Яндекс.Метрика

Государственная поддержка сельскохозяйственной технологической платформы стран-членов еаэс

Цель работы - исследование технологических платформ как элемента инновационной инфраструктуры. Евразийская сельскохозяйственная технологическая платформа создана с целью проведения системной работы по аккумулированию передовых национальных и мировых достижений научно- технического прогресса в сфере агропромышленного комплекса, мобилизации научного потенциала государств-участников. Среди особенностей функционирования технологических платформ в России выделены: начальная стадия развития, отсутствие финансирования, создание по инициативе государства «сверху вниз», недостаточная консолидация, высокая степень зарегулированности, наличие потенциала в межгосударственном взаимодействии. Интеграция в мировое экономическое пространство предполагает соответствующий уровень межгосударственной поддержки Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы, не ниже, чем у аналогичных структур в развитых странах мира. Подход к выбору механизма совершенствования государственной поддержки развития сельскохозяйственной технологической платформы стран ЕАЭС должен быть гибким, не устанавливающим главенства одного инструмента над другим, так как зависит от конкретных факторов. Разумное сочетание всех форм и видов межгосударственной поддержки технологических платформ придает им дополнительные возможности и эффективность. Основываясь на зарубежном опыте и с учетом особенностей отечественного развития технологических платформ и кластеров, в статье выделены направления развития и механизмы совершенствования государственной поддержки Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы.

Роль неправительственных организаций и союзов в развитии маркетинга органической продукции

В статье рассматривается рынок органической продукции в целом, оцениваются перспективы его развития в мире и в России, систематизируются факторы, способствующие развитию органической продукции в нашей стране. Уровень развития органического сельского хозяйства в России отстает от уровня развития органического сельского хозяйства в мире. Принципы органического сельского хозяйства заложены в базовых стандартах Международной Федерации органического сельскохозяйственного движения. Характер развития органического рынка в России будет зависеть в ближайшие годы от общего государственного подхода к органическому сельскому хозяйству и рынку его продукции. Приведены примеры международных и российских неправительственных органических и экологических организаций, пропагандирующих здоровое питание, здоровый образ жизни, анализируется их роль в развитии органического земледелия. Анализируется деятельность активно работающих некоммерческих экологических организаций России - Экологический союз, Национальный органический союз, Союз органического земледелия, которые пропагандируют здоровый образ жизни населения, расширение производства и потребления экологически безопасной продукции, участвуют в создании нормативной базы функционирования органического сельского хозяйства, стандартизации и сертификации продуктов его производства.

Производство зеленой массы и семян клевера в зависимости от нормы высева и зоны выращивания

Исследование было проведено на посевах клевера, сорта Тера, оценивались три варианта выращивания с использованием четырех норм высева в течение более трех лет (2011-2013). Эксперимент был проведен к юго-западу от г.Баня-Лука (44°39'52" северной широты 17°00'21" восточной долготы, 526 м над уровнем моря) Республики Босния и Герцеговина. Климатические параметры контролировались в ходе всего эксперимента. В эксперименте в течение трех лет по первому ряду исследовался урожай зеленой массы, по второму - семян. Эксперимент учитывал три фактора: год проведения опыта, способ посева (с междурядьем 25 и 50 см, разбросной посев), норму высева (5, 10, 20 и 30 кг/га). Результаты опытов различались по объему полученной зеленой массы и семян из-за применения различных сельскохозяйственных приемов в эксперименте. F-тест статистики показал различия в рамках эксперимента по основным факторам, а также эффект их взаимного влияния. Урожай зеленой массы был самым большим в первый год с нормой высева 20 кг/га, в то время как самый высокий урожай семян был зарегистрирован во второй год с междурядьем посевов от 50 см и нормой высева 10 кг/га. Рекомендуется использование сеялки, так как при разбросном посеве в течение всех трех лет был самый низкий урожай семян.

Продуктовые карты: обещанного 15 лет ждут производители и малообеспеченные россияне

Цель исследования - обзор истории разработки программы поддержки малообеспеченных слоев населения России, обобщение результатов социологических опросов населения и опыта реализации региональных пилотных проектов. В ходе исследования доказано, что российское правительство подчиняет решение проблем, обеспечивающих реализацию Конституции РФ как социального государства, конъюнктуре внешних и внутренних акторов политики. В результате аграрный сектор экономики, а соответственно и россияне стали заложниками аграрной революции 1990-х годов. Посадив страну на «продовольственную иглу» в 1990-х гг., правительство вынужденно приняло ряд решений, который позволили нарастить производство сельскохозяйственной продукции, но не способно обеспечить её доступность значительной части населения из-за его низкой покупательной способности и отказа торговых сетей сотрудничать с отечественными производителями на приемлемых условиях для последних. Сделать это можно было бы через адресную продуктовую помощь гражданам России. Однако полтора десятка лет идея введения продуктовых карт фактически использовалась в качестве пряника во время подготовки к выборам разного уровня. В настоящее время правительство рассматривает два варианта адресной помощи: через ежемесячное перечисление определенной суммы на электронную карту и открытие бесплатных столовых. Материалы социологических исследований свидетельствуют о положительном отношении большинства опрошенных к денежно-продуктовой помощи. Принятие продуктовых карт требует серьезного законодательного обеспечения, обоснования ряда принципиальных вопросов по определению критерия порога нуждаемости, перечня замещаемых данным проектом федеральных и региональных программ, выявлению реально нуждающихся граждан, решению возникающих психологических проблем.

Антиоффшорная политика и развитие налогового потенциала аграрного сектора

Цель работы - научный анализ антиоффшорной политики для национальной экономики, выявление роли оффшорного бизнеса в развитии налогового потенциала территорий, а также исследование механизма возвращения капитала, непосредственно влияющих на экономическую безопасность и продовольственную независимость страны. В статье актуализируется необходимость снижения оффшорной привлекательности для субъектов экономической деятельности аграрного сектора с опорой на рациональное налоговое законодательство и специальные налоговые режимы. Обосновывается актуальность развития налоговой базы субъектов Российской Федерации и муниципалитетов на основе специальных налоговых режимов, используемых малым и средним бизнесом, раскрываются их сильные и слабые стороны на основе оценки мировых экспертов. Проводится анализ деятельности органов власти по развитию налоговой базы аграрного сектора экономики, подчеркивается необходимость развития специальных налоговых режимов с установлением широкого поля коммуникаций, охватывающих малые и средние организации аграрного сектора. Осмысливается налоговый маневр к повышению налоговой базы, его осуществимость в российских реалиях. Дается описание приоритетов российской налоговой политики и ее трансформация в современных условиях сложной геополитической обстановки и санкционных ограничений. Делается вывод о неизбежности перехода России в число инновационно развитых экономических держав, предлагается комплекс мероприятий, направленных на создание оптимальных условий вовлеченности всех экономических агентов в инновационную деятельность и наполнения аграрной экономики инновационным содержанием.

Парадигма развития технологий апк

Цель статьи - вскрыть и проанализировать особенности проектирования индустриального системного агропромышленного комплекса, которые возникают под воздействием различных системообразующих факторов при объединении в единое целое производящих и перерабатывающих технологий АПК. Применяемый системный подход позволил вскрыть причины возникновения больших систем и наиболее крупной их формы - агрокомплексов, показать историческую неизбежность их становления, диалектический процесс развития этих высокоэффективных технологических формирований. Статья посвящена теоретико - методологическим аспектам научных и инженерных изысканий при проектировании индустриальных системных технологических комплексов в АПК. В центре внимания находится решение проблемы объединения в единую технологию промышленного производства растениеводческого и животноводческого сырья и его промышленной переработки. Стержнем работы является диалектический метод познания, выражающийся в системном исследовании развития техники и технологий АПК. Круг обсуждаемых вопросов включает новую парадигму научных разработок в АПК: взаимоусиление соединяемых технологий, индустриализацию сельскохозяйственных и перерабатывающих технологий, междисциплинарность. Многие положения данной статьи предлагаются в порядке постановки проблемы. Для проектирования и создания системных комплексов «Аграрно-пищевая технология» нужны квалифицированные кадры специалистов-системотехников, знающих и технологии сельскохозяйственного производства, и технологии перерабатывающих производств.

Совершенствование организационно-экономического механизма интеграции

Цель исследования - обосновать необходимость и направления совершенствования организационно-экономического механизма интеграции продуктового агроформирования. Исследование основано на методах практического и теоретического познания. В статье раскрыто содержание основных наиболее распространённых на практике организационных форм интеграции продуктовых формирований; сформулированы основные проблемы, которые необходимо решить в процессе интеграции по продуктовой цепи; предложена схема совершенствования организационно-экономического механизма интеграции. Проводится анализ возможностей и интересов всех непосредственных и косвенных участников интеграции, подчеркивается необходимость повышения роли местных и региональных органов управления в организации эффективного аграрного сектора. Проведанный анализ и обобщение теоретических подходов позволили подтвердить гипотезу о том, что организационно-экономический механизм интегрированных формирований в АПК имеет существенные изъяны, низкую конкурентоспособность выпускаемой продукции и неустойчивость в функционировании в результате нарушения эквивалентности обмена по цепи создания продукта. В качестве целей интеграции установлены: повышение конкурентоспособности конечной продукции, эффективное использование и воспроизводство ресурсов участников. Определены основные принципы, инструменты и формы организационно-экономического механизма в АПК. Для совершенствования организационно-экономического механизма предложено использование воспроизводственного подхода, соблюдение основных принципов интеграции, баланса интересов участников, повышение экономической эффективности и конкурентоспособности всех стадий деятельности интегрированного формирования.

Тенденции развития агрострахования в россии: региональный аспект

Сельскохозяйственное страхование как элемент защиты аграриев от неблагоприятных природных явлений зародилось еще в середине прошлого века и на сегодняшний день в ряде стран достигло высокого уровня развития. В России опыт становления системы агрострахования показал, что эта система не может развиваться без государственной поддержки. Россия имеет огромный потенциал для развития рынка агрострахования. Тенденции развития региональных рынков сельскохозяйственного страхования указывают на его востребованность в основных зернопроизводящих регионах европейской части России. В статье проведен анализ произошедших изменений в системе агрострахования России. Принятие первого профильного закона (№260-ФЗ) позволило снизить стоимость страхования, обеспечивая тем самым увеличение доли застрахованных посевных площадей, повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей. Сделан вывод о том, что все изменения были направлены на всесторонний учет интересов аграриев. Важным звеном в системе агрострахования является специализированное объединение - Национальный Союз Агростраховщиков России. Рассмотрены особенности государственной поддержки страхования с переходом на «единую субсидию», в условиях которой существует неопределенность поддержки страхования. Сделан вывод о том, что развитие агрострахования это сквозная задача стратегического характера в финансовой области, требующая выделения агрострахования в отдельное направление государственной поддержки.

Управление земельными ресурсами: региональный аспект

Актуальной проблемой является полноценное вовлечение земельных ресурсов в гражданско-правовой оборот. Целью исследования является поиск направлений повышения эффективности управления земельными ресурсами, находящихся в государственной собственности. В ходе исследования применялся системный подход, методы анализа и статистической обработки информации. Управление земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности, заключается в использовании органами власти организационно-экономического механизма воздействия на хозяйствование субъектов в области пользования, владения и распоряжения земельными ресурсами. Сельскохозяйственные земли Калмыкии на 1 января 2016 года составляют 92,5‰ от всей площади земли республики, это требует массового вовлечения их в хозяйственный оборот и передачи хозяйствующим субъектам, что затруднено отсутствием правоустанавливающей и технической документации на объекты недвижимости и земельные участки. Многолетнее широкомасштабное использование земель без учета экологических факторов привело к снижению плодородия почв, торможению перехода к системе экологически безопасного землепользования, создало существенные трудности в обеспечении продовольственной безопасности. Для дальнейшего социально-экономического развития Республики Калмыкия требуется формирование эффективной структуры и системы управления государственным имуществом и земельным фондом. Внедрение автоматизированного специализированного программного обеспечения позволит полноценно осуществлять учет государственного имущества Республики Калмыкия, провести полную инвентаризацию, вести Реестр государственной собственности с дальнейшей актуализацией. Повышение эффективности управления земельными ресурсами позволит стабилизировать поступления в республиканский бюджет от использования и реализации государственного имущества, в том числе земельных участков.

Особенности формирования и оценки региональной программы развития молочно-продуктового подкомплекса

Среди субъектов Сибирского федерального округа Красноярский край занимает девятое место по производству молока. Однако в условиях свободной конкуренции молочно-продуктовый подкомплекс не в состоянии иметь доходность, сравнимую с вложениями в другие сферы, к тому же в отрасли наблюдается низкий уровень обеспеченности реальными инвестициями и т.п. Сохранение текущей динамики в молочном скотоводстве Красноярского края может привести к снижению производства. Все это свидетельствует о необходимости государственного регулирования развития подкомплекса, чему способствует использование плановых методов, позволяющих определять направления предстоящей деятельности, проектировать возможные изменения на рынке и других сферах деятельности. Действующая в Красноярском крае подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» на 2014-2020 годы не является универсальным инструментом, обеспечивающим эффективное развитие отрасли. Поэтому цель и задачи исследования - это теоретическое обоснование механизма формирования краевой программы развития молочно-продуктового подкомплекса, включающего десять этапов от анализа и выявления основных проблем развития до контроля выполнения плановых ориентиров. Неотъемлемым элементом при этом является оценка эффективности программы, основанная на сопоставлении фактических и плановых показателей количественного и качественного характера, методика проведения которой представлена в статье. Методика предполагает определение соотношения индекса прироста продуктивности коров и индекса субсидирования. Практическое применение результатов исследования повысит эффективность функционирования молочно-продуктового подкомплекса региона и сформирует предпосылки к обеспечению продовольственной безопасности.