Яндекс.Метрика

Развитие рынка масложировой продукции в странах еаэс

В статье представлены основные аспекты формирования единого рынка масложировой продукции в рамках государств ЕАЭС для обеспечения эффективного использования ресурсного потенциала каждой страны, оптимизации объемов производства продукции, удовлетворения общих внутренних потребностей в ней и наращивания экспортного потенциала. В статье представлен анализ фактического состояния рынка масложировой продукции в каждой стране-участнице и в целом по странам ЕАЭС, выявлены его преимущества и проблемы. Среди стран ЕАЭС основное производство масличных культур приходится на Российскую Федерацию. В расчете на душу населения производство растительного масла 2014г. составило в среднем по ЕАЭС 30,1 кг при общем потреблении 22,3 кг. Все страны-участницы ЕАЭС прогнозируют дальнейшее наращивание производства масличных культур и растительного масла и выход с ними на мировой рынок, чему способствует благоприятная складывающаяся и прогнозируемая его конъюнктура. При достигнутом количественном уровне коллективной безопасности по растительному маслу прирост его производства и производства семян масличных культур может использоваться на повышение объемов внутреннего потребления и на экспорт. Расширению рынков сбыта будет способствовать налаживание отношения ЕАЭС с другими интеграционными формированиями (странами ШОС, АСЕАН), создание зон свободной торговли со странами, не входящими в ВТО (Иран, Вьетнам), сотрудничество в рамках стран-БРИКС. По всем этим направлениям должна строиться и государственная поддержка участников рынка масложировой продукции на наднациональном уровне из общего фонда. Вся деятельность государственных дипломатических торговых представительств за рубежом должна переориентироваться с деятельности по привлечению импорта продукции на деятельность по привлечению технологий и поиску рынков сбыта масложировой продукции.

Производство и использование биодизеля из масложировой продукции (мировая практика и перспективы для россии)

Рассматриваются различные аспекты развития мирового рынка биодизеля. Анализируется сырьевая база производства биодизеля, его технические характеристики, а также себестоимость производства. Приведены данные по мировому производству биодизеля и гидрированного растительного масла из масложировой продукции в период 2004-2014 гг. Они показывают, что средние годовые темпы прироста производства биодизеля составили 28,6‰ , а в 2014 году объем его производства, по данным Всемирной сети по политике в области возобновляемых источников энергии в XXI веке (REN21) - 29,7 млрд. л. Также приведены прогнозные данные ОЭСР-ФАО по производству биодизеля в мире и в отдельных странах, показывающие, что в глобальном масштабе оно может составить в 2025 году 41,4 млрд. л. Особое внимание уделено вопросам внутреннего потребления биодизеля и внешней торговли данным видом биотоплива в настоящее время и на перспективу до 2025 года. Исследуются факторы полидисциплинарного характера (экономические, социальные, экологические, политические, конкурентные и др.), оказывающие влияние на развитие рынка биодизеля. Заключительная часть статьи посвящена изучению возможности развития рынка биодизеля в России. Обосновывается, что приоритетным направлением является использование биодизеля, производимого из масличных культур для удовлетворения энергетических потребностей сельского хозяйства. Дается оценка энергетического потенциала биодизеля по регионам России. При условии вовлечения в оборот 10‰ существующих посевов, как сои, так и рапса и 20‰ площади неиспользуемой пашни (также для посевов сои и рапса) он может составить 1,5 млрд. л, что эквивалентно 29,4‰ объема дизельного топлива, потребляемого в сельском хозяйстве России. Предлагаются основные направления государственной политики для развития отечественного рынка биодизеля.

Новые механизмы создания интеграционных формирований

В статье рассмотрены теоретические аспекты экономической интеграции, представлена классификация региональных экономических формирований нескольких научных школ, а также раскрыт опыт их формирования и функционирования. Рассмотрены основные форматы интеграции (зона свободной торговли, таможенный союз, экономический союз, валютный союз, платежно-банковский союз, политический союз) и соответствующие им функции. Авторы понимают под региональным интеграционным формированием любое объединение государств, сформированное в целях повышения эффективности торговых, экономических и других процессов. На основе международного и регионального опыта интеграции рассмотрен механизм вариантов интеграции с системным интегратором, динамика преобразования форматов функционирования региональных интеграционных формирований и эволюция их состава. На основании результатов анализа приведена краткая характеристика и эффект использования нового поколения механизмов образования интеграционных формирований.

Ключевые задачи и ресурсы регионального развития в условиях замедления экономики

В статье представлены результаты исследования по поиску ресурсов регионального развития в специфических условиях, создаваемых замедлением темпов роста экономики России. Основные мезоуровневые формы проявления замедления экономики России: усиление территориальной поляризации, дестабилизация территориального развития, рост дефицита инвестиционных ресурсов, усиление инерционности движения региональной экономики и других негативных последствиях. В качестве методической основы использована парадигма системного подхода: выделены основные мезоуровневые формы проявления замедления экономики России, исследована природа востребованных ресурсов для преодоления данных проявлении, определены ключевые задачи регионального развития. Для выявления ресурсов регионального развития в кризисных условиях нами предложена трансформация модели производственной функции, в которой ресурсы регионального развития поставлены в соответствие факторам процесса формирования валового регионального продукта. Рейтинговый анализ факторов конкурентоспособности экономических систем выполнен на макроуровне по данным 2014-2015гг. В ходе исследования выделены две фокус-группы приоритетных ресурсов регионального развития: группа информативных ресурсов, обладающая потенциалом приращения научного знания в созидании ВРП и группа институциональных ресурсов, характеризующая возможности упорядочения и закрепления функциональных связей между субъектами региональной экономики. Исследования подтверждают низкий уровень концентрации информационных ресурсов в сфере функционирования регионального фондового рынка Краснодарского края, что сужает его инвестиционный потенциал. Автором предложен ряд мероприятий по расширению информационного канала обеспечения условий стабильного и эффективного развития регионального рынка ценных бумаг.

Проблемы управления инвестиционной безопасностью региона

Для успешного развития страны и регионов необходимо привлечение инвестиций, что зависит не только от экономических потребностей, но и от уровня экономической и инвестиционной безопасности. Основным показателем наличия благоприятного инвестиционного климата является уровень защищенности от инвестиционных рисков и угроз. Оценка вероятности наступления тех или иных негативных событий влияет на характер принимаемых решений со стороны потенциальных инвесторов. Остро стоит вопрос о поисках гармонии в интересах государства и иностранных инвесторов, где было бы определено место иностранному капиталу в экономических и социальных планах развития страны. Значимое место в системе обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов принадлежит субъектам Федерации. Именно от проводимой ими инвестиционной политики зависит инвестиционный климат на местах, а значит, и темпы экономического развития страны в целом. Серьезным недостатком в части обеспечения экономической безопасности региональных инвестиционных проектов и программ является отсутствие научно-обоснованных целей. Приведенный анализ показал, что инвестиционные риски в России и ее регионах, достаточно высоки, что подтверждается оттоком капитала из страны. В статье раскрываются основные аспекты угроз инвестиционной безопасности, которые несут в себе разрушительный кумулятивный заряд инвестируемому объекту и продуцируются в результате столкновения интересов отдельных индивидов, малых социальных групп, социума, регионов и государств (при их взаимодействии в процессе инвестирования). Достаточный уровень инвестиционной защищенности не может быть достигнут без соответствующей нормативной базы и правоприменительной практики.

Была ли альтернатива сталинской коллективизации?

В статье сделана попытка оценить последствия сталинского этапа развития страны: являлась ли коллективизация невиданным позитивным социальным преобразованием или отрицательным этапом истории, была ли насильственная коллективизация, сопровождаемая колоссальными жертвами населения страны, необходимой и безальтернативной с точки зрения проведения последующей индустриализации. Исследование истории вопроса показало, что основной причиной форсирования коллективизации по сравнению с решениями XV съезда ВКП(б) явилась неспособность сталинского руководства иными способами обеспечить регулярные государственные закупки зерна в необходимых объемах. Приведенные данные о валовом сборе и государственных закупках зерна в 1921-1937 годах подтверждают, что коллективизация обеспечила ускоренное получение товарного зерна государством на 10-11 млн тонн с последующим небольшим ростом производства. На длительный период был решен вопрос о создании гарантированного продовольственного фонда и ресурсов для экспорта. Потери населения в этот период составили по разным оценкам от 10 до 20 млн чел. Сделан вывод, что и без форсирования коллективизации, на основе предложенного В.И.Лениным постепенного и добровольного кооперирования крестьянства сохранялась возможность быстрого наращивания производства и государственных заготовок зерна, а тем самым и ускоренного развития государственной промышленности. При этом в связи с меньшими затратами на капвложения для вновь созданных колхозов не пришлось бы сокращать объемы капитальных вложений в тяжелую и оборонную промышленность. Характер мышления и крайне идеологизированный подход к решению хозяйственно-политических задач руководства страны того периода воспрепятствовал этому.

Формирование трудовых ресурсов в аграрной сфере

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на формирование трудовых ресурсов и развитие рынка труда в сельской местности, является демографическое состояние. Нарушение количественного равновесия на рынке труда и проблемы демографического характера явились сдерживающими факторами устойчивого развития агропромышленного комплекса в целом и его подкомплексов в частности. В результате анализа состава и численности занятых в сельском хозяйстве Кабардино-Балкарской Республики выявлены тенденции сокращения численности экономически активного населения, нехватки на селе квалифицированных трудовых ресурсов, готовых осваивать современные технологии и новейшую технику. Сезонность сельскохозяйственного производства усугубляет проблему занятости, приводит к низким доходам и оттоку кадров в другие сферы экономики. Мероприятия «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» направлены на повышение уровня комфортности условий жизнедеятельности сельских тружеников, создание условий для социального и культурного развития населения, повышения престижности труда работника аграрной сферы.

Эффективность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей краснодарского края

Предложен методический подход к оценке эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, основанный на построении и анализе производственной функции прибыли, что позволяет определять отдачу от субсидирования производства продукции сельского хозяйства, а также обосновывать наиболее эффективные направления государственной поддержки отдельных отраслей и видов продукции. Показатель эффективности государственных субсидий на производство конкретного вида сельскохозяйственной продукции рассчитан как отношение прироста прибыли товаропроизводителей к сумме полученных средств государственной поддержки. С использованием предложенного методического подхода выполнена оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Краснодарского края по данным статистической отчетности 106 сельскохозяйственных организаций за период с 2008 по 2012 годы. В модели оценивались 69 параметров, более половины из которых оказались статистически значимыми Сделан вывод, что сельскохозяйственное производство в организациях Краснодарского края характеризуется низкой чувствительностью к изменениям цен реализации производимой продукции и цен на основные виды производственных ресурсов. Доказана наибольшая эффективность государственного субсидирования части процентной ставки по долгосрочным инвестиционным кредитам, выдаваемым товаропроизводителям на обновление и пополнение их основных средств.

Регулирование развития малых форм хозяйствования в апк

Устойчивое развитие АПК во многом зависит от уровня эффективности работы субъектов малых форм хозяйствования. В малом хозяйствовании основными проблемами являются труднодоступность кредитных ресурсов и реализация продукции. Во многом это обусловлено слабым участием государства в процессах регулирования развития этого сегмента. Известно, что малые формы сегодня производят более 40‰ всей сельскохозяйственной продукции, а получают лишь 11‰ от объема государственной поддержки. Предлагается корректировать краевые целевые программы государственного регулирования развития малого хозяйствования, учитывать особенности, факторы положительного и отрицательного влияния на развитие малых субъектов, уделять больше внимание прогнозированию потребительского потенциала рынка с выделением доли участников малых форм хозяйствования. Для этого предлагается методика определения емкости рынка для продукции малых форм хозяйствования. Недостаточное внимание государства к процессу современного кооперирования субъектов малого аграрного хозяйствования не соответствует роли, которую они играют в импортозамещении и экономике в целом. Современные преференции государства малым хозяйствам не компенсируют им отсутствие рыночной власти, неравные рыночные условия в среде совершенной конкуренции по отношению к другим участникам рынка. Основательно решить эти проблемы способно лишь объединение усилий малых предприятий через кооперирование. Предлагается повысить мотивацию участия малых субъектов в кооперировании возможностями приватизации производственных и инфраструктурных активов созданных усилиями государства.

Экономическая эффективность специализации сельскохозяйственных организаций зернового типа

Цель исследования - определить влияние специализации и размещения на экономическую эффективность зернового полеводства. Сравнение по основным экономическим показателям организаций, для которых зерновое полеводство являлось основной отраслью производства, свидетельствует о том, что в случае увеличения посевной площади экономическая эффективность использования ресурсов возрастала, несмотря на более высокие материально-денежные затраты в расчете на 1 га посевов зерновых. Выявлено, что отнесение организаций к какому-либо производственному типу вовсе не предполагало наличие каких-либо конкурентных преимуществ, поскольку в группах присутствовали как прибыльные, так и убыточные организации. Вариация организаций по прибыльности производства объясняется несовершенством системы ведения основных отраслей в некоторых сельскохозяйственных организациях, в том числе неоптимальными размерами производства и размещением по природно-экономическим зонам. Производство зерна прибыльно во всех природно-экономических зонах, но конкурентные преимущества наблюдаются в группах муниципальных образований с более высоким гидротермическим коэффициентом, однако в данных районах зерновой тип специализации не распространен. В группе узкоспециализированных организаций удельная трудоемкость и себестоимость одного центнера зерна ниже, чем в неспециализированных хозяйствах, выше уровень рентабельности производства. В наиболее крупных узкоспециализированных организациях экономическая эффективность используемых ресурсов возрастает. Необходимо при принятии управленческих решений повышать эффективность планирования относительно перспективной специализации, сочетания отраслей, концентрации производства.