Яндекс.Метрика

Координационные схемы развития государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве региона

Цель исследования - изучить вопросы государственно-частного партнерства в отраслях сельского хозяйства региона. Исследование проводилось с использованием следующих методов: экономико-статистического, абстрактно-логического, сравнительного анализа. Были разработаны координационные схемы взаимодействия органов регионального управления и организаций сельского хозяйства. В основе схемы лежит концентрация частных и бюджетных инвестиций в проектной организации с последующим их использованием для строительства крупного животноводческого комплекса. Проектное финансирование позволит группам инвесторов работать вместе, что распределяет и снижает риски. Обязательным условиям развития лизинга в государственно-частном партнерстве для АПК региона должно стать объединении мелкотоварных производителей в сельскохозяйственный производственный кооператив. Использование схемы лизинга государственно-частного партнерства для осуществления проектов в животноводстве позволит применять схемы внебюджетного финансирования.

Проблемы развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве

Учитывая высокую значимость сельскохозяйственной отрасли для национальной экономики, обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве является актуальной проблемой. Проблема состоит в том, что меры государственной поддержки и регулирования деятельности малого предпринимательства в сельском хозяйстве дают краткосрочный и нестойкий экономический эффект. Цель статьи: исследование институциональных ограничений, которые негативно влияют на устойчивость развития малого предпринимательства в сельскохозяйственной отрасли. В статье использованы контентные методы исследования нормативно-правового регулирования и поддержки развития малого предпринимательства в сельскохозяйственной отрасли. Проведен анализ макроэкономических показателей, демонстрирующих динамику развития сельскохозяйственного производства за три года. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве обеспечивает порядка 25‰ товарного оборота, но занимает не более 5‰ от суммарной занятости в этой сфере. Малое предпринимательство, не увеличивая численность занятых, демонстрирует экономический рост, но такой рост нельзя признать интенсивным, поскольку существенно влияние инфляции. Необходим поиск решений по модернизации институционально-правового пространства функционирования и развития малого предпринимательства в сельскохозяйственной отрасли. Предлагается совершенствовать государственную поддержку лизинга, предоставлять государственные и муниципальные гарантии для малого предпринимательства, развивать ЕСХН и патентную систему налогообложения, снизить тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды, снизить административную нагрузку в связи с ведением учета, формированием отчетности.

Инновационно-инвестиционный потенциал аграрного сектора: сущность и специфика формирования

Модель инновационного развития представляет собой способ организации взаимодействия субъектов инновационного процесса, реализующих функции генерации инноваций, их трансляции, внедрения, сопровождения, использования и стимулирования инновационной деятельности. Экономические системы могут ориентироваться на выбор как типовых, так и уникальных моделей инновационного развития, учитывающих их масштаб, территориально-отраслевую специфику, стратегию развития, уровень инновационно-инвестиционного потенциала и другие факторы и условия. Под инновационно-инвестиционным потенциалом предлагается понимать способность системы к модернизации и переходу в новое качественное состояние с учетом инвестиционной привлекательности системы в целом и ее отдельных элементов и к адекватному финансовому обеспечению инновационной деятельности. Аграрный сектор как часть системы общественного производства, обладающая собственной спецификой, требует наличия адекватного механизма формирования и использования инновационно-инвестиционного потенциала, учитывающего: особенности сельского хозяйства как отрасли; ограниченные возможности внедрения товарных инноваций; существенную долю в структуре аграрного сектора субъектов, относящихся к малым формам хозяйствования, слабовосприимчивых к инновациям; низкий уровень платежеспособного спроса на инновации и коммерциализации инновационных разработок; ограниченные финансовые возможности значительной части сельскохозяйственных производителей; существенный уровень дифференциации отраслей аграрного производства по уровню доходности; образовательную и моральную неготовность многих работников сельского хозяйства к внедрению инноваций. Возможности наращивания инновационно-инвестиционного потенциала существенно ограничиваются: качеством и несбалансированностью инновационной системы, уровнем финансового состояния экономических субъектов; доступностью инвестиционных ресурсов; способностью экономических субъектов управлять инновационными рисками с учетом уровня развития соответствующих экономических институтов; доступностью информации о предложении инноваций, уровнем государственного стимулирования спроса на инновации и государственной поддержки инновационно-инвестиционных проектов

Состояние и перспективы развития семейных молочных ферм

Дефицит молока в Российской Федерации повышает актуальность наращивания объемов его производства во всех категориях хозяйств вне зависимости от размеров и форм собственности. Целью настоящего исследования является определение состояния и перспектив развития семейных молочных ферм. В исследовании были использованы данные анкетирования глав К(Ф)Х из 12 регионов России, проведенного в конце 2016 - начале 2017 года АККОР в ходе конкурса «Лучшая семейная молочная ферма - 2016». Были проанализированы данные по 28 К(Ф)Х, занимающихся производством только коровьего молока, имеющих поголовье коров до 200 голов. Анализ развития исследуемых семейных молочных ферм проводился по трем значимым факторам: техническая оснащенность, размер молочного стада, количество занятых работников. Анализ показал слабую зависимость цены реализации молока, уровня его товарности и рентабельности, а также прибыли от реализации молока от поголовья коров и количества работников на ферме. Социально-экономический анализ показал жизнеспособность и возможность развития небольших и средних по размеру поголовья молочных ферм в различных регионах страны. Повышению темпов и устойчивости развития молочной отрасли России способствуют целевые программы развития фермерских хозяйств, разработанные с учетом производственно-экономических и природно-климатических особенностей, включающие прямую государственную поддержку технологической модернизации и субсидирование производства молока. Дополнительным преимуществом средних и небольших по размеру ферм во многих регионах является возможность организации переработки молока. По товарности, цене молока, прибыли от его реализации прямой зависимости от уровня технической оснащенности не выявлено, однако максимальная цена и прибыль наблюдаются при полной механизации всех производственных процессов.

Прогноз размещения посевов подсолнечника в пензенской области

Масличные культуры занимают второе место в пищевом рационе населения планеты после зерновых. Растительное масло наряду с животными жирами имеет большое пищевое значение как высококалорийный продукт. Основным сырьевым источником производства растительного масла в Российской Федерации в целом и в Пензенской области в частности является подсолнечник. Рациональное размещение посевов подсолнечника по территории региона с учетом природных и экономических условий позволяет более эффективно использовать землю, орудия труда и сам труд. Цель исследования заключается в разработке прогноза размещения посевов подсолнечника в регионе на основе данных за последние 20 лет. Была проанализирована динамика основных показателей семян подсолнечника, предложена группировка районов региона по доле посевов подсолнечника, определен методологический подход к прогнозированию посевной площади. В процессе исследования использовались общенаучные и частные методы. Все районы области были разделены по доле посевов масличных культур во всех посевах на две группы до 20‰ и более 20‰. В результате исследования были предложены мероприятия по оптимизации размещения подсолнечника в регионе, в результате реализации которых планируется не только повысить эффективность работы сельскохозяйственных организаций, компенсировать существующий недостаток масличного сырья, но и обеспечить восстановление и сохранение плодородия почвы. В перспективе районов с перенасыщенной долей посевов подсолнечника при введения новых севооборотов не будет. Посевная площадь подсолнечника в прогнозируемом периоде незначительно снизится, и к 2018 году составит 208,11 тыс.га. Снижение размеров посевных площадей можно компенсировать введением в севооборот масличной культуры - крамбе абиссинская.

Оценка вклада регионов в формирование продовольственных ресурсов страны

Потребность в оценке вклада регионов РФ в продовольственное обеспечение страны постоянно возникает при научных исследованиях и в практической деятельности органов управления. Часто для этих целей на практике используются традиционный метод простого ранжирования регионов по объемам производства того или иного вида продукции сельского хозяйства. Формируемые в настоящее время на федеральном уровне автоматизированные информационные системы мониторинга продовольственной безопасности ещё не доведены до рабочей стадии, весьма громоздки и вряд ли будут удобны для решения обозначенных выше задач. Предлагается определять вклад субъектов РФ в продовольственное обеспечение страны, как с использованием продовольственных балансов Росстата, так и на основе индексов локализации объемов производства сельскохозяйственной продукции в регионах относительно численности населения в них. Применение индексов локализации позволяет скорректировать некоторые недостатки, связанные с использованием в расчетах продовольственных балансов, установить характер неравномерности в территориальном размещении объемов производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Проверка с использованием метода корреляции рангов Спирмена гипотезы об эффективности расчётов индексов локализации подтвердила применимость их для оценки вклада регионов РФ в формирование продовольственных ресурсов. Коэффициенты корреляции рангов, исчисленных по индексу локализации соответствующего продукта питания составили по картофелю 0,84, молоку и молокопродуктам - 0,91, овощей и бахчевых культур - 0,93, яйцам и яйцепродуктам - 0,97, мясу и мясопродуктам - 0,98. Дифференциация вкладов субъектов РФ в продовольственные мясные ресурсы показана при построении кривой Лоренца. Наиболее неравномерно размещено производство свиней и птицы, при котором в 8 субъектах РФ сконцентрировано, соответственно, 45,6‰ и 44,7‰. Специализированное мясное скотоводство ещё не оказало такого сильного влияния на концентрацию производства.

Нормативный прогноз потребления продуктов питания населением россии

В настоящее время вопрос достижения продовольственной безопасности является одним из важнейших. Существуют разные пути ее достижения, но все они зависят от нормативов потребления и численности населения. Однако есть еще один важный аспект, который редко рассматривается - влияние на потребление продуктов питания возрастной структуры населения. Целью работы является изучение потребления продуктов питания с учетом изменения возрастной структуры населения в настоящий момент и на период до 2050 г. В качестве нормативов были выбраны минимальные нормы, утвержденные законодательно. Они ниже медицинских норм, но ближе к реальному потреблению. При реализации наиболее вероятного варианта прогноза численности населения трудоспособное население сократится, а численность пенсионеров увеличится. Численность детей незначительно сократится. В результате к 2033 г. потребление по минимальным нормам сократится на 0,9-2,4‰. При этом у детей оно снизится на 4,4‰, у работоспособного населения - на 8,3‰, а у пенсионеров возрастет на 19,8‰. К 2050 г. у детей и населения в трудоспособном возрасте потребление сократится на 2,3‰ и 20,1‰, а у пенсионеров увеличится на 37,3‰. В целом сокращение составит 3,5-5,6‰. Следовательно, мы можем предполагать сокращение рынка продуктов питания. Одновременно из-за увеличения численности пенсионеров необходимо развивать направления, позволяющие более полно удовлетворять спрос этой категории населения. В настоящее время продовольственная безопасность по ряду критериев не достигается, но при выполнении некоторых условий можно предполагать улучшение ситуации к 2033 г.

Сельскохозяйственные организации: предварительные результаты переписи 2016г

На основе опубликованных Росстатом предварительных сводных итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г., материалов предыдущей переписи, данных текущей статистики и отчетности Минсельхоза РФ методом сравнительного анализа выявлены тенденции развития сельскохозяйственных организаций в использовании земельных, трудовых ресурсов. Сделан вывод, что за межпереписной период действующие сельскохозяйственные организации развивались в сторону повышения эффективности и интенсивности использования ресурсов, о чем свидетельствует укрупнение среднего размера предприятий при значительном сокращении числа работников, рост доли используемых сельскохозяйственных угодий, положительная динамика рентабельности, сокращение убыточных производств (скотоводство) при росте более выгодных (свиноводство, птицеводство). Однако, эти процессы сопровождаются дальнейшим сжатием земельной ресурсной базы, в т.ч. и наиболее продуктивной (пашни), увеличением эксплуатации работников. Проблемой являются неурегулированные земельные отношения сельскохозяйственных организаций, не осуществлявших деятельность, но аккумулирующих огромные земельные ресурсы. При этом данные Роснедвижимости и переписи имеют значительное расхождение по числу сельскохозяйственных организаций, имеющих земельные ресурсы. За сельскохозяйственными организациями также числятся большие площади непродуктивных угодий. Необходима инвентаризация земель сельскохозяйственных организаций. Число занятых на 1 предприятие в сельскохозяйственных организациях сократилось с 81 до 57 чел., в крестьянских хозяйствах - с 4 до 3 чел. Рост доходности сельскохозяйственного бизнеса на зарплате работников сельского хозяйства существенно не отразился. Следует обратить внимание на соотношение зарплат и доходности при том, что интенсивность труда и требования к качеству рабочей силы повысились.

Применение экологического блока критериальных ограничений в экономико-математическом моделировании развития органического производства

Переход к органически ориентированной системе сельскохозяйственного производства должен быть поэтапным, с постепенным введением в сельскохозяйственный оборот залежных и неиспользуемых земель. В статье представлена методика параллельной оптимизации структуры посевных площадей для расчета экономико-математических моделей при традиционной и ориентированной на производство органической продукции системе землепользования, отличающаяся введением дополнительного блока экологических критериальных ограничений: резерв земель, пригодных для производства органической продукции, валовой объем производства органической продукции и затраты на ее производство. На основе предложенной методики рассчитана экономико-математическая модель и доказана эффективность функционирования зонального агроэкокластера. С учетом полного вовлечения в производственный оборот сельскохозяйственных земель, пригодных для производства органической продукции, уровень рентабельности составил 39,7‰, против 17,3‰ при оптимизации структуры посевных площадей при традиционной системе сельскохозяйственного производства. Сделан вывод, что органическая и индустриальная системы ведения земледелия могут эффективно функционировать параллельно друг другу, постепенно трансформируясь в такую аграрную технологию, которая сможет удовлетворить текущие и предполагаемые потребности населения в качественном и экологически безопасном продовольствии.

Экономический потенциал сельских территорий как объект оценки

Реформы, осуществляемые в России, пока не обеспечили улучшение социально-экономического положения сельских территорий, в том числе рост качества жизни сельского населения. Наоборот, по многим показателям ситуация на селе существенно ухудшилась. Одной из главных причин является недостаточная эффективность деятельности органов власти по развитию и реализации экономического потенциала села. Решение этой проблемы предполагает определение его реальной величины и выявление способов полноценного использования. Существующие разработки не отвечают в должной мере предъявляемым требованиям. Учитывая это, в статье обоснованы теоретические положения, развивающие соответствующую научно-методическую базу. Уточнена сущность понятия «экономический потенциал» и связанных с ним основных научных категорий, показан решающий характер роли потенциала управления в сельском развитии. Оценку экономического потенциала сельской территории рекомендовано осуществлять с учетом лучших результатов, достигнутых в мировой практике в аналогичной местности на основе использования наиболее эффективных технологий. Сделан вывод о том, что планы и программы развития сельских территорий должны разрабатываться с учетом данной рекомендации, что будет способствовать активизации процессов внедрения на селе современных технологий и его социально-экономическому развитию.