Яндекс.Метрика

Перспективы развития молочного животноводства в регионах россии с различным агробиологическим потенциалом

В молочном животноводстве углубляется дифференциация в темпах развития по территориальному и субъектно-хозяйственному признаку. Инвестиционная активность в молочном животноводстве во многих регионах, обладающих сравнительными преимуществами производства молока, снижается по причине несовершенства форм государственной поддержки. Приоритетный порядок государственной поддержки крупных проектов строительства комплексов «с нуля» на две, три и более тыс. коров приводит к несоответствию получаемых регионами объемов поддержки объективным факторам развития отраслей сельского хозяйства. Обеспечение соответствия уровней специализации, размеров и интенсивности производства конкретным условиям хозяйствования, возможностям инновационных технологий необходимы для реализации сравнительных преимуществ, повышения эффективности производства молока. Хозяйства в регионах с высоким агробиологическим потенциалом способны производить объемистые и концентрированные корма с низкими прямыми издержками. Возможность использовать в рационах животных собственные зерноотходы, побочную продукцию переработки товарных культур растениеводства дополнительно снижает себестоимость продукции, в особенности молодняка на откорме. Молочное животноводство в мультипродуктовых хозяйствах формирует положительные экстерналии для растениеводческого бизнеса, улучшая структуру севооборотов, снижая затраты на удобрения и средства защиты. В регионах Нечерноземной зоны высокую эффективность демонстрируют самостоятельные специализированные племенные хозяйства, достигающие высокого уровня молочной продуктивности, активно осваивающие инновационные технологии, максимально использующие преимущества низкой альтернативной стоимости сельскохозяйственных угодий. Рассмотрение в качестве ключевых критериев отбора поддерживаемых проектов показателей «увеличение поголовья и прирост объемов производства молока» приводит к распределению основных объемов поддержки в пользу строительства новых комплексов крупными агрохолдингами в регионах с высоким рентным потенциалом. Изменение макроэкономической и рыночной ситуации, расширение возможностей инновационных технологий в молочном животноводстве и кормопроизводстве повышают актуальность приоритетной поддержки поэтапной модернизации действующего производства в самостоятельных, средних по размеру производства хозяйствах, способных обеспечить конкурентоспособность, равномерное и устойчивое развитие отрасли практически во всех регионах России.

Направления развития государственной поддержки рынка молока и молочной продукции

Рыночные отношения изменили условия производства и реализации молока и молочной продукции. Производители молока не всегда могут продать свою продукцию по ценам, которые покрывали бы их затраты и создавали возможности вести расширенное воспроизводство. Индекс цен на промышленные товары и услуги, приобретаемые сельскохозяйственными организациями, превышает индекс цен на молоко и молочную продукцию. На рынке увеличивается доля некачественной продукции, а меры контроля ее качества стали ослабевать. Так, в 2016 г. около 7‰ произведенной в РФ молочной продукции признано фальсификатом. Стагнация производства молока, сохранение зависимости от импорта и низкая инвестиционная активность привели к установлению нормы потребления молока и молочной продукции в 2016г. в размере 325 кг/чел./год, при ранее действующем нормативе в 320-340. В этих условиях необходима научно-обоснованная государственная поддержка рынка молока и молочной продукции, качества продукции. Это возможно только при условии совершенствования системы государственной поддержки, стандартизации и сертификации продукции, объединения участников рынка в отраслевые союзы.

Оптимизация доставок зерна по железной дороге

В статье приводится транспортная модель перевозок зерна между областными центрами регионов России. В модели учитываются экспортные поставки зерна из регионов поставщиков в российские морские порты. Рассматриваются годовые перевозки зерна по железной дороге, имеющие унифицированные ежегодные тарифы на перевозку тонны зерна между областными центрами регионов РФ. Модельные вычисления проведены на статистике за 2016 год. При составлении схем маршрутизации зерновых перевозок использовались следующие морские порты: Новороссийск, Туапсе, Таганрог, Тамань и Владивосток. Входными данными для транспортной модели являются показатели профицитов и дефицитов наличия зерна в регионах России из баланса ресурсов и использования зерна в областях РФ за 2016 год. Годовые пропускные возможности морских портов РФ по перевалке зерна и тарифы на перевозку зерна из регионов поставщиков зерна в регионы получатели также являются входными данными. Транспортная модель использует в качестве программного инструмента классическую транспортную задачу и реализуется в среде программы LPSOLVE. Результаты вычислений по транспортной модели могут использоваться зерновыми и транспортными компаниями для составления эффективных маршрутов доставки зерна, как в регионы потребители зерна, так и на экспорт через морские порты России. Годовые пропускные возможности морских портов РФ по перевалке зерна трактуются в транспортной модели как дефициты зерна в городе, связанном с портом и добавляются в список дефицитов зерна регионов получателей зерна.

Моделирование процесса развития сельских территорий с целью обеспечения продовольственной безопасности

Актуальность темы исследования обоснована отсутствием единой методики исследования состояния сельских территорий как инструмента формирования целевых программ их развития. Проблема совершенствования аналитического и прогностического обеспечения управления развитием сельских территорий решена авторами посредством обоснования факторов устойчивого развития сельских территорий, разработки методики их оценки, базирующейся на расчете поликомпонентного индикатора, предназначенного для определения вектора социально-экономического развития, а также осуществления моделирования процессов развития сельских территорий во взаимосвязи с динамическими изменениями аграрного сектора. В работе были использованы следующие методы - монографический, экономико-статистический, сравнительного анализа, экспертных оценок, экономико-математического моделирования, основанных на современных компьютерных технологиях. Результаты экономико-математического моделирования применимы при анализе процессов сельского развития, а с помощью имитационного моделирования имеется возможность осуществления прогностического мониторинга при разработке и формировании целевых программ устойчивого развития сельских территорий.

Развитие экспорта российской сельскохозяйственной продукции на основе сетевого сотрудничества в апк

Цель статьи - разработка рекомендаций по использованию сетевых форм для развития экспорта продукции отечественного АПК. В статье дано описание ряда форм сетевого сотрудничества между предприятиями агропромышленного комплекса, логистическими компаниями и государством, которые могут быть использованы для развития экспорта сельскохозяйственной продукции. К таким формам относятся: кооперация, государственно-частное партнерство, стратегические альянсы и аутсорсинг. Показаны основные направления применения сетевого сотрудничества для развития экспорта. Описаны возможные модели организации и функционирования сетевых партнерств. Результатом статьи можно считать то, что, несмотря на доминирование в отечественном АПК вертикально интегрированных предприятий, применение сетевых форм сотрудничества для развития экспорта вполне целесообразно. Кроме того, в АПК рекомендуется применять такие нетипичные (для сельского хозяйства) формы сетевого партнерства, как стратегические альянсы и аутсорсинг. Роль сетевого сотрудничества заключается в объединении усилий независимых предприятий для формирования необходимой для экспорта транспортно-логистической инфраструктуры и продвижения отечественной продукции на иностранных рынках.

Через пилотные проекты сельхозкооперации к успешному развитию аграрных районов россии

Выполнен анализ состояния и выявлены основные направления развития сельскохозяйственной кооперации, её значение для стабильного развития агропромышленного комплекса, укрепления экономики сельского хозяйства, отдельных регионов и страны в целом. Определены роль, значение и необходимость в современных условиях создания пилотных проектов сельскохозяйственной кооперации. Предложены новые направления и принципы государственной поддержки пилотных проектов сельскохозяйственных кооперативов. Особое внимание авторы придают созданию районных кооперативов в сложных депрессивных районах Нечерноземья. В развитии кооперации необходим с одной стороны, комплексный подход федеральных властей, с другой - дифференцированный подход к каждому региону, к каждому району и поселению с учетом особенностей развития. Предлагается увеличить государственную поддержку развития сельскохозяйственной кооперации выделением долгосрочных беспроцентных кредитов непосредственно членам-пайщикам кооперативов.

Региональная политика развития человеческого капитала на сельских территориях

Рассмотрен новый концептуальный подход к формированию человеческого капитала в сельской местности. Подход к человеческому развитию как возможности для всех и каждого требует реформ глобального управления этим процессом на всех уровнях. При этом основной упор акцентируется не на развитии экономического богатства, а на богатстве человеческих жизней. Рассмотрено понятие социального прогресса и представлен индекс стран мира, исходя из этого показателя. Промахи в развитии социальной системы поддержки человеческого развития на селе несут большие риски не только для экономики страны, но и для её продовольственной безопасности. Изучены и раскрыты важнейшие компоненты качества жизни сельского населения. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 и 2016 годов демонстрируют неэффективность государственной политики по закреплению молодежи для работы в сельской местности. Социологические опросы демонстрируют парадоксальное различие социального самочувствия жителей столицы и провинциального населения. Сделан вывод о наличии асимметрии в стандартах жизни сельского населения на территории России, сокращении трудоспособного населения, что влияет на качество человеческого капитала. Приведен комплекс мер для развития человеческого капитала на сельских территориях. Среди основных задач выделены: обеспечение жителей села новой современной системой образования; формирование культурной среды; инновационная интеграция городов региона и сельских поселений. Региональные власти имеют возможность запускать локомотивные проекты, которые в большей степени базируются на организационно-управленческих решениях и синергетических эффектах от объединения различных экономических субъектов в единую организационную, экономическую модель.

Ключевые изменения государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в рф

С 2017 г. в субъектах Российской Федерации предоставление государственной поддержки сельскохозяйственного производства осуществляется в рамках «единой» субсидии, направленной на достижение целевых индикаторов программы, с учетом приоритетных направлений развития сельского хозяйства, что повлекло за собой изменения в распределения субсидий из федерального бюджета. Критериями распределения «единой» субсидии между субъектами является доля субъекта Российской Федерации в общем объеме субсидии, которая определяется по показателям, характеризующим его долю по Российской Федерации в конкретных показателях сельскохозяйственного производства. Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации на 2018-2020 гг.будет происходить с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета. Совершенствование механизма государственной поддержки сельского хозяйства направлено на повышение оперативности управления распределением бюджетных средств с учетом текущей ситуации в АПК и сокращение количества межбюджетных трансфертов. Размер «единой» субсидии возрастет в Новосибирской области, в целом господдержка АПК в Сибирском федеральном округе снизится на 5,7‰.

Субсидии на развитие мясного скотоводства: методология оказания государственной поддержки на федеральном уровне

Развитие мясного скотоводства, в том числе посредством предоставления субсидий, является одним из приоритетных направлений развития сельского хозяйства России. Особенно актуально развитие субсидирования посредством повышения его эффективности как механизма, что связанно с консолидацией направлений субсидирования в сельском хозяйстве и постоянном росте их объемов. Целью исследования является разработка методических рекомендаций, позволяющих повысить эффективность субсидирования. Для проведения анализа применялись корреляционный анализ, метод сравнения, экономико-математический и статистический методы. Результаты исследования показали, что при предоставлении субсидий не учитываются экономические особенности сельского хозяйства; разница в ранге субъектов при определении предельного уровня финансирования, разрыв в уровнях расчетной бюджетной обеспеченности; отсутствие заметных изменений в объемах производства при очевидном увеличении средств государственной поддержки. Это позволяет сделать вывод о неэффективном расходовании бюджетных средств. Контроль на федеральном уровне за предоставлением достоверной отчетности недостаточен; недостаточно определена ответственность за невыполнение условий предоставления и обязательств; велика вероятность коррупционных рисков. Условия предоставления бюджетных средств могут быть определены различными показателями, между которыми нет закрепленной связи, что приводит к дисбалансу между поддержкой товаропроизводителей и организаций, занимающихся переработкой продукции.

Амортизационная политика - инструмент стимулирования инвестиций в сельское хозяйство

Амортизационная политика - важнейший стимул для мобилизации инвестиционных ресурсов. Формальный подход к данной проблеме, а также отсутствие реальных механизмов для эффективного накопления и использования амортизации не позволяют использовать данный инструмент в полной мере. Кроме того, неоднозначность понятия в среде экономистов создает проблемы в методическом аспекте. В статье амортизационная политика рассмотрена как инструмент активизации инвестиционных процессов в реальный сектор экономики за счет мобилизации собственных источников возмещения стоимости основного капитала, где определяющая роль отводится амортизационным отчислениям. Низкий удельный вес капитальных вложений в отрасль - 4,17‰, свидетельствует о существующей проблеме. Отсутствие действенности амортизации на региональном уровне находит свое подтверждение в ее низком удельном весе затрат - 6,83‰, росте расходов на содержание основных средств. Зарубежный опыт свидетельствует о значимости амортизационной политики в повышении технико-технологического уровня модернизации сельского хозяйства. Для эффективной реализации политики предложен ряд мер на макро-, мезо- и микроуровнях. В частности, необходимо предусмотреть адекватное современной ситуации нормативно - законодательное и методическое обеспечение данного процесса. Требуется привести в соответствие бухгалтерский и налоговый учет, в основу которого взять положения международных стандартов. Обратить внимание на формирование первоначальной стоимости, экономическое обоснование выбора метода амортизации, внедрение переоценки основных средств, разработку коэффициентов ускоренного формирования источников воспроизводства и их целевое использование.