Яндекс.Метрика

Проблема закредитованности населения регионов российской федерации

Закредитованность населения становится опасной не только для экономики России, но и для финансовой системы страны. В статье определена проблема закредитованности населения регионов России, в том числе Республики Калмыкия, исследованы причины возникновения долгов населения. Республика Калмыкия являясь аграрно-сырьевым регионом, в структуре экономики которого устойчиво доминирует сельскохозяйственный вид деятельности, имеет низкие среднедушевые денежные доходы, которые отстают от РФ в среднем в 2,3 раза. Закредитованность населения Калмыкии на начало 2016 года составляет 86,7‰. Средний ежемесячный платеж по всем кредитам россиян составил 12,7 тыс. руб., тогда как в Калмыкии средний платеж составляет 17,6 тыс.руб. в месяц. В статье определены основные причины возникновения долгов по кредитам, а также предложены пути улучшения ситуации с закредитованностью населения Калмыкии. Для улучшения ситуации с закредитованностью населения необходимо: стабилизировать экономическое состояние региона для повышения денежного дохода населения; прекратить бесконтрольную раздачу кредитов; активнее проводить работу по повышению финансовой грамотности населения.

Коэффициентный метод расчета плановой эффективности землепользования

Эффективность внедрения современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур зависит не только от прироста урожайности, снижения себестоимости продукции и роста цен реализации, но и от соотношения постоянных и переменных затрат. Наряду с традиционными показателями эффективности использования продуктивных земель (отношение результатов производственно-финансовой деятельности в стоимостном или натуральном выражении к единице используемых земельных ресурсов) целесообразно применять показатель уровня реализации их потенциала, который будет комплексно отражать достигнутый уровень эффективности использования земли и возможные резервы наращивания производства сельскохозяйственной продукции. Предложен нетрадиционный подход расчета эффективности реализованной продукции, в котором показатели зависят от степени отклонения плановой урожайности от урожайности при пороге рентабельности. В ходе исследований были выведены формулы взаимосвязи прибыли в расчете на единицу площади и единицу продукции, запаса финансовой прочности, операционного левериджа и коэффициента рентабельности реализованной продукции от степени отклонения урожайности от ее значения при достижении точки безубыточности. Использование результатов исследования позволит специалистам сельскохозяйственных организаций на базе двух коэффициентов (окупаемости удельных переменных затрат и роста урожайности) определять величины плановых показателей эффективности реализованной продукции.

Европейский рынок органических продуктов: современные тенденции

Во всем мире, в том числе и в Европе, успешно развивается органическое сельское хозяйство. За последнее десятилетие в Европе более чем вдвое увеличилась площадь сельскохозяйственных земель, занятых под органическим производством. С такой же скоростью развивается европейский рынок органических продуктов питания, который является вторым по величине после США. Органическое сельское хозяйство, с одной стороны, востребовано как источник здорового экологически чистого продовольствия, а с другой - как модный тренд в современном образе жизни. Органические продукты, как источник для инвестиций, предоставляют огромные возможности для бизнеса фермеров, импортеров, переработчиков и розничных торговцев. В Европе вопреки стремительному росту объема рынка наблюдается значительный дисбаланс между текущими поставками экологически чистых продуктов и растущим спросом на органические продукты питания, поэтому если не удастся ликвидировать разрыв между органическим спросом и предложением, то растущий спрос будет удовлетворяться за счет импорта. Для России актуален опыт развития европейского органического сельского хозяйства и интересен рынок органических продуктов. Так как отечественный рынок органических продуктов находится в стадии становления, и спрос отечественных потребителей на органическую продукцию не сформировался в полной мере, то необходимо развивать экспортные поставки органических продуктов в Европу. Поддержка производителей органической продукции и государственное регулирование данного рынка принесут мультипликативный позитивный эффект для социально-экономического развития России.

Факторы обеспечения продовольственной безопасности

В новейшей истории России проблема обеспечения продовольственной безопасности стала одной из ключевых. В начале 90-х годов прошлого века экономика России не в состоянии была обеспечить население даже минимальным набором продовольствия, что естественным образом открывало российский рынок для импорта. Только лишь в начале 2000-х годов с принятием решения о реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» доминирующей стала точка зрения о развитии отечественного сельскохозяйственного производства. Меры, определенные Указами Президента Российской Федерации от 6 августа 2014г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 24 июня 2015г. №320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», актуализировали необходимость сокращения объема импорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания путем развития производства отечественных аналогов в интересах обеспечения продовольственной безопасности России. В данной статье проведен анализ существующих научных подходов к определению факторов обеспечения продовольственной безопасности России, а также предложена авторская характеристика сущности и содержания основных групп рассматриваемых факторов, включая военные и военно- экономические.

Стимулирование модернизации сельского хозяйства на региональном уровне

Проанализированы применяемые меры государственного стимулирования технической и технологической модернизации сельского хозяйства России на региональном уровне в 2016 году. Среди основных мер стимулирования модернизации на региональном уровне выделены субсидии на возмещение части затрат на создание и модернизацию объектов АПК и приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, возмещение части затрат на строительство и реконструкцию инфраструктуры, оказание несвязанной поддержки в растениеводстве, приобретение энергоносителей, поддержка начинающих фермеров, возмещение части затрат на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, переподготовку и повышение квалификации работников АПК, поддержку научных исследований в области агропромышленного комплекса. Применение мер государственного стимулирования технической и технологической модернизации сельского хозяйства России в 2016г. повлияли на эффективность сельскохозяйственного производства. Это один из факторов, позволивших добиться рекордного урожая зерна, увеличения производства тепличных овощей, скота и птицы на убой и молока.

Концепция методологии оценки эффективности управления аграрным сектором и сельскими территориями

Развитие требует оценки эффективности управления. Современные проблемы оценки эффективности управления аграрным сектором и сельскими территориями исследованы недостаточно. Значимость исследования возросла в связи с принятием новых нормативных документов, касающихся оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях. Впервые оценка определена в ранге Законов и Указов Президента. Но возникает вопрос, как быть с другими уровнями управления. Необходимо существенное повышение эффективности управления сельскими территориями, в том числе за счет использования усовершенствованных методов оценки. Без решения проблемы управляемости отраслями, подотраслями, организациями, нельзя определить общий уровень управляемости системой. Это сдерживает развитие хозяйственного управления аграрным сектором, сельскими территориями, экономики страны. Предложено включить в перечень оценочных показателей показатели эффективности использования земельных ресурсов, оценку эффективности деятельности руководителей крупных и средних предприятий АПК, расположенных на сельских территориях. Созданная нормативно-правовая база новых трудовых отношений вступила в силу в 2016 году. Это значит, что деятельность работодателей и наемных работников для всех организаций России следует оценивать с учетом профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты должны быть едиными и сопоставимыми при определении квалификации работника, как по форме, так и по содержанию, и в тоже время должны быть понятны и удобны в применении. Возникает проблема увязки оценочных показателей органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципального самоуправления с профессиональными стандартами. На все эти и другие вопросы в настоящей статье представлена версия ответов автора.

Эффективность целинной эпопеи: проблемы модернизации при освоении заброшенных земель в современных условиях бизнеса

Президент В.В.Путин в своем послании Федеральному собранию в 2016 году поставил задачу ввести в оборот миллионы гектаров заброшенной пашни. В статье раскрывается опыт освоения целинных и залежных земель после Великой Отечественной войны на базе модернизации производства с решением проблемы наиболее полного обеспечения населения страны продовольствием. В марте 2017 года исполнится 63 года с начала их распашки в соответствии с постановлением пленума ЦК КПСС "О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель." Автор в числе первых многотысячных отрядов комсомольцев- добровольцев участвовал в качестве главного агронома в создании совхоза «Белгородский» Казахской ССР. В работе рассматриваются механизмы формирования и реализации целинной эпопеи, основанной на модернизации. Показаны слагаемые успешного освоения в России 16,3 млн га новых земель на основе высокого уровня материально-технического и финансового обеспечения, участия государства и народа, особенно молодежи тех лет. Раскрывается социально-экономическая эффективность освоения целины. Дается сравнительная оценка освоения новых земель после Великой Отечественной войны и результатов аграрных преобразований, вызвавших исключение из оборота 38,4 млн. гектаров земель, потерю страной продовольственной независимости. Обосновывается важность использования опыта той эпохи в практике сегодняшних аграрных преобразований с учетом новых условий хозяйствования, необходимость принятия мер по обеспечению продовольственной безопасности страны. Доказана целесообразность корректировки нормативных документов с решением задач восстановления заброшенных земель, устранения недостатков в финансово-кредитной системе, повышения уровня государственной поддержки села, преодоления перекосов во внешнеторговых отношениях, активизации инновационных процессов, формирования необходимых условий жизни на селе.

Увеличение объемов производства молока как эффективная стратегия снижения издержек

Молочное скотоводство остается одной из наиболее проблемных отраслей сельского хозяйства. В статье проанализированы причинно-следственные связи изменения объемов и себестоимости производства молока. Выявлено, что в долгосрочной перспективе снижение себестоимости является следствием роста объемов производства молока, как на уровне отдельных предприятий, так отрасли в целом. Следовательно, в условиях отсутствия рыночной власти производителей молока-сырья, ограниченных возможностей государственной поддержки отрасли, необходимости сдерживания цен на молочную продукцию, увеличение объемов производства является эффективной стратегией снижения издержек. Поиск и реализация мероприятий, обеспечивающих снижение издержек в молочной отрасли, должны рассматриваться как приоритетные и на уровне отдельных хозяйств, и регионов. Развитие молочного скотоводства в основных странах-производителях молока дифференцировано: в части стран молочное скотоводство развивается по типу отраслей с убывающими издержками, в части - с возрастающими, но в целом отрасль в мире, увеличивая объемы, снижает издержки. Сделан вывод, что поддержка молочного скотоводства в регионах с высоким агробиологическим потенциалом, при кажущейся высокой эффективности в краткосрочном периоде, не способна обеспечить устойчивость развития отрасли по причине высоких альтернативных издержек, возможности производства более маржинальных видов сельскохозяйственной продукции. Обоснована необходимость приоритетной реализации мероприятий государственной поддержки молочного скотоводства, обеспечивающих снижение издержек при росте объемов производства молока. Органам управления необходимо повышать эффективность государственной поддержки, корректируя принципы и формы распределения субсидий.

Тенденции и проблемы развития рынка подсолнечника и подсолнечного масла в российской федерации

В статье рассматривается рынок подсолнечника и подсолнечного масла, как составная часть рынка масложировой продукции. Анализируется состояние производства маслосемян подсолнечника и подсолнечного масла в России и в мире, а также их среднегодовые цены. Основными производителями подсолнечника являются сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства. В основных регионах производства подсолнечника насыщенность им посевов превышает все агрономические нормы, что ведет к нарушению севооборотов и заражению самого подсолнечника. Во всех регионах наблюдаются диспропорции между сырьевой базой и наличием мощностей по переработке. Повышенная конкуренция между перерабатывающими предприятиями за сырье и резкий рост цен на подсолнечник на рынке маслосемян, рост потребительских цен и рост экспортных цен в рублевом эквиваленте на рынке подсолнечного масла привели к ухудшению положения переработчиков, которые оказались в ценовых ножницах и работают на грани минимальной рентабельности. Поставлен вопрос о конкурентоспособности отечественного подсолнечного масла на мировом рынке при устойчивом росте затрат на производство 1 т подсолнечника в стране. Сложившаяся на рынке ситуация обострила проблемы выбора направлений государственной поддержки отдельных сфер масложирового подкомплекса, участников и этапов его товародвижения, включая экспорт.

Межрегиональный обмен овощной продукцией - фактор единства экономического пространства

Рассмотрен межрегиональный обмен в форме взаимных поставок на примере овощной продукции как один из факторов хозяйственной целостности Российской Федерации. Приведены варианты межотраслевого обмена как продукцией собственного производства в сравнении с объёмом производства товарных овощей, так и с учётом экспорта и импорта овощей в сравнении с их валовым сбором в России. Так как важнейшим показателем прочности внутреннего пространства, является уровень и качество жизни человека, здоровье которого на 70‰ определяется пищей, ставится задача выравнивания потребления пищевых продуктов, включая овощи, между регионами и субъектами федерации, а также, по согласованию с экономической секцией научного совета при Совете безопасности, включения показателя душевого потребления в систему показателей национальной безопасности России и, соответственно, в группу социально-экономических показателей, характеризующих экономическую однородность территории страны и интенсивность связей между её частями. Приведены субъекты федерации, которые за 2013-2015гг. не ввозили овощи из других регионов, а также доли овощей во ввозе продовольствия в субъекты Северной зоны России и ожидаемый объём переработки овощной продукции. Показаны основные варианты оценки прочности внутреннего экономического пространства, а также особенности учёта овощебахчевых и картофеля при определении стоимости валового регионального продукта с единицы посевной площади.