иностранных государств тех или иных мер, ведущих к сокращению импорта. Цель таможенного регулирования импорта товаров достигается применением широкого спектра таможенных мер, позволяющих установить объем товаров данного вида отечественного производства во внутреннем потреблении на необходимом уровне. В основу научно-методического аппарата положена модель определения рациональных уровней импортозависимости государства и модель формирования системы мер таможенного регулирования, обеспечивающих условия установления рациональных уровней импортозависимости. В целом предлагаемый научно-методический аппарат и разработанные на его основе методические рекомендации позволяют обеспечить экономическую безопасность государства с позиций рациональных уровней импортозависимости по конкретным видам товаров.

Техническая оснащенность скпк и её влияние на доступ к финансовым ресурсам

Расширение доступа сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам является важным компонентом устойчивого развития сельских территорий. Цель работы - исследование доступности финансовых услуг сельскому населению Республики Саха (Якутия). Республика Саха (Якутия) имеет обширную территорию с низкой численностью населения. Плотность населения составляет 0,3 человека на 1 км. Существующая транспортная сеть слаборазвита. Единственный способ берегового соединения это паромные переправы. Специфика региона делает особо важным развитие в сельской местности телефонной и интернет-связи. Анализ технической оснащенности, идентификации организаций приема платежей и глубины присутствия финансовых организаций на селе проводился путем анкетирования. Проведен анализ 23 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов первого уровня из 13 районов Республики Саха (Якутия). Исследования показали, что при росте удаленности от административных центров присутствие СКПК уменьшается, но растет роль агентов СКПК. Вне зависимости от удаленности СКПК, в основном, имеют достаточный уровень технической оснащенности, но низкое качество интернет-связи. Транспортная труднодоступность в регионе означает и сетевую (интернет) труднодоступность. Банки открывают свои отделения в городах и административных центрах, но крайне редко проникают вглубь сельских районов. Эта особенность и является преимуществом сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации перед банками. Анкетирование выявило желание и готовность руководителей СКПК предоставлять дополнительные услуги на базе кооперативов. Наиболее интересные и стоящие внимания предложения - это предоставление услуг по проводке платежей безналичным способом и страхование членов кооператива. Поддержка развития СКПК может и должна способствовать устойчивому развитию сельских территорий Республики Саха (Якутия).

Особенности инновационной политики в апк стран брикс

Инновационная деятельность является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности сельского хозяйства и АПК в целом на мировом агропродовольственном рынке. Сегодня для РФ одним из приоритетных направлений интеграции в аграрной сфере является взаимодействие и сотрудничество со странами БРИКС в научно-технической и технологической области. На долю стран объединения приходится около 30‰ мировой территории, в этих странах проживает более 43‰ населения земного шара, что позволяет говорить о потенциально самом большом по емкости рынке продовольствия. Повышение производительности труда в аграрном секторе стран БРИКС является весьма актуальной задачей, так как без этого трудно рассчитывать на значительный рост эффективности аграрного сектора экономики. В мире результаты инновационной деятельности стран оцениваются по целому ряду показателей (качество институтов, человеческий капитал, инфраструктура, бизнес-среда, технологическое развитие и др.) в системе «Глобальный Индекс Инноваций». Страны БРИКС, оцененные в 2014 году по данной системе, показали как высокие, так и довольно низкие показатели по конкретным направлениям. Взаимное сотрудничество и взаимодополняемость в сфере науки и инноваций будет способствовать более полной реализации потенциала каждой из стран объединения. В 2015 году странами БРИКС был подписан Меморандум в сфере науки, технологий и инноваций и разработан Рабочий план его реализации. Координация деятельности в основных областях сотрудничества будет осуществляться на основе Исследовательской и инновационной сетевой платформы, призванной содействовать продвижению научно - исследовательского сотрудничества. Несмотря на наметившийся прогресс в развитии научно - технологического сотрудничества между странами БРИКС, практические механизмы его реализации ещё окончательно не выработаны, а темпы их разработки в настоящее время недостаточны.

Изменение политики развития сельских территорий в европейском союзе и россии

На основе исследования европейского и российского опыта в области развития сельских территорий предложены направления адаптации европейского опыта к российским условиям. В настоящее время развитие сельских территорий является стратегической задачей, стоящей практически во всех странах мира на первом месте. Интересен опыт Европейского Союза в области политики развития сельских территорий, которая находится в постоянном развитии в зависимости от вызовов, стоящими перед сельскими территориями. Политика развития сельских территорий Евросоюза за период ее существования изменилась от ориентации на сельском хозяйстве и обеспечении продуктами питания до развития сельских территорий, поддержки местных инициатив, сохранения сельского культурно-исторического и природного наследия в настоящее время. В Российской Федерации создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важных стратегических целей государственной политики. Законодательно развитие сельской местности закрепилось с принятием в 2010 году Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Реализация Концепции возложена на Министерство сельского хозяйства России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Учет опыта Европейского Союза в области политики развития сельских территорий и адаптация его к российским условиям могли бы оказать позитивное воздействие на дальнейшую политику развития сельских территорий Российской Федерации, что позволит вывести сельские территории нашей страны на качественно новый уровень.

Стратегические приоритеты перехода к инновационной экономике в условиях заниженного курса рубля

В статье рассматриваются долгосрочные приоритеты экономического развития России и, в частности, агропромышленного комплекса, которые возникли в связи с изменившейся геополитической ситуацией и обусловлены необходимостью перехода к инновационной экономике на основе новой индустриализации в условиях пониженного в результате «голландской болезни» курса рубля. Выявлена необходимость исходить из двух долгосрочных приоритетов. Первый приоритет состоит в обеспечении стабильной и постоянной продовольственной независимости и безопасности. Второй приоритет состоит в освобождении от иностранной зависимости в широком круге отраслей машиностроения, обеспечивающих обороноспособность страны на самом современном уровне и в необходимых масштабах. Стратегическая задача является двуединой - наращивание инновационного производства традиционных видов продукции (продовольствия, в первую очередь) с инновационным производством средств инновационного производства. Формулируются требования к изменению системы институтов развития и управления экономикой, в том числе, экономикой агропромышленного комплекса, в условиях пониженного курса рубля. Центральное место в осуществлении указанных реформ и в развитии инновационной экономики в целом принадлежит науке. От праволиберальной парадигмы необходимо отказаться, демонстративно объявив переход от преимущественно праволиберальной экономической политики, делающей упор лишь на совершенствовании институтов, т.е. «правил игры», к активной социально ориентированной политике экономического роста и развития на новой технологической базе.

О необходимости определения стратегических приоритетов в развитии апк

Недооценка в течение многих десятилетий необходимости комплексного развития российского села, оптимального размещения агропромышленного производства, создания социальной инфраструктуры привели к серьезным негативным как социальным, так и экономическим последствиям. На основе анализа состояния агропромышленного комплекса Российской Федерации, осуществления аграрной политики обосновываются предложения о необходимости смены её парадигмы, выработки стратегических приоритетов по дальнейшему развитию АПК. В качестве приоритетов выделены: переход к полноценному стратегическому планированию развития агропромышленного комплекса, в т.ч. разработка Единой схемы территориально-отраслевого размещения агропромышленного производства с учетом природных, материальных, финансовых и других видов ресурсов и человеческого потенциала; техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства и пищевой промышленности; повышение уровня доходности аграриев, в т.ч. и за счет увеличения размеров государственной поддержки, совершенствования финансово-кредитной политики, государственного регулирования ценообразования на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; корректировка и увеличение финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства; разработка новой программы научного обеспечения агропромышленного комплекса, программы подготовки и закрепления специалистов.

О роли таможенных услуг в регулировании импорта сельскохозяйственных товаров

Таможенные услуги и таможенное регулирование импорта товаров в настоящее время приобрело стратегическое значение, так как они являются гарантом обеспечения продовольственной безопасности, обеспечивают достижение целей эмбарго в ответ на объявленные США и ЕС санкции, способствуют импортозамещению, развитию производства сельскохозяйственной продукции отечественными товаропроизводителями. В настоящее время определение места и роли таможенных услуг в таможенном регулировании представляют собой важную методологическую проблему. Поэтому в работе в первую очередь рассмотрены структура таможенных услуг, их содержательное наполнение по направлениям таможенного регулирования. При рассмотрении этих направлений учитывался опыт работы таможенных органов зарубежных стран, специфика работы таможенных органов Российской Федерации в условиях членства России во Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации применительно к импорту и экспорту сельскохозяйственных товаров. В целом вопросы, рассмотренные в статье, являются актуальными как для теории, так и для практики обеспечения населения качественными импортируемыми продовольственными товарами, а также для создания благоприятных условий отечественным производителям сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.

Статистический анализ динамики развития сельского хозяйства россии в постсоветский период

Проведение статистического анализа динамики и тенденций развития отечественного сельского хозяйства обусловлено необходимостью выявления возможностей обеспечения продовольственной безопасности страны, конкурентоспособности отечественной продукции, устойчивого развития сельских территорий. В статье дана оценка динамики и тенденций развития сельскохозяйственного производства в период рыночных преобразований. За 25 лет экономических и аграрных реформ в сельском хозяйстве России произошли существенные перемены, что привело к структурным изменениям в отрасли. В результате снижения платежеспособного спроса, опережающего роста цен в отраслях-поставщиках и сокращения поддержки отрасли со стороны государства, ресурсный и производственный потенциал снизился, производство продукции сельского хозяйства значительно сократилось, а большая ее часть стала производиться в нетоварных хозяйствах населения. Как следствие негативных тенденций импорт сельскохозяйственной продукции стал важным источником обеспечения страны продовольствием. Статистический анализ показал, что после дефолта 1998 года, а также с принятием Доктрины продовольственной безопасности ситуация в отрасли начала улучшаться, хотя и темпами, недостаточными для достижения уровня, запланированного в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В основе роста доли отечественной продукции в общем объеме реализованной продукции лежит улучшение структуры производства по категориям хозяйств с разным уровнем товарности. Поддержка отечественного сельскохозяйственного производителя позволит стране выйти на уровень самообеспечения и благотворно отразится на развитии сельских территорий, остановив вымирание российской деревни.