В статье рассмотрена сущность и понятие синергетического эффекта, обоснована необходимость разработки модели его формирования. Проведен анализ производственных параметров возделывания сахарной свеклы в Российской Федерации. Изучена и проанализирована с помощью метода цепных подстановок колеблемость урожайности за 7 лет в Российской Федерации и Орловской области. Раскрыты аспекты периодизации работ в отрасли свекловодства. Особое внимание уделено решению вопроса по привлечению рабочих, а именно трактористов-машинистов в сельскохозяйственных организациях круглогодично. В связи с работой на сложной, инновационной, современной технике предлагается сглаживать сезонность повышением квалификации и дополнительным обучением. В авторской интерпретации схематично представлена модель формирования синергетического эффекта производства сахарной свеклы, алгоритм которой основан на базовых компонентах: фактор сезонности, методика ценообразования на реализацию сахарной свеклы, маржинальный анализ.
Представлены результаты исследований по анализу развития рисоводческой отрасли во временном промежутке 2009-2016 гг. Показано снижение валового сбора риса в 2013 году относительно 2011 года из-за уменьшения посевной площади на 7‰ и урожайности на 5,6‰. Прослеживается увеличение затрат при производстве зерна риса на один гектар, которые в этот временной период повысились на 16,2‰. Проведен анализ эффективности последействия внесения минеральных удобрений на посевах люцерны - основного компонента рисового севооборота. Уровень урожайности люцерны определил стоимость продукции: без удобрений (000) - 5235 руб./га, двойные нормы азотных, фосфорных и калийных удобрений относительно естественного уровня плодородия увеличили показатель до 6855; 6555 и 6285 руб./га или на 30,9; 25,2 и 20,1‰ соответственно. Максимальное повышение стоимости продукции при последействии двойных и тройных норм полного минерального удобрения - 8220 и 8550 руб./га соответственно, что свидетельствует об оптимизации системы удобрения культур севооборота. Совокупность экономических показателей, чистый доход (4976-6074 руб./га), уровень рентабельности (265,4-245,3‰), подтверждает целесообразность использования удобрений на посевах люцерны.
Снижение закупочных цен на молоко не только в период «большого молока», но и в зимний сезон 2017-2018 г. повышает актуальность наращивания объемов переработки молока непосредственно в хозяйстве. Целью исследования является выявление существующих проблем и возможностей развития собственной переработки молока в сельскохозяйственных организациях. Их оценка производилась на примере сельскохозяйственных организаций Ленинградской области с использованием методов экономического анализа по двум значимым факторам: наличие сырьевой базы для переработки молока и эффективность существующих мер его государственной поддержки. Расчеты показали снижение резервов интенсификации производства в отрасли в 2016 г. по сравнению с 2010 г., а также повышение объемов реализации молока на молокоперерабатывающие заводы, принадлежащие транснациональным корпорациям. С целью снижения монопольного влияния молокоперерабатывающих заводов и увеличения объемов переработки молока в самих хозяйствах, предложено введение дополнительной региональной субсидии, которая будет выдаваться специализирующимся на производстве и переработке молока сельскохозяйственным организациям - в зависимости от удельного веса его переработки. Данная региональная субсидия позволит увеличить уровень рентабельности до 33,3‰, создавая дополнительные стимулы для организации собственной переработки молока сельскохозяйственными организациями Ленинградской области.
Прогнозирование отраслевых и региональных процессов является неотъемлемой частью процесса управления, от которого в значительной мере зависят экономические и социальные последствия развития территорий, эффективность использования трудовых, природных и материально-вещественных ресурсов. Устойчивое развитие растениеводческой деятельности в условиях повышенных рисков и неопределенности требуют разработки научно-обоснованных методик совершенствования планов развития рынка в целом с использованием формализованных методов выявления закономерностей развития и прогнозирования. В связи с этим, возрастание роли прогнозирования в рыночных системах, обусловлено глобальными трансформациями внешних условий, адаптацией государственного регулирования рыночных структур, дальнейшей интеграцией отрасли с другими отраслями АПК и ВТО. На основании данных 2000-2016 гг. выполнена спецификация трендовой модели; произведена прогнозная оценка в разрезе трех траекторий прогноза: инертный, оптимистический и пессимистический. Прогноз производства овощей построен на основе структурно-логических взаимосвязей между группами результативных и факторных показателей.
Проблемы оценки факторов и условий формирования и развития агропродовольственных кластеров недостаточно полно изучены, а перспективные направления развития АПК в рамках политики импортозамещения нуждаются в систематизации и представляют особый интерес. Цель исследования состоит в формировании и развитии агропродовольственных кластеров, позволяющих наиболее эффективно использовать земельные, трудовые и финансовые ресурсы сельских территорий. При проведении данного исследования использовались методы экономико-статистического анализа, многомерных исследований. Проведенное исследование позволило обобщить часть эмпирических данных о перспективах формировании и развитии агропродовольственных кластеров. Стратегическая роль агропродовольственных кластеров состоит не только в решении проблемы продовольственной безопасности страны, но и является фундаментальной основой для развития сельских поселений, позволяет сохранить национальные традиции, формирует природный ландшафт и образ жизни населения, определяет характер воспроизводства ресурсов в регионе, влияет на структуру производства и размещения населения по территории страны.
Современная аграрная политика государства ориентирована на развитие крупных интегрированных структур, которые являются точками роста и развития сельской экономики и могут способствовать обеспечению устойчивого функционирования социальной сферы села. Создание необходимых условий для улучшения жизни работников сельскохозяйственных организаций является главной задачей, которую необходимо решать не только на высшем уровне, но и на самих предприятиях. Основой формирования внутрихозяйственных отношений служит коллективный договор, включающий все аспекты трудовых отношений, в том числе обязательные государственные социальные программы и корпоративные социальные программы. Первые выполняются в соответствии с законодательными и нормативными актами. Вторые устанавливаются работодателем для работников в дополнение к государственным. Показана необходимость социального партнерства, включающая взаимодействие муниципальной власти, работодателя и работника (профсоюз). Определена роль каждого из них. Предложен механизм выделения средств на социальные нужды села, который позволит улучшить жизнь сельских работников, и может найти применение в ряде других интегрированных формирований региона.
Рассмотрены организационные формы и экономический механизм функционирования рынка НТП, дана их характеристика. Раскрыты теоретические положения организационно-экономического механизма, и приводятся основные направления его совершенствования. Представлена условная модель рынка НТП, на полярных сторонах которой находятся производитель НТП и ее потребитель - сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности и хозяйствования стран союза. Организационно-экономический механизм функционирования рынка научно-технической продукции стран-членов ЕАЭС рассмотрен как совокупность межгосударственных организационно-экономических структур, формирующих этот рынок, а также уровней управления, включающих нормативно-правовые, финансово-экономические и организационные методы воздействия, обеспечивающие научно-технический прогресс в аграрном секторе экономики этих стран. С целью координации, прогнозирования и экспертизы научных разработок предложено создать единый центр НТП в области сельского хозяйства, который мог бы через Евразийскую сельскохозяйственную технологическую платформу тиражировать достижения науки и техники в аграрную сферу ЕАЭС.
Представлены результаты работы по отбору и научной обработке документов по экономике сельского хозяйства из входного документного потока, поступающего в ФГБНУ ЦНСХБ для включения в базу данных «АГРОС» (БД). Актуальность работы состоит в том, что для информирования ученых и практиков, для принятия эффективных управленческих решений, анализа, оценки и прогнозов в области аграрной науки и производства необходима актуальная, достоверная и максимально полная информации о состоянии, тенденциях и перспективах развития сельскохозяйственных науки и производства, перерабатывающей промышленности. Самой оперативной и удобной формой представления и получения информации являются проблемно-ориентированные БД. Целью исследования являлось развитие и пополнение политематической базы данных, отражающей максимально полно входной документальный поток по сельскому хозяйству, пищевой и перерабатывающей промышленности и смежным с ними отраслям и удовлетворяющей разнообразные информационные запросы пользователей. Задачей исследования являлся анализ входного потока по экономике сельского хозяйства, отбор документов для БД, их семантическая обработка и создание библиографических записей. Методы исследования включали контент-анализ входного потока; внешний и внутренний анализ документа, раздельный ввод информации и последующее автоматизированное ее объединение для создания библиографической записи. В результате анализа документного потока, поступающего в ЦНСХБ, отобраны документы по экономике сельского хозяйства, принималось решение о включении документа в БД и степени раскрытия его содержания: монографический или аналитический уровень. Проведены работы по семантической обработке документов лексическими средствами 5 информационно-поисковых языков, в результате которой, создавался поисковый образ документа, обеспечивающий эффективный поиск и формировалась библиографическая запись на документ в БД. Рассмотрены принципы создания библиографического описания и аналитико-синтетической обработки документов. Обработанные документы включены в БД и доступны пользователям Интернета.
Субъекты предпринимательской деятельности, имеющие небольшие объемы производства в аграрной сфере, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не только как налогоплательщики или плательщики сборов, но и как налоговые агенты. При этом в обоих случаях крестьянскому хозяйству присущи свои особенности в зависимости от количества и видов налоговых платежей, связанных с его правовым статусом. Оценивая важность развития в стране сектора малого предпринимательства, в том числе на селе и в аграрном производстве, государство всячески старается стимулировать данный процесс. Поэтому для привлечения предпринимателей в малый бизнес разработаны и действуют более удобные и привлекательные системы налогообложения, чем для других форм хозяйствования. В статье с использованием методов экспертных оценок, сравнения, аналитических расчетов, монографического описания и прогнозирования представлены существующие режимы налогообложения К(Ф)Х, эффективность их использования. К(Ф)Х в зависимости от их правового статуса могут применять различные системы налогообложения. На сегодняшний день упрощенную систему налогообложения используют 55,5‰ фермеров, ЕСХН - 39,5‰, общую систему - 5,0‰. Выбор системы налогообложения не является раз и навсегда заданным. Право перехода предоставляется главе крестьянского хозяйства на добровольной и бесплатной основе. Проведенные исследования показали, что для эффективно функционирующих сельхозтоваропроизводителей переход на ЕСХН и его дальнейшее использование не вызвали сколько-нибудь заметного улучшения их финансового состояния. На практике не существует единой методики обоснования эффективности применяемых систем налогообложения, поэтому при принятии управленческого решения о переходе с одной системы на другую важен аргументированный экономический анализ преимуществ и недостатков их реализации в каждой конкретной организации.
Четыре года действия Федерального закона № 260 от 25.07.2011г. «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 424-ФЗ в части страхования сельскохозяйственных животных показали, что имеются недостатки сложившейся системы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой. Россия самодостаточная страна в части возможности создания уникальной и качественной системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. Сложившаяся субсидиарная модель государственной поддержки недостаточна, потенциал сельскохозяйственного страхования, как урожая, так и животных в разы превосходит заложенные бюджетные показатели на 2016, 2017 годы. Главной причиной сужения рынка страхования в 2017 г. является проблема субсидирования. Для повышения эффективности программ государственной поддержки сельскохозяйственного страхования целесообразно адаптировать перспективные программы страхования урожая, животных и рыбы под конкретные хозяйственные условия предприятий, значимых для продовольственной безопасности конкретного региона. Для отрасли в целом было бы полезно предусмотреть комплексные страховые продукты (в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах).