Яндекс.Метрика

Проблемы регулирования безопасности продовольственного рынка россии

Актуальность темы исследования обусловлена целесообразностью укрепления продовольственной безопасности и обеспечения населения страны качественными пищевыми продуктами с учетом увеличения товаров, произведенных с помощью генно-инженерной модификации. В принятой Доктрине продовольственная безопасность определена, как одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны. Стратегической предусмотрено обеспечение населения страны безопасной продукцией. Авторами выявлено отсутствие единой информационной системы прослеживаемости качества и безопасности продовольствия на всех этапах жизненного цикла в рамках Евразийского экономического союза. Теоретической основой исследования являются результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области обеспечения качества и безопасности продовольствия и нормативные правовые акты. Одним из важных анализируемых аспектов являлось исследование безопасности применяемых методов нецелевых мутаций при использовании генной инженерии в производстве продовольственных товаров. По мнению авторов целесообразно эффективное техническое регулирование в части ужесточения контроля объектов двойного назначения, включая ГМО путем внесения соответствующих изменений в нормативные правовые документы.

Возможные риски и потери в апк россии в условиях рыночных отношений

В статье рассмотрено определение возможных рисков и потерь. Сущность риска состоит в возможности отклонения полученного результата от запланированного. Следствием попадания любого предприятия в рисковую ситуацию являются потери. В условиях развивающейся рыночной экономики всегда существует вероятность потери части ресурсов, недополучения запланированной прибыли или появления дополнительных затрат. Риск является неизбежной составной частью любой хозяйственной деятельности. Рыночная экономика полна рисков во всех сферах своего проявления. Изложена классификация рисков, пути управления снижением степеней риска и вероятности потерь. Целесообразно последовательное решение сложных многофакторных задач, включающих: обнаружение области повышенного риска, оценка стоимости риска, принятие мер по предупреждению риска и снижению последствий рисковых ситуаций. При анализе риска необходимо оценить возможные экономические, политические и другие последствия; сопутствующие явления, способные негативно повлиять на конечные результаты; выявить степень обоснованности принятых решений и поведения в условиях неопределенности; структурирование возможных материальных, трудовых, финансовых, потерь времени, специальных видов потерь.

Стратегия развития рынка продукции органического сельского хозяйства россии

В России органическое сельское хозяйство находит все больше сторонников, однако из-за более позднего развития рынка органической продукции страна отстает по производству и потреблению от многих стран мира. В России нет стратегии развития органического сельского хозяйства и рынков органической продукции. Так как отечественное органическое производство - молодой сектор экономики, то стратегическое планирование и управление рынками органических продуктов имеет важное значение как на уровне страны и регионов, так и на уровне отдельных организаций, решивших заняться производством органической продукции. Авторы суммировали взгляды отдельных ученых, занимающихся проблемами стратегического планирования, а также провели анализ отечественной законодательной базы, касающейся стратегий в различных сферах экономики России и ее регионов, используя общенаучные методы исследования: аналогия и абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и сравнение. При разработке стратегии развития рынка органической продукции в России необходимо заложить основу для сбалансированного развития сектора с учетом ожидаемого национального и мирового производства и потребления. В статье авторы предлагают поддерживать развитие сектора органического производства по четырем основным стратегическим направлениям: 1) эффективные и устойчивые органические институты; 2) коммуникация и продвижение; 3) содействие инновациям; 4) благоприятная политическая обстановка. В результате исследования сделан вывод, что только согласованная политика, основанная на четкой стратегии, может дать толчок для быстрого развития органического сектора в России.

Роль института сельскохозяйственного консультирования в инновационном развитии аграрного сектора экономики россии в условиях интеграции

В статье представлены отдельные результаты инновационной деятельности системы сельскохозяйственного консультирования, выявлена динамика изменения числа региональных и районных центров сельхозконсультирования в Российской Федерации за период 1995-2017 гг. Установлено, что с 2013 г. по настоящее время происходит спад в развитии районного звена системы сельскохозяйственного консультирования в связи с отсутствием государственной поддержки из федерального бюджета и неопределенностью с правовым статусом организаций, входящих в систему. Организациями сельскохозяйственного консультирования в 2017 г. оказано 253 тыс. консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению. Наиболее востребованными остаются технологические консультации в области животноводства (22‰) и растениеводства (17‰), а также консультации по вопросам государственной поддержки (11‰), экономики и организации производства (9‰). В 2017 г. наибольшее количество инновационных продуктов было внедрено в отраслях животноводства (305 ед.) и растениеводства (262 ед.). Модернизация сельскохозяйственного производства возможна при целенаправленной деятельности всех участников инновационного процесса и предполагает взаимодействие субъектов сельскохозяйственного консультирования с научными организациями, органами управления АПК всех уровней и иными структурами.

Проблемы кадрового обеспечения процесса модернизации сельского хозяйства в условиях цифровой экономики

В статье исследованы проблемы формирования кадрового обеспечения сельского хозяйства в период перехода к цифровым технологиям; проанализированы временные отрезки, характеризующие трансформацию сельской социально-трудовой сферы; выявлены тенденции экономического, социально-инфраструктурного и технологического спадов и представлено видение мер по накоплению потенциала для преодоления кризисных явлений и стабилизации ситуации в сельском хозяйстве. Проведенное в рамках исследования анкетирование высококвалифицированных респондентов в разрезе трех фокус-групп (руководители, работники-специалисты и эксперты) позволило определить сложившуюся к настоящему времени степень квалификации работников как минимально удовлетворительную, при полной удовлетворенности кадрами только лишь 4,5‰ опрошенных руководителей, в связи с чем проведен анализ мер по привлечению квалифицированных кадров, а также выявлены мнения о наиболее востребованных специалистах, подготовка которых в настоящее время или не ведется совсем, или не носит массового характера. По итогам исследования сделан вывод о том, что в современных условиях транзитивности экономики формируются новые требования к подготовке специалистов для сельского хозяйства в части их профессиональных компетенций, что в свою очередь обуславливает появление новых специальностей.

Повышение эффективности мелиоративных организаций через совершенствование работы с персоналом

В составе государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период до 2020 года» в Республике Алтай действует подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения». В статье представлены материалы, отражающие деятельность ФГБУ «Управление «Мелиоводхоз по Республике Алтай» по увеличению орошаемых земель в Кош-Агачском районе, по совершенствованию деятельности по управлению персоналом. Показано, что рынок труда в Республике остается сложным, не хватает специалистов с сельскохозяйственным и техническим образованием. Для повышения эффективности водоподающих организаций целесообразно применять IT-технологии, и методы повышения производительности труда.

Механизм государственной поддержки функционирования ассоциации производителей, переработчиков и организаций торговли на рынке молока и молочной продукции

С переходом на рыночные отношения изменились условия производства и реализации молока и молочной продукции. За 2012-2016 гг. при повышении цен на сырое молоко более чем на 27‰ цены на сыры и масло сливочное выросли на 42 и 55‰ соответственно. Производители молока не всегда могут продать свою продукцию по ценам, которые покрывали бы их затраты и создавали возможности вести расширенное воспроизводство. Государством приняты меры преимущественно по поддержке производителей сырого молока. Так, с 2017г. с учетом укрупнения мер государственной поддержки введена субсидия, направленная на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. При этом продвижение молока и молочной продукции от производителя до потребителя - достаточно затратный и важный процесс, который также нуждается в государственной поддержке. В этих условиях необходима научно обоснованная государственная поддержка участников рынка молока и молочной продукции путем их объединения в отраслевые союзы, повышения качества продукции через её стандартизацию и сертификацию, содействуя продвижению продукции.

К обзору российского рынка картофеля

В статье приведены отдельные данные анализа российского рынка картофеля 2016-2017 гг. По данным Минсельхоза России потребление картофеля россиянами на протяжении последнего десятилетия неуклонно растет. Валовой сбор картофеля в России в 2017 г. остался на среднем многолетнем уровне и составил 29,6 млн т . По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г., площадь посадок картофеля в хозяйствах населения сильно завышена - на 625 тыс. га. В настоящее время доля подсобных хозяйств населения в производстве картофеля составляет около 68‰, а не 78‰ как считалось органами статистики ранее. На крупнотоварный сектор приходится около 32‰, вместо заявляемых до этого 22‰. По итогам 2017 г. Россия обеспечила себя картофелем на 90,7‰ при минимуме 95‰, установленном Доктриной продовольственной безопасности. По данным Плодоовощного союза 20‰ от импорта - семенной картофель, среднегодовой объем импорта столового картофеля в Россию составляет 400-600 тыс. т. в год. Экспорт картофеля из России из года в год возрастает и на 99‰ приходится на страны СНГ. Стратегией производства сельхозпродукции предусматривается, что валовой сбор картофеля к 2030 году должен вырасти на 8‰ - до 32 млн т. По данным Росстата, соотношение цен производителей и ресурсов для производства самое неблагоприятное именно в картофелеводстве. Дальнейшее развитие рынка картофеля в России невозможно без модернизации производственной базы картофелеводства.

Совершенствование системы управления качеством переработки органической продукции животноводства на предприятиях алтайского края

В статье рассмотрены актуальные вопросы производственной специфики мясной промышленности Алтайского края, представлена система управления качеством, взаимосвязанная с одной из самых важных отраслей сельского хозяйства - животноводством. В статье, на основе статистических данных рынка мяса и мясной продукции Алтайского края, предложены мероприятия по совершенствованию системы управления качеством, направленные на экономический рост и повышение конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей Алтайского края. Авторами обоснованы мероприятия по совершенствованию регламентированной системы управления качеством мяса и мясной продукции в Алтайском крае с получением соответствующих сертификатов соответствия на производство органической мясной продукции. При условии ускоренного развития животноводства и готовности производить органическую продукцию, Алтайский край войдет в число социально значимых регионов для агропромышленного комплекса Российской Федерации.