Яндекс.Метрика

Организационно - экономические решения повышения доходности и расширенного воспроизводства в скотоводстве

Показателем жизнеспособности любой отрасли животноводства является расширенное воспроизводство, которое предопределяется целым рядом технологических и экономических факторов. Для отечественного скотоводства главным сдерживающим фактором развития стала низкая доходность. По нашим оценкам в рамках реализации отраслевых подпрограмм на развитие молочного скотоводства Государством было выделено более 100 млрд. рублей, при этом основная доля средств была использована на субсидирование процентных ставок по кредитам. Такие меры государственной поддержки позволили повысить качественные показатели в отрасли за счет улучшения породного состава и повышения генетического потенциала, ежегодно росла продуктивность молочного стада и по предварительным данным в 2016 году по сельскохозяйственным организациям она составила более 5,5 тыс. кг молока на дойную корову. Отсутствие действенных мер государства, направленных на развитие отрасли привело к отрицательной динамике основных количественных показателей отрасли. За истекший год производство молока сократилось на 73 тыс. тонн, а численность коров уменьшилась на 158 тыс. голов. Системное решение всего комплекса проблем, накопившихся в отрасли, возможно только через повышение доходности и поддержание конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя. Пока на Государственном уровне будут сохраняться иллюзии о «всесильной «невидимой» руке рынка», которая сама выправит ситуацию на продовольственном рынке, и что главным инструментом оздоровления нашей экономики являются иностранные инвестиции, ожидать выхода молочного скотоводстве из состояния стагнации преждевременно.

Масличный лён в россии: организационно-экономические аспекты производства и маркетинга

Цель исследования - дать оценку основных показателей производства масличного льна в России наряду с другими нишевыми масличными культурами. В ходе исследования отражена структура посевных площадей масличного льна в различных категориях хозяйств, выявлена позиция данной культуры в маркетинге и во внешнеторговом обороте масложировой продукции России, указаны страны импортеры масличного льна и их доля в российском экспорте. Основные технологические особенности выращивания масличного льна: высокая потребность во влаге, неглубокая заделка при посеве, а также необходимость тщательной защиты растений от сорняков. Приведены примеры работы компаний по производству и переработке масличного льна в различных регионах страны. В перспективе для развития производства продуктов переработки масличного льна необходимо развитие семеноводства, реконструкция элеваторов для расширения возможностей доработки и хранения семян масличного льна, развитие перерабатывающих мощностей для получения различных смежных продуктов переработки.

Методика оценки ресурсного потенциала в сельскохозяйственных организациях

Результаты деятельности сельскохозяйственных организаций определяются обеспеченностью ресурсами, их структурой, скоростью обновления, эффективностью использования. Цель - комплексное исследование ресурсного потенциала в сельскохозяйственных организациях. К ресурсному потенциалу организации относятся все ресурсы хозяйства: земля, трудовые ресурсы, основные производственные фонды, материальные оборотные средства и энергетические ресурсы. Сложность в построении такого показателя заключается в несоизмеримости различных видов ресурсов: земельных, трудовых и материальных. Для комплексной оценки и анализа использования ресурсного потенциала сельскохозяйственной организации целесообразно использовать совокупность различных методов и методик. В статье рассмотрены различные методы комплексной оценки ресурсного потенциала и эффективности его использования: корреляционно-регрессионный анализ, методика оценки ресурсной сбалансированности потенциала на основе интегрального показателя, методика оценки ресурсного потенциала на основе экономического и финансового риска. Различные методики апробированы для оценки ресурсного потенциала конкретной сельскохозяйственной организации. Предложен алгоритм формирования показателей для оценки сбалансированности ресурсного потенциала. Сделан вывод, что только комплексное использование различных методов исследования ресурсного потенциала позволит обосновать и правильно принять управленческое решение.

Развитие размещения и специализации масличных культур в регионе

В современных условиях развитие размещения и специализации масличных культур должно обеспечивать устойчивое развитие тех культур, которые востребованы на рынке с учётом оптимального, комплексного использования природно-ресурсного потенциала региона, что позволит производить продукцию с наименьшими издержками. Цель работы - анализ размещения масличных культур в регионе. Возделывание масличных культур в Пензенской области - один из перспективных сегментов аграрного производства, который является не только рентабельным поставщиком маслосырья для получения растительных масел для пищевых и технических нужд, а также способствует повышению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Несмотря на сравнительно небольшие размеры Пензенской области, природно-экономические условия на ее территории значительно различаются. Она входит в зону рискованного земледелия. Это оказывает непосредственное влияние на размещение и специализацию масличных культур и вызывает необходимость учета факторов технологического и организационно-управленческого характера. В работе проанализирована динамика посевных площадей и урожайности масличных культур в Пензенской области, распределение районов по удельному весу посевов в структуре посевных площадей, определены наиболее перспективные для условий региона масличные культуры. В зависимости от природно-экономических условий выделены зоны возделывания масличных культур различного набора, а также их специализация. Предложен комплекс мероприятий по совершенствованию размещения и углублению специализации масличных культур в регионе.

К вопросу о повышении конкурентоспособности сельских территорий

Ни одна сельская территория не может равномерно развиваться по всем направлениям. Основной задачей стратегического планирования их развития является выявление «полюсов роста». Конкурентоспособность территории определяется наличием конкурентных преимуществ и способностью менеджмента обеспечить возможность их реализации в рамках управления территориальным развитием. Важнейшим индикатором, отражающим качество развития сельских территорий, является динамика изменения численности сельского населения, проживающего в границах локализованных территорий и его демографическая структура. Универсального подхода к формированию конкурентных преимуществ отдельных сельских территорий быть не может, но может происходить консолидация интересов отдельных территориальных образований, хозяйствующих субъектов, индивидов, деятельность которых объединена устойчивыми экономическими или социальными связями. В качестве условий формирования конкурентных преимуществ сельских поселений Белогорского района Амурской области в части развития аграрного производства можно выделить: наличие не вовлеченных в хозяйственный оборот продуктивных земель, достаточно высокий уровень развития фермерского сектора, растущий спрос на все виды сельскохозяйственной продукции, готовность значительной части фермерских хозяйств развивать животноводство при условии гарантий сбыта продукции по экономически обоснованным ценам и обеспечении доступа к льготным кредитным ресурсам и государственной поддержки, достаточно высокий потенциал сектора хозяйств населения, готовых увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции при обеспечении ее закупки под контролем государства. Соглашаясь с объективным характером процесса сокращения численности сельского населения, государство должно вместе с тем признать свою ответственность за обеспечение качества жизни сельского населения, особенно в малонаселенных поселениях, и возможность воспроизводства его человеческого капитала.

Направления и меры адаптации сельского хозяйства государств-членов еаэс к глобальным климатическим изменениям

Изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI века, которая выходит за рамки научной проблемы и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития. Изменения климата многообразны и проявляются, в частности, в изменении частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений, наносящих серьезный ущерб экономике аграрного сектора. Территория стран, входящих в ЕАЭС, в значительной степени относится к зоне рискованного земледелия. По оценке международных экспертов, ожидается, что высокие температуры и недостаточное водоснабжение в Центральной и Южной Европе, в Центральной Азии, на Кавказе, т.е. там, где находятся государства ЕАЭС, серьезно повлияют на доступность водных ресурсов, урожайность сельскохозяйственных культур и их производство, на потенциал гидроэнергетики. Каждая из стран объединения ЕАЭС имеет программы, проекты или другие документы, предполагающие проведение мероприятий по адаптации сельского хозяйства к глобальному изменению климата. Национальные программы и проекты по адаптации имеют свои особенности, но в тоже время и общие направления противодействия неблагоприятному влиянию климатических изменений на сельское хозяйство. Выработка общих для ЕАЭС подходов по адаптации сельского хозяйства в рамках согласованной аграрной политики является одним из условий успешного функционирования агропромышленного комплекса государств-членов.

Аграрная политика китая: современное состояние и тенденции развития

В современных условиях аграрная политика Китая направлена, прежде всего, на достижение следующих основных целей - удовлетворение спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие преимущественно внутреннего производства, поддержание доходов сельхозтоваропроизводителей и развитие сельской местности. К приоритетным направлениям современной аграрной политики Китая относятся: обеспечение продовольственной безопасности; охрана пахотных земель; повышение производительности сельского хозяйства; реструктуризация отрасли; совершенствование торговли сельскохозяйственной продукцией; повышение доходов фермеров; социальное обеспечение сельских районов; аграрное образование; рост инвестиций в сельскохозяйственное производство и сельские территории; развитие принципа открытости. В ближайшем будущем Китай ожидает рост темпов индустриализации и урбанизации, развитие рыночно ориентированной экономики, все большая вовлеченность в международное сотрудничество. От состояния сельского хозяйства будет в значительной степени зависеть скорость социально-экономического развития Китая. Сельское хозяйство по-прежнему будет основой экономики, и страна намерена идти по пути его модернизации, создавая долгосрочный механизм интеграции города и деревни. Наиболее важными направлениями для России являются совместное решение проблем повышения эффективности сельскохозяйственного производства и развития перерабатывающей базы, особенно в удаленных районах; обмен опытом создания эффективных продовольственных систем и методов ведения агробизнеса, а также государственной поддержки инфраструктурных проектов в агропродовольственной сфере. Представляется необходимым также усиление взаимодействия Китая и России в рамках многосторонней торговой системы, а также обмен опытом использования разрешенных правилами ВТО мер поддержки аграрного сектора.

Продовольственная безопасность как основа государственной аграрной политики

Рассмотрена приоритетность целей развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Российской Федерации. Проанализировано содержание категорий «продовольственная безопасность», «продовольственная независимость», «импортозамещение». Рассмотрены промежуточные итоги импортозамещения, выявлен рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, в частности продукции животноводства. Проанализированы данные балансов продовольственных ресурсов, выявлено сокращение общего объема продовольственных ресурсов мяса и мясопродуктов и объема потребления основных продуктов животноводства населением Российской Федерации. Обосновано внедрение организационно-экономических механизмов, способствующих обеспечению доступности пищевых продуктов для всего населения страны, в частности, механизма внутренней продовольственной помощи. Предложено рассматривать продовольственную безопасность в качестве главного целевого ориентира государственной аграрной политики в Российской Федерации.

К вопросу о необходимости разработки региональных программ импортозамещения

В статье с позиций развития концептуальных основ региональной агропродовольственной политики рассмотрены организационно-методические положения разработки программ импортозамещения в территориальных субъектах. Отмечено, что каждый регион имеет свои отраслевые особенности, которые определяют его специализацию, в том числе и в вопросах продовольственного импортозамещения. Определено, что подобного рода программы должны носить дополняющий характер соответствующим мероприятиям федерального уровня. Показано, что в условиях Краснодарского края подобные региональные программы импортозамещения должны сосредотачиваться в сфере производства «нишевых» видов продукции. Органы отраслевого управления на региональном уровне с позиций стратегического целеполагания могут, используя программные методы поддержки, формировать организационные, функциональные, институциональные и инфраструктурные условия для производства пищевых продуктов, имеющих уникальные питательные характеристики - орехи, сухофрукты, ягоды, специи и травы. Исходя из круглогодичной и широкой востребованности данных групп товаров, Краснодарский край может стать регионом-флагманом по их производству. Это в дальнейшем создаст широкий спектр условий и факторов для формирования региональных систем здорового питания, основанных на активном внедрении «суперфудов» - продуктов со сверхценными потребительскими качествами и составом.

Федеральный лизинг сельскохозяйственной техники как фактор развития и технологической модернизации апк

В статье представлена ретроспективная оценка общей тенденции сокращения парка сельскохозяйственной техники с учетом изменений структуры рынка и объемов ее приобретения. Определено место и значение федерального лизинга как фактора технологической модернизации АПК. Представлены суммарные объемы поставок сельскохозяйственной техники по программам федерального лизинга через государственную компанию АО «Росагролизинг», привлекаемую к решению проблем обновления и технического обеспечения сельскохозяйственного производства. Оценены объемы поставок техники в рамках реализации специальных программ, стимулирующих развитие, как отрасли отечественного сельскохозяйственного машиностроения, так и сельскохозяйственного производства. Дана критическая оценка развития данных отраслей, намечены основные направления стимулирования поставок техники через систему федерального лизинга, служащего одним из инструментов развития и технологической модернизации АПК России. Для эффективного применения и работы федерального лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования предложено проведение докапитализации АО «Росагролизинг», применение единого подхода при оказании государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях.