Яндекс.Метрика

Формирование внутреннего рынка животноводческой продукции в системе обеспечения продовольственной безопасности страны

В рамках проведенного исследования проанализировано современное состояние внутреннего рынка животноводческой продукции и дана оценка его зависимости от поставок импортных продуктов питания животного происхождения. Определены ключевые показатели насыщения внутреннего рынка продукцией собственного производства, характеризующие уровень продовольственной безопасности. Установлены факторы, влияющие на формирование структуры продовольственного баланса и потребительского спроса населения. Обосновано влияние продуктового эмбарго на развития внутреннего рынка животноводческой продукции и эффективность реализации процессов импортозамещения в отрасли. Рассмотрены особенности формирования рыночной конъюнктуры и ценовой политики. Отражены изменения динамики потребления и определен уровень доступности основных видов продуктов питания для населения. На основании проведенного анализа предложены меры по повышению эффективности развития рынка животноводческой продукции и стимулированию внутреннего платежеспособного спроса за счет оказания адресной государственной поддержки социально незащищенным слоям населения.

Оценка инвестиционной привлекательности проектов в агропромышленном комплексе: особенности и специфика

Оценка инвестиционной привлекательности проектов должна давать объективные и релевантные аналитико-прогностические результаты. В статье рассмотрены различные подходы к оценке инвестиционных проектов, реализуемых в агропромышленном секторе с учетом влияния наиболее значимых для сельскохозяйственной сферы факторов (природно-климатические условия, территориальная рассредоточенность производства, сезонность, ограниченная диверсификация сельскохозяйственной продукции). С использованием различных методических подходов (традиционный инвестиционный анализ / технико-экономическая оценка проекта; реальные опционы, математическое программирование) авторами показано, что обоснование эффективности проектов, реализуемых в АПК, может включать все перечисленные методы оценки, либо отдельные эконометрические инструменты. Выбор методики будет зависеть от следующих условий: масштаб проекта и его целевое назначение; наличие государственного финансирования; бенефициары и наукоемкость проекта; технико-технологические особенности практической реализации проекта; выбор между альтернативными проектами наиболее эффективного (обеспечивающего максимум отдачи на инвестированные средства при принимаемом или заданном уровне риска). Полученные в статье результаты и выводы могут быть использованы кредитными организациями, органами исполнительной власти и другими институтами для разработки методических рекомендаций по оценке инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых в агропромышленном комплексе.

Проблемы развития сельских территорий: программно-целевое управление

Цель исследования - выявление факторов, препятствующих устойчивому развитию сельских территорий. Отмечается сокращение численности сельского населения к уровню 1991 года на 982 тыс. чел., или на 2,5‰. Общая численность сельского населения рассмотрена с четырех позиций: естественный прирост (или убыль); миграционный прирост; изменение категории населенных пунктов (с городской на сельскую); расширение сельской территории за счет присоединения Крыма. Обращаясь к структуре занятого сельского населения Российской Федерации по видам экономической деятельности, было установлено, что доля непосредственно занятых сельским хозяйством составляет всего лишь немногим более 21‰ от экономически активного населения сельских территорий или около 8 млн чел., что указывает на многофункциональность сельских территорий России. Рекомендовано устанавливать финансовый приоритет для стратегических проектов, повышающих доходность отрасли сельского хозяйства; проводить паспортизацию сельских населенных пунктов; применять минимальные стандарты социальной и коммунальной инфраструктур; законодательно закрепить статус молодого специалиста, выезжающего в сельскую местность.

Социально-экономическая сфера сельских территорий как объект мониторинга

Работа посвящена проведению мониторингового исследования сельских территорий. Анализ материалов показал, что существует множество методик для проведения мониторинга сельских территорий, в то же время отсутствует единый подход для выявления проблем, имеющихся на селе. В статье представлена рейтинговая методика оценки для определения уровня развития и типов сельских территорий. Был сделан акцент на социально-экономическую сферу территорий. В качестве объектов исследования выбраны муниципальные районы Челябинской области, относящиеся по административно-территориальному делению к сельским территориям. Для проведения исследования был использован статистический материал за период с 2011 по 2017 годы. Было выделено пять типов территорий: опережающие, преуспевающие, развивающиеся, отстающие и критические территории. По итогам оценки были получены итоговые рейтинговые баллы в диапазоне значений от 18 до 34 баллов. По результатам полученных суммарных рейтинговых оценок отобранные районы распределись по трём из предложенных групп: преуспевающие (1 район), развивающиеся (11 районов), отстающие (9 районов). Результаты исследования могут быть использованы при разработке планов и программ развития сельской местности, а также при принятии решений относительно направлений государственной поддержки сельских территорий.

Качество жизни и оценка уровня платежеспособного спроса населения

Нестабильность мировой экономической системы активным образом оказывает влияние и на конечного потребителя экономических благ, формируя различный уровень потребления, личностные интересы и оценку возможности для их удовлетворения. В данном случае, на первый план выходит оценка оптимальности сочетания развития экономики и уровня качества жизни населения, как основного потребителя результатов хозяйственной деятельности. Качество жизни населения следует рассматривать как единство и взаимосвязь объективных характеристик уровня жизни, определяющих степень удовлетворения материальных и социальных потребностей человека и общества, и социально-культурных, социально-психологических, духовно-нравственных и морально - этических параметров жизнедеятельности людей. Соотношение платежеспособных потребностей и товарных ресурсов, предназначенных для продажи, не соблюдается в Орловской области, при достаточно низком уровне доходов наблюдаются максимальные суммы установленного прожиточного минимума

Основные проблемы обеспечения продовольственной безопасности республики таджикистан

Обозначены достигнутые результаты и выявлены нерешенные проблемы на пути обеспечения продовольственной безопасности Республики Таджикистана. Анализ проведен с использованием статистических макроэкономических, производственных и внешнеторговых данных. Рассмотрены проблемы наличия, доступности и пригодности продовольствия. Выявлена положительная динамика производственных показателей в отношении сельхозпродукции, снижение показателей самообеспеченности продуктами питания, отрицательным сальдо торговли продовольствием, высокая доля расходов на питание, что требует принятия немедленных действий. Необходимо в краткосрочной перспективе создать стратегический запас продовольствия с целью ограничения инфляции или резкого роста цен на муку (хлеб, макароны и т.д.), растительное масло, сахар, чай, картофель, в долгосрочном плане необходимо закончить аграрную реформу. Финансовые возможности Таджикистана пока не позволяют субсидировать сельское хозяйство в необходимых объемах.

Причины возникновения еаэс, брикс и шос и перспективы дальнейшего сотрудничества

Мировой рынок является сферой устойчивых товарно-денежных отношений между странами, которые базируются на международном разделении труда, законах спроса и предложения, факторах производства. Равные условия для всех участников рынка, созданные в процессе эволюции мирового рынка и денежных отношений были сведены на «нет» формированием в 90-х годах однополярного мира, когда активно использовались и используются рычаги политического давления, санкции. Искусственно спровоцированные глубокие кризисы разрушают экономики целых стран, ставят под вопрос существование самого государства и целых народов. Для сохранения и наращивания сферы влияния на мировой арене страны вынуждены объединяться в экономические союзы, такие как ЕАЭС, БРИКС и ШОС, которые должны стать новым полюсом глобальной экономики. Межотраслевая кооперация, агропромышленная интеграция, кооперация малых форм хозяйствования в регионах России и другими странами должны способствовать появлению на рынке уникальных отечественных продуктов питания с новой добавленной стоимостью.

Инвестиционный рейтинг и структурные преобразования сельского хозяйства

Эффективно управлять структурной трансформацией сельского хозяйства позволяет стимулирование привлечения инвестиций в воспроизводственный процесс с заданными изменениями его структурных пропорций. Априори структурные изменения приводят к повышению рентабельности хозяйственной деятельности, что делает структурные инвестиции конкурентными по сравнению со всеми другими формами использования финансового капитала. Заданность параметров сконструированных структурных пропорций является определяющим императивом структурных преобразований. Обозначив реперные точки переформатирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, органы власти в границах своих компетенций формируют структуру инвестиционных потоков, обеспечивающую конкурентоспособность национального сельского хозяйства в глобальном масштабе. Инструментарием структурирования инвестиционных потоков в аграрной экономике, как показано в статье, может выступать рейтингование сельскохозяйственных организаций по критерию их инвестиционной привлекательности. Изменяя значимость влияния различных компонентов рейтинга на его суммарное значение, можно оптимизировать структуру инвестиционных потоков, достигая установленных пропорций воспроизводственного процесса. Инвестиционный рейтинг, а еще важнее, динамика его значений свидетельствуют о целесообразности и социальной значимости выбранного направления трансформации отрасли. Обладая повышающимся инвестиционным рейтингом, хозяйствующий субъект получает четкий сигнал о правильности выбора направления структурных преобразований в своей хозяйственной деятельности.

Единая субсидия и налоговые льготы как факторы научно-технического развития сельского хозяйства регионов

Отмечается важность новой формы государственной финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей, призванной содействовать региональным органам управления в достижении целевых показателей, намеченных в их программах развития АПК. Преимуществом является введение двойственных ставок субсидий - на 1 гектар (голову) и на 1 ц продукции растениеводства и животноводства. Они способствуют научно-техническому развитию сельского хозяйства, реально ориентируя товаропроизводителей на рост урожайности (продуктивности) при одновременном увеличении или хотя бы сохранении в тех же размерах посевных площадей (поголовья животных) и при этом не требуют дифференциации, исключают конфликты, возникающие при дифференцированных одиночных ставках. Вместе с тем, «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса» нуждаются в совершенствовании в части упрощения механизма распределения средств между бюджетами субъектов РФ, а также оценки эффективности осуществления расходов бюджетов субъектов РФ, источником которых являются субсидии. Указывается, что оценку эффективности использования субсидий целесообразно связывать с уровнем рентабельности товаропроизводителей. Подчёркивается значимость Федерального закона от 07.03.2018 № 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», которым субъектам РФ разрешается своими законами устанавливать «дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6 процентов для всех или отдельных категорий налогоплательщиков. Предлагаются направления дифференциации ставок ЕСХН. Сделан вывод о том, что соединение двух разнонаправленных финансовых потоков может стать серьёзным ресурсом научно-технического развития сельского хозяйства регионов, который необходимо максимально использовать при реализации соответствующих программ и учитывать при моделировании прогноза научно-технического развития.