Яндекс.Метрика

Современные тенденции развития рынка масложировой продукции

Статья посвящена тенденциям современного развития российского рынка масложировой продукции, на котором в различных количествах и пропорциях постоянно происходят значительные экспортно-импортные операции. Конкурентное преимущество России определяется огромной территорией, которая практически на всем протяжении пригодна для выращивания масличных культур, используемых по трем направлениям (кормовое, пищевое и техническое), применяемых в пищевой, фармацевтической, химической, металлургической, мыловаренной, кожевенной и текстильной промышленностях, а также для технических целей. Виды продукции, представленные на масложировом рынке, постоянно меняются под воздействием предпочтений и потребителей, и производителей. Поэтому мониторинг текущей ситуации на отечественном и мировом рынках и прогнозирование конъюнктуры данного рынка необходимо проводить постоянно и качественно. Масложировая продукция востребована как внутри страны, так и на мировых рынках. Но из-за пробелов в технических регламентах, недостаточности государственной поддержки отечественный рынок проигрывает в инновационных продуктах и технологиях. Представлены основные положения Программы развития производства масложировой продукции.

Анализ финансовых результатов от реализации сельскохозяйственной продукции

В статье рассмотрена методология экономико-статистического анализа финансовых результатов, проанализированы условия формирования финансовых результатов; факторы, влияющие на финансовые результаты от продажи продукции; представлена методика определения оценочных показателей. При проведении исследования использовались данные бухгалтерской отчетности, информация Башкортостанстата и Минсельхоза Республики Башкортостан за 1991-2014 гг. Для анализа финансовых результатов от реализации продукции использован показатель окупаемости затрат, который обеспечивает сопоставимость данных независимо от убыточности или прибыльности организаций, не подвержен влиянию инфляции на результаты анализа. Для совершенствования методики анализа финансовых результатов от продажи сельскохозяйственной продукции предложено использование «коэффициента соотношения темпа роста себестоимости и средней цены единицы товарной продукции» в качестве оценочного показателя. Исследования показали, что хозяйства Республики Башкортостан специализируются преимущественно на продукции растениеводства, так как данная отрасль рентабельна. Также отмечено ухудшение финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций. Для снижения диспаритета цен предложено разработать научно-обоснованную методику системы ценообразования, учитывающую интересы всех товаропроизводителей, обеспечивающую им устойчивое функционирование на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

Анализ развития рынка сельскохозяйственной техники

Отмечены положительные тенденции в технической модернизации сельского хозяйства России и наметившиеся сдвиги в импортозамещении. Современная экономическая ситуация диктует необходимость разработки стратегии импортозамещения на рынке сельскохозяйственной техники, так как техническая зависимость может перерасти в зависимость технологическую. В статье проведена оценка технической оснащенности и эффективности использования техники в сельском хозяйстве. По значительной части сегментов рынка сельскохозяйственной техники российские производители вышли в количественном выражении на мощности, закрывающие полностью спрос. Возрастная структура имеющейся техники и высокая доля используемой импортной техники не позволяют говорить о перспективах формирования продовольственной безопасности с оптимизмом. Предложены подходы к активизации рынка сельскохозяйственной техники. Целесообразно использовать меры поддержки в комплексе с финансовыми рычагами стимулирования продаж, снижением процентов по инвестиционным кредитам в сельское хозяйства, формированием программ кредитования при которых новая российская техника станет сама залоговой базой. Введение утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику может существенно снизить платежеспособный спрос на неё, а уровень предлагаемых ставок этого сбора может в разы снизить темпы технического переоснащения. Нецелесообразно вводить утилизационный сбор на технику, производимую на территории страны с высокой степенью локализации, не имеющую российских промышленных аналогов.

Совершенствование местного самоуправления как базовое условие сельского развития

В статье дана оценка современного состояния местного самоуправления на селе. Обоснована необходимость его совершенствования, показаны основные причины, препятствующие его становлению как полноценного института. Отмечено, что главным условием решения этой проблемы является укрепление финансовой базы сельских муниципальных образований. В настоящее время только 0,3‰ сельских поселений не получают межбюджетные трансферты и доходы, переданные по дополнительным нормативам. Изменения, внесенные Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ, еще больше сузили налоговую базу сельских поселений. Для превращения местного самоуправления в эффективный инструмент развития села предложен комплекс мер, кардинально улучшающих его характеристики. Основными среди них являются совершенствование межуровневых отношений по управлению сельским развитием путем перераспределения между ними функций, ресурсов, полномочий и ответственности; обеспечение организационной и финансовой самостоятельности сельских муниципальных образований; создание механизма, предусматривающего заинтересованность органов местного самоуправления в развитии предпринимательства и социальной сферы, улучшении состояния экологии, росте поступлений в бюджеты всех уровней; наделение местных органов власти полномочиями по контролю деятельности всех предприятий и организаций, находящихся на подведомственной территории; введение в практику ежегодной отчетности и оценки населением деятельности органов местной власти сельских поселений, принимая по ее итогам кадровые и иные решения мотивационного характера; привлечение населения к участию в управлении местными делами.

Сельский туризм как фактор устойчивого развития территорий

В статье рассмотрены вопросы развития сельских территорий Республики Дагестан. Приведены действующие программы развития сельских территорий Дагестана. Даны характеристика целей и мероприятий развития сельского туризма в республике. Рассмотрен опыт Баварии в развитии сельского туризма. Изменение потребительского поведения повышает социально-экономическую значимость сельского туризма на местном и региональном уровнях. Природно-климатические условия, культурно-историческое наследие, человеческий потенциал - необходимые составляющие для развития сельского туризма в Дагестане. Обеспечение устойчивого развития сельских поселений республики даст толчок к развитию несельскохозяйственной деятельности в сельской местности, формированию представления о республике, как о регионе, наиболее благоприятном для занятий сельским туризмом, удовлетворению потребностей туристов в разнообразных, качественных туристских услугах. Для успешной организации сельского туризма в республике необходимо проведение следующих мероприятий: открытие гостевых хозяйств; разработка методики создания хозяйств, ориентированных на сельский туризм; содействие в регистрации хозяев гостевых домов в качестве индивидуальных предпринимателей; создание банка данных гостевых хозяйств; выработка системы классификации гостевых хозяйств; отбор и обучение кадров; содействие в организации выездных обучающих туров; содействие в установлении контактов с туроператорами; проведение рекламно-информационных туров для журналистов и туроператоров.

Государственное регулирование аграрного сектора экономики: опыт зарубежных стран

В статье исследован комплекс социально-экономических отношений, складывающихся в процессе реализации государственной поддержки сельского хозяйства в практике зарубежных стран и России. Содержательное наполнение и механизмы государственного регулирования отрасли рассмотрены на основе данных Организации экономического сотрудничества и развития и разработанных ею методиках оценки. Проведенный анализ показал, что система государственного регулирования выступает одной из ключевых детерминант развития сельского хозяйства. Уровень и приоритетные направления государственной поддержки отрасли определяются финансовыми возможностями и текущими задачами аграрных политик разных стран, при этом выделяются некоторые общие характерные черты. Так, при сокращении доли поддержки сельского хозяйства в ВВП ее абсолютное значение устойчиво растет. В периоды ухудшения конъюнктуры рынка увеличение средств на прямую поддержку сельского хозяйства помогает стабилизировать положение. В последние годы связанная ценовая поддержка замещается несвязанной поддержкой доходов производителей. Усиливается значение поддержки общих услуг, в первую очередь, инновационной деятельности и инфраструктуры. Учет современных тенденций и позитивного опыта государственного регулирования сельского хозяйства в экономически развитых зарубежных странах необходим для совершенствования отечественного механизма государственного регулирования отрасли в условиях политики замещения импорта и наращивания собственного производства сельскохозяйственной продукции.

Инвестиции как фактор интенсификации аграрного производства

В статье рассмотрены проблемы инвестирования сельского хозяйства. Инвестиции представлены как один из важнейших факторов интенсификации аграрного производства, выявлена зависимость эффективности производства в сельском хозяйстве от размеров инвестиций, в т.ч. бюджетных. Для оценки влияния инвестиций на развитие отраслей анализируются показатели по областям северной и южной зон Центрального федерального округа, в которых были выбраны по пять областей. Такой подход позволил также обозначить тенденции внутри каждой зоны. В ходе исследования оценивались размеры субсидий и инвестиций за 2005-2014 гг., показатели фондооснащенности производства и фондовооруженности труда. Сопоставлено влияние этих показателей на результаты производственной деятельности сельскохозяйственных организаций. Выявлено, что более высокие размеры капиталовложений в основной капитал в сочетании с относительно более благоприятными для ведения сельского хозяйства природными условиями обеспечили южной зоне по сравнению с северной более высокие результаты по выходу продукции с единицы площади пашни, фондоотдаче и производительности труда. Лучшие результаты были достигнуты также в сохранении и использовании площади пашни. Поскольку результаты вложения инвестиций и увеличения основных средств чаще всего проявляются через несколько лет, то можно ожидать в перспективе рост фондоотдачи в Белгородской, Тамбовской и Тверской областях. Сделан вывод о необходимости усиления бюджетной поддержки сельскому хозяйству как в благоприятных по природным условиям регионах, так и в менее благоприятных регионах, где расположена основная доля площади пашни.

Экономическая устойчивость мелких крестьянских хозяйств

В настоящее время становится объективно необходимым изменение системы научных взглядов на экономическую устойчивость крестьянских хозяйств. Недооценка устойчивости малых семейных форм хозяйствования ведет к низкой результативности их эволюционного развития. По данным анкетирования 101 крестьянского хозяйства Ульяновской области со средним земельным наделом 35 га проведен маржинальный анализ, показывающий специфику финансовых особенностей функционирования семейных предприятий. Обработка данных по денежным поступлениям и осуществленным расходам исследуемых крестьянских хозяйств позволила выявить определенные недостатки учета: 1) в состав денежных поступлений семейных предприятий не включаются заемные средства, полученные дотации из бюджета и страховые возмещения, денежные взносы семьи; 2) в состав расходов включаются как затраты по текущей деятельности, так и инвестиционные расходы в полном объеме. Доказано, что в крестьянских хозяйствах получение прибыли достигается жесточайшей экономией на постоянных затратах, в том числе и управленческих расходах. Отмечено, что аграрное производство в крестьянских хозяйствах развивается, в основном, по интенсивному пути развития, так как увеличение площади сельскохозяйственных угодий происходит при соответствующем росте переменных затрат и равной сумме постоянных. Сопоставлены недостатки и преимущества фермерского хозяйствования в сравнении с крупным аграрным производством. Несмотря на относительно низкие показатели производительности труда и технологическое отставание в ведении аграрного производства, предпринимательский подход к организации бизнеса и постоянный риск потери семейного имущества предотвращает повышение себестоимости производимой сельскохозяйственной продукции и обеспечивает устойчивость малого по размерам производства крестьянского хозяйства.

Проблемы создания сети оптово-распределительных центров

Функционирование агропродовольственного рынка затрудняется проблемами, возникающими на всех стадиях цепочки товародвижения от производителей к конечным потребителям. На стадии производства это высокий удельный вес продукции, производимой мелкотоварными производителями, которые испытывают недостаток мощностей хранения и трудности сбыта продукции, потери составляют до 40‰. Неразвитая логистика приводит к существенным потерям продукции на всех стадиях товародвижения от производителя к потребителю. Эти потери достигают 40-50‰ в процессе хранения, транспортировки и переработки. Одним из путей решения этих проблем может стать строительство сети оптово- распределительных центров, для которых разработана государственная программа поддержки. Появление на рынке оптово-распределительных центров не разрушит сложившуюся структуру рынка, а будет способствовать ее совершенствованию, позволит сократить наценку посредников, что в конечном итоге уменьшит цену продукции и увеличит объемы потребления свежего продовольствия. Однако возможность ее реализация подвергается сомнению из-за жестких требований, которые мелкотоварные производители не в состоянии выполнить, ориентации программы на масштабные инфраструктурные проекты. Существуют опасения, что закупки продукции фермеров будут осуществляться по демпинговым ценам, а стоимость услуг по хранению и подработке будет высокой. Предложена формула расчета оптимальной мощности единовременного хранения продукции в распределительном центре с привязкой к конкретному месту локации, основанная на фактическом потреблении продукции и уже имеющихся мощностях оптовых баз.

Правовое регулирование проблем риска

Необходимость системного подхода к реформированию правовых основ управления риском является актуальной задачей. Правовое регулирование любого вида деятельности, в том числе связанного с решением проблем риска, осуществляется посредством принятия нормативных актов различных уровней и воплощения основных положений данных нормативных актов на практике. С точки зрения эффективности воздействия нормативного регулирования на конкретные экономические процессы механизм регулирования можно оценить с позиции адекватности воздействия документов нормативной и законодательной базы на экономические процессы и с позиции практического использования правовых положений. С институтами правового обеспечения решения проблем риска взаимодействуют институты различных уровней, которые обеспечивают функционирование, расширение, замещение существующих норм. На решение проблем риска оказывают влияние политические, правовые, профессиональные, культурные, моральные, трудовые нормы, и все они преломляются в той или иной степени в инновационной деятельности. В связи с возросшей значимостью рассмотрен социальный фактор риска. Правовое регулирование проблем риска в сельском хозяйстве ограничено несколькими документами, которые позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям снизить неблагоприятное воздействие факторов экономического риска. Представленный анализ некоторых нормативно-правовых актов, затрагивающих проблему регулирования рисков в сельском хозяйстве, показал, что существующая система правового регулирования нуждается в пересмотре для повышения эффективности ее воздействия на экономические субъекты, предприятия не всегда полностью используют предоставляемые им возможности.