Яндекс.Метрика

Развитие оптово - распределительных центров - направление поддержки малых форм хозяйствования на селе

В статье отражена текущая ситуация с доступом на рынок продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, а также отражена роль оптово-распределительных центров в решении обозначенного вопроса. В малых формах хозяйствования производится более 50‰ валового объема сельскохозяйственной продукции, но уровень товарности низкий. Создание логистических оптово-распределительных центров на основе кооперации выступает экономически значимым направлением аграрной политики. Развитие оптово-продовольственной системы позволяет поднять производство средних и малых сельскохозяйственных производителей и увеличить их долю на рынке. Предлагается разработать нормативы по стоимости проектов создания оптово - распределительных центров районного и регионального уровня, принимаемых государством к субсидированию, и утвердить механизм государственной поддержи подобных проектов.

Домохозяйства в системе реализации экономических интересов сельского населения

Традиционной формой интеграции интересов индивидуумов являются домохозяйства, образующие экономический и социальный базис воспроизводства человеческого капитала. Домашние хозяйства, с момента своего появления на экономической арене, обеспечивают хозяйственную самостоятельность семьи или отдельного человека в процессе воспроизводства социума и частичную обособленность индивидуума в процессе производства и потребления экономических благ. Специфика домохозяйств определяется совокупностью реализуемых ими функций и соотношением между ними, их типом, обуславливающим выбор стратегии и модели поведения. К формам экономического поведения домашних хозяйств относятся трудовая и предпринимательская активность их членов, потребительское и сберегательное поведение, формирование бюджета и оптимизация структуры расходов, адаптация к изменениям внешней среды функционирования, инвестиционная стратегия и др. Особую форму домохозяйств представляют собой домашние хозяйства сельского населения. Факторы, влияющие на поведение домашних хозяйств сельской местности, предлагается систематизировать в разрезе шести групп (демографические, общественные, политико-правовые, экономические, социальные и природно-географические). Домашние хозяйства являются центром концентрации экономических интересов индивидуумов, связанных семейными отношениями и рамками совместного ведения хозяйственной деятельности. Именно на уровне домохозяйств наиболее ярко проявляются проблемы, связанные с персонификацией индивидуальных интересов, их консолидацией, согласованием, ограничением, регулированием, воспроизводством и мотивацией. Сельские домохозяйства в ближайшее время могут существенно сократить свою производственную функцию в силу катастрофического старения сельского населения. Проблема сохранения сельского образа жизни, поддержки сельских домохозяйств и сохранения общественного контроля над сельскими территориями должна считаться одним из основных приоритетов аграрной политики государства.

Об актуальных экономических проблемах развития апк и механизмах их решения

В статье обоснована необходимость стратегического подхода в развитии АПК, ориентации на долгосрочные цели, на возможные риски и угрозы. Рассмотрены основные экономические проблемы, связанные с устойчивым развитием АПК: рост инфляции и цен на продовольствие, существенное снижение доходов населения, сокращение инвестиций, неудовлетворительные условия банковского кредитования, несовершенство налоговой политики и системы агрострахования, проблемы технико-технологического обеспечения, неэффективное использование земельных ресурсов. Нельзя откладывать решение насущных проблем отрасли и села на последующие годы, так как это приведет в будущем к усилению системных негативных последствий, к потребности в изыскании в будущем несравненно больших средств для развития отрасли. Перспективы развития сельского хозяйства рассмотрены в нескольких сценарных вариантах - инерционном, оптимистичном. Можно прогнозировать среднегодовой прирост продукции сельского хозяйства на период до 2020г. в размере 2-3‰, а к 2030г. она увеличится за десятилетие примерно ещё в 1,5 раза. Реализация поставленных целей представляется возможной лишь в условиях благоприятной макроэкономической ситуации в стране, существенного улучшения «климата» в международном сотрудничестве.

Разработка и согласование механизмов реализации долгосрочных стратегий и целевых программ в агропромышленной сфере

В результате сырьевой ориентации экономики сложился замкнутый круг: для перехода к стратегическому планированию требуется увеличить объемы бюджетных средств, выделяемых на реализацию масштабных целевых программ, в то время как доходы бюджета от экспорта сырьевых товаров недостаточны для решения стратегических задач развития сельского хозяйства и связанных с ним видов деятельности. Эффективным средством для выхода из ситуации замкнутого круга является долгосрочное планирование. Статья посвящена теоретическим, методическим и практическим аспектам разработки и согласования механизмов реализации долгосрочных стратегий и целевых программ в агропромышленной сфере. В ней обоснована необходимость переориентации макроэкономической бюджетной, налоговой и ценовой политики на создание условий для реализации долгосрочных стратегий и целевых программ сельского хозяйства и связанных с ним отраслей и видов деятельности. Методологически важным вопросом стратегического планирования является конкретизация целевых показателей, характеризующих воспроизводство и рост населения. Региональная демографическая политика призвана обеспечить необходимые условия для воспроизводства всех коренных народов Российской Федерации. В число первоочередных документов стратегического планирования следует включить целевые программы по образованию, подготовке кадров и занятости на селе. В статье предлагаются первоочередные меры, обеспечивающие рост налогооблагаемой базы и увеличение финансовых ресурсов для развития агропромышленного и агропродовольственного комплексов.

О реализации в ставропольском крае государственных мер по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей

Раскрыта роль финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края. В целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, находящимся в тяжелом финансовом положении, в Ставропольском крае с 2002 года реализуется программа финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, участие в которой позволяет улучшить финансовое состояние до применения процедур банкротства, сократить накопившуюся сумму задолженности и предоставить возможность должнику восстановить утраченную платежеспособность. Согласно Федеральному закону реструктуризация предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов. Оздоровление финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей - задача не только Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, а всех органов государственной власти и местного самоуправления. Учитывая важность и эффективность проводимых в крае мероприятий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, им должно быть, уделено больше внимания. Проводимые мероприятия позволяют не только обеспечить доходную базу бюджетов всех уровней, но и решать проблемы занятости и повышения благосостояния сельского населения.

Инновационно-инвестиционный путь развития зернового хозяйства - основа повышения его эффективности и устойчивости

Присоединение России к ВТО, мировые продовольственный, финансовый и экономические кризисы, высокая продовольственная зависимость страны от импорта требуют не только повышения конкурентоспособности ее сельскохозяйственной продукции, применения более эффективного механизма защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и перехода сельского хозяйства вообще и зернового в частности к инновационно-инвестиционной модели развития. Спад производства сельскохозяйственной продукции, слабая поддержка со стороны государства, высокая стоимость нововведений, невосприимчивость большинства российских сельскохозяйственных товаропроизводителей к отечественным и зарубежным научно-техническим достижениям не позволяют развивать инновационную деятельность. Значительный рост инвестиций в сельское хозяйство без базисных инноваций может стать неэффективным. Инновации носят ограниченный характер и, как правило, доступны лишь незначительной части крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Инновационный потенциал сельского хозяйства используется на 4-5‰ против 50‰ и более в сравнении с экономически развитыми странами. Развитие инновационных процессов в сельском хозяйстве в целом можно характеризовать как вялотекущий процесс. Результативность влияния инновационной деятельности на эффективность зернового производства весома. Для того чтобы инновационная деятельность в зерновом хозяйстве была активной и эффективной, необходимо задействовать четыре группы факторов: экономические и технологические; правовые и политические; организационно-управленческие; социально-психологические и культурные. Необходима система освоения достижений научно - технического прогресса, эффективный организационно-экономический механизм, который бы способствовал более активному восприятию инноваций зернопроизводящими хозяйствами и их массовому тиражированию.

Эффективность инновационной деятельности в сельском хозяйстве

Чтобы создать инновационную аграрную экономику необходимо осваивать и активно применять достижения науки и техники, использовать мировой опыт. Целью внедрения инноваций в АПК является совершенствование агропромышленного производства, и как следствие повышение экономической эффективности производства продукции сельского хозяйства. В современных условиях возросла актуальность организации научно-технической и инновационной деятельности с ориентацией на региональные особенности, а также необходимость разработки теоретических и практических положений оценки научно-технических достижений в АПК. В статье рассматриваются понятия инноваций, инновационного процесса и его особенности в АПК, анализируются основные применяемые показатели экономической эффективности и предлагается оценка эффективности нововведений через сравнение производительности труда и фондоемкости продукции. Инновационный процесс в сельском хозяйстве рассматривается как постоянный и непрерывный поток преобразования определенных технических или технологических идей в новые технологии на основе научных разработок. Анализ развития отрасли за последние 10 лет периода реализации программ государственной поддержки показал положительные тенденции в росте производства продуктов сельского хозяйства, товарности, финансовых результатах. Для достижения высоких финансовых результатов необходимо соблюдение технологии производства продукции сельского хозяйства, внедрение новых технологий, введение в оборот заброшенных земель, сохранение плодородия возделываемых земель.

Развитие рисоводства требует более совершенного организационно-экономического механизма

Надежное обеспечение потребности страны в рисе и наращивание его экспортных ресурсов может быть достигнуто при рациональном использовании производственных ресурсов рисосеющих хозяйств на основе внедрения достижений научно-технического прогресса и совершенствования организационно-экономического механизма ведения подотрасли. Развитие рисоводства происходило в сложной и противоречивой ситуации, которая оказала неоднозначное влияние на зерновое хозяйство вообще и производство риса в частности. Российский рисоводческий комплекс является самым северным в мире и по своей продуктивности и эффективности уступает основным странам-экспортерам и производителям риса. Особенность российского рынка риса связана с тем, что этот пищевой продукт не является традиционным для населения страны, его потребление повышается с увеличением доходов населения. Рассмотрены основные направления совершенствования организационно-экономического механизма развития рисоводства в стране, связанные с разработкой государственной подпрограммы его развития в рамках действующей Государственной программы, предусматривающей увеличение государственной поддержки подотрасли, основным инструментом предоставления которой являются субсидии, поскольку выделяемые бюджетные средства достаточны лишь для поддержания достигнутого уровня производства риса. Доказана необходимость привлечения инвестиций для обеспечения перевода рисоводства на инновационно-инвестиционную модель развития, совершенствования организационно-экономического механизма размещения и специализации рисоводства на основе использования программно-целевого метода, а также коренного улучшения налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей, рационализации системы сельскохозяйственного страхования и введения государственной поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Современное состояние овощеводства россии

Овощи имеют огромное значение в поддержании жизненных сил человека, являются действенным лечебным средством. Среднегодовая физиологическая норма потребления овощей в России в зависимости от климатических условий и национальных особенностей колеблется от 100 до 150 кг на человека в год. Даны итоги развития отрасли овощеводства России в 2015г. Отрасль за годы реформ не снизила темпов своего развития. Посевные площади под овощебахчевыми культурами в течение последних пяти лет (2011-2015гг.) по всем категориям хозяйств колебались в пределах 831-892 тыс.га, занимая в среднем 1,1‰ в структуре всей посевной площади сельскохозяйственных культур в стране. Овощные культуры занимали 0,9‰, бахчевые продовольственные - 0,2‰ от всей посевной площади. Валовой сбор овощей открытого и защищенного грунта в хозяйствах всех категорий в 2015г. составил 16,1 млн т или 104,2‰ к уровню 2014г., в т.ч. овощей открытого грунта - 14,7 млн т или 103,9‰ к 2014г. В 2015г. урожайность овощных культур открытого грунта по отношению к 2014г. возросла на 3,4‰ и составила 225,1 ц/га. Средняя урожайность тепличных овощей в зимних теплицах сельскохозяйственных организаций была на уровне 31,8 кг/м, малых предприятий - 18,3 кг/м. Предложены основные направления стабилизации и повышения эффективности овощеводства. Площади овощепригодных орошаемых земель в России довольно ограничены. Поэтому достичь увеличения валового производства овощей можно преимущественно за счет повышения урожайности. Одним из главных факторов повышения урожайности овощных культур является научно-обоснованная система применения удобрений. Комплексный подход к развитию производства овощеводческой продукции сделает возможным обеспечение населения страны свежими овощами отечественного производства.

Статистический анализ операций по экспорту зерна в рф

Для оценки уровня развития экспортных операций по регионам были рассмотрены следующие показатели: стоимость экспорта зерна на 1 га посевной площади, доля экспорта зерна в валовом сборе, экспортная цена 1 ц зерна, экспортная маржа 1 ц зерна. Выделяются приграничные регионы с высокой долей экспорта и интенсивностью продаж, но не производящие зерно. Различия в представляемых статистических данных требуют тесной координации программ наблюдения между Федеральной службой статистики и таможенными органами. Результаты расчета «экспортной маржи» и группировка регионов по ее величине показали, что основная часть экспорта приходится на регионы, в которых «экспортная маржа» близка к среднему значению. Повышенные значения маржи имеют место в регионах с более высокой экспортной ценой и посевов твердых сортов пшеницы. Сделан вывод, что вместе с экспортируемым зерном за рубеж вывозятся запасы элементов естественного плодородия почв. В статье ставится вопрос о необходимости создания фонда сохранения естественного плодородия почв, в том числе за счёт экспортных операций. Рассматриваются возможные алгоритмы формирования и механизмы функционирования фонда сохранения естественного плодородия.