Яндекс.Метрика

Демографические аспекты формирования кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций ставропольского края

Демографическая и трудоресурсная ситуация, сложившаяся в муниципальных образованиях Ставропольского края, характеризуется снижением численности сельского населения за счет миграционного оттока, не компенсируемого естественным приростом. Растет коэффициент демографической нагрузки нетрудоспособных возрастов на лиц трудоспособного возраста. Сельскохозяйственные организации ощущают дефицит рабочей силы. Доля молодежи в возрасте до 30 лет в структуре работников сельскохозяйственных организаций в отдельных районах Ставропольского края составляет менее пяти процентов. Значение этого показателя зависит от миграционного прироста, величины инвестиций в расчете на гектар сельскохозяйственных угодий и уровня заработной платы работников. Учет этих факторов необходим для взаимосвязанного решения проблем инвестиционного и демографического развития сельских районов региона.

Развитие муниципального апк на основе учета свойств системы государственного, хозяйственно-экономического управления и местного самоуправления

В данной статье определены направления развития взаимодействия муниципального уровня АПК на основе свойств системы управления государственного, хозяйственно-экономического управления и местного самоуправления хозяйствующих субъектов в сфере агропромышленного комплекса муниципального образования. Намечены мероприятия по совершенствованию механизма взаимодействия в организационном и экономическом направлениях. Выделены определенные экономические взаимоотношения на микроэкономическом уровне в социальных и производственных сферах, а также выявлены противоречия в социально-экономическом развитии уровней в процессе их взаимодействия, между хозяйственно-экономическим управлением и местным самоуправлением, государственным управлением и местным самоуправлением.

Развитие инвестиционной деятельности сельских территорий

Цель исследования - оценить развитие инвестиционной деятельности экономики сельских территорий. Сельское хозяйство является одной из ведущих отраслей Алтайского края и имеет стратегическое значение, как в части обеспечения продовольственной безопасности, так и эффективного использования ресурсного потенциала сельских территорий. Наиболее перспективной является южная зона, как с точки зрения диверсификации экономики сельских территорий, так и развития отраслей сельского хозяйства. Развитие туристической и рекреационной деятельности южной зоны региона будет способствовать развитию локальных агропродовольственных рынков, а значит и развитию инвестиционной деятельности экономики сельских территорий. Развитие инвестиционной деятельности предполагает определение «точек роста» в рамках консервативного, форсированного и инновационного сценариев.

Сельскохозяйственное районирование - основа разработки схемы размещения и специализации сельского хозяйства

При хроническом дефиците бюджетных ресурсов, выделяемых государством для устойчивого развития сельского хозяйства, его пространственная организация является наиболее эффективной мерой, способной повысить доходность отрасли и полнее обеспечить население отечественным продовольствием. Но для этого необходимо, чтобы пространственное развитие сельского хозяйства в первую очередь опиралось на сельскохозяйственное районирование страны, которое служит естественно научной основой и стержнем эффективного ведения отрасли. При этом сельскохозяйственный район представляет собой территорию, где комплекс природных и социально-экономических факторов обусловливает формирование устойчивых сочетаний доминирующих и дополнительных типов ведения сельского хозяйства, складывающихся под воздействием особенностей природной среды и экономических условий. Материалы сельскохозяйственного районирования можно использовать не только при формировании специализированных зон производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в границах регионов, но и при разработке схемы размещения и специализации сельского хозяйства страны. Такой подход вполне оправдан с точки зрения роли регионов в производстве и реализации определенных видов сельскохозяйственной продукции, планирования и прогнозирования развития отрасли на региональном и федеральном уровнях, учета административно-территориального деления страны. В статье рассмотрена возможность использования отечественного и зарубежного опыта по сельскохозяйственному районированию страны и формирования на этой основе специализированных зон производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Предложена система мер по разработке схемы размещения и специализации сельского хозяйства страны с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Проектное управление в государственном секторе и бизнесе

В статье рассмотрена ситуация в экономике России, характеризующаяся низким уровнем конкурентоспособности, а также низким уровнем производительности труда. Использование инновационного проектного управления - один из инструментов повышения качества управления в целом. В послании Федеральному Собранию от 01.03.2018 президент Российской Федерации В.В.Путин отметил необходимость повышения эффективности работы органов государственной власти путем внедрения инструментов проектного управления. Эффективное проектное управление при его правильном применении может стать локомотивом подъема экономики через ускоренный рост производительности труда. Представлена ключевая терминология, используемая в международной практике проектного управления, описаны современные подходы и инструменты внедрения его на практике, выявлены современные тренды развития проектного управления. Методология проектного управления сформирована на базе многолетнего опыта реализации проектов, как в частном, так и в государственном секторе, собранного по всему миру. Изучение и использования этого опыта и сформированных на его базе инструментов позволит повысить качество планирования и выполнения государственных проектов.

Проблемы совершенствования экономического регулирования аграрной отрасли: ценовой аспект

В статье рассматриваются проблемы совершенствования экономического регулирования аграрной отрасли, при этом основное внимание уделено ценам и ценовым отношениям в АПК. Отмечается, что продолжающаяся волатильность цен приводит к существенным финансовым потерям товаропроизводителей и неустойчивости функционирования всей отрасли. Колебания цен наблюдаются не только в сельском хозяйстве, но и в отраслях, поставляющих производственные ресурсы, а также в пищевой промышленности. Соответственно меняются и ценовые соотношения между различными сферами АПК. Подчеркивается, что максимальные ценовые диспропорции в настоящее время формируются при реализации продовольственной продукции в розничной торговле. За шесть последних лет рост потребительских цен на продовольственные товары на 23 п.п. обогнал рост цен производителей сельскохозяйственной продукции. Для выравнивания ценовых диспропорций в АПК необходима разработка комплексной системы мер по стабилизации ценовых колебаний на агропродовольственном рынке страны.

Тенденции и проблемы государственной поддержки в аграрном секторе кабардино-балкарской республики

Рост народонаселения и уровня жизни требует увеличения объема продовольствия, в чем важное место принадлежит сельскому хозяйству. Эти объективные условия стимулируют переход сельского хозяйства на новую модель развития, в которой важное место занимают инновации и инвестиции. В то же время следует иметь в виду, что у самого сельского хозяйства нет достаточного объема инвестиций, который необходим для запуска и развития инвестиционной модели. Государство, с одной стороны, формирует базисные конструкции инвестиционной модели, а с другой, создает привлекательный климат для инвесторов. В то же время следует учитывать разный уровень развития сельского хозяйства в различных регионах страны, разные возможности государства в плане инвестиций. Все это в совокупности предполагает формирование специфической не только инвестиционной модели регионального сельского хозяйства, но и специфической формы (механизма) государственной помощи и поддержки. В статье делается попытка на основе анализа динамики объемов и инструментов государственной поддержки сельского хозяйства Кабардино-Балкарии выявить основные тенденции механизма государственной поддержки в региональном сельском хозяйстве, наметить мероприятия по дальнейшему развитию формирующейся инвестиционной модели регионального сельского хозяйства.

Выравнивание рентной межрегиональной дифференциации доходности сельского хозяйства

В статье рассматриваются задачи дифференциации мер государственной поддержки, решение которых будет способствовать формированию относительно равных конкурентных условий производства при реализации Государственной программы развития сельского хозяйства. Показано, что действующая модель организационно-экономического механизма господдержки в должной мере не решает задачу выравнивания доходности в части ее дифференциации, обуславливаемой действием объективных природно-климатических факторов. Проведен анализ предлагаемых для использования на практике показателей оценки рентных условий производства. Определены недостатки официально используемого «показателя почвенного плодородия» в качестве критерия для выравнивания. Предложено использовать в качестве критерия «зерновой эквивалент» и его производную - «балл бонитета по чистому доходу». Предложен алгоритм и проведены расчеты определения потребности в субсидиях для выравнивания доходности сельского хозяйства регионов.

Стимулирование труда в сельскохозяйственных организациях

Разработан метод стимулирования труда на основе системного подхода. Основная цель данного метода - построение алгоритма расчёта премиальных выплат работникам основного производства, обеспечивающего максимальную увязку оплаты труда с конечными финансовыми результатами хозяйств. Необходимость разработки метода обоснована слабой связью затрат труда и конечного результата, а соответственно, нарушением баланса интересов работников и работодателей, что является следствием значительного разрыва между темпами прироста производительности труда и среднемесячным размером заработной платы и выступает существенным демотивирующим фактором. Выделены две группы элементов стимулирующей системы: внешние, определяющие усовершенствование методологической базы выбора системы оплаты труда и стимулирования трудовой деятельности персонала во взаимосвязи с внутренним элементом - адаптация грейдовой системы начисления постоянной части оплаты труда на основе ранжирования результатов экспертной оценки, определения диапазонов и формирование «вилок» окладов, а также предложено закрепить законодательно перечень видов материального стимулирования за счёт участия в доходах предприятия, через процент прироста прибыли рассчитан размер коллективных премий, на базе которых с помощью балльной оценки за знания и компетенции установлена величина индивидуальных премий.

Оценка основных положений политики оплаты труда в аграрном секторе экономики

Систематизированные условия подтверждают необходимость научного исследования одной из важнейших экономических проблем - развития политики оплаты труда в аграрном секторе экономики и усиления ее практической значимости. Предложены авторские понятия и модель ее формирования и реализации. По содержанию политика оплаты труда должна носить системный характер и быть разработана как на отраслевом уровне, так и на уровне субъекта хозяйства с разной степенью конкретизации ее положений. Обоснованы их отличительные особенности. Сравнительная оценка основных положений в области политики оплаты труда на 2018-2020 гг. отраслевого соглашения по АПК и Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ позволила выявить их принципиальные отличия. Политику оплаты труда любого субъекта хозяйствования, либо отрасли, как на региональном, так и федеральном уровне, следует рассматривать как с точки зрения оценки ее содержания и организации, так и оценки ее социально-экономической эффективности по результатам практической реализации. В этой связи в статье предложена система положений, параметров и показателей формирования и оценки эффективности политики оплаты субъекта хозяйствования, на базе которой дана частичная оценка политики оплаты труда в сельскохозяйственных организациях Орловской области.