Яндекс.Метрика

Компаративный анализ развития экономики сельских территорий сибири

За 25 лет экономических и аграрных реформ в экономике сельских территорий России произошли существенные перемены, что привело к структурным изменениям в отрасли. Переходный период развития сельской экономики России требует особого подхода к анализу происходящих политических, социальных и экономических трансформаций. Объектом исследования являются регионы Сибирского федерального округа, обладающие обширными сельскими территориями и отвечающие российской специфике жизнедеятельности. Предметом исследования выступает механизм компаративной оценки трансформации региональных сельских территорий и стимулирования их развития. Зарубежные и отечественные ученые Э. Брегель, С. Роузфилд, А.И. Колганов, А.В. Бузгалин и др. считают, что наиболее подходящим инструментом для глубоких исследований основных концепций регионального развития является метод компаративного анализа. Этот подход использован нами для анализа развития экономики сельских территорий Сибири, что обусловлено необходимостью выявления возможностей устойчивого развития сельских территорий и конкурентоспособности отечественной продукции. Методика анализа основана на системе компаративных оценок, которая включает рассмотрение трех блоков параметров: состояние внутренних условий развития региона и сельских территорий в частности; формирование институтов рыночной инфраструктуры; степень вовлеченности сельских территорий региона в национальную экономику. В статье дана оценка динамики и тенденций развития внутренних условий развития сельскохозяйственного производства. Использование методики компаративного анализа в практике управления развитием сельских территорий позволит получить объективную картину функционирования региональной системы сельских территорий и определить мероприятия по изменению ситуации.

Управление балансом ресурсов в обеспечении продовольственной безопасности региона

Продовольственная безопасность рассматривается как базис обеспечения национальной безопасности страны, а также непременная предпосылка для повышения качества жизни населения. Наряду с национальными трудностями в обеспечении продовольственной безопасности существуют и региональные. При этом вопросам продовольственной безопасности регионов уделяется не столь пристальное внимание. Взаимосвязь продовольственного рынка и самообеспеченности региона сельскохозяйственной продукцией двойственна. С одной стороны, развитие регионального рынка должно базироваться на локальном производстве и самообеспеченности теми продуктами, для производства которых в регионе имеются необходимые условия. В противовес этому, при регулировании продовольственного рынка следует иметь в виду, что самообеспеченность должна быть оптимальной или рациональной и не должна противоречить рыночным принципам хозяйствования, условиям межрегионального и международного разделения труда. Авторами представлена динамика интегрированного коэффициента продовольственной зависимости Смоленской области за 2005-2015гг., который имеет устойчивую тенденцию к снижению (0,46-0,41). Рассчитаны показатели продовольственной зависимости региона на перспективу: степень удовлетворения физиологических потребностей населения области в молоке и молочных продуктах увеличится с 0,78 до 0,94; степень экономической доступности продовольствия перейдет из высокой (0,174) группы в допустимую (0,096); степень производственной зависимости региона по молоку и молокопродуктам сократится с 0,81 до 0,14 и станет незначительной.

Приоритетные направления развития механизма реализации экономических интересов сельского населения

Экономические интересы представляются в виде осознанных потребностей и традиционно рассматриваются в разрезе общественных, групповых (коллективных) и индивидуальных (личных) интересов. В качестве специфической группы носителей интересов следует рассматривать сельское население. Механизм реализации экономических интересов сельского населения представляет собой совокупность структурных и функциональных элементов, обеспечивающих подсистем, инструментов и методов, ориентированных на управление процессами формирования благоприятных условий реализации экономических интересов как сельского сообщества в целом, так и их отдельных групп, проживающих на локализованных территориях, характеризующихся собственной спецификой развития. Государство не смогло предложить внятной программы по обеспечению роста доходов сельского населения в условиях продолжающего устойчивого сокращения занятости населения в сельскохозяйственных организациях, снижения качества демографической структуры сельских сообществ, старения сельского населения и неразвитости системы сельской кооперации. Население сельских территорий, испытывающих процесс деградации и характеризующихся нарастающим уровнем социальной эксклюзии, объективно подвержено сжатию экономических и социальных индивидуальных потребностей, деградации их структуры, потерей веры в будущее и утраты потребности в труде как естественного источника доходов. Без создания эффективной системы мотивации трудовой активности преодолеть процессы деградации человеческого капитала на селе в рамках реализации существующей аграрной политики и политики сельского развития представляется крайне проблематичным. Направления развития механизма реализации экономических интересов сельского населения рекомендуется рассматривать в разрезе групп: формирование условий реализации экономических интересов, развитие сельской экономики, обеспечение роста доходов сельского населения, ограничение роста расходов сельского населения и повышение качества его жизни.

Актуальные проблемы развития российского экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия

В последние годы российский экспорт увеличился в натуральном выражении, но сократился в стоимостном из-за снижения цен на мировом рынке. Меняется и его качественная структура. Экспорт продовольствия растет в основном за счет зерна и растительного масла, т.е. продуктов с низкой добавленной стоимостью. География стабильных ёмких рынков сбыта продовольствия для России ограничена всего 20 странами. Привлекательные для экспорта рынки развитых стран хорошо защищены и выставляют непреодолимые барьеры для входа российских экспортеров, а потенциальные рынки стран Азии и Африки характеризуются нестабильной конъюнктурой. По результатам проведенного опроса руководителей и специалистов крупных компаний агропромышленного комплекса России, осуществляющих поставки за рубеж, выявлены основные внутренние и внешние проблемы развития экспорта. Решение задач развития экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия должно быть комплексным, системным и включать в себя мероприятия на мировом, региональном и национальном уровнях управления.

Устойчивое развитие: экологические приоритеты перехода к «зеленой» экономике

Статья представлена в виде аналитического обзора. В работе авторами рассматриваются институциональные механизмы устойчивого развития с учетом экологических приоритетов и перехода к «зеленой» экономике. Объектом исследования являются экономики развитых и развивающихся стран, проблемы устойчивого развития и обеспечения «зеленого» роста в долгосрочной перспективе. Изучение зарубежного опыта, в частности, Швеции, США, Великобритании, Евросоюза, ОЭСР, стран Юго-Восточной Азии, СНГ позволило определить основные институциональные инструменты развития новых рынков и отраслей с точки зрения экономической отдачи, добавленной стоимости и экологической устойчивости. В статье обосновано, что при разработке системы мер государственного регулирования развития «зеленой» экономики в России, наиболее перспективны агропромышленный комплекс и сельское хозяйство, конкурентоспособность которых может быть существенно повышена при переходе на экологически ориентированное сельское хозяйство. Выявлены потенциальные возможности России к переходу на модель «зеленой» экономики, проведен анализ регионов агропромышленной специализации по потенциалу «зеленого» роста. Стратегия перехода на стандарты и принципы «зеленой» экономики должна учитывать ресурсную базу аграрно-индустриальных регионов, промышленные и инновационно-инвестиционные возможности диверсификации, основываться на межрегиональной интеграции, расширении производственных связей и кооперации.

Поддержка малых ферм и борьба с бедностью в сельской местности бразилии

Рассматриваются современные тенденции социально-экономического развития Бразилии в сравнении с другими быстро развивающимися экономиками в организации БРИКС, включая рост реального ВВП, рост инфляции, уровень безработицы, медианный возраст населения. Анализируется демография в сельской местности и занятость в сельском хозяйстве Бразилии и других стран БРИКС. Отмечается, что общими направлениями в социальной политике стран БРИКС в сельской местности является поддержка преобладающих по численности, но наиболее экономически уязвимых малых форм хозяйствования, а также борьба с бедностью как часть общей политики борьбы с этим негативным явлением в странах организации. Основная часть статьи касается социальных проблем в сельской местности непосредственно Бразилии. Дается определение понятия «семейная ферма». Анализируются основные формы государственной поддержки семейных ферм в Бразилии в контексте общей поддержки всего сельского хозяйства, в том числе установление минимально гарантированных цен, осуществление государственных закупок сельскохозяйственной продукции, льготное кредитование и страхование. Среди других рассматриваемых направлений поддержки малых семейных ферм отмечается информационно-консультационная поддержка, а также содействие развитию альтернативных инновационных направлений органического сельского хозяйства и производства биотоплива. Заключительная часть статьи посвящена государственной политике борьбы с бедностью в Бразилии и целесообразности учета опыта этой страны для России.

Малые формы хозяйствования в апк: тенденции развития и новации господдержки на 2017-2020 гг

В структуре производства отечественной сельскохозяйственной продукции в 2015 году доля малых форм хозяйствования составила 48,5‰ или 2507,7 млрд. рублей. К малым формам хозяйствования относятся: личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, работающие в агробизнесе, сельскохозяйственные потребительские кооперативы. На фоне дефицита общедоступных статистических данных по малым формам хозяйствования в АПК актуальным является представленный в статье анализ основных показателей их развития, проведенный в том числе на основе предварительной информации Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. Авторами выявлены основные новации предоставления государственных субсидий с 2017 года. Одной из них является консолидация (укрупнение) мер государственной поддержки в рамках «единой» субсидии. Проанализированы ее содержание, критерии распределения, ожидаемые результаты внедрения, а также положительные изменения для крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Охарактеризована сущность нового механизма агрокредитования под ставку 5‰ годовых через уполномоченные банки при 20‰-ной квоте малых форм хозяйствования. В статье особо обозначена проблема недостаточности государственных стимулов для развития личных подсобных хозяйств, осуществивших производство 37,4‰ всей сельскохозяйственной продукции в стране в 2015 году.

Политика ускоренного агропродовольственного импортозамещения в россии

На сегодняшний день в сложившейся обстановке экономических ограничений политика России направлена на становление и укрепление АПК для обеспечения продовольственной безопасности страны и реализации стратегии импортозамещения. Экономические санкции стали катализатором активного развития сельского хозяйства, стимулом для предотвращения возможного дефицита на отечественном рынке сельскохозяйственной продукции. В данной статье проанализированы современное состояние и тенденции развития агропродовольственного рынка России, выявлены основные проблемы, препятствующие реализации политики агропродовольственного импортозамещения в России и предложены способы их минимизации. Вне зависимости от того, что за последние годы инвестиционные процессы в АПК активизировались, все же требуется приложить немало усилий для замены импорта сельскохозяйственной продукцией собственного производства, в частности: совершенствовать механизм кредитования, ценообразования, системы земельных отношений, создать благоприятные условия для обеспечения доходности товаропроизводителей и устойчивого развитие сельских территорий. Реализация политики агропродовольственного импортозамещения позволит в разы увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства нашей страны. В конечном счете, к 2030 г. по расчетам ученых общий объем экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в 2-3 раза может превысить стоимость импорта.

Российский экспорт зерна и его инфраструктурное обеспечение

Реализация потенциальных возможностей экспорта требует формирования соответствующего организационно-экономического механизма, способствующего повышению эффективности логистических функций, совершенствования инфраструктурного обеспечения хозяйственной деятельности в данном направлении. В данной работе дана оценка динамики экспорта зерна в России наряду с экспортом продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Проведен анализ изменения объемов поставок в страны-импортеры российского зерна с учетом изменения цены по различным потребителям и стоимости поставок в различные страны мира. Оценены торговые возможности ведущих топ-экспортеров российского зерна, на которые приходится более половины экспорта зерновой продукции. Изучено инфраструктурное обеспечение экспорта зерна с позиций мощностей по перевалке российских портов и динамики железнодорожных перевозок с учетом цен и доходности поставок зерна на экспорт. Проанализированы долгосрочные перспективы развития экспорта зерновой продукции с учетом экспортного потенциала России по данному внешнеэкономическому направлению. В перспективе уровень мировых зерновых цен будут определять ведущие страны-экспортеры зерна. Реальный экспортный потенциал Российской Федерации к 2030г. оценивается в 48,3 млн т, значение экспорта для национальной зерновой отрасли будет нарастать.