Яндекс.Метрика

Экспортный потенциал российского птицеводства

В настоящее время становится очевидным необходимость и возможность выхода российских предприятий на внешние рынки, однако для этого необходима скоординированная и активная политика государства. За последние годы российское птицеводство, как никакая другая отрасль животноводства, прошло большой путь в своем развитии и достигло впечатляющих результатов. Птицеводы превысили целевые показатели Доктрины продовольственной безопасности, обеспечивают страну мясом птицы и яйцом, начали экспорт этих видов продукции. Присоединение России к ВТО и интеграция в рамках ЕАЭС открывает новые возможности для участия отечественных производителей птицеводческой продукции в развитии мирового продовольственного рынка. Разумная экспортная стратегия должна стимулировать структурную и технологическую модернизацию производства, снижение себестоимости. В статье определены основные подходы по страновой и региональной диверсификации экспорта российского мяса птицы и яйца. Предложены механизмы государственного стимулирования экспорта птицеводческой продукции.

Экономическая оценка потенциала агропромышленного комплекса алтайского края

В Российской Федерации выделяются аграрно-ориентированные территории с развитым сельскохозяйственным производством, на долю которых приходится более 40‰ производства сельскохозяйственной продукции и ресурсный потенциал которых может обеспечить импортозамещение продовольственной продукции, а также ее экспорт. На долю сельскохозяйственного производства в Алтайском крае приходится более 15‰ валового регионального продукта. Цель исследования заключается в экономической оценке потенциала сельскохозяйственного производства. При проведении исследований использовались общенаучные и специальные методы и приемы, а также анкетирование руководителей сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств Алтайского края. В статье выделены и обобщены основные модели развития сельскохозяйственного производства в Алтайском крае по периодам их реализации и уровню производства сельскохозяйственной продукции: модель свободного рынка, модель государственного управления производством, модель государственного регулирования рынка. Высказано предположение, что современный этап развития отрасли может быть определен как модель программно-целевого развития сельскохозяйственного производства, направленная на импортозамещение и рост экспортного потенциала. Выполненный анализ позволил отнести Алтайский край к аграрно - ориентированным территориям с высоким потенциалом роста ключевых отраслей сельскохозяйственного производства. Приводится оценка факторов, определяющих потенциал сельского хозяйства, а также результаты развития и эффективности отрасли. Эти факторы включают землю (земельные ресурсы); труд (трудовые ресурсы); капитал (производственные ресурсы); предпринимательскую активность. Сделан вывод, что задача государственной поддержки по стабилизации сельскохозяйственного производства в регионе решена.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ведущих молокоперерабатывающих компаний россии

Актуальность темы исследования связана с необходимостью оценки влияния текущей экономической ситуации в России на финансовое состояние молокоперерабатывающих предприятий. Важной проблемой является оценка состояния молокоперерабатывающей отрасли России в условиях экономической нестабильности и продовольственных контрсанкций. Цель исследования заключается в оценке состояния молокоперерабатывающих предприятия на основе анализа их финансово-хозяйственной деятельности. Методология исследования заключается в расчете, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности на основе данных бухгалтерской отчетности компаний. Результаты анализа показали, что, несмотря на сложную экономическую обстановку в стране и снижение реальной покупательной способности населения, в настоящее время финансовое состояние молокоперерабатывающей отрасли можно в целом оценить как удовлетворительное. В наиболее неблагоприятном положении находятся компании, зависящие от поставок молочной продукции из стран, ставших объектом отечественных контрсанкций. Однако благодаря сохранению заинтересованности этих компании в продолжении присутствия на российском рынке эти санкции создали для них стимулы к развитию производств в нашей стране - либо на основе собственных производственных мощностей, либо путем размещения заказов на выпуск продукции под собственной торговой маркой.

Тенденции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в россии

При помощи расчетно-конструктивного, экспертного и экономико- статистического методов проанализированы основные показатели баз данных Росстата и Минсельхоза России по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе по видам деятельности и в региональном разрезе. Рассмотрена гипотеза о том, что становлению кооперации мешает отсутствие системы контрактации и внутреннего контроля. Опасение вызывает также финансовое состояние кооперативов. Средняя продолжительность «жизни» кооператива составляет 4 года. Дискутируются пути повышения эффективности работы кооперативов. Сделан вывод о необходимости контроля вклада каждого члена в деятельность кооператива и справедливом вознаграждении для повышения эффективности кооперативной организации. Анализ показал, что государственная поддержка оказывалась кооперативам бессистемно, не выделялись приоритетные виды кооперативов, их специализация, регионы. Единая общероссийская система государственной поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации пока не сформирована. Попытка сформировать систему только за счет постоянного притока в нее вновь созданных кооперативов оказалась малоэффективной и затратной. Результаты исследования могут быть использованы для обоснования более эффективного использования бюджетных средств, в частности, при корректировке Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и для разработки Стратегии экономического развития России до 2035 года в части поддержки малого бизнеса в сельском хозяйстве.

Методика оценки многофункционального развития сельских территорий

В настоящей статье предпринята попытка провести всесторонний анализ эффективности предпринимаемых усилий в области мониторинга развития сельских территорий, реализации программ повышения уровня жизни в сельской местности и обеспечения функционирования всех сфер деятельности. Любая сельская территория обладает своими особенностями, обуславливающими темпы социально-экономического развития. На практике, как правило, оценивается политика с точки зрения ее конкретных целей в области сельского хозяйства, а не с точки зрения целей развития сельских районов. Как таковые, эти оценки не отражают в полной мере вклад в развитие сельских районов. Мониторинг сельского развития часто носит очень общий характер и связан со сложностью оценки по количественным показателям, внедрением, множественностью причинно-следственных связей, системных воздействий и динамических эффектов. Кроме того, использование различных методик для оценки развития сельских районов имеет множественные результаты, что делает сравнения громоздкими и неэффективными. Поэтому разработка методики мониторинга сельского развития по комплексным интегральным показателям является актуальной. Целью исследования являлась разработка методики оценки уровня многофункционального развития сельских территорий. Предлагаемая методика позволит оценить динамику и тенденции развития сельских территорий и разработать меры по совершенствованию региональной политики, направленной на многофункциональное развитие села.

Стратегии развития рынка научно-технической продукции в аграрной сфере - мировой опыт

Актуальность исследования обусловлена значимостью использования достижений науки для повышения эффективности и устойчивости сельского хозяйства. Цель статьи - обобщение зарубежного опыта в области стратегического развития рынка научно-технической продукции. Обобщение зарубежного опыта развития рынка НТП показывает, что, несмотря на разнообразие управленческих структур, различия в принципах макроэкономической политики, в тактических целях и т.п., существует много общего между странами. Государство принимает непосредственное участие в развития рынка научной продукции, хотя формы этого участия различны. Государственная научно- техническая политика развитых стран направлена на сохранение и преобразование региональной науки в интересах конкретных регионов, приоритетное финансирование прикладных исследований. Общим для консультационных служб всех стран является то, что с момента создания все они находились на содержании государства и осуществляли услуги бесплатно. Развитие рынка НТП в большинстве зарубежных стран имеет выраженную региональную составляющую. Только комплексный подход к развитию и функционированию рынка научно-технической продукции в целом и аграрного сектора, в частности, позволяет получать максимальный эффект.

Развитие институтов несвязанной поддержки доходов сельхозпроизводителей: опыт германии и уроки для россии

В условиях членства России в ВТО актуальным является исследование правил поддержки доходов производителей, не нарушающих рыночный ценовой механизм. Цель исследования - обосновать предложения по совершенствованию правил оказания несвязанной погектарной поддержки в России на основе отечественного и немецкого опыта. Сравнение выполнено по следующим основным положениям оказаниям государственной поддержки: политика распределения бюджета, требования к потенциальным участникам, наделение правами для получения субсидий. Несвязанные меры поддержки позволяют соблюсти основные принципы государственной поддержки и обеспечить равные условия конкуренции внутри единого агропродовольственного рынка России. Расходы на несвязанную погектарную поддержку в Германии являются одним из основных каналов бюджетных субсидий для фермеров. Вступление в ВТО привело к увеличению такой поддержки в России. Однако правила оказания несвязанной погектарной поддержки в России и Германии существенно различаются. Сделан вывод, что в России сложилась система со сложностью определения размера поддержки, различным размером трансакционных издержек в регионах, что приводит к неравным конкурентным условиям в разных субъектах федерации. Невысокие результаты деятельности института погектарной поддержки в растениеводстве в современной России показывают необходимость его трансформирования. Авторами на основе анализа комплекса правовых и аналитических документов обосновываются предложения по совершенствованию правил оказания несвязанной погектарной поддержки в России на основе отечественной ретроспективы и немецкого опыта. Предлагается изменение правил несвязанной поддержки на федеральном и региональном уровне. Обоснованное построение института несвязанной поддержки позволит сформировать дополнительные условия для устойчивого экономического роста аграрного сектора на длительную перспективу.

Переход к цифровому сельскому хозяйству: предпосылки, дорожная карта и возможные следствия

Рассмотрены нормативно-правовые основные положения аграрной политики, цели ее реализации и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Российской Федерации в контексте повышения производительности труда. Цель исследования - обоснование направлений внедрения новых технологий цифровизации в сельском хозяйстве. Цифровая экономика как тренд, набирающий обороты, затронула и сферу АПК, - разработана дорожная карта внедрения технологий интернета вещей в сельском хозяйстве. В статье показаны основные положения дорожной карты, как в части предполагаемых налоговых послаблений, так и расширения практики агрострахования во взаимосвязи с государственными субсидиями на расширение инфраструктуры интернета вещей. Особую тревогу вызывает участие малых сельскохозяйственных товаропроизводителей в реализации предполагаемой дорожной карты. Из-за масштабов своего производства, а также высоких единовременных капитальных затрат на преобразование производственного процесса, малые формы хозяйствования не смогут воспользоваться преимуществами новых производственных технологий. Повышение эффективности производственной деятельности на основе интернета вещей возможно за счет увеличения урожайности сельскохозяйственных культур, мониторинга состояния дойного стада или птичников и т.д. Рассмотрен опыт эффективного использования интернета вещей компанией John Deer. В центре процесса создания ценности оказывается потребитель, а компании, их служащие и технологи лишь оказывают ему поддержку. Необходимо государственное вмешательство для создания институциональных условий, которые позволят использовать передовые технологии большему кругу сельскохозяйственных товаропроизводителей. Внедрение технологий на базе интернета вещей в среднем повышает эффективность сельскохозяйственного производства на 20-30‰ в зависимости от вида деятельности и используемых технологий и культуры агротехники.

Особенности финансирования воспроизводственного процесса на уровне регионального апк в условиях импортозамещения

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью определения оптимальной пропорции привлекаемых государственных средств и финансовых ресурсов частных инвесторов с целью повышения конкурентоспособности и обеспечения процесса расширенного воспроизводства в отраслях сельского хозяйства. В работе использованы эмпирический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, статистико-экономический, экспертный, монографический методы научного исследования и соответствующие им научные приемы. Возможность осуществления инвестиций возникает тогда, когда субъект располагает ресурсами или свойствами, позволяющими оказать в ходе воспроизводственного процесса нужное воздействие на требуемые свойства объекта. В момент осуществления вложений инвестор устанавливает связь с конкретным объектом. В результате действия инвестора приводят к изменению свойств объекта инвестиций, а затем измененные свойства инвестиционного дохода воздействуют на инвестора. Решение проблем инвестирования осложняется наличием специфических природно-экономических условий и финансовых ресурсов в разных регионах страны. С учетом особенностей формирования инвестиционного портфеля показана эффективность вложения средств в различные регионы Уральского федерального округа. В результате исследования предложена методика для обоснования гармонизации и финансового равновесия инвестиционных потоков с целью максимизации экономического эффекта и роста конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Особенности воспроизводства машинно-тракторного парка в условиях импортозамещения

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные социально-экономические условия определяют инерционный характер развития агропромышленного производства, выражающийся в низком уровне доходности капитала в сельском хозяйстве, высоких отраслевых рисках, низкой инвестиционной привлекательности, финансовой нестабильности сельскохозяйственных товаропроизводителей при углубляющемся межотраслевом ценовом диспаритете, подрывающем конкурентоспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей на межотраслевом уровне. Перечисленные условия способствуют сдерживанию технической и технологической модернизации аграрного производства, препятствуют нормальному процессу воспроизводства машинно-тракторного парка, о чём свидетельствуют возрастающие темпы выбытия машин из оборота, сокращение коэффициента обновления машинно-тракторного парка. Стагнация российского машиностроения, ограниченность доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам в силу инфраструктурной неразвитости в условиях политики импортозамещения подрывают возможности хозяйств рассчитывать на своевременное техническое обновление производства. В сложившихся условиях хозяйствования воспроизводство машинно-тракторного парка носит зачастую простой, а нередко - суженный характер. Расширенное воспроизводство практически не представляется возможным. Своевременность и пропорциональность воспроизводственного процесса нацелены на формирование оптимального количественного и марочного состава машинно-тракторного парка, позволяют уточнить рациональную загрузку машин при соблюдении агротехнических условий и технологий производства культур, а также выработать подходы к обновлению машинно - тракторного парка с учётом ресурсного потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей. В работе использованы абстрактно-логический, монографический, экономико-статистические методы исследования. В результате исследования сформулированы предложения по дифференцированному подходу к воспроизводству МТП для разных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей.