Яндекс.Метрика

Регулирование производства, переработки и торговли органической продукцией в ес

Производство и торговля органической продукцией в ЕС осуществляется в рамках хорошо проработанной системы мер государственного регулирования, показывающей высокую эффективность. Цель исследования - раскрыть основные цели и наиболее важные элементы системы регулирования производства, переработки и торговли органической продукции в ЕС. Меры регулирования действуют на всех уровнях производства продукции растениеводства и животноводства - от обработки земли и содержания животных до переработки и дистрибуции органических продуктов питания, а также их контроля. В систему мер регулирования органического сельского хозяйства входят меры общего характера и специфические меры. Органическое производство должно максимально сохранять природные системы и циклы. Биологические и механические производственные процессы должны быть использованы в целях и при условии достижения устойчивости. Особое внимание при этом должно быть направлено на три момента: сохранение естественных почвенных процессов, ведение многолетних севооборотов, предотвращение распространения насекомых-вредителей. Расширение ЕС и значительное увеличение числа сельскохозяйственных товаропроизводителей, претендующих на государственную поддержку, потребовали уточнения и дополнения требований, укрупнения групп и большей унификация положений с целью упрощения применения и контроля. Опыт ЕС требует дальнейшего изучения с целью возможного использования при разработке системы регулирования производства и торговли органической продукцией в России.

Повышение конкурентоспособности апк региона - основа развития экспорта

Основная цель исследования - обоснование направлений повышения конкурентоспособности АПК региона (Воронежской области) для расширения межрегионального вывоза и роста экспорта. В статье приводятся результаты проведенного проблемно-ориентированного анализа производства сельскохозяйственной и пищевой продукции в Воронежской области, уровня продовольственного обеспечения и насыщения продовольственного рынка региона. Рейтинговая оценка области среди регионов Центрального федерального округа демонстрирует лидирующие позиции по производству зерновых культур, сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, молока, мяса крупного рогатого скота, шерсти, овощей. Уверенные темпы роста производства сельскохозяйственной и пищевой продукции и высокие денежные доходы (4 место в Центральном федеральном округе) позволили вывести область на ведущие позиции по продовольственному обеспечению: молоком, мясом, овощами, сахаром и фруктами. Достигнутые конкурентные позиции явились результатом: исходных базовых преимуществ (благоприятные природно-климатические и транспортно-логистические условия); стабильной государственной региональной политики, сформировавшей благоприятные инвестиционные условия; опережающих общероссийские темпов производства. Достигнутые результаты продовольственного обеспечения за счет собственного производства актуализируют возможности расширения экспорта аграрной продукции при условии повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса региона. Однако при производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции имеет место экстенсивная направленность, а также по-прежнему наблюдается сильная зависимость от природно-климатических факторов. Результаты стратегического анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз позволили выявить ключевые проблемы социально-экономического развития региона и обосновать перспективные конкурентные преимущества, реализация которых позволит повысить конкурентоспособность, укрепить конкурентные позиции на национальном рынке и будет способствовать развитию экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции.

Формирование стратегии ввода в оборот заброшенных сельскохозяйственных земель

В статье сделан анализ содержания нормативных актов по реализации задачи введения в оборот десятков миллионов гектаров заброшенных сельскохозяйственных земель. Раскрыты причины неиспользования земель, вызвавших спад производства продукции земледелия и животноводства, потерю Россией продовольственной независимости. Обоснована важность разработки Федеральной целевой программы ввода в оборот сельскохозяйственных земель, включающей механизм восстановления: корректировку нормативных документов, меры по формированию материально-технической базы, устранение перекосов в финансово-кредитной системе, повышение уровня государственной поддержки села, преодоление недостатков во внешнеторговых отношениях, активизация инновационных процессов, создание приемлемых социальных условий для работников села. Предложены организационно-экономические основы формирования новой более эффективной ресурсно-инновационной модели использования сельскохозяйственных земель. Для решения задач ввода в оборот заброшенных земель сегодня требуется не менее 300 млрд руб. За счет ввода и использования новых земель к 2025 г. при сложившейся урожайности сельскохозяйственных культур можно увеличить производство сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно до 85 млн.т. При этом общее производство возрастет на 20-25‰

Эффективность форм государственной поддержки и инструментов финансирования инвестиционных проектов в отраслях сельского хозяйства

В отраслях сельскохозяйственного производства России, начиная с 2014 года, наметилось замедление темпов инновационно-инвестиционного развития, в том числе по причинам несоответствия форм государственной поддержки аграрного производства изменениям макроэкономической среды и стоящими перед АПК задачами. Анализ тенденций инвестиционных процессов в отраслях АПК и сравнительной эффективности инструментов финансирования и форм государственной поддержки инвестиционных проектов, проведенный с позиции теории общественного благосостояния, выявил существенные различия между ними по рискам, широте охвата, ограничениям и эффективности для сельхозпроизводителей, нагрузке на бюджет. Расчеты совокупных затрат при реализации проектов сельскохозяйственных товаропроизводителей и общества в лице государства, выплачивающего субсидии, позволили сравнить общую финансовую нагрузку на производителей сельскохозяйственной продукции, федеральный и региональные бюджеты. Моделирование финансовой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей при различных условиях финансирования и формах поддержки выполнено в расчете на условный проект. Новые формы господдержки инвестиционного процесса - льготное кредитование и возмещение капитальных затрат - высоко эффективны для их получателей, однако отличаются избирательностью и низкой доступностью для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей. Обоснована необходимость корректировки распределения средств господдержки в пользу форм и инструментов, обеспечивающих достижение оптимума с позиций теории общественного благосостояния. На основе реализации «принципа наилучшего обеспечения» предложен механизм ограничения рыночной власти кредитных организаций, уполномоченных для работы с организациями АПК. Расширение возможностей для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей получения кредитных ресурсов по льготным ставкам с частичной компенсацией инвестиционных затрат особенно актуально для активизации инновационно-инвестиционного процесса в молочном скотоводстве, где средние по размеру хозяйства составляют основу отрасли.

Тенденции развития аграрного сектора экономики амурской области

Основу сельской экономики большинства российских регионов составляет сельское хозяйство. Сельское хозяйство Амурской области представлено различными категориями сельскохозяйственных товаропроизводителей. Значительная территориальная протяженность районов Амурской области объективно обуславливает их существенную дифференциацию по условиям ведения сельскохозяйственного производства, определяющую специализацию хозяйствующих субъектов аграрной сферы региона. В последние годы наблюдается тенденция углубления дифференциации районов по уровню развития растениеводства. Рост объемов производства продукции растениеводства обеспечен главным образом за счет сои. Уровень производства сои в 2015 г. в Амурской области превысил аналогичный показатель 2011 г. более чем в 1,2 раза. В отрасли животноводства наблюдались положительные тенденции в производстве мяса скота и птицы. Объемы производства в хозяйствах всех категорий за 2011-2015 гг. увеличились на 6,4 тыс. т и эта положительная динамика отмечена в разрезе всех сельскохозяйственных товаропроизводителей. Преобладающий рост производства мяса скота и птицы в области обеспечивали сельскохозяйственные организации и хозяйства населения. В последние годы тенденция снижения объемов производства сельскохозяйственной продукции в регионе была остановлена, но условия устойчивого роста оказались пока так и не сформированы. В последние годы наблюдаются изменения структуры производства продукции аграрного сектора по категориям сельскохозяйственных товаропроизводителей. Прежде всего, происходит уменьшение объемов производимой продукции в хозяйствах населения, что связанно с воздействием совокупности различных факторов.

Кадровый потенциал агропромышленного комплекса: проблемы формирования и пути решения

Дальнейшее развитие АПК России, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции связано с технологической модернизацией отрасли, переводом её на инновационный путь развития. Обеспечить решение стоящих задач смогут только хорошо подготовленные кадры руководителей и специалистов. Качество человеческих ресурсов является одним из основных факторов, определяющих социально-экономическое развитие общества. В этой связи в статье рассматриваются проблемы формирования кадрового потенциала отрасли, предлагаются меры и пути их решения. Среди причин, негативно влияющих на закрепление специалистов в сельхозпроизводстве и формирование кадрового потенциала АПК, выделены: низкие доходы сельских жителей; высокий уровень безработицы, отсутствие альтернативной занятости; ухудшение демографической ситуации в сельских территориях. Из-за отсутствия долгосрочного прогноза потребности АПК в квалифицированных специалистах на рынке труда остаются несбалансированными предложение и спрос на выпускников аграрных вузов. Одной из причин, влияющих на эффективность работы аграрных вузов и качество подготовки специалистов, является их хроническое недофинансирование. Процессы парцеллизации сельских населенных пунктов в значительной степени увеличивают риски развития бедности. Ухудшение демографической ситуации осложнит задачу формирования современного кадрового потенциала отрасли, обеспечения продовольственной безопасности страны, создаст серьезную геополитическую проблему, поскольку происходит «социальное опустынивание» огромных российских территорий

Противоречия рынка агрострахования с государственной поддержкой

Государственная поддержка страхования в сельском хозяйстве позволяет эффективно регулировать агропромышленное производство. В России сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой так и не стало действенной мерой защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, стабилизации их доходов и финансового состояния. Цель исследования - обоснование направлений совершенствования агрострахования на основе выявления основных противоречий с учетом региональных особенностей. Дана оценка развития сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в России и Алтайском крае, выявлены причины, снижающие эффективность страхования в сельском хозяйстве. Предложены направления совершенствования страхования рисков в сельском хозяйстве с государственной поддержкой. При исследовании была выявлена система противоречий агрострахования в России и Алтайском крае, в том числе связанных с необходимостью дифференциации страховых тарифов, низкой страховой культурой страхователей, асимметрией информации основных субъектов рынка, затратностью мониторинга со стороны страховщиков, сложностью инициации рисков в реальных условиях. Это препятствует сбалансированной реализации экономических интересов страхователей и страховщиков. В Алтайском крае большинство крупных страховых организаций отказываются от агрострахования на территории Алтайского края. Общая площадь застрахованных посевов не превысила 3,1‰ посевной площади региона. Средний уровень страховых выплат за 2013-2016 гг. не превысил 28,7‰ от суммы полученных премий. Перспективы агрострахования связаны с более детальной дифференциацией тарифных ставок, расширением диапазона доступных безусловных франшиз и значений страховых сумм, стимулированием развития некоммерческих страховых кооперативов, обществ взаимного страхования и другими направлениями.

Система факторов эффективного землепользования в сельском хозяйстве

На основе обобщения и критического переосмысления научных положений институциональной, неоинституциональной и других теорий, различных точек зрения отечественных и зарубежных ученых разработана система факторов повышения эффективности сельскохозяйственного землепользования. Применительно к экзогенным факторам предложен линейный алгоритм, включающий пошаговое выполнение предписанных действий на государственном, экономическом и социально-экономическом этапах. На отдельных стадиях необходимо корректировать внешнее воздействие трансформации земельных отношений посредством принятия управленческих решений для сглаживания внутренних условий развития данного процесса. Авторами составлена формула для определения величины затрат на трансакцию «прогнозирование динамики социально - экономического развития субъекта Российской Федерации», что дает возможность поиска логически увязанных вариантов оптимизации трансакционных издержек. В результате изучения соответствующих теоретико-методологических положений установлено, что оказывающие прямое и косвенное воздействие на сельскохозяйственное землепользование эндогенные факторы могут быть экономическими, каждый из которых действует согласованно с факторами других групп трансформации земельных отношений - институциональными и социальными. Смоделировано влияние социальных эндогенных факторов на эффективность сельскохозяйственного землепользования и управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве. Практическая ценность проведенного исследования состоит в реализации предложенных концептуальных направлений трансформации земельных отношений и управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве.

Особенности агропродовольственного комплекса как объекта управления

Агропродовольственные комплексы различного уровня являются классической формой территориально-отраслевого разделения труда, рациональность которого в значительной степени определяет качество системы продовольственного обеспечения, а также эффективность системы межрегиональных взаимодействий и экспортно-импортной деятельности. Специфика управления любой социально-экономической системой определяется качеством институциональной среды и уровнем развития отдельных институтов. Как объект государственного управления, агропродовольственный комплекс является естественным элементом системы государственной поддержки, объемы и направления которой оказывают существенное влияние на эффективность системы управления территориально-отраслевым образованием. Организация системы управления многоуровневыми территориально-отраслевыми образованиями осуществляется исходя из совокупности реализуемых функций с учетом его организационно-системных, территориальных и отраслевых особенностей, а также совокупности решаемых системой управленческих задач. Объективный характер функций управления делает их универсальными для социально-экономических систем различного типа и уровней, но механизмы реализации этих функций могут отличаться довольно существенно в соответствии со спецификой самих систем, проявляющейся в различной целевой ориентацией, уровне и масштабах. В качестве основных проблем, ограничивающих потенциал развития агропродовольственного комплекса, выделяются: деформированная структура аграрного сектора, высокая значимость нетоварных форм хозяйствования в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции, слабая структурированность системы общественного разделения труда, неразвитость институциональной среды, фрагментарность инновационной системы агропродовольственного комплекса и относительно невысокий инновационный потенциал его элементов, несовпадение административных границ регионов и экономических пространств, контролируемых крупными бизнес-структурами, практически неограниченный рост концентрации капитала и масштабов агропромышленного производства, ведущий к монополизации аграрных рынков и разрушению естественной конкурентной среды, наличие серьезных диспропорций в развитии отдельных территорий, критически низкий уровень развития производственной и рыночной инфраструктуры и др.

Оценка перспектив маркетинга органической продукции

Исследование посвящено состоянию маркетинга органической аграрной продукции. Исследуемый производственный сегмент продовольственного рынка остро нуждается в теоретических, методологических и практических научных разработках, и рекомендациях. В первую очередь это обусловлено специфическими отраслевыми особенностями данной системы ведения сельского хозяйства, ориентированной на восстановление и соблюдение экологического равновесия при условии доходности производства. В работе дана маркетинговая оценка структуры производства и потребительского спроса на мировом и отечественном рынке органической аграрной продукции. В частности, определены основные предпосылки лидерства в данной отрасли таких стран как Австралия, Китай, Аргентина и США. В разрезе стран производителей выявлены наиболее динамично развивающиеся направления органической аграрной продукции. Проведённый анализ тенденций современного рынка органической аграрной продукции позволяет утверждать, что наиболее развитыми сегментами рынка являются плодоовощная продукция, а также молоко и продукты его переработки. Сформулированы основные проблемы развития органического сельского хозяйства в России и предложены способы их решения. Наиболее перспективными направлениями являются исследования по применению передовых инновационных экологически ориентированных технологий в сочетании с опытом классического аграрного производства.